- 11 -

Псковский музей-заповедник.

Выставка "Господин Псков".

История древнего Пскова и Псковской земли в археологических коллекциях музея.

2019 год.

 

Печати Псковских пригородов:
Печать Спаса Красногородского, 1470 год (свинец).

Печати Псковских пригородов. Печать Спаса Красногородского, 1470 год.

 

Печать Святого Николы, Изборск, XV век (свинец).

Печать Святого Николы, Изборск, XV век.

 

Печать Псковского посадника, 1416 год (свинец).

Печать Псковского посадника, 1416 год.

Обязанности Псковских посадников по тексту Псковской Судной грамоты.

Статья 2. Князь и посадник на вече не судят, им (следует) язю, посаднику и наместнику архиепископа не (следует) пересуживать дела, решённые судьёю; судьи и (архиепископский) наместник (также) не пересуживает дела, решённые князем.

Статья 4. Князь и посадник на вече не судят, им (следует) судить в княжеских хоромах, руководствуясь в соответствии с присягой (псковским) законом. Если же они будут судить не по закону, то пусть их осудит Бог на втором пришествии Христа. А незаконных взяток не взимать ни князю, ни посаднику.

Статья 6. Если какой-либо (степенной) посадник оставит свою должность, (то он должен) сам закончить судебные дела; другой же (посадник), заняв его место, решённые им судебные дела не пересматривает.

Псковское летописание.

Дошедшие до нас во многих списках XV-XVII вв. Псковские летописи содержат богатый материал по истории Псковской земли, Новгорода, Прибалтики и Москвы.

Летописание в Пскове началось в XIII веке, а в XIV веке они принимает регулярный характер, что связано с экономическим подъёмом и ростом города, борьбой за политическую независимость от Новгорода.

Центром летописного дела был Троицкий собор, при котором находилась вечевая канцелярия и «ларь», где хранились важнейшие документы. Руководить Псковским летописанием, как считает А. Н. Насонов, могли посадники.

Псковское летописание XIV века носит по преимуществу деловой местный характер. Центральное место в летописных записях этого периода занимают известия о войнах с Ливонским орденом и Литвой, описание «розратий» (распрей) с Новгородом, записи о строительстве церквей и городских стен, о поставлении князей и посадников, о неурожаях, голоде, болезнях, небесных знамениях. Сообщения об общерусских событиях в Псковских летописях немногочисленны и лаконичны.

Историк Н. И. Костомаров дал определение общему характеру Псковского летописания, его задачам: «Характер рассказа псковской летописи указывает, что это были официальные записи, которые велись по обычаю, при главном центре управления, вероятно при Святой Троице, и даже служили иногда для решения юридических вопросов».

Исследователями выделяются 3 Псковские летописи:

Древнерусское летописание развивалось, в сущности, именно как областное летописание. В Пскове, по мнению А. Н. насонова, оно сложилось как летописание боярско-вечевое, а не княжеское, что связано со спецификой государственного устройства Псковской земли. После присоединения Пскова к Московскому государству в 1510 году летописные записи, скорее всего, продолжали вести не при Троицком соборе, а при церквах и монастырях, в частности при Псково-Печорском монастыре.

Крепости Псковской земли в XIII - начале XVI века.

 

Опочка.

Выставка "Господин Псков".

«И я коне бысть полон мост противных гражане порезали ужища и мост подесе с ними на колья оны. И тако замроша вси». (Лицевой Летописный свод XVI век, копия).

Воронич.

Выставка "Господин Псков".

«а под Вороничем простоял два дня и волости, и села повоевал и людей, и их имущество пленил, а иных избил и ушел восвояси». (Лицевой летописнй свод, XVI век, копия).

Выставка "Господин Псков".

 

Довмонт (Тимофей)

 

В том же году князь Литовский Довмонт пришёл в Псков со всем родом своим и крестился, и дано было ему имя Тимофей.

В том же году князь Литовский Довмонт пришёл в Псков со всем родом своим и крестился, и дано было ему имя Тимофей.

И сделали Довмонта псковичи у себя князем...

И сделали Довмонта псковичи у себя князем; он же выбрал себе людей, лучших и храбрых псковичей, и со своей дружиной, и всех их триста, и пошёл, и захватил всю землю Литовскую, которая должна была достаться ему от отца. (Лицевой Летописный свод, XVI век).

В том же году пришли немцы ко Пскову изгоном и посад пожгли и людей много избили...

В том же году пришли немцы ко Пскову изгоном и посад пожгли и людей много избили, и град обступили. И вышел на них князь Довмонт, князь Псковский, и была сеча злая около Святого Петра и Павла на берегу, такого не бывало во Пскове; и избили псковичей многих.
И всё же Божией помощью одолели псковичи и избили немцев, а иных утопили. А вильянцев князь Довмонт Псковский взял в плен, послал во Владимир к великому князю Андрею Александровичу Владимирскому.

Меч князя Довмонта.

Меч князя Довмонта.

Представленный меч исследователи считают подлинным оружием псковского князя Довмонта. Подобных мечей XIII века в Европе известно четыре и только этот меч имеет свою «биографию». Колющий клинок удлинённо-треугольной формы изготовлен в немецком городе Пассау и имеет клеймо мастера «пассауский волчок» - пробирный знак корпорации оружейников, который ставили для того, чтобы избежать подделок. Клинок и стержень рукояти выкованы из одного куска стали. Рукоять с деревянными накладками, обвитая двумя переплетёнными металлическими проволочками. Навершие дискообразной формы декорировано растительным орнаментом и стилизовано под цветок, в центре гнёзда для крупных драгоценных камней, которые утрачены. Ножны деревянные обтянутые кожей, в нижней части они имеют металлический наконечник, декорированный растительным орнаментом с вставкой из бархата в центре. Меч князя Довмонта-Тимофея стал государственной реликвией Пскова, он хранился в Троицком соборе и вручался князю при «посажении на псковский стол».

Характеристики:

Датировка – вторая половина XVIII века;
Общая длина – 90 см;
Длина клинка – 75 см;
Высота рукояти – 15 см;
Ширина лезвия у перекрестия – 5,3 см;
Ширина перекрестия – 25 см;

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 12 13 14 15 16

 

ПСКОВ

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: