Жан Огюст Доменик Энгр.
«Турецкая баня».
Молдавия с Валахией – извечные житницы султанов, их бездонный сундук, из которого Османская империя черпала деньги на будничные расходы. Дунайские княжества кормили столицу и армию османов, но за плоды трудов своих народ получал едва ли треть их стоимости. А лишь гарем султана ежедневно истреблял 20 баранов, 100 ягнят, 10 телят, 200 куриц, 300 цыплят, 100 голубей, 50 индеек и 50 гусей (это, читатель, лишь один гарем за один день, а сколько было таких гаремов в Турции, и сколько веков длилось рабство!). Турецкие офицеры и чиновники имели право забирать у молдаван всё, что хочется, и потому, куда-нибудь поехав, они нарочно заворачивали в Молдавию, чтобы вывезти оттуда целые обозы бесплатного добра…
Так хищнически терзала Турция эти дунайские княжества, поэтому, когда сюда вступила армия Румянцева, Молдавия с небывалым жаром присягнула России на верность.
Валентин Пикуль. «Фаворит».
* * *
Жан-Леон Жером.
«Турецкая баня».
1870.
Музей искусств, Бостон.
— Дело было так. По Средиземному морю плыл французский корабль, а среди пассажиров была семнадцатилетняя девушка необычайной красоты. Звали ее Эме Дюбюк де Ривери, и родилась она на волшебном острове Мартиника, подарившем миру немало легендарных красавиц, среди которых были мадам де Ментенон и Жозефина Богарне. С последней, которую тогда еще звали просто Жозефиной де Ташери, наша юная Эме была хорошо знакома и даже дружна. История умалчивает, зачем прелестной креолке понадобилось пускаться в плавание по кишащим пиратами морям. Известно лишь, что у берегов Сардинии судно захватили корсары, и француженка попала в Алжир, на невольничий рынок, где ее купил сам алжирский дей — тот самый, у кого по утверждению monsieur Popristchine (Месье Поприщина) под носом шишка. Дей был стар, и женская красота его уже не интересовала, зато его очень интересовали хорошие отношения с Блистательной Портой, и бедняжка Эме поплыла в Стамбул, в качестве живого подарка султану Абдул-Гамиду I, прадеду нынешнего Абдул-Гамида II. Падишах отнесся к пленнице бережно, как к бесценному сокровищу: ни к чему не принуждал и даже не заставил обратиться в магометанство. Мудрый владыка проявил терпение, и за это Эме вознаградила его любовью. В Турции ее знают под именем Нашедил-султан. Она родила принца Мехмеда, который впоследствии стал монархом и вошел в историю как великий реформатор. Мать научила его французскому языку, пристрастила к французской литературе и к французскому вольнодумству. С тех пор Турция повернулась лицом к Западу.
— Вы просто сказочник, д'Эвре, — сварливо произнес Маклафлин. — Должно быть, как всегда, приврали и приукрасили.
Борис Акунин. «Турецкий гамбит».
* * *
Жан-Леон Жером.
«Большая турецкая баня в Бурсе».
Частная коллекция.
Жан-Леон Жером.
«Женщина в турецкой бане».
Частная коллекция.
Жан-Леон Жером.
«Турецкая баня».
Жан-Леон Жером.
«Женщина в турецкой бане».
Частное собрание.
Жан-Леон Жером.
«Женщины в турецкой бане».
Частная коллекция.
Жан-Леон Жером.
«Женщины в турецкой бане».
Частная коллекция.
Жан-Леон Жером.
«Женщины в турецкой бане».
Пабло Пикассо.
«Жаклин в турецком костюме».
1955.
Частная коллекция, Париж.
Пабло Пикассо.
«Жаклин в турецком костюме».
1955.
Частная коллекция, Париж.
В Турции во время траура люди носят не чёрные одежды, а пурпурные, лиловые.
«Невероятные факты настоящего и прошлого».
* * *
Пабло Пикассо.
«Обнажённая Жаклин в турецкой шапочке».
1955.
Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж.
Пабло Пикассо.
«Сидящая Жаклин в турецком костюме».
1955.
Пабло Пикассо.
«Женщина в турецком платье».
1955.
Вячеслав Гущин.
«Берег турецкий».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: