П. Челищев.
«На великосветском балу (обер-церемониймейстер граф И. И. Воронцов-Дашков; канцлер граф К. В. Нессельроде; министр юстиции граф В. П. Панин; граф Борх; военный министр князь А. И. Чернышев; поручик Преображенского полка Лярский».
1840-е.
Возвращаясь с прогулки, Листницкий еще издали услышал мощные раскаты песни и дикий, пронзительный, но складный присвист:
На войне кто не бывал, |
Михаил Шолохов. «Тихий Дон».
* * *
Неизвестный художник.
«Портрет военного».
Середина XIX века.
Еще в прошлом, XIX веке нас хотели видеть непротивленцами, ведь христианин миролюбив. Но миротворец и непротивленец — это совсем не одно и то же. И Григорий Богослов написал по этому поводу, что «честная война лучше мира, отдаляющего от Бога». Нас хотели видеть благотворителями, занимающимися попечением о сирых и убогих. И вот такими нас захотели видеть и сейчас.
Владимир Махнач. «Права христиан в России».
* * *
Л. Премацци.
«Кронштадт. Военная гавань зимой».
1851.
Песня о конце войны Сбивают из досок столы во дворе, Владимир Высоцкий. * * * |
Алексей Кившенко.
«Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово».
Алексей Кившенко.
«Военный совет в Филях в 1812 году».
1882.
Наполеоновская эпоха внесла в военные действия, кроме собственно присущих им свойств, бесспорный элемент эстетического. Только учитывая это, мы поймем, почему писателям следующего поколения: Мериме, Стендалю, Толстому — потребовалась такая творческая энергия для деэстетизации войны, совлечения с нее покрова театральной красивости. Война в общей системе культуры наполеоновской эпохи была огромным зрелищным действом (конечно, не только и не столько им). Контраст между двором в Тюльери, генералитетом, на поле сражения разодетым в театрально-пышные мундиры, с одной стороны, и буднично одетым в „рабочий“ мундир императором, с другой, сразу же выключал Наполеона из театрализованного пространства и подчеркивал, кто является актерами, а кто — режиссером этого огромного спектакля*. (*Подобный контраст использован М. Булгаковым в «Мастере и Маргарите». На балу, среди пышно наряженных гостей, подчеркнутая небрежность одежды Воланда выделяет его роль Хозяина. Простота мундира Наполеона среди пышного двора имела тот же смысл. Пышность одежды свидетельствует об ориентации на точку зрения внешнего наблюдателя. Для Воланда нет такого «внешнего» наблюдателя. Наполеон культивирует ту же позицию, однако в более сложном варианте: Воланду в самом деле безразлично, как он выглядит, Наполеон изображает того, кому безразлично, как он выглядит.) Напомним, что условия и нормы войны тех лет делали далеко не всякое пустое пространство пригодным для того, чтобы стать „пространством войны“. Наиболее подходящим считался гигантский естественный амфитеатр аустерлицкого или бородинского поля. Располагающиеся на высотах главнокомандующие оказывались в положении и режиссеров, и зрителей. На эту возможность позиций „зрителя“ и „актера“ в бою, прямо сопоставив их с театром, указал еще Феофан Прокопович, говоря о личном участии Петра в Полтавской битве и простреленной шляпе императора: „Не со стороны, аки на позорищи стоит, но сам в действии толикой трагедии“.
„Толикая трагедия“, разыгравшаяся на полях Европы, активно формировала психологию людей начала XIX века, в частности, приучала их смотреть на себя как на действующих лиц истории, „укрупняла“ их в собственных глазах, приучала к сознанию собственного величия, и это не могло не сказаться на их политическом самосознании в дальнейшем. Показательно, что и Денис Давыдов, желая определить сущность партизанской войны, прибег к сравнению, подчеркивающему эстетическое восприятие „малой войны“: „Сие исполненное поэзии поприще требует романического воображения, страсти к приключениям и не довольствуется сухою, прозаическою храбростию. — Это строфа Байрона!“
Юрий Лотман. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)».
* * *
Адольф Менцель.
«Вильгельм Себастьян фон Беллинг, прусский генерал от кавалерии».
Серия «Из времен короля Фридриха. Герои войны и мира».
1854.
Берлинский гравюрный кабинет.
Иван Константинович Айвазовский.
«Буря. Крушение иностранного корабля (Эпизод Крымской войны)».
1855.
Дом памяти поэта Рубена Севака (Чилингиряна), Ницца.
Иван Константинович Айвазовский.
«Захват пароходом «Россия» турецкого военного транспорта «Мессина» на Чёрном море 13 декабря 1877 года».
Виктор Викентьевич Мазуровский.
«Кто кого (эпизод из войны 1812 года)».
Исидор Патрик.
«Жанна д'Арк после военной кампании перед дофином Карлом».
1864.
Музей изобразительных искусств.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: