- 10 -

Смерть

в живописи и литературе

 

Василий Храмцев.
«Смерть генерала Кульнева».

Василий Храмцев. "Смерть генерала Кульнева".

Второй, низкий голос продолжал:
Подходила скорая смерётушка,
Она крадчи* шла, злодейка-душегубица,
По крылечку ли шла она да молодой женой,
По новым ли шла сеням да красной девушкой,
Али каликой она шла да перехожею.

Потихоньку она да подходила
И чёрным вороном в окошко залетела;
Скрытно садилась на крутоскладно изголовьице
И впотай** ведь взяла душу со белых грудей.
(*Крадчи – крадучись, **Впотай – тогда, в то время)

Василий Ян. «Нашествие Батыя».

* * *

 

Неизвестный гравёр.
«Сражение при Клястицах и смерть храброго генерал-майора Якова Петровича Кульнева 1812 года июля 20».

Неизвестный гравёр. "Сражение при Клястицах и смерть храброго генерал-майора Якова Петровича Кульнева 1812 года июля 20".

Были времена, когда смертное ложе представляло своего рода… трибуну. На нём умирающий мог высказать последние слова, выражающие в сбивчивой форме всю его жизнь.

«Света, больше света!» - воскликнул великий Гёте, титан эпохи Просвещения. (Правда, некоторые утверждают, что в действительности он сказал так: «Жена, подай мне лампу!»).

Утверждается, что последнее действительно памятное изречение было произнесено Оскаром Уайльдом перед смертью в 1900 году: «Один из нас должен уйти: или эти обои, или я!». Другие вспоминают 1904 год, когда на смертном ложе Антон Павлович Чехов сказал: «Я так давно не пил шампанское».

Только время от времени кто-нибудь из умирающих ныне говорит фразу, которая заслуживает, чтобы её запомнили на века. К примеру, Гилмор, убийца, казнённый в 1977 году в американском штате Юта, обратился к палачам так: «Не пора ли начинать, милейший?!». Как тут не вспомнить императора Гальбу, который изрёк, подставляя шею убийце: «Рази, если так нужно римскому народу!».

Особое чувство юмора проявил перед своей смертью Уильям Сароян в 1981 году. Он позвонил в агентство Ассошиэйтед Пресс: «Каждый должен умереть, но я всегда верил, что в моём случае сделают исключение. Как же мне теперь быть?». С шуткой на устах, сидя на стульчике, умер император Веспасиан: «Кажется, я становлюсь богом».

Осенью 1984 года британский актёр Джон ле Мессюрье продиктовал жене сообщение о своей смерти, которое позднее появилось на страницах газеты «Таймс»: «Джон ле Мессюрье намерен сообщить вам, что покидает этот мир пятнадцатого ноября. Как это мучительно тяжело для его семьи и друзей!»

Награду за остроумие, очевидно, следует присудить дяде известного американского юриста Джону Холмсу. В 1989 году он умирал в Лондоне. Медсестра часто дотрагивалась до его ног, говоря присутствующим: «Пока ноги теплы, человек жив… Ещё никто не умер с тёплыми ногами». Холмс открыл глаза и вымолвил: «Я умер! Вспомните Джона Роджерса!». Это были его последние слова. Следует добавит, что известного английского протестантского пастора Роджерса сожгли живьём на костре как еретика.

Красивые последние слова печатаются даже в специальных антологиях. К примеру, американский генерал Ли, главнокомандующий армией южан, прощаясь с жизнью в 1870 году, издал последний приказ: «Собрать палатку!».

Некоторые прощальные слова носят ретроспективный характер, другие адресованы будущему. Они действительно интересны уже потому, что сказаны людьми, стоящими одной ногой в могиле. Знаменитый изобретатель Эдисон, умирая в 1931 году, восхитился: «Как прекрасно там…». Не исключено, что он имел в виду пейзаж за окном его спальни. Перед смертью особенно мучился великий Вольтер. Когда свет лампы в его опочивальне стал ярче, он спросил: «Как же так? Неужели меня решили поджарить?».

Иногда утверждают, что последние слова – это драма, в которой человек в конце жизненного пути говорит правду, так как нет смысла скрывать что бы то ни было или терять что-то. Тогда почему же нам кажется, что они – самый обыкновенный обман? Может, потому, что большинство людей на смертном ложе не высказывают сентенций, а выражают муку от того, что умирают, или же надеются в последний раз попытаться сделать то, что больше всего любили. Единственным примером, быть может, является смерть императора Нерона, притворно воскликнувшего перед смертью: «Какой актёр умирает!».

Например, о премьер-министре великобритании Уильяме Питте Младшем утверждается, что прежде, чем отправиться на тот свет, он воскликнул: «Отечество моё! Как я люблю отечество моё!». Но в действительности он с грустью произнёс: «Думаю, что я в последний раз вкусил паштет из печени». И римский император Септимий Север когда-то на смертном одре впопыхах сказал: «Помогите, если мне остаётся ещё что-либо сделать».

Вспомним также последние слова Гамлета: «Остальное – молчание». Наверное, здесь и кроется причина всего – славные последние слова есть своеобразная форма театра. Их следует публиковать потому, что люди их должны знать.

М. Филонов. «Последнее слово». «Неделя» №15 1993 год.

* * *

 

Владимир Маковский.
«Смерть П. С. Нахимова».

Владимир Маковский. "Смерть П. С. Нахимова".

По мнению врача-исследователя Георгия Петраковича, современные представления о смерти человеческого организма неправильны, поскольку в некоторых случаях человек может находиться в состоянии клинической смерти гораздо дольше 5-6 критических минут. Для этого необходимы следующие условия: неподвижность, охлаждение и предшествующий этому состоянию шок или какой-либо другой стресс. Такие случаи известны из медицинской практики. Так, юная американка пролежала раздетой на морозе, будучи без сознания, несколько часов и не погибла. Удалось спасти четырёхлетнего мальчика, побывшего в ледяной воде более 15 минут и не подававшего признаков жизни. Наконец, один йог 8 суток лежал с остановленным сердцем, что зафиксировано кардиограммой, и благополучно вышел из этого состояния.

Петракович считает, что необходимо пересмотреть современное законодательство, позволяющее забирать органы и ткани для трансплантации, не дожидаясь наступления биологической смерти. Пока сохраняется шанс вернуть пострадавшего «оттуда», негуманно лишать его этого шанса.

«Органы берут у живых людей». «Педагогический вестник» №3 1994 год.

* * *

 

«Геройская смерть солдата 17-го егерского полка, Сидорова, 2 июля 1805 года».

"Геройская смерть солдата 17-го егерского полка, Сидорова, 2 июля 1805 года".

Джордж со свойственной лишь взрослым ясностью и отчётливостью вдруг понял, что, когда смотришь в пустое безмолвное лицо смерти, реальность не то чтобы совсем уж не важна, но как-то менее значима. Понял с характерной для взрослых ясностью и принял как данность, что тоже свойственно взрослым. Жизнь прошла и оставила след. И след этот не более значим, чем простой отпечаток ботинка в пыли. Так мыслят и рассуждают взрослые; ребёнку же нужно много лет, чтобы понять, осознать, что он сделан, создан, сформирован; что происхождение его – не более чем чистая случайность; что всё остальное на свете, кроме этого следа, не более чем пыль и прах. Прах с дымным привкусом пороховой гари, оставшимся от сгоревших в секундной вспышке прожитых лет.

Стивен Кинг. «Бабуля».

* * *

 

Гюстав Доре.
«Смерть Иисуса».

Гюстав Доре. "Смерть Иисуса".

 

Иероним Босх.
Стол со сценами, изображающими семь смертных грехов и «четыре последние вещи» (Смерть, Страшный суд, Ад и Рай).

Иероним Босх. Стол со сценами, изображающими семь смертных грехов и "четыре последние вещи" (Смерть, Страшный суд, Ад и Рай).

 

Иероним Босх.
Стол со сценами, изображающими семь смертных грехов и «четыре последние вещи» (Смерть, Страшный суд, Ад и Рай).
Фрагмент «Наказание семи смертных грехов».

Иероним Босх. Стол со сценами, изображающими семь смертных грехов и "четыре последние вещи" (Смерть, Страшный суд, Ад и Рай). Фрагмент "Наказание семи смертных грехов".

 

Лука Джордано.
«Смерть Катона Учитеского».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Лука Джордано. "Смерть Катона Утического". Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Р. Штейн.
«Смерть атамана донских казаков Булавина под Азовом в 1708 году».

Р. Штейн. "Смерть атамана донских казаков булавина под Азовом в 1708 году".

 

Рудницкий.
«Смерть шута Гвоздева от рук Ивана Грозного».

Рудницкий. "Смерть шута Гвоздева от рук Ивана Грозного".

 

«Смерть Констанции Майер».

"Смерть Констанции Майер".

 

«Смерть Рихмана».
Гравюра сделана другом Рихмана, свидетелем его гибели.

"Смерть Рихмана". Гравюра сделана другом Рихмана, свидетелем его гибели.

 

Франц  Алексеевич Рубо.
«Смерть генерал-майора Н. П. Слепцова в бою 10 декабря 1851 года».

Франц Алексеевич Рубо. "Смерть генерал-майора Н. П. Слепцова в бою 10 декабря 1851 года".

 

Ян Брейгель Старший.
«Лесной пейзаж со смертью Адониса».
Частная коллекция.

Ян Брейгель Старший. "Лесной пейзаж со смертью Адониса". Частная коллекция.

 

Ян Матейко.
«Смерть Сигизмунда II в Кнышине».

Ян Матейко. "Смерть Сигизмунда II в Кнышине".

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 ...

 

СМЕРТЬ

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: