Женщина

в живописи и литературе

 

Альбрехт Дюрер.
«Портрет женщины с заплетёнными волосами».
1497.
Государственные музеи Берлина, Берлин.

Альбрехт Дюрер. "Портрет женщины с заплетёнными волосами". 1497. Государственные музеи Берлина, Берлин.

 

Альбрехт Дюрер.
«Портрет женщины с распущенными волосами».
1497.
Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне.

Альбрехт Дюрер. "Портрет женщины с распущенными волосами". 1497. Штеделевский художественный институт, Франкфурт- на-Майне.

Женщина:

Лицо противоположное по полу мужчине.
Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. (Конституция СССР.)

Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1981 год.

* * *

 

Альбрехт Дюрер.
«Нюрнбергская женщина, одетая для похода в церковь».
1500.
Британский музей, Лондон.

Альбрехт Дюрер. "Нюрнбергская женщина, одетая для похода в церковь". 1500. Британский музей, Лондон.

 

Альбрехт Дюрер.
«Наряд ливонской женщины».
1521.
Лувр, Париж.

Альбрехт Дюрер. "Наряд ливонской женщины". 1521. Лувр, Париж.

… роиды и лунные боги… придумали самое совершенное оружие – девушку Пандору – Чудо Юду («юда» - одно из названий жителя Луны).

Она – самая первая женщина на Земле! – это чудо биокибернетики, самонаводящийся разящий меч бога Луны – Девила, - главы 666-ти тысяч небожителей. Пандору у разных народов называют по-разному: Лилит, Ева, Царевна Лебедь, Царевна Лягушка, Афродита, Астарта, Снегурочка, Баба Яга.

Владимир Пятибрат. «Глубинная книга».

* * *

 

Жак Шарль де Белланж?
«Женщина с лопатой».
Начало XVII века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Жак Шарль де Белланж? "Женщина с лопатой". Начало XVII века. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Леонардо да Винчи.
«Сердечно-сосудистая система и основные органы женщины».
Около 1509-1510.
Королевское собрание, Англия.

Леонардо да Винчи. "Сердечно-сосудистая система и основные органы женщины". Около 1509-1510. Королевское собрание, Англия.

Удивительное открытие сделали биологи. Каждый человек начинается… как женщина. И целых две недели в лоне матери только женский эмбрион. А затем природа вносит свои коррективы – либо эмбрион так и остается женщиной, либо начинает приобретать черты противоположного пола.

И это полностью опровергает библейскую легенду о том, что Бог сначала сотворил из глины Адама, вдохнул в него душу, а уж затем из его ребра сотворил Еву. Ничего подобного. Акт творения происходил с точностью до наоборот – сначала была Ева.

Альберт Валентинов. «Сначала Бог создал Еву».

* * *

 

Гравёр - Шелте Адамс Болсверт.
Живописный оригинал - Питер Пауль Рубенс.
«Пейзаж с женщинами, берущими воду».
Около 1638.

Гравёр - Шелте Адамс Болсверт. Живописный оригинал - Питер Пауль Рубенс. "Пейзаж с женщинами, берущими воду". Около 1638.

 

Эдмон Ломбар.
«Пейзаж с женщинами на винограднике».
1893?
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Эдмон Ломбар. "Пейзаж с женщинами на винограднике". 1893? Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Я хочу разъяснить некоторые заблуждения и вернуть полный смысл некоторым фразам, например, в этом нуждается очень известная идиома: «курица не птица, женщина не человек». …wo-man (женщина) не человек. ✫ Обо всём этом расскажу подробно, но сразу скажу, НЫНЕШНИЕ МУЖЧИНЫ ТОЖЕ НЕ ЧЕЛОВЕКИ, они лишь страшные, мутированные потомки менов-человеков. Рождение половым способом от женщины никого не красит, даже самих женщин. ✫ «Ку» – означает другой, иной, как в слове кумир – другая реальность, иной мир, или планета. Например: «не сотвори свою ре-альность (кумир)»; «отправился в иной мир – кумир»; или на «тот свет» (на другую планету, в другую реальность). Слоган «ку» означает другой, иной, второй. Вот пример: Ку-ра – «иной ра-зум. ✫

Владимир Пятибрат. «Глубинная книга».

* * *

 

Леонар Дефранс.
«Драка женщин».
Вторя половина XVIII века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Леонар Дефранс. "Драка женщин". Вторая половина XVIII века. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Поль Сезанн.
«Женщина с кофейником».
Около 1895
Музей д'Орсе, Париж.

Поль Сезанн. "Женщина с кофейником". Около 1895. Музей д'Орсе, Париж.

 

Поль Сезанн.
«Женщина в красном полосатом платье».
Фонд Барнса, Филадельфия.

Поль Сезанн. "Женщина в красном полосатом платье. Фонд Барнса, Филадельфия.

 

Жан-Жак Эннер.
«Этюд женщины в красном».
Начало 1890-х.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Жан-Жак Эннер. "Этюд женщины в красном". начало 1890-х. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Александр Николаевич Самохвалов.
«Женщина в красном платке».
1925.

Василий Иванович Суриков. "Посещение царевной женского монастыря". 1912.

 

Елена Генриховна Гуро.
«Женщина в платке».
1910.
Частное собрание, Москва.

Елена Генриховна Гуро. "Женщина в платке". 1910. Частное собрание, Москва.

 

Лоуренс Альма-Тадема.
«Галло-римские женщины».

Лоуренс Альма-Тадема. "Галло-римские женщины".

Если бы кто-то взялся изучать положение женщины в римском обществе по римским законам, он бы ужаснулся. По этим законам женщина пикнуть не могла без разрешения мужа. Прямо как у греков! У тех женщина была в промежуточном положении — между рабом и свободным человеком. Таковой она должна была быть и у римлян, но…

Но здесь железные римские законы почему-то отчаянно буксовали. Де-факто римлянки находились в совсем ином положении, нежели гречанки. Конечно, по вполне естественным причинам, они не обладали правом голоса. Зато и не воевали. И не пахали… Можно сказать по-другому: женщины не воевали и не пахали, и поэтому не обладали правом голоса. Логично, если судьбы страны определяет тот, кто за нее погибает, а не тот, кто варит кашу в горшке (подробнее об этом см. в моей книге «Конец феминизма, или Чем женщина отличается от человека». — А. Н.).

И все-таки, не имея власти юридической, римские женщины играли в римском обществе очень заметную роль. И эта особенность отпечаталась и позже проявилась в той цивилизации, которую мы называем Западной.

Столь исключительное (на фоне прочих стран) положение римских женщин, возможно, определялось архитектурой римских домов. В римских домах не было гинекеев, то есть отдельных помещений в задней части дома специально для женщин, как у греков. Римские женщины не жили в отдельных гаремах, как на востоке, или в уединенных теремах и светелках для девиц, как на Руси. Римский дом совсем другой: его центроосновой был атриум — нечто похожее на внутренний дворик, зал вокруг маленького бассейна, куда стекала дождевая вода из светового проема в крыше. Атриум — это как бы маленький домашний Форум, вокруг которого концентрировалась жизнь семьи. Такой дом просто конструктивно не предполагает слишком сильного разделения членов семьи.

Римская женщина не была изолирована от общественной жизни, она появлялась с мужем на пирах, гуляниях, на представлении в амфитеатре… Женщин сажали на почетные места, их уважали, даже консул, идя по улице, уступал женщине дорогу. Случалось, римские жены поколачивали своих мужей, чего и представить себе невозможно на Востоке. «Везде мужи управляют мужами, а мы, которые управляем всеми мужами, находимся под управлением наших жен», — саркастически восклицал Катон.

Ах, эти римские женщины! Прямой нос, темные глаза, гордый поворот головы, завиток волос на изгибе шеи… Боевые подруги — вот кем они были по своему статусу. «Особенно замечательно, — пишет историк Поль Гиро, — что среди героинь древнего Рима, в противоположность Греции, не было ни одной куртизанки; все это чистые девушки, верные жены, преданные своему долгу матери… Римляне поняли, что семейные добродетели так же необходимы для существования государства, как доблесть…»

Это позже, перед самым закатом империи, римские матроны пустятся во все тяжкие, а тогда, на переломе времен, они вполне разделяли убеждения Сенеки в том, что для женщин «разврат не просто порок, а нечто чудовищное».

Напрямую римские женщины в политике не участвовали, но опосредованно… Тот же самый Сенека был обязан высокой должностью хлопотам своей тетки — она возглавила его избирательную кампанию.

«Дело дошло до того, — продолжает Гиро, — что однажды в сенате поставлен был на обсуждение вопрос, можно ли позволять правителям провинций брать с собой жен. Один суровый сенатор — Цецина Север — горько жаловался на всевозможные злоупотребления, причиной которых были женщины, и заявил… что женщины царствуют в семье, в суде и в войсках. Резкость Цецины не нашла, впрочем, сочувствия и, хотя обычно сенат не упускал случая восхвалять прошлое, но на этот раз большинство было того мнения, что… очень хорошо сделали, смягчив суровость вредных законов (против женщин. — А Н.), и проконсулам была оставлена свобода брать с собой свои семейства. Все, однако, должны были признать, что… не было ни одного обвинения в лихоимстве, в котором не была бы замешана жена правителя, и все провинциальные интриганы обращались к ней, и она вмешивалась в дела и решала их… бывали женщины, которые на коне около своего мужа присутствовали при учении, производили смотр и даже обращались к войскам с речью. Некоторые из них приобретали популярность в легионах, и не раз солдаты и офицеры скидывались, чтобы поставить статую жене своего командира… Такой независимостью женщины пользовались вследствие вошедшей в обычай снисходительности по отношению к ним, а не на основании каких-нибудь правил. Гражданские законы совершенно этому противоречили, философия относилась к этому не менее сурово».

Да, все так, законы были суровы. Но римляне любили своих женщин больше, чем законы…

Брак римлянина и римлянки был вполне равноправным союзом. Он считался господином, она — госпожой. На супружескую жизнь смотрели вполне современно: супруги должны вместе пройти по жизни и в горе, и в радости. «Я вышла за тебя замуж, — говорит, по свидетельству Плутарха, Порция своему мужу Бруту, — не только чтобы спать и есть с тобой, как гетера, но чтобы делить с тобой и радость, и горе».

Развод был редким явлением. Скажем, когда римский полководец Эмилий Павел задумал развестись, друзья хором отговаривали его от этого неблагоразумного поступка. Эмилий ничего не отвечал, лишь молчал угрюмо. А мог бы ответить, как один из героев Плутарха: «Некий римлянин, разводясь с женой и слыша порицания друзей, которые твердили ему: «Разве она не целомудренна? Или не хороша собой? Или бесплодна?» — выставил вперед ногу, обутую в башмак… и сказал: «Разве он не хорош? Или стоптан? Но кто из вас знает, в каком месте он жмет мне ногу?».

В Риме процветали даже женские организации, которые играли определенную роль в общественной жизни, вмешиваясь в дела муниципий, — вот сколь далеко продвинулась эмансипация в этой древней цивилизации!..

Александр Никонов. «Судьба цивилизатора».

* * *

 

Андрей Петрович Рябушкин.
«Русские женщины XVII столетия в церкви».
1899.

Андрей Петрович Рябушкин. "Русские женщины XVII столетия в церкви". 1899.

Вкратце, касаясь опосля сего многонесчастливых жен иоанновых, скажу вообще о положении женщин в то время. Бедные, они не смели и носа показывать на улицу, опасаясь спесивых приставал. Они являлись затворницами, даже в церковь почти не ходили, пряли и шили, держа для забавы лишь только качели. Они были незлобивы настолько, что когда назревала нужда сварить щи, не умели самолично пустить куренка в ощип – сравните с головорезами и палачами иоанновыми! – они выходили к воротам и просили первого встречного свернуть бедной птице голову. Жених не сватался, да порой и вообще и не видел невесты, только лишь отец сам по себе выбирал зятя, там папы и мамы как-то уговаривались, а суженые так до свадьбы и не виделись вовсе. Еще жена россиянина не могла быть уверена в любови супруга своего, когда б не ощущала на себе ежедневно гематом от соприкосновений с треххвосткою или попросту дланью супруга милосердного своего. Современники объясняли этакое варварство традициями времен батыева ига, но духовный наставник малолетнего Иоанна протопоп Сильвестр снисходительно поучал: «Жена добра и страдолюбива и молчалива – венец есть мужу своему… И увидит муж, что непорядливо у жены… И за ослушание… снять рубашку и плетию вежливенько бити, за руки держа, по вине смотря, да, побив, и примолвити». (То бишь приласкать, цитируется по «Домострою»).

Андрей Петров. «Грозный муж». «Неделя» №35 1993 год.

* * *

 

«Русская женщина. Начало XVIII века».

Е. Н. Федорченко. "Дагестанский женский костюм".

Что голова без шеи

В большинстве волшебных сказок при всей яркости образов иванов-царевичей и андреев-стрелков главную роль всё же играют женщины, причём как молодые, так и старые. Молодые Василисы да Марьи являются главной целью и юного героя, и завистливого царя, и министрв, а то и самого Кощея Бессмертного. Вокруг них-то вся интрига и разворачивается. С другой стороны, они являются носительницами главной мудрости, наставляют своих мужей и женихов, как им действовать, приговаривая про утро, которое вечера мудренее. А если не хватает своей мудрости, посылают мужей к матерям да тёткам в леса, т. е. к старой женщине, Бабе Яге. Та уж точно знает: что делать, куда идти. Эта пара – молодая и старая женщины, дочка и мать, всё и решают в конечном счёте. Именно они управляют событиями, а Иван – лишь орудие, главный исполнитель их замысла и желания.

Откуда такая высокая роль женщин в волшебных русских сказках? Может быть, оттого, что сказки на ночь рассказывают детям женщины, а не мужчины? Почему бы тут свою женскую значимость для детей и не преувеличить? Или это идёт от давних племенных времён, когда именно женщины были главными в религиозных культах? Или ещё глубже – уходят корнями в матриархат, через который прошли практически все культуры мира?
Так или иначе, современная французская мудрость «шерше ля фам» (ищите женщину) имеет очень далёкую предысторию. Роль «женского фактора» в развитии человечества трудно переоценить.

Павел Гусляр. «Ищите женщину». «Чудеса и приключения» №9 2014 год.

* * *

 

Василий Васильевич Верещагин.
«Узбекская женщина в Ташкенте».
1873.

Василий Васильевич Верещагин. "Узбекская женщина в Ташкенте".

— Женщины! Женщины! — простонал аббат. — Святое христианство справедливо назвало их radix malorum. [Корень зла (лат.) ] Начиная с Евы какой прок был от них? 

Артур Конан Дойль. «Белый отряд».

* * *

 

Эжен Делакруа.
«Алжирские женщины».
1833-1834.
Лувр, Париж.

Эжен Делакруа. "Алжирские женщины". 1833-1834. Лувр, Париж.

 

... 2 3 4 5 6

 

ЖЕНЩИНА

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: