- 8 -

Смерть

в живописи и литературе

 

Лионель Домреми.
«Жизнь Жанны Д'Арк. Смерть Жанны на костре».
1910.
Базилика святой Жанны д'Арк.

Лионель Домреми. "Жизнь Жанны д'Арк. Смерть Жанны на костре". 1910. Базилика святой Жанны д'Арк.

– Ну, царствие небесное, – согласился Безенчук, – преставилась, значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или богу душу отдают – это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, – значит, «преставилась»… А, например, которая покрупнее, да похудее – та, считается, «богу душу отдает»…

– То есть как это считается? У кого это считается?

– У нас и считается. У мастеров… Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели не дай бог помрёте, что «в ящик сыграли». А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, «приказал долго жить». А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят – «перекинулся» или «ноги протянул». Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что «дуба дают». Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал»…

Потрясенный этой, несколько странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

– Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

– Я человек маленький. Скажут «гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут.

Илья Ильф, Евгений Петров. «Двенадцать стульев».

* * *

 

Густав Климт.
«Смерть и Жизнь».
1911-1915.
Музей Леопольда, Вена.

Густав Климт. "Смерть и Жизнь". 1911-1915. Музей Леопольда, Вена.

– А вы никогда Богу не молитесь? – спросил Сенька. – Это потому что вы совсем ничего не боитесь?

– Почему не боюсь? – удивился Эраст Петрович. – Боюсь. Страха не знают лишь люди, начисто лишённые воображения. А раз боюсь, то стало быть, и молюсь иногда.

– Врёте!

Инженер вздохнул:

– Нужно говорить “лжёте”, а лучше бы без крайней надобности совсем такого не г-говорить, потому что… – он сделал неопределённый жест.

– …Можно за это схлопотать по лицу, – догадался Сенька.

– И поэтому тоже. А молитва у меня, Сеня, вот какая, один священник научил: “Упаси меня, Господи, от кончины медленной, мучительной, унизительной”. Вот и вся молитва.

Скорик задумался. Про медленную смерть понятно – кому охота десять лет в параличе лежать или высохнуть заживо? Про мучительную тоже ясно.

– А унизительная смерть это какая? Когда человек помер, а все на него плюют и ногами пинают?

– Нет. Христа тоже били и унижали, но что ж в его смерти постыдного? Я другого всю жизнь боюсь. Боюсь умереть так, чтобы все потешались. Одно это про тебя потом и будут помнить. Скажем, французского президента Фора будут помнить не за то, что он покорил М-Ма-дагаскар и заключил альянс с Россией, а за то, что его превосходительство испустил дух, пребывая на любовнице. От былого вождя нации остался скверный анекдот: “Президент умер при исполнении обязанностей – во всех смыслах”. Даже на кладбищенском памятнике беднягу изобразили лежащим в обнимку со знаменем республики. Люди проходят мимо и хихикают… Вот какой участи я боюсь.

Борис Акунин. «Любовник Смерти».

* * *

 

Юдель Моисеевич Пэн.
«Автопортрет с музой и смертью».
1924.
Художественный музей, Витебск.

Юдель Моисеевич Пэн. "Автопортрет с музой и смертью". 1924. Художественный музей, Витебск.

Да. Смерть — это тоже религия. Другая религия.

Никогда не приходило на ум.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вот арктический полюс. Пелена снега. И ничего нет. Такова смерть.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Смерть — конец. Параллельные линии сошлись. Ну, уткнулись друг в друга, и ничего дальше. Ни «самых законов геометрии».

Да, «смерть» одолевает даже математику. «Дважды два — ноль».

(смотря на небо в саду).

Мне 56 лет: и помноженные на ежегодный труд — дают ноль.

Нет, больше: помноженные на любовь, на надежду — дают ноль.

Кому этот «ноль» нужен? Неужели Богу? Но тогда кому же? Зачем?

Или неужели сказать, что смерть сильнее самого Бога. Но ведь тогда не выйдет ли: она сама — Бог? на Божьем месте?

Ужасные вопросы.

Смерти я боюсь, смерти я не хочу, смерти я ужасаюсь.

Василий Розанов. «Опавшие листья (Короб первый)».

* * *

 

Юдель Моисеевич Пэн.
«Старик и смерть (Хохот смерти)».
1925.
Художественный музей, Витебск.

Юдель Моисеевич Пэн. "Старик и смерть (Хохот смерти)". 1925. Художественный музей, Витебск.

Смерть «бабушки»* (Ал. Адр. Рудневой) изменила ли что-нибудь в моих соотношениях? (*Имеется в виду Александра Адрияновна Руднева (урожд. Жданова, ок. 1826–1911), мать жены писателя, с которой, как и с будущей женой Варварой Дмитриевной, Розанов познакомился во время службы в Ельце) Нет. Было жалко. Было больно. Было грустно за неё. Но я и «со мною» — ничего не переменилось. Тут, пожалуй, еще больше грусти: как смело «со мною» не перемениться, когда умерла она? Значит, она мне не нужна? Ужасное подозрение. Значит, вещи, лица и имеют соотношение, пока живут, но нет соотношения в них, так сказать, взятых от подошвы до вершины, метафизической подошвы и метафизической вершины? Это одиночество вещей ещё ужаснее.

Итак, мы с мамой умрём и дети, погоревав, останутся жить. В мире ничего не переменится: ужасная перемена настанет только для нас. «Конец», «кончено». Это «кончено» не относительно подробностей, но целого, всего — ужасно.

Я кончен. Зачем же я жил?!!!

Василий Розанов. «Опавшие листья (Короб первый)».

* * *

 

Андрей Дмитриевич Гончаров.
«Смерть Марата».
1927.

Андрей Дмитриевич Гончаров. "Смерть Марата". 1927.

 

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
Эскиз к картине «Смерть комиссара».
1928.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Эскиз к картине "Смерть комиссара". 1928.

 

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
Эскиз к картине «Смерть комиссара».
1928.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Эскиз к картине "Смерть комиссара". 1928.

 

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
«Смерть комиссара».
1928.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. "Смерть комиссара". 1928.

 

А. Вепхвадзе.
«Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле».
1948.

А. Вепхвадзе. "Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле". 1948.

 

Дмитрий Александрович Белюкин.
«Смерть Пушкина».
1986.

Дмитрий Александрович Белюкин. "Смерть Пушкина". 1986.

 

1 2 3 4 5 6 7 ... 9 10

 

СМЕРТЬ

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: