- 10 -

Псковский музей-заповедник.

Выставка "Господин Псков".

История древнего Пскова и Псковской земли в археологических коллекциях музея.

2019 год.

 

Русский воин XIV века.

Русский воин XIV века.

1. Шлем шатровидный с кольчатой бармицей. Сталь, кожа. Ковка, клёпка, резьба, плетение, шитьё. Реконструкция по находке шлема в древнерусском городе Городец на Волге).

2. Доспех чешуйчатый («Бронь дощатая»). Сталь, латунь, кожа. Ковка, клёпка, литьё, шитьё. Реконструкция на основе пластин, найденных в Довмонтовом городе (г. Псков).

3. Меч в ножнах с портупеей. Стиль, дерево, кожа. Ковка, клёпка, резьба, шитьё. Реконструкция на основе находок фрагментов меча, найденных в крепости Орешек Ленинградской области.

4. Щит. Дерево, кожа, войлок, сталь, акрил. Склейка, клёпка, роспись. Реконструкция на основе изобразительных источников.

5. Пояс. Латунь, кожа. Литьё, клёпка. Реконструкция по находке фрагмента пояса, найденного в Старой Руссе.

6. Рукавицы. Кожа, шитьё. Реконструкция по находкам из Новгорода Великого.

7. Кафтан. Шерсть, лён, латунь, шёлк. Шитьё, плетение, литьё. Реконструкция на основе изобразительных источников.

8. Порты. Лён. Шитье. Реконструкция на основе изобразительных источников.

9. Сапоги. Кожа, шитьё. Реконструкция по находкам из Новгорода Великого.

В XIV-XV веках, в отличие от прошлых столетий, пластинчатый доспех приобретает на Руси большое распространение в рядах знатных воинов и начинает вытеснять кольчугу. Брони, сделанные из пластин, назывались дощатыми, поскольку их пластинки напоминали выпуклые дощечки и были разной формы. Дощатое снаряжение, которое также называли панцирем или латами, состояло из металлических пластин и прикрывало корпус воина. Такой тип доспеха был менее удобен для конного боя, чем кольчуга, поскольку был тяжелее и стеснял движения. В то же время пластинчатые доспехи лучше держали прямые удары и могли защитить от колющего и даже дробящего оружия.

Голову от ударов защищал шлем. Боевое наголовье могли позволить себе лишь знатные воины. Здесь представлен тип шлема «колпак»: металлический «шелом» с острым навершием, шатровидной формы, с железным декоративным компонентом на навершии – «яблочком». Колпак не имел дополнительных защитных элементов. Их заменяла бармица, которая прикрывала полностью шею и нижнюю часть лица.

Другим атрибутом знатного воина был меч – оружие с обоюдоострым прямым клинком. В период Средневековья клинковое оружие претерпевало изменения, менялись типы клинков и формы наверший. Предназначение меча в бою оставалось неизменным – наносить рубящие и колющие удары.

Русский воин XIV века.

 

Русский воин XIV века.

 

Русский воин XIV века.

 

Детинец Псковского кремля. Основание вечевой степени. Раскопки Государственного Эрмитажа 1970-х гг.

Детинец Псковского кремля. Основание вечевой степени. Раскопки Государственного Эрмитажа. 1970-х гг.

 

Схема раскопов.

Схема раскопок.

Псковское вече.

Вече (от старославянского «вет» - совет) – народное собрание в Древней и Средневековой Руси, для обсуждения общих дел. Подобная форма правления сложилась из племенных собраний славян. С образованием Древнерусского государства феодальная знать использовала вече для ограничения власти князя. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период со второй половины XI – XII вв. В летописи вече впервые упоминается в Белгороде под 997 г., в Великом Новгороде – под 1016 г., в Киеве – под 1068 г. В псковских источниках вече впервые упоминается в грамоте 1308-1312 гг.: «То воля Господина Пскова у святой Троицы на вече».

Вече ведало многими вопросами: войны и мира, призвания и изгнания князей, утверждением дара князю, выборами и смещением посадников, заключением договоров, принятием законов (Псковская судная грамота). Вечевые собрания обычно созывались по звону вечевого колокола, в Пскове такой колокол располагался на колокольне, которая была выстроена на стене Перси, о чём в Псковской летописи есть упоминание: «В лето 6932 (1424 г.) кончана была стена каменная перси кромская (кремлёвская)… И потом поставили на перси колокольницу и колокола повесили…». С инициативой о созыве вечевого собрания мог выступать народ или представители власти. Вече имело постоянное место сбора. В Пскове таким местом была вечевая площадь в южной части Кремля.

В работе веча не в полной мере проявлялось подлинное народовластие: фактически власть принадлежала верхам городского населения. Не все могли участвовать в вечевых собраниях. Женщины на вече не допускались. Существовал имущественный ценз: участвовать могли взрослые мужчины – держатели дворов в городе. Сельское население (смерды) Псковской земли, хотя и было свободным, не имело никаких политических прав и не участвовало в работе веча.

Наибольшего развития вечевой строй достиг в Великом Новгороде и в Пскове. Здесь вече играло важную роль в принятии решений и ограничивало власть князя, что являлось особенностью политического строя этих земель. В связи с усилением великокняжеской власти в конце XIV века вечевые порядки стали ликвидироваться. В Новгороде вече было упразднено великим князем московским Иваном III в 1478 году. Псковская вечевая республика ко второй половине XV века стала более зависима от политики великих московских князей, которые стремились ограничь роль веча. На протяжении 1454-1510 гг. исследователями зафиксировано в Пскове 66 вечевых собраний. В январе 1510 г. псковичи согласились на условия великого князя Василия III упразднить вечевые порядки и снять колокол «вечной», о чём есть упоминание в Псковской летописи: «Месяца генваря в 13 день, спустиша вечной колокол святой живоначальной Троицы, и начаша псковичи, на колокол смотря, плакати по своей старине и по своей воли… и повезли колокол к великому князю в Новгород».

Таким образом, в январе 1510 года началась новая глава в истории Пскова – города в составе Московского государства.

Схема управления Псковской вечевой республикой (XIV - начало XVI веков).

 

"Между нами было решено, что наш посадник не будет ни сидеть у вас в Пскове, ни судить."

 

"Между нами было решено, что наш посадник не будет ни сидеть у вас в Пскове, ни судить."

 

Печати Псковские (XV – начало XVI вв.).
1. Печать с изображением Богоматери «Знамение». Псков, (XV – начало XVI вв.), свинец.

Печати Псковские (XV-начало XVI веков).

 

2. Печать Троицкая. Псков, (XV – начало XVI вв.), свинец.
3. Печать Троицкая. Псков, (XV – начало XVI вв.), свинец.

Печать Троицкая. Псков (XV - начало XVI веков).

 

4. Печать Святой Троицы. Псков, (XV – начало XVI вв.), свинец.

Печать Святой Троицы. Псков (Xv - начало XVI вв.).

 

5. Печать Святой Троицы. Псков, (XV – начало XVI вв.), свинец.

Печать Святой Троицы. Псков (Xv - начало XVI вв.).

 

6. «Печать псковская тогда и Перси свершились камены». Псков, (XV – начало XVI вв.), свинец.
7. «Печать псковская тогда и Перси свершились камены». Псков, (XV – начало XVI вв.), свинец.

«Печать псковская тогда и Перси свершились камены». Псков, (XV – начало XVI вв.)

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 11 12 13 14 15 16

 

ПСКОВ

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: