Деревня и погост Любятово на левом берегу Псковы до революции находились за пределами губернского города и числились в Псковском уезде. Время основания Любятовского мужского монастыря и построения в нём церкви святого чудотворца Николая в летописях и в трудах историков не указано.
В феврале 1570 года здесь ночевал Иван Грозный перед въездом в Псков с большим войском. В 1581 году в монастыре бесчинствовал отряд Батория. В 1609 году возле Любятова псковичи сражались с новгородцами и шведами, пришедшими усмирять псковский бунт. Как и многие монастырские храмы, любятовская церковь стала приходской в 1764 году после упразднения обители. Своеобразный вид церковь получила при перестройках колокольни и южного тёплого придела во имя Знамения Богородицы в 1888 и в 1905-1908 годах.
Отправляясь на Запсковье, вернёмся к главной переправе через Пскову. Она издавна находилась у спуска с Торговой площади к реке. Отсюда начиналась сухопутная дорога из города на север псковской земли к Гдову и далее к Нарве и Балтийскому морю.
Летописец впервые упомянул об устройстве нового моста на Пскове в 1388 году. Затем, примерно через каждые 20 лет, сообщалось о постройке нового моста. Писцовые книги 1585-87 годов содержат интересное известие об освобождении от оброка плавучего моста через Пскову «между бань Старого Примостья и корчемных дворов Немецкого берега», как сделанного на средства священников.
О Высоком, Американском и Троицком мостах, сменивших друг друга в XIX веке, уже рассказывалось. По правой стороне Троицкого спуска на мост тянулся одноэтажный каменный Мучной ряд с общей галереей и арками напротив входов в лавки. Здание принадлежало городу, и девять лавок Мучного ряда сдавались с публичных торгов в аренду. Впрочем, специализацию в Мучном ряду не соблюдали. К примеру, в 1909 году здесь торговали также игрушками, сельдями, щепным и щёточным товаром.
На противоположной стороне у поворота к Рыбникам можно рассмотреть небольшую каменную часовню во имя святого Николая Чудотворца. Она была приписана к Троицкому собору и обслуживалась его причтом.
Оригинальную пешеходную дорожку на Троицкий мост устроили с правой стороны в конце Мучного ряда. Чтобы беспрепятственно пропускать возы на Колясный рынок и не заставлять прохожих шарахаться от них, над этим проездом соорудили небольшой мостик с перилами и с лестничным всходом от тротуара у Мучного ряда.
Большое здание за мостом на правой стороне Нарвской улицы (ныне дом №1 по ул. Л. Поземского) до 1897 года принадлежало дворянам Боярским, было продано за их долги с публичных торгов и приобретено известным купцом Василием Яковлевичем Сафьянщиковым. После его смерти домовладение перешло к племяннику Илье Александровичу.
Местность за мостом через Пскову в старину называлась Примостьем.
Неизвестно, когда здесь впервые построили церковь во имя святых врачей – бессребренников и чудотворцев братьев Козмы и Дамиана, убитых в Риме в 284 году.
Она была деревянной и сгорела в большой пожар 1 октября 1458 года. Храм уже был центром Козмодемьянского конца, и его жители в 1462 году «заложиша церковь камену возле старую церковь». Очевидно, место старой церкви было занято возобновлённым после пожара деревянным храмом. В следующем году каменную церковь достроили.
Новый кончанский храм Козмы и Дамиана тоже не избежал больших запсковских пожаров. Он выгорел 6 октября 1500 года и 27 марта 1507 года, когда сгорели даже колокола, а южный придел «разодрало» хранившимся в нём запасом пороха, принадлежавшего всему концу. 19 сентября 1541 года храм сгорел вместе с мощами святых, иконами, церковной казной, а также погибли три человека.
Убедившись, что в приделах нельзя держать припасы, в XVI веке построили отдельное большое, почти кубическое здание со складами и подвалами внизу, маленькой церковью во втором ярусе и четырёхпролётной звонницей. В XVIII веке её заменили восьмигранной колокольней. В начале ХХ века на ней висели пять колоколов, в том числе большой 80-пудовый, отлитый в Рождество 25 декабря 1547 года. На открытке вид на церковь с востока от алтарных апсид.
На левом краю открытки виден угол колокольни Козмодемьянской церкви. Это позволяет определить, какое место Нарвской улицы изображено на снимке. Вдали, за церковью просматриваются сохранившиеся дома №3 и 5 улицы Леона Поземского. Здания на другой стороне, напротив церкви, не уцелели.
Бывшая Лесная улица тянулась от Богоявленской церкви к Сенной площади и получила в 1965 году имя Героя Советского Союза Александра Волкова. Архитектор Анатолий Алексеевич Подчекаев построил на ней в 1912-1913 годах храм для старообрядческой общины поморского согласия. Ворота во двор молельни выполнены в древнерусском стиле и стояли ещё после войны 1941-1945 годов.
Церковь в конце Лесной улицы у Сенной площади сохранилась от бывшего монастыря во имя пророка Ильи. При упразднении женской обители в 1764 году Ильинская церковь стала приходской. В 1868 году её передали учреждаемой в Пскове Епархиальной общине сестёр милосердия.
Для общины приобрели три соседних здания и построили двухэтажный дом. При ней действовала амбулатория для приходящих больных. 2 мая 1902 года там же открыли глазную лечебницу. Ею первоначально заведовал доктор Николай Фёдорович Плюшкин (сын знаменитого коллекционера), а с марта 1903 года – врач Илья Александрович Бродский.
На Запсковье сохранилось немало древних зданий. Одно из них вошло в историю под названием «Мешок» (в XVIII веке там была тюрьма). Оно дало название Мешковской улице (с 1964 г. – ул. Олега Кошевого). Ю. П. Спегальский в книге «Псковские каменные жилые здания XVII века» (М.-Л-д., 1963 г., стр. 127-133) рассказал об этих палатах купцов Постниковых.
Открытка повторяет снимок Отто Парли, помещённый Н. Ф. Окуличем-Казариным под №36 в «Спутнике по древнему Пскову». Это дом Жуковой на Нарвской улице. О нём столь же подробно говорится у Ю. П. Спегальского (стр. 123-129). На снимке в кресле сидит Окулич-Казарин.
Снимок сделан М. И. Герасимовым с колокольни Троицкого собора. Надпись «Вознесенский монастырь» - ошибочна. В центре снимка – Варлаамовская церковь, а на правом краю – Воскресенская церковь, сохранившаяся от исчезнувшего монастыря во имя Воскресения «со Стадища». На переднем плане можно рассмотреть некоторые постройки в северной части Кремля, в том числе и восточный торец недавно капитально отреставрированного двухэтажного «Дома причта». В нём размещаются библиотека, зал приёмов и другие помещения собора и епархии.
На фотографии М. И. Герасимова 1914 года церковь Воскресения показана в необычном ракурсе, с обратной, восточной стороны, от апсид.
О запсковском Воскресенском монастыре летописец упоминал только в связи с пожарами. Об одном из них, случившемся 1 октября 1458 года, сказано выше. В следующем веке, 15 августа 1532 года, когда многие отправились на престольный праздник в Псково-Печерский монастырь, «загорелся у Воскресения Христова на стадище в монастыре келья». Тогда каменная монастырская церковь «не доделана бысть».
По мнению Ю. П. Спегальского («Псков», изд. 2-е, стр. 199), сейчас от XVI века в церкви остались лишь стены четверика, столпы и апсиды. Архитектурные особенности позволяют отнести крыльцо, притвор и придел к концу XVII века. Современная улица Набат до 1923 года называлась Воскресенской.
Звонница Воскресенской церкви с четырьмя столбами стояла на передней стене притвора. Но левый столб и пролёт пристроили лишь в XIX веке. К началу следующего века на ней висели семь колоколов. Для звонаря перед пролётами над крыльцом устроили деревянную площадку. Этот женский монастырь закрыли в 1765 году. Через 23 года церковь приписали к соседнему Варлаамовскому храму.
Эта открытка издана в Риге с немецким текстом на оборотной стороне в серии «Aus dem Osten». Она воспроизводит рисунок художника Евгения Климова, скончавшегося в 1990 году и ставшего теперь популярным. На нём – Воскресенская церковь времён последней войны.
8 декабря 1466 года для избавления от чумы псковичи за один день построили деревянную церковь во имя святого чудотворца Варлаама (он основал Хутынский монастырь под Новгородом и скончался в 1192 году). Через три десятилетия, в 1495 году, вместо неё «каменую церковь Варламеи святыи создали».
По имени этой церкви назвали ворота в крепостной стене и башню с захабом возле них, другую башню у реки Великой, слободу за крепостной стеной, переименовали старинную Званицу (22 марта 1876 года городская Дума назвала улицу Нарвской по почтовому тракту, начинавшемуся от неё).
Двухэтажное кирпичное здание рядом с Варлаамовским храмом для размещения мужской и женской церковно-приходских школ построил церковный староста Василий Яковлевич Сафьянщиков, затратив около 12 тыс. рублей. Епископ Псковский и Порховский Антонин (Державин) освятил и торжественно открыл их 14 ноября 1899 года.
В светлых помещениях нижнего этажа занималось несколько десятков мальчиков, на втором этаже – девочки. В здании были и комнаты для проживания учителя, прислуги, хозяйственных принадлежностей. После революции здесь находились детские учреждения, сейчас – жилой дом (ул. Л. Поземского, 51).
Известную картину «Выход из церкви в Пскове» художник Александр Иванович Морозов создавал в 1863-64 годах.
Для этого он приезжал в Псков, рисовал с натуры фасад Варлаамовской церкви (см. статью «Картина о нашем городе» в «Псковской правде» от 23.07.1972 г.).
На месте развалившихся Варлаамовских ворот, левее выезда из города, поставили деревянную часовню во имя Рождества Богородицы. В 1871 году заботами церковного старосты Александра Яковлевича Сафьянщикова вместо неё соорудили каменную часовню. В ней ежегодно 8 сентября во время крестного хода из Троицкого собора в Снетогорский монастырь проводилось праздничное богослужение.
Через два десятилетия после постройки деревянной Варлаамовской церкви в надежде на избавление от очередного морового поветрия псковичи поставили 26 августа 1487 года сразу две церкви-однодневки: во имя святой мученицы Анастасии на Кузнецкой улице Полонища и Нерукотворного Образа Иисуса Христа на Запсковье у Жабьей лавицы на углу сложившихся позднее Образской (Первомайской) и Ильинской (Труда) улиц. Лавицы устраивали для перехода через топкие места.
Образскую церковь летописи больше не упоминали, так что неизвестно, когда взамен деревянной однодневки выстроили сохранившийся до наших дней каменный храм. По мнению Ю. П. Спегальского – в конце XVII века.
Архитектор Николай Евгеньевич Лансере приезжал в Псков летом 1903 года. Его акварельный рисунок «Образская церковь» вскоре воспроизвели в серии открыток, выпускавшихся в пользу общины святой Евгении. На переднем плане виден южный придел во имя Рождества Христова. Образская церковь не имела много прихожан, и в 1786 году её приписали к Богоявленскому храму, а в 1852 году архиепископ Платон распорядился её разобрать. Начавшуюся разборку приостановили по просьбе прихожан Богоявленского храма, собравших средства на возобновление Образской церкви.
В Пскове первую церковно-приходскую школу открыли 8 октября 1898 года при Образском храме, построив для неё одноэтажное каменное здание возле церкви.
М. И. Герасимов издал в 1911 и 1914 годах открытки с видами крепостных сооружений Запсковья. Затем их снимал для благотворительных открыток столичный фотограф, скрывавшийся под инициалами «И. М. З.». Стены и башни Запсковья заслуживают такого внимания. В 1615 году они защищали крепость от войск Густава II Адольфа. Их осмотр лучше начинать, выйдя за крепостную стену у Варлаамовской церкви.
По описанию города 1655 года, «от Варламских ворот до Быковских ворот по городовой стене 100 сажен» (213 м). Сейчас от этих ворот и защищавшей их башни осталась гора щебня. Далее «от Быковской башни по Загряской захаб мерою вдоль по стене 82 с половиной сажени» (176 м).
Местность севернее захаба называлась «Загрязье» и дала имя захабу. Он прикрывал городские ворота. Уже в 1655 году указывалось, что «ворота заделаны камнем». 15 бойниц захаба располагались в три яруса. Ранее считалось, что Загряжский захаб устроен в начале XVI века. В статье «модернизация псковской крепости в 1620-1630-е годы (сборник «Древности Пскова. Археология, история, архитектура», Псков, 1999 г., стр. 115-126) Юрий Бирюков доказывал, что захаб сооружён на век позднее, около 1626 года.
На снимке видны две башни, так как в 22 саженях (47 м) восточнее захаба стояла Волковская башня с воротами, заделанными до 1699 года. Башни поставили так близко, поскольку между ними стена делала заметный поворот направо.
Стены Загряжского захаба и Волковской башни частично сохранились. В 127 саженях (270 м) юго-восточнее Волковской башни находились Ильинские проездные ворота с четырёхугольной башней над ними. К этим воротам выходил небольшой переулок, пролегавший левее (западнее) Образской церкви. Но ворота называли по Ильинскому монастырю, располагавшемуся чуть дальше.
Ещё в 1911 году Н. Ф. Окулич-Казарин отмечал, что от Ильинской башни и следа не осталось. А правее Образской церкви проходит бывшая Ильинская, а ныне улица Труда. Для неё в крепостной стене тоже проделали ворота, названные Образскими. Между Ильинскими и Образскими воротами 107 метров старинной стены частично отреставрированы.
Образские ворота имели надёжный каменный захаб длиной 20 метров с 17 бойницами в трёх ярусах. Он далеко выступал полукругом за крепостную стену, а с боков имел прямые фланги. Из запсковских башен, переживших последнюю войну, Образская неплохо сохранилась.
Однако с началом массовой застройки застенной части Запсковья улица Труда стала основной магистралью транспортного сообщения с новыми микрорайонами. Для её значительного расширения Образскую башню разобрали до основания. Прогулочную дорожку, тянущуюся вдоль всей стены и огибавшую эту башню, спрямили, и признаков существования здесь башни не осталось.
В 70 саженях (148 м) от Глухой башни стояла Толокнянская башня, часто называемая просто Толокнянкой. Под нею были проезжие ворота, заделанные до 1655 года. Уже к 1911 году от башни «осталась лишь груда плит». Сейчас остатки этой груды можно видеть напротив Загородного переулка. Дуга крепостной стены Запсковья кончалась в 176 м от Толокнянки Гремячими воротами.
Этот весенний вид вряд ли удастся разгадать. Может быть, читатели подскажут, какое место в окрестностях города сфотографировал ранней весной в начале прошлого века Михаил Иванович Герасимов.
Не найдутся ли потомки двух псковских ребятишек, стоявших столетие назад у подтопленного сарая?
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: