Ханс фон Аахен.
«Аллегория на объявление войны Константинополю».
Глядя на человеческую историю, можно заметить такую штуку: перерыв в войнах словно бы вызывает у людей и государств некий застой в крови. Очень хочется повоевать!.. Великий XIX век, потрясенный наполеоновскими войнами и гуманизированный успехами науки и литературы, привел просвещенную Европу к мысли о том, что с войнами покончено раз и навсегда. Всего-то чуток прошло, и вот вам, пожалуйста, — две мировой войны, обе — на территории цивилизованной Европы.
Как ошиблась европейская аристократия, предрекавшая конец войнам и наступление эпохи гуманизма! А все потому, что по себе судила о плебсе. Если вы когда-нибудь увидите фотографии европейских городов 1914 года, сделанные сразу после объявления войны, обратите внимание на сияющие лица простых граждан. Война пришла! Полный восторг! Все норовят записаться добровольцами и вернуться домой без ног… Почему так?
В 1939 году Эйнштейн и Фрейд обменялись письмами о том, можно ли искоренить войны. Эйнштейн полагал, что человеку изначально присущ инстинкт разрушения и потому всякая попытка искоренить войны «завершится прискорбным провалом». Фрейд соглашался, он писал, что люди, как и прочие звери, решают проблемы насилием и только мировое государство, которому не с кем воевать, сможет прекратить войны. Ну что тут сказать?..
Эйнштейн был физиком, а не психологом. А Фрейд… По-моему, он чересчур увлекался сексом. Болезненная акцентуация на этой сфере сыграла с ним злую шутку — а как еще можно назвать психоанализ?.. К тому же в позиции Фрейда видно противоречие: если причина войн — лежащая в глубинах подсознания тяга к насилию, то как сможет прекратить военное насилие глобальное государство? Насилие все равно прорвется в той или иной форме. В форме сепаратизма, например, или насильственных преступлений… К тому же во времена, когда жил Фрейд, не было науки этологии. Которая показывает, что отнюдь не все проблемы звери решают насилием. Более того, у животных есть масса программ, направленных на снижение внутривидового насилия… А если бы Фрейд и Эйнштейн обратились к экономистам, те расписали бы во всех подробностях, что в основе войн лежат человеческая выгода и жадность. Известная точка зрения, которая тоже имеет право на существование. В самом деле, пограбить соседей — разве это не причина для войны? Воин и разбойник — одно и тоже. Особенно в древности…
Однако многие современные исследователи считают, что причины войн не столько экономические, сколько психологические. Война позволяет людям получить то, чего им недостает в обыденной жизни, а также проявить свои лучшие качества. Аффилиация, настоящая дружба и взаимопомощь, героизм, осмысленность и наполненность существования, накал чувств и эмоций — вот что дает война. В обмен на жизнь, правда. И этим она напоминает наркотик. На войне все просто и резко очерчено: там враг — здесь друг. Именно поэтому примитивно организованным людям (крестьянам по духу) война так нравится. Да и терять особо крестьянам нечего, кроме своих скучных цепей…
Так было две тысячи лет назад. Так было еще совсем недавно — век назад. И только в сегодняшней Европе объявление войны уже не вызовет радости и энтузиазма. Люди стали совсем другие. Попритухли как-то. Средний класс появился, стиральные машины, кондиционеры, телевидение… Внешнее благополучие и спокойствие вышло на первый план. Развлечений теперь столько, что никакая война не нужна. А что касаемо наполненности жизни, аффилиации… Аффилиация, кстати, — это потребность действовать группой, коллективом, сообща, стадом. Мы же стадные животные!.. Потребность в единении с себе подобными ныне, по счастью, здорово подразмыта индивидуализмом. Что же касается смысла жизни, то есть психологической наполненности существования, то ныне жизнь наполняется погоней за разными интересными вещами и удовольствиями.
И слава богу, я считаю. Лучше быть бездуховными (в терминах ортодоксов), чем воевать.
Что же и почему изменилось за последние сто лет в людях? А всего-то ничего: просто почти на всей планете завершился процесс урбанизации. Деревня практически растворилась, исчезла (лишь 4 % самодеятельного населения в развитых странах сегодня работают в сельском хозяйстве). Возник Глобальный Город. Горожане 1914 года были, как правило, людьми городскими только в первом поколении. То есть по духу деревенскими. Да и вообще дух Деревни царил среди европейского плебса до середины XX века. Мы же помним, города-миллионники появились только в начале XX века. А Цивилизация, Современность, Модерн — это не просто город, это в первую очередь мегаполис… Гитлер, идя к власти, апеллировал к пасторальным, деревенским ценностям, традициям предков, духу отцов… И его очень поддерживали. Сейчас такой номер может прокатить только в странах, где урбанизация либо в самом разгаре, либо в начале. Там возможны тоталитарные режимы, восторг от войны, общие на всю народную массу идеологемы.
Александр Никонов. «Судьба цивилизатора».
* * *
Питер Пауль Рубенс.
«Мария Медичи в образе богини мудрости и войны Паллады (Королева торжествующая)».
1622.
Эскиз к картинам цикла «Жизнь Марии Медичи».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Так уж издавна ведется в мире: если война, то и великое переселение народов…
Игорь Болгарин, Георгий Северский. «Седьмой круг ада».
* * *
Питер Пауль Рубенс.
«Аллегория войны и мира».
1629-1630.
Британская национальная галерея, Лондон.
Помните предостережение А.С. Пушкина, который, имея доступ к системе знаний свято-русского жречества, предостерегал с издевкой тех, кто делает ставку на военную силу:
Соперники в искусстве брани, |
В. Ефимов. «Прозрение».
* * *
Питер Пауль Рубенс.
«Последствия войны».
1637-1638.
Галерея Палатина, Флоренция.
Животные на войне
Тяжелая поступь, внушительный вид, страшный рев дикого слона привлекали внимание полководцев. Нельзя ли использовать этого гиганта на войне? Так в войсках Древней Индии и Персии появились боевые слоны. Применялись они и в войске Ганнибала при походе на Рим. Начав поход весной 218 года до н. э., Ганнибал с трудом преодолел снежные Альпы, потеряв при этом всех боевых слонов, которые не выдержали этого тяжелого перехода. Уцелел единственный слон, на котором ехал сам полководец. Несмотря на потерю слонов, Ганнибал в битве при Каннах разгромил римлян.
Не только боевые слоны использовались в сражениях. Тот же Ганнибал, чтобы устрашить своих врагов, выпустил однажды перед началом битвы на своих противников 500 дрессированных нубийских львов. Когда римский полководец Флавий осадил греческий город Амбракию, жители проследили подкоп, вырытый римлянами, и, услышав шум под землей, пробили потолок подземной галереи. В отверстие воткнули бочку с горящим пухом и перьями, потом стали сыпать в пролом раскаленный песок, лить кипящую смолу, мальчишки кидали осиные гнезда. Кто-то, войдя в раж, сунул в пролом улей с пчелами. Римляне не отступали. Но когда горожане разнесли зверинец и впихнули в дыру двух огромных крокодилов, нервы римлян не выдержали: воины с воплями кинулись прочь из галереи.
Пчелы в качестве оружия применялись не раз. Во времена третьего крестового похода английский король Ричард Львиное Сердце атаковал город и крепость Аккру, забросив через стены с помощью катапульт несколько сот ульев. Сарацины бежали под жалами обезумевших пчел, а крестоносцы, защищенные своими доспехами, легко взяли крепость.
В 1794 году французская армия наступала на Амстердам. Голландцы открыли шлюзы и затопили дороги. Французы уже собирались повернуть назад, но в это время к командующему французской армией привели местного охотника. Тот поведал, что «домовой паук предсказывает наступление морозов». Действительно, морозы ударили через несколько дней. Вода замерзла, и французская армия по льду дошла до города. Так обыкновенный паук вошел в историю как «живой барометр».
Однажды жизнь тысячам русских солдат спасли обыкновенные гусеницы. В 1855 году во время Крымской войны из Франции под Севастополь пришли деревянные бочки со свинцовыми пулями. Бочки вскрыли и – о ужас! – обнаружили, что почти все пули сильно попорчены. Стали искать виновных и в конце концов нашли их. В стенках бочек находились личинки большой древесной осы – синего рогохвоста. Прогрызая ходы в стенках бочек, они попадали внутрь и продолжали делать ходы в пулях. Благодаря этим безобидным насекомым большинство привезенных пуль не были выпущены по защитникам Севастополя.
В годы второй мировой войны животный мир морей и океанов приносил немало неприятностей военным морякам. В Тихом океане американские гидроакустики часто принимали щелканье стай креветок, проносившихся с большой скоростью, за шумы японских подводных лодок. Касаток и одиночных дельфинов принимали за выпущенные торпеды, а китов – за подводные лодки. После войны вот уже три десятилетия американские военные специалисты пытаются использовать животных в военных целях. Американский физик Роберт Вуд еще в годы первой мировой войны предложил использовать для обнаружения подводных лодок тонкий слух и обоняние тюленей. Через четверть века американцы потратили немало времени, пытаясь выработать у тюленей условные рефлексы на звук работающих винтов подводной лодки. Однако положительных результатов эти опыты не дали. В поисках «живого оружия» эксперимент провели и с морскими чайками.
Их также учили обнаруживать подводные лодки. Чаек стали подкармливать на мостиках всплывающих подводных лодок, и птицы, быстро оценив выгоду «военной профессии», принялись энергично выискивать и преследовать все подводные лодки, находившиеся в зоне их обитания.
Но тут возникла непреодолимая трудность: как научить чаек отличать свои лодки от лодок противника.
И. Косиков. «Животные на войне». «Техника – молодёжи». №1 1977 год.
* * *
Питер Пауль Рубенс.
«Венера, провожающая Марса на войну».
Лувр, Париж.
Питер Пауль Рубенс, Ян Брейгель Старший.
«Возвращение с войны».
Музей Гетти, Лос-Анджелес.
Питер Пауль Рубенс, последователь.
«Ужасы войны».
Британская Национальная галерея, Лондон.
Окумура Масанобу.
«Буксир войны».
Серия «Семь божеств удачи и счастья».
Антуан Ватто.
«Тяготы Войны».
1715.
Генрих Бухгольц.
«Аллегория побед русского флота в войне с Турцией 1768-1774 гг.»
1777.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: