Елена Генриховна Гуро.
«Женщина в платке».
1910.
Частное собрание, Москва.
Василий Иванович Суриков.
«Посещение царевной женского монастыря».
1912.
- Бойся их, говорю я тебе, ибо как верно то, что смерть и грех пришли в мир через женщину, так же верно и то, что их нежные слова и еще более нежные взгляды ведут к гибели всякого, кто вздумает им поверить.
Вальтер Скотт. «Пират».
* * *
Александр Николаевич Самохвалов.
«Женщина в красном платке».
1925.
Юрий Алексеев.
«Каргополь. Женский монастырь».
✫ Как говорил Иисус словами своего брата – Спасителя; «...В царстве небесном, не женятся и не выходят замуж...». «...Я дам вам тело нетленное, не из плоти и крови...». А в Евангелии от Фомы (апокрифы); 118. «…сказал им Симон Петр: Пусть Мария (Магдалена) уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, чтобы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в Царствие Небесное. ✫
В. Пятибрат. «Глубинная книга».
* * *
Поль Дельво.
«Галантные женщины».
1962.
Поль Дельво.
«Женщина перед зеркалом».
«Русская женщина. Начало XVIII века».
Что голова без шеи
В большинстве волшебных сказок при всей яркости образов иванов-царевичей и андреев-стрелков главную роль всё же играют женщины, причём как молодые, так и старые. Молодые Василисы да Марьи являются главной целью и юного героя, и завистливого царя, и министра, а то и самого Кощея Бессмертного. Вокруг них-то вся интрига и разворачивается. С другой стороны, они являются носительницами главной мудрости, наставляют своих мужей и женихов, как им действовать, приговаривая про утро, которое вечера мудренее. А если не хватает своей мудрости, посылают мужей к матерям да тёткам в леса, т. е. к старой женщине, Бабе Яге. Та уж точно знает: что делать, куда идти. Эта пара – молодая и старая женщины, дочка и мать, всё и решают в конечном счёте. Именно они управляют событиями, а Иван – лишь орудие, главный исполнитель их замысла и желания.
Откуда такая высокая роль женщин в волшебных русских сказках? Может быть, оттого, что сказки на ночь рассказывают детям женщины, а не мужчины? Почему бы тут свою женскую значимость для детей и не преувеличить? Или это идёт от давних племенных времён, когда именно женщины были главными в религиозных культах? Или ещё глубже – уходят корнями в матриархат, через который прошли практически все культуры мира?
Так или иначе, современная французская мудрость «шерше ля фам» (ищите женщину) имеет очень далёкую предысторию. Роль «женского фактора» в развитии человечества трудно переоценить.
Павел Гусляр. «Ищите женщину». «Чудеса и приключения» №9 2014 год.
* * *
Е. Н. Федорченко.
«Дагестанский женский костюм».
1 - с платьем-рубахой; 2 - с распашным платьем; 3 - с кафтанчиком (по А. Г. Булатовой, С. Ш. Гаджиевой и Г. А. Сергеевой).
«Народная женская одежда. Великороссы Архангельской и Вологодской губерний».
Но Михаила по юности еще робел запретного. Вспомнил, как отец, бывало, после вечерни, сняв пальцами нагар со свечи, раскрывал старинную книгу в коже с медными застежками, переворачивал засаленную у угла страницу и читал о женах:
"Что есть жена? Сеть прельщения человеком. Светла лицом, и высокими очами мигающа, ногами играюща, много тем уязвляюща, и огонь лютый в членах возгорающа... Что есть жена? Покоище змеиное, болезнь, бесовская сковорода, бесцельная злоба, соблазн адский, увет дьявола..."
Алексей Толстой. «Пётр Первый».
* * *
«Народная женская одежда. Великороссы Владимирской и Нижегородской губерний».
«Народная женская одежда. Великороссы Курской и Орловской губерний».
«Народная женская одежда. Великороссы Московской и Тверской губерний».
«Народная женская одежда. Великороссы Псковской и Новгородской губерний».
«Народная женская одежда. Великороссы Ярославской и Костромской губерний».
«Народная женская одежда. Великороссы Симбирской и Саратовской губерний».
«Народная женская одежда. Великороссы Тамбовской и Воронежской губерний».
«Народная женская одежда. Великороссы Тульской и Калужской губерний».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: