- 5 -

Женщина

в живописи и литературе

 

Макс Либерман.
«Женщины, общипывающие гусей».

Макс Либерман. "Женщины, общипывающие гусей".

Тут появился и Геринг, заговоривший о женщинах:

-  Хватит им торчать на кухнях или мотаться по магазинам, отыскивая кусочек мяса без костей и пожирнее…

Женский труд на производстве был запрещен, дабы не повредить женщине в главном — в ее материнстве, в ее заботах о воспитании детей, в домашних хлопотах. Женский труд был в Германии только добровольным — если женщина сама пожелает трудиться. Но в 1942 году Геринг доказал фюреру:

-  Прежние запреты мешали эффективному привлечению женщин к труду на пользу фронта. Отныне женский труд станет не добровольным, а обязательным. Без этого нам никак не выправить промышленных задач, сопряженных с войной на Востоке…

Валентин Пикуль. «Площадь павших борцов».

* * *

 

Мартирос Сергеевич Сарьян.
«Женщина в маске (С. И. Дымшиц)».

Мартирос Сергеевич Сарьян. "Женщина в маске (С. И. Дымшиц)".

На женщину можно только смотреть, но ни в коем случае не надо ее слушать.

Оскар Уайльд.

* * *

Питер де Хох.
«Женщина, чистящая яблоки».
Около 1663.
Собрание Уоллес, Лондон.

Питер де Хох. "Женщина, чистящая яблоки". Около 1663. Собрание Уоллес, Лондон.

Ходьба и здоровье женщины

Женщинам нет необходимости бегать трусцой, не говоря о марафонских пробегах, чтобы избежать сердечных болезней. Результаты обследования более 72 тысяч женщин в возрасте от 40 до 65 лет, опубликованные в авторитетном «Нью Инглагд Джорнэл оф Медицин», показали, что у женщин, энергично шагавших со скоростью 5 километров в час или еще быстрее – не меньше 3 часов в неделю, либо выполнявших интенсивные физические упражнения, по крайней мере, полтора часа в неделю, вероятность возникновения сердечных болезней сокращалась на 30-40 процентов.

«Псковская правда». 4-5 февраля 2000 год.

* * *

 

Франсуа Буше.
«Женщина с букетом роз».
1743.

Франсуа Буше. "Женщина с букетом роз". 1743.

 

Натан Альтман.
«Женщина с собакой».

Натан Альтман. "Женщина с собакой".

Еще в 1880 году британский хирург Джеймс Криктон-Браун сообщил научной общественности, что в анатомии мозга мужчин и женщин существуют небольшие различия. Например, у женщин сгусток нейронов, который служит коммутатором для общения двух полушарий мозга, по размерам на 23 процента больше, чем у мужчин. Это навело ученых на нерадостную мысль, что у сильной половины человечества, образно говоря, правое полушарие не всегда осведомлено о том, что делает левое. Женские же полушария находятся в полной гармонии и неустанно сплетничают.

Только такой способностью женского мозга можно объяснить то, что при инсультах дамы реже утрачивают способность говорить – у них оба полушария могут почти с одинаковой ловкостью выполнять эту работу. У них сильнее развита интуиция, и они лучше чувствуют силу слова – эмоциональное правое полушарие активно дополняет лингвистические способности левого…

У женщин зона мозга, отвечающая за эмоции, в восемь раз больше, чем у мужчин. Не исключено, что именно по этой причине женщины в два раза чаще мужчин страдают от психических депрессий. Натуры тонкие и чувствительные, они труднее переносят невзгоды жизни.

Александр Сычев. «Почему мужчины и женщины мыслят по-разному?». «Известия» 21 апреля 1995 год.

* * *

 

Илья Ефимович Репин.
«Мужчина и женщина за столиком. Мужчина, натягивающий перчатку».
1873.

Илья Ефимович Репин. "Мужчина и женщина за столиком. Мужчина, натягивающий перчатку". 1873.

Мужской мозг весит на 200 граммов больше чем женский, что составляет 13% его веса. Сфера мужчин математика и техника. На 12 выдающихся молодых математиков приходится лишь одна девушка. Зато девочки начинают раньше разговаривать и быстро осваивают иностранные языки.

«Аргументы и факты» №9 1994 год.

* * *

 

Тории Киёнобу I.
«Мужчина, женщина и девушка».
Около 1715.

Тории Киёнобу I. "Мужчина, женщина и девушка". около 1715.

Американская ассоциация психологов (США). По своей природе женщины более подвержены депрессии, стрессам и нервным заболеваниям, нежели мужчины. Это обусловливается тем, что женщинам приходится планировать бюджет, переживать не только за собственные, но и семейные неурядицы. Они намного глубже реагируют и на служебные неприятности, вследствие чего работающие женщины в 3 раза больше подвержены нервным заболеваниям, чем домохозяйки. Отражается на женской психике и их более низкая зарплата, несчастливые браки, физиологические изменение в организме, рождение детей.

«Аргументы и факты» №6 1991 год.

* * *

 

Анри Леопольд Леви.
«Три женщины с детьми».
1893?

Анри Леопольд Леви. "Три женщины с детьми". 1893?

 

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин.
«Три женщины».
1969.
Башкирский художественный музей имени М. Ф. Нестерова, Уфа.

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин. "Три женщины". 1969. Башкирский художественный музей имени М. Ф. Нестерова, Уфа.

 

Моронобу Хисикава.
«Двое молодых людей на веранде дома развлечений с тремя женщинами».
1683.

Моронобу Хисикава. "Двое молодых людей на веранде дома развлечений с тремя женщинами". 1683.

 

Нисикава Сукэнобу.
«Три женщины рассматривают кимоно».
1741.

Нисикава Сукэнобу. "Три женщины рассматривают кимоно".

 

Нисикава Сукэнобу.
«Процессия из двух мужчин и трёх женщин».

Нисикава Сукэнобу. "Процессия из двух мужчин и трёх женщин".

 

Моронобу Хисикава.
«Встреча между двумя парами гуляющих женщин».
1683.

Моронобу Хисикава. "Встреча между двумя парами гуляющих женщин". 1683.

 

Нисикава Сукэнобу.
«Женщина приближается к двум куртизанкам, сидящим на скамейке».

Нисикава Сукэнобу. "Женщина приближается к двум куртизанкам, сидящим на скамейке".

 

Нисикава Сукэнобу.
«Женщина, держащая письмо, с другой женщиной».

Нисикава Сукэнобу. "Женщина, держащая письмо, с другой женщиной".

 

Тории Киёмасу I.
«Куртизанка с сопровождающей женщиной в снегу».

Тории Киёмасу I. "Куртизанка с сопровождающей женщиной в снегу".

 

Тории Киёнобу I.
«Актёр Савамура Кодендзи в роли женщины на фестивале Танабата».
1698.

Тории Киёнобу I. "Актёр Савамура Кодендзи в роли женщины на фестивале Танабата". 1698.

 

Тории Киёнобу I.
«Актёр Икушима Дайкити в роли женщины под деревом умэ».
Около 1705.

Тории Киёнобу I. "Актёр Икушима Дайкити в роли женщины под деревом умэ". около 1705.

 

Тории Киёнобу I.
«Актёр Фудзимура Хэндай в роли женщины-разносчицы».
1719.

Тории Киёнобу I. "Актёр Фудзимура Хэндай в роли женщины-разносчицы". 1719.

 

Тории Киёнобу I.
«Актёр в женской роли на лошади».

Тории Киёнобу I. "Актёр в женской роли на лошади".

 

Тории Киёнобу I.
«Актёр Итикава Дандзюро I (1660-1704) в роли женщины».

Тории Киёнобу I. "Актёр Итикава Дандзюро I (1660-1704) в роли женщины".

 

Тории Киёнобу I.
«Актёр Сегава Кикунодзо в роли женщины».

Тории Киёнобу I. "Актёр Сегава Кикунадзю в роли женщины".

 

Нисимура Сигэнага.
«Актёр в образе женщины, продающей цветы».

Нисимура Сигэнага. "Актёр в образе женщины, продающей цветы".

 

Нисимура Сигэнага.
«Божество Хотей переносит женщину через поток».

 

Нисимура Сигэнага. "Божество Хотей переносит женщину через поток".

– В конце концов, женщины держат половину неба (*Изречение Мао Цзэдуна), – добавил Стэнтон.

Бен Элтон. «Время и снова время».

* * *

 

«Возлежащая женщина».
Китай.
Конец XIX - начало ХХ вв.

"Возлежащая женщина". Китай. Конец XIX - начало ХХ вв.

В традиционном отношении китайцев к женщине есть что-то глубоко неловкое, неуклюжее, даже жестокое… «Женщина сильнее мужчины», - гласит поговорка китайских крестьян, в которой без всякой иронии отразился взгляд на женщину как прежде всего работницу. Впрочем, в патриархальной китайской семье важная хозяйственная роль женщины отнюдь не прибавляла ей славы. Ещё в «Книге Песен», древнейшем собрании народных песен Китая, говорится: «Когда рождается мальчик, его кладут на постель и дают ему играть с яшмой; когда рождается девочка, её кладут на пол и дают ей играть с черепком». Девочка не могла продолжить мужской род, и её предстояло выдать замуж – для родного дома она была «отрезанный ломоть». Поэтому девочек нередко даже не посвящали в секреты семейного ремесла, чтобы, выйдя замуж, они не могли передать их чужим людям.

Женщина признавалась и ценилась в Китае лишь постольку, поскольку была необходима для функционирования семьи и ведения хозяйства. Конфуцию принадлежит довольно резкое замечание о женщинах: «В доме труднее всего иметь дело с женщинами и слугами. Если их приблизить, они становятся дерзкими, а если отдалить – озлобляются». С тех пор конфуцианские блюстители морали из века в век приписывали женщинам целый сонм пороков: злословие, коварство, тщеславие, легкомыслие и заурядную глупость.

Конфуцианство попыталось решить проблему взаимоотношения полов радикальным образом – путём полного запрета на общение посторонних мужчин и женщин, даже родственников. Конфуций, по преданию, запретил мужчинам и женщинам ходить по одной стороне улицы и даже сидеть за одним столом. Девочкам уже с детства запрещали играть с мальчиками. Девушкам же отказывали, а в деревнях и поныне часто отказывают в праве самим выбирать себе жениха. Брак устраивали родители, и нередко невеста впервые видела своего суженого лишь после того, как переезжала к нему в дом. Одна из самых примечательных черт традиционного семейного быта китайцев – полное отсутствие каких-либо публичных знаков любовных отношений между мужем и женой. Такие знаки считались предосудительными уже потому, что давали повод усомниться в преданности мужа его родителям. Разумеется, в новой семье молодая жена должна была безропотно повиноваться мужу и свекрови… Только муж обладал правом на развод, для чего имелось семь традиционных поводов: бесплодие жены, её распутство, ревность, непослушание, болтливость и проч. Муж также имел право взять себе наложницу, которая, впрочем, не считалась законной женой и могла быть в любое время удалена из дома.

Нежелание признавать женское в женщине распространялось даже на классические представления о женской красоте… В древности женская одежда и даже обувь по своему виду практически не отличалась от мужской, да и впоследствии женщины Китая носили, подобно мужчинам, широкие в поясе штаны или длинные халаты, скрадывающие фигуру. Тело женщины и в особенности собственно женские его формы полагалось всячески укрывать от постороннего взора, вплоть до того, что девушкам нередко бинтовали грудь.

Конечно, идеал женской красоты не оставался неизменным на протяжении веков… Со времён правления сунской династии утвердилась мода на женщин субтильных и манерных. Среди женских прелестей предпочтение стали отдавать такому шедевру декоративной искусственности, как миниатюрная ступня – «цветочек лотоса» - длиной в три цуня (то есть около 10 см).  Хорошим украшением к ней были изящные туфельки на высоком каблуке и чулки – чаще всего такого же цвета, как туфли, или белые…Этикет предписывал, чтобы лицо женщины всегда было бесстрастным, а движения – сдержанными и плавными. Смеяться на людях, обнажая свои зубы, было признаком крайне дурного воспитания (девушки в Китае ещё и сегодня закрывают рот ладонью, когда смеются). Покидая внутреннюю половину дома, женщина должна была закрывать лицо руками или вуалью.

Владимир Малявин. «Китайская цивилизация».

* * *

 

1 2 3 4 ... 6

 

ЖЕНЩИНА

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: