Борис Михайлович Козмин.
«Смерть старейшей Ганнибаловой липы № 310 28 октября 1986 года».
1986.
Для дедов — людей допетровской эпохи — и отцов, живших в воинственное время, смерть была лишь завершением жизни, её естественным рубежом и неизбежным итогом. На неё не жаловались и ею не возмущались — её просто принимали как неизбежность. Конец XVIII века, пересматривая всё, пересмотрел и этот вопрос. Темой размышлений сделался самый факт смерти. В чем её смысл? Какова её цель? И как жить, помня о её неизбежности? Для средневекового человека конца не было: смерть ощущалась лишь как переход от временного к вечному, от мнимого к истинному. Человек второй половины века, современник Вольтера и читатель Гельвеция, с улыбкой превосходства отвернулся от отцовских верований. Взамен он получил сомнения или отчаяние.
Юрий Лотман. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)».
* * *
Альтикьеро да Дзевио.
«Смерть Святой Люции».
Е. Баратынский посвятил смерти целое стихотворение:
Смерть дщерью тьмы не назову я |
Юрий Лотман. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)».
* * *
А. Майман.
«Смерть Ивана Грозного».
Самые впечатляющие результаты получены в опытах с телами недавно умерших людей. Учёным Центра, впервые в мире, удалось строго научно доказать, что тело сохраняет свою энергетическую активность 2-4 дня послк смерти. Оно светится.
Время от времени интенсивность этого свечения начинает резко меняться. И главное – частота и мощность вспышек напрямую зависят от причины смерти! О чём говорит эта зависимость? По версии К. Короткова, она логично объясняет последние движения души (можно назвать её энергией). И отклики тела на расставание с ней.
Наиболее спокойное, довольно устойчивое свечение наблюдается у тех, кто отошёл тихо, от старости или долгой болезни. При этом жизненный путь человека естественно завершён, стрелки биологических часов приблизились к полуночи, душа легко покидает ненужную больше оболочку. «Последний раз оглядеться», и – в дальнейшее странствование.
Если человек погиб мгновенно и достаточно случайно – в аврии, дорожной катастрофе, из-за оторвавшегося во сне тромба, - то стабильность свечения гораздо ниже.
Жизненный путь до конца не пройден, хотя, вероятно, этот срок и был заложен в генах (и если бы человек уцелел в аварии, то вскоре всё равно погиб бы от чего-нибудь другого).
Однако душа не желает быстро покидать тело, она мечется, как бы вновь и вновь проверяя неизбежность происшедшего. Энергия «волнуется», не приходя к покою до тех пор, пока не станет ясно: возврата нет.
А самые сильные, пиковые импульсы фиксируются у тех, кто покончил с собой или был умышленно убит. Такая внезапная смерть – трагическая, мучительная, в случае самоубийства – осознанная; прекращение жизни неожиданно.
Это стечение кошмарных обстоятельств (правда, возможно, что на глубинном уровне оно было обусловлено). Но душа не готова к уходу и «бродит» вокруг тела, не в состоянии освободиться. Внутренний жар питает всё новые всплески энергии.
Следующий этап исследований представляет собой серию принципиально новых экспериментов по отслеживанию самого момента смерти (работа ведётся в реанимационных отделениях больниц). Достижения уже есть: зарегистрированы небывалые информационно-энергетические выбросы.
Валерия Стрельникова. «Информация приходит из газет. Но не только...». «Аргументы и факты» №6 1995 год.
* * *
Константин Егорович Маковский.
«Смерть Ивана Грозного».
Может, это судьбина?* (*Судьбина – смерть).
Василий Ян. «Нашествие Батыя».
* * *
Александр Алексеевич Бучкури.
«Смерть Самозванца».
Акилье Герра (Гуэрра).
«Смерть музыканта».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Арнольд Бёклин.
«Автопортрет со смертью, играющей на скрипке».
Бартоломе Эстебан Мурильо, мастерская.
«Смерть святой Клары».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Борис Чориков.
«Смерть царевича Дмитрия».
Борис Чориков.
«Чёрная смерть» на Руси.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: