- 3 -

Смерть

в живописи и литературе

 

Джузеппе Мариа Креспи (Ло Спаньоло).
«Смерть святого Иосифа».
Около 1712.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Джузеппе Мариа Креспи (Ло Спаньоло). "Смерть святого Иосифа". Около 1712. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Смерти

Я в жизни обмирал и чувство это знаю,
Где мукам всем конец и сладок томный хмель;
Вот почему я вас без страха ожидаю,
Ночь безрассветная и вечная постель!

Пусть головы моей рука твоя коснётся
И ты сотрёшь меня со списка бытия,
Но пред моим судом, покуда сердце бьётся
Мы силы равные, и торжествую я.

Ещё ты каждый миг моей покорна воле,
Ты тень у ног моих, безличный призрак ты;
Покуда я дышу – ты мысль моя, не боле,
Игрушка шаткая тоскующей мечты.

Афанасий Фет.
1884.

* * *

 

Джованни Баттиста Питтони.
«Смерть царя Кандавла».
Начало 1720-х.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Джованни Баттиста Питтони. "Смерть царя Кандавла". Начало 1720-х. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Вырыта заступом яма глубокая.
Жизнь невесёлая, жизнь одинокая,
Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, -
Горько она, моя бедная, шла
И, как степной огонёк, замерла.

Что же? усни, моя доля суровая!
Крепко закроется крышка сосновая,
Плотно сырою землёю придавится,
Только одним человеком убавится…
Убыль его никому не больна,
Память о нём никому не нужна!..

Вот она – слышится песнь беззаботная,
Гостья погоста, певунья залётная,
В воздухе синем на воле купается;
Звонкая песнь серебром рассыпается…
Тише!.. О жизни покончен вопрос.
Больше не нужно ни песен, ни слёз!

Иван Никитин.
Декабрь 1860.

* * *

 

Франсуа Буше.
«Смерть Мелеагра».
Около 1727.
Окружной музей, Лос-Анджелес.

Франсуа Буше. "Смерть Мелеагра". Около 1727. Окружной музей, Лос-Анджелес.

Умирающий

Оставь, душа, сомненья и надежды!
Конец борьбе с мирским всесильным злом.
Я чувствую: сомкнутся скоро вежды,
Близка пора заснуть последним сном!

Истощены бесплодно наши силы;
Мы не щадя их тратили в борьбе;
Но у дверей темнеющей могилы
Мы не пошлём проклятия судьбе.

И от неё не ждём мы воздаянья
За всё, чем жизнь была отравлена…
Страдали мы – но были те страданья
Дороже нам бездействия и сна.

Покинем мир спокойно, без упрёка;
Пусть не для нас победные венцы,
Пусть цель от нас была ещё далёко,
Но пали мы как честные борцы!..

Алексей Плещеев.
1863.

* * *

 

Франсуа Буше.
«Смерть Мелеагра».
Музей искусств, Ренн.

Франсуа Буше. "Смерть Мелеагра". Музей искусств, Ренн.

Смерть – это наиболее драматический момент в судьбе человека, естественно, вызывает много раздумий.

Не зря известный петербургский врач В. Даль, склоняясь над умирающим Пушкиным, впоследствии произнёс удивительные слова: «Вот где надо изучать опытную мудрость, философию жизни, здесь, где душа рвётся из тела. То, что увидишь здесь, не найдёшь ни в толстых книгах, ни на шатких кафедрах…»…

По американским данным, сверхточные весы зафиксировали у умирающих потерю веса в летальный момент в довольно широких границах – от 2,5 г до 7 г. но что интересно, в каждом случае потеря веса происходила не плавно, а скачкообразно, в виде нескольких последовательных ступеней. Как это объяснить? Видимо, душа уходит из тела не плавно, а рывками…

В последнее время появились сообщения и ленинградских медиков. С помощью аппаратуры инфракрасного видения ими было зафиксировано, что в момент смерти человека от него отделяется некий прозрачный энергетический объект эллипсоидной формы…

Невольно возникает мысль о том, что наши религиозные традиции имеют под собой реальное основание. Встреча родственников и друзей, провожающих покойного на девятый и сороковой день после смерти, далеко не случайна. Видимо, сложившийся за тысячелетия ритуал связан как раз с состоянием души умершего. Эти этапы чествования ушедшего имеют, по всей видимости, глубокое значение не только религиозное, но и физическое.

Возвратить душу умершему

Известно, что в клетках мозга, лишённых питания, наступают необратимые процессы распада. Приблизительно через шесть минут мозг перестаёт нормально функционировать, и восстановить его работу практически уже невозможно.

Соответственно этот процесс вплотную связан с судьбою человеческой души. Продлив работу мозга, мы сможем также удержать «рвущуюся» из тела душу.

Тому есть поразительные примеры.

Несколько лет тому назад в Софии, столице Болгарии, в госпитале произошёл трагический случай. Медицинская сестра Пенка Найденова по неосторожности была поражена электрическим током высокого напряжения. Она схватилась за провода, ток прошёл через обе руки и убил девушку, поразив шоком её сердце.

Лишь через 15 минут после трагедии в комнату вошли сотрудники – это были врачи. Поняв, в чём дело, они немедленно принялись её оживлять. Применили искусственное дыхание, провели массаж грудной клетки, укол в сердечную мышцу.

Ничего не помогло… Признаков возвращения жизни не наблюдалось.

Тогда доктор Дореждиян пошёл на предельный риск. Тут же на полу, он вскрыл грудную клетку девушки, обнажив сердце и начал его активно массировать. И вновь безрезультатно…

Проходит десять минут, полчаса, час… Казалось, действительно всё кончено. Дальнейшие попытки бессмысленны.

И вдруг через час двадцать пять минут сердце вздрогнуло. Это было слабое сокращение, доктор едва уловил его.

- Немедленно дефибриллятор, - скомандовал доктор.

Произвели удар электрическим током в районе сердца… Сердце забилось, смерть отступила.

Но как же с мозгом? Ведь почти полтора часа он был лишён питания. Неужели погиб?

Три дня и три ночи Пенка была без сознания. Кровяное давление не подымалось выше 40-90. Сердце давало до 150 ударов в минуту.

Находясь без сознания, двадцатитрёхлетняя девушка буйствовала, не принимала пищу и заботы.
В конце третьего дня она забылась. И тут произошло чудо: когда девушку окликнули, она едва слышно ответила, но на русском языке.

- Что со мной случилось? – спросила она.

Странно… Русский она изучала в раннем детстве, но потом совершенно его забыла.

В. Васильев. «Сквозь узкую щель между жизнью и смертью». «Чудеса и приключения» №8 1993 год.

* * *

 

Франсуа Буше.
«Смерть Сократа».

Франсуа Буше. "Смерть Сократа".

 

Матвей Иванович Пучинов.
«Смерть Камиллы, сестры Горация».
Сюжет из трагедии П. Корнеля «Гораций».
1787.

Матвей Иванович Пучинов. "Смерть Камиллы, сестры Горация". Сюжет из трагедии П. Корнеля "Гораций". 1787.

 

Клод Жозеф Верне.
«Смерть Виргинии».
1789.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Клод Жозеф Верне. "Смерть Виргинии". 1789. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Иоганн Генрих Рамберг.
«Смерть маркиза Поза».
1794.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Иоганн Генрих Рамберг. "Смерть маркиза Поза". 1794. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Г. Г. Летьер.
«Смерть Катона Утического».
Около 1795.

Г. Г. Летьер. "Смерть Катона Утического". Около 1795.

 

Луи Шарль Огюст Кудер.
«Смерть Мазаччо».
Около 1817.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Луи Шарль Огюст Кудер. "Смерть Мазаччо". Около 1817. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

1 2 ... 4 5 6 7 8 9 10

 

СМЕРТЬ

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: