На этом снимке трудно угадываемый «Древний уголок Пскова». Краеведы предполагают, что фотограф Отто Парли запечатлел кусочек Островка на Пскове. Там были жилые дома, а также до 1902 года в большом сарае действовал кожевенный завод Петра Смоленского, а с 1909 года – верёвочное производство И. И. Чернова и Ф. Ф. Кузьменкова.
Одна из рот 3-го Изборского кадрового резервного батальона располагалась в таких старых зданиях у Гремячей горы, что солдат пришлось расселить на постой по обывательским квартирам. Городская Дума в 1890 году согласилась построить там же, между крепостной стеной и крутым берегом Псковы, новые казармы для всего батальона.
По совету городского архитектора Ф. П. Нестурха, руководившего строительством, два верхних этажа возвели не из местного холодного известняка, а из кирпича. Казармы освятили 29 сентября 1891 года. Через год батальон перевели в Финляндию, а оттуда прибыл 94-й Енисейский пехотный полк. С тех пор здание стали называть Енисейскими казармами. В 1918 году перед приходом кайзеровских войск они сгорели.
Правее Иркутских казарм видно старинное каменное здание. Военные называли его «Офицерским корпусом». В древности эти жилые палаты принадлежали Гремяцкому монастырю. 11 апреля 1803 года через тридцать лет после его упразднения в них торжественно открыли первую в Псковской губернии городскую больницу. Она находилась здесь четверть века. Эту местность в народе прозвали «Волчьими ямами».
Полковая хлебопекарня располагалась в другом древнем здании, вытянувшемся у берега реки. По мнению Ю. П. Спегальского, оно строилось в конце XVII века для кожевенного завода, имело четыре больших помещения внизу и два на втором этаже.
Известия о событиях 6891 (1383) года содержали все списки псковских летописей: «Заложиша три церкви камены: первая – на Гремячей горе святые Козьма и Дамиан…» И хотя ни в одном из списков не упомянуто, что этот храм строился для Козмодемьянского монастыря, но, очевидно, эта обитель уже существовала или начинала обустраиваться.
К сожалению, в дальнейшем более чем полтора века никаких новых сведений о церкви и о монастыре летописи не приводили. Естественно, что за это время монастырский храм сильно обветшал и требовал значительной починки или постройки другого. Вероятно, церковные власти предпочли второй вариант.
Под 7048 (1540) годом летописец сообщил: «…Свершена быша четыре церкви: святии апостоли Петр и Павел во старой стене, а другая святии Козма и Демьян на Гремячей горе в монастыри…» К несчастью, уже 19 сентября следующего года «…погоре все Запсковье… и выгоре на Гремячеи горе в монастыре святии чудотворца Козма и Демьян новая церковь каменая. И не священа бысть…».
В летописи не указано, насколько сохранились каменные стены неосвящённого храма и как скоро он был возобновлён. Но монастырь не исчез, и через 70 лет в летописях его упомянули среди трёх обителей, уцелевших 19 мая 1609 года во время другого большого пожара.
История Гремяцкого мужского монастыря не богата важными для города событиями. Исследователи обычно отмечают лишь, что эту тихую обитель выбрал для покоя известный церковный и политический деятель псковский архиепископ Макарий, помогавший подавить народное восстание 1650 года. Через 14 лет он принял схиму в этом монастыре, взяв имя Михаил, 20 июля 1665 года скончался и был погребён в притворе храма.
По сообщению искусствоведа Ольги Владимировны Емелиной, во время пожара 1682 года в монастыре сгорели «житницы с хлебом и всякие заводы и строения», а в церкви иконостас и книги, и облачения (ЦГАДА, фонд 159, опись 3, дело 4206, лист 28).
При церковной реформе 1764 года Козмодемьянский Гремяцкий монастырь упразднили. Его церковь стала приходской. Из-за малочисленности прихода уже через два десятилетия храм приписали к Петропавловскому собору. Причт собора проводил там богослужение лишь три раза в год: на Пасху, Рождество и в престольный праздник.
По описям 1817-1820 годов кровля церкви обветшала, на стенах и сводах появились трещины, окна стояли без стекол и зимой внутрь наносился снег. Епархиальное начальство назначило церковь к сносу. К счастью, прихожане и причт Петропавловского собора собрали средства и сами отремонтировали приписной храм.
За многие века внешний и внутренний вид церкви значительно изменился. В документах 1827 года отмечалось, что храм имеет придел, а Ю. П. Спегальский предполагал, что приделы, а также галерея, были с обеих сторон храма. Они вскоре исчезли. Перед притвором находилось крыльцо, над ним возвышалась небольшая колокольня. Их не стало уже в послевоенные годы. Внутри храма, вероятно после пожара 1682 года, убрали два западных столпа и опоры сводов пришлось перенести на оставшиеся восточные столпы.
Стараниями и на средства благотворителя, псковского купца Петра Михайловича Стехновского, большой ремонт храма произвели в 1857 году. Позднее городская Дума присвоила ему звание Почётного гражданина Пскова.
Гремячую гору летописи впервые упомянули в 1383 году, когда там появилась монастырская церковь Козмы и Дамиана. И монастырь чаще называли не Козмодемьянским, а Гремяцким. Затем, с постройкой в 1465 году деревянной крепостной стены, ворота в ней, позволяющие проехать на Гремячую гору к монастырю, стали тоже Гремячими. Их устроили на повороте стены к северо-западу, на стыке современных улиц Герцена, Перврмайской, Застенной и Гремячей.
Когда деревянную стену Запсковья заменили на каменную, то над Гремячими воротами поставили небольшую четырёхугольную двухъярусную Гремячую башню с пятью бойницами. Ворота находились на расстоянии 131 сажени (279 м) от высокой круглой башни, изображённой на снимках.
В 1465 году деревянную стену «на Запсковьи заложили от Гремячеи горе до Великои реке». Она не раз горела, не всегда защищала жителей горы и монастырь. И в 1503 году, когда немцы осадили город, «ожгоша псковичи около Полонища посады и Гремячюю гору». Только в 1508 году «заложиша псковичи стену около Гремячеи горы» (явно каменную). После присоединения Пскова к Московскому княжеству усиление крепостных стен города стало общегосударственной заботой и производилось по приказу из столицы.
Поэтому вскоре, «в лето 7033 (1525)ю Повеле князь великии Василеи Иванович своему дьяку Мисюрю Мунехину поставити стрельницу каменую на Гремячеи горе над Псковою рекою на кручи; и того лета зделаша Тайник». В следующем году летописец добавил: «В лето 7034. Зделаша стрелницу на Гремячеи горе». Так что общепринятое утверждение, что башня построена в 1525 году, не совсем точно. Правильнее говорить: в 1525-26 годах.
Новую башню по соседней церкви назвали Козмодемьянской. А в XIX веке Гремячие ворота с их башней исчезли, так как крепость утратила оборонное значение и не ремонтировалась. И красивое имя Гремячей башни постепенно перешло к сохранившейся неподалёку Козмодемьянской. По непонятным причинам башню иногда называли также Кислинской. Отметим, что неизвестно и происхождение имени Гремячей горы.
Псковский ботаник и краевед Евгений Исполатов считал, что к горе перешло название соседней речки, которая во время весеннего половодья с шумом впадает в Пскову возле горы (его статья «Три Псковские легенды» в сборнике «Познай свой край!», вып. 1-й, Псков, 1924 г., стр. 46-47). Однако нет доказательств, что этот ручей когда-то так называли. На современных картах пишут – ручей Колокольничий.
Гремячая башня, поражающая своим величием и красотой, стала известной достопримечательностью города, постоянно запечатляется на открытках. Только две псковские башни – Воскресенская (Высокая у Нижних решёток) и Козмодемьянская (Гремячая у Верхних решёток) – имеют шесть ярусов (этажей). На почти 20-метровой высоте Гремячей башни прорезаны 28 бойниц, направленных за город.
Доктор исторических наук Владимир Валентинович Седов полагает, что итальянский мастер Иван Фрязин, посланный царём в Псков, не только восстановил 40 саженей кремлёвской стены (о чём пишет летопись), но и участвовал в постройке Гремячей башни. Его идеи развиваются в статье Юрия Бирюкова «Работы итальянцев в Пскове и Гремячая башня 1525 г.» (сборник памяти Ю. П. Спегальского, Псков, 1999 г., стр. 110-127).
При возведении башни строителям не пришлось заботиться о сооружении фундамента. Её поставили на выровненной площадке природной известняковой скалы, которая служила и полом для первого яруса башни. Поражает толщина её стен. В нижнем ярусе она составляет две с половиной сажени (533 см). хотя стены вверху немного тоньше, но и там смогли устроить внутристенные лестничные переходы между ярусами. Конечно, между ними были и обычные деревянные лестницы с отверстиями в полу.
Своеобразием башни стала пристроенная вплотную к её западной стене каменная лестница с выходами в башню, на крепостные стены и к реке. (На развалинах этой лестницы солдаты квартировавшего рядом с башней Енисейского полка позировали фотографу М. И. Герасимову.)
В первом ярусе были только две бойницы, а выше их число увеличивалось, так что в верхнем, для ружейной стрельбы, сделали восемь. Бойницы нижних ярусов изнутри запирались ставнями, причём для некоторых устроили углубления в боковой стене, куда заходили открытые ставни.
Гремячей башне (так теперь её называют даже в научной литературе) предназначалось важное место в системе обороны Пскова. Она прикрывала доступ в крепость по реке. Летописец отметил, что осенью 1518 года, то есть за семь лет до постройки башни, «делаша псковичи стену в Песках на прудах к Гремячей горе и песком посыпали, а чаяли Литвы подо Псков». Пески находились на левом берегу Псковы, ниже Михайловской башни. По мнению Н. Ф. Окулича-Казарина («Спутник по древнему Пскову», стр. 80), в летописи речь идёт о сооружении Верхних решёток. Стена через Пскову 1518 года была явно деревянной. На её месте другую, тоже деревянную «стену делаша в Песках чрез Пскову реку к Гремяцкому костру» в 1535 году, через десять лет после сооружения этой башни. И, наконец, в 1563 году «против Гремячей горы к Пескам стену каменую почаша делати в деревянои место, что была деревяная через реку Пскову да сгорела в пожар, как город горел». Грандиозный пожар, спаливший Псков, случился 28 апреля предыдущего 1562 года. Так появились каменные Верхние решётки с четырьмя водобежными воротами. Остатки стены на левом берегу видны на открытках.
Следующим шагом к защите реки и города стало устройство Нижних решёток. В 1538 году «присла князь великий Фрязина в Псков повеле ему стену делати на усть реки Псковы…». Только через век, в 1631 году, «поставиша новые решётки каменые нижние.., а преже были деревянные». Таким образом и деревянные, и каменные Верхние решётки строились намного раньше Нижних.
Летописная запись о тайнике в башне породила много легенд. Некоторые включены в антологию «Псков в поэзии», приложенную к второму выпуску сборника «Познай свой край!» (Псков, 1925 г.). В них рассказывается о спящей красавице-княжне, покоящейся с несметными богатствами в склепе под Гремячей башней в ожидании смельчака, который двенадцать суток беспрырывно будет читать молитвы над её гробом.
Н. Ф. Окулич-Казарин в статье «Новые данные по топографии и истории Пскова», помещённой в трудах Псковского археологического общества за 1914-1915 годы (стр. 108-109), отметил, что в крепостях нередко устраивался тайник с колодцем или спуском к воде. По описанию псковской крепости 1655 года в Гремячей башне «подлаз по Пскове-реке заделан камнем».
Вид плотины, устроенной неподалёку от Гремячей башни выше по течению Псковы, напоминает о водяных мельницах, стоявших по её берегам. Окрестные жители Запсковья пользовались мостками, уложенными на плотину, чтобы кратчайшим путём перебраться в город. Их обычно называли лавами. Перед зимой, когда мостки убирали, и ранней весной такая переправа становилась опасной, но не останавливала многих псковичей. Бывали и несчастные случаи.
Другие подобные переправы через Пскову по мельничной плотине в черте дореволюционного города начала ХХ века отсутствовали, хотя мельница вблизи Гремячей башни была не единственной.
Вряд ли удастся выяснить, когда на Пскове поставили первую мельницу. Одну из них летописец упомянул под 1444 годом в связи с постройкой церкви Богоявления. Во время большого пожара 28 апреля 1562 года «выгоре и мельницы в городе». Многие из них быстро возобновили. Об этом свидетельствует перепись плательщиков налогов в Писцовой книге 1585-1587 годов.
Оказалось, что через четверть века после того пожара и через пять лет после Баториева нашествия в городе на Пскове действовали 25 мельниц и 9 мельничных мест пустовало. Почти все эти мельницы принадлежали монастырям и церквям, большинство располагалось на левом берегу реки, лишь 5 работавших и 4 невосстановленных – на Запсковье.
29 июня 1914 года газета «Псковская жизнь» сообщила об осмоте четырёх мельниц на Пскове перед одновременным спуском воды для очистки дна реки. Ниже всех по течению, у Островка, располагалась бывшая мельница Карла Гельдта. Она, очевидно, изображена на верхнем снимке. В 1890-х годах её арендовал, а позднее выкупил Александр Нитцгольц.
Выше по течению, за Гремячей горой, у Лапиной горки, - мельницы Братьев Филиппа и Давыда Кукк, затем под Петровской горкой, - мельница Эмилия Гросвальда, а за Дмитриевским кладбищем – Адольфа Неймана. Мельница барона Медема по дороге в Любятово напротив его имения «Берёзка» тогда считалась за городом. Теперь без мельниц река утратила часть своего очарования.
В ноябре 1909 года городская дума разрешила Филиппу Кукку устроить мельницу на Пскове. Первоначально он поставил мельницу на правом берегу Псковы возле впадения в неё речки Милевки. Здание можно рассмотреть на открытках.
Племянница Филиппа Мария Давыдовна Фёдорова, урождённая Кукк, пояснила, что там мельница работала до 1 сентября 1930 года, когда их семью выселили. Власти перенесли оборудование на противоположный берег, к Лапиной горке. Там стояли постройки другой бывшей мельницы братьев Кукк. Согласие на её устройство они получили от городской Думы в 1910 году.
Крепостную стену на левом берегу Псковы в конце современной улицы Гоголя прорезали Никольские ворота. Своё название они получили от Никольского мужского монастыря в Песках. Это довольно древняя обитель: ещё в 1383 году в ней поставили храм Святого Николая Мирликийского. Очевидно, он был деревянный, так как уже через 36 лет, в 1419 году, его заменили на каменный.
Монастырская церковь при Петре I в 1701 году скрылась под Песитским бастионом. Его название происходит от местности «Пески». В мае 1905 года в бастионе образовался провал, обнаживший своды церкви. Псковское археологическое общество провело небольшой раскоп, были обнаружены стены, покрытые масляной краской, два входа в храм…
За Песитским бастионом прочно закрепилось название «Лапина горка». Домовладение №50 на другой стороне улицы Гоголя принадлежало Льву Алексеевичу Лапину – совладельцу фирмы «Барон Коскуль и К⁰», имевшей водочный, пиво- и мёдоваренные заводы и оптовый склад напитков во дворе. Лапин благоустроил территорию бастиона, обсадил его деревьями, обнёс аккуратным заборчиком, поставил красивую беседку. Сквер стал местом отдыха соседних жителей.
Л. А. Лапин скончался 18 января 1903 года на 85-м году жизни и похоронен на Иоанно-Богословском кладбище, что на правом берегу Псковы. Кусочек дороги к нему показан на снимке.
Дорога к Иоанно-Богословскому кладбищу шла по Гремячей улице и была очень узкой. С одной стороны – обрывистый берег Псковы со столбиками на самом краю и остатками ограды, с другой – крутая гора, застроенная незамысловатыми жилыми домами обывателей. Сейчас улица хорошеет, украшается всё новыми оригинальными особняками с аккуратными каменными заборами.
Неподалёку от Гремячей башни улица пересекает ручей Колокольничий и речку Милевку. Через них в старину устраивались деревянные мостики. Состояние дороги к кладбищу вызывало жалобы проезжавших, о чём «Псковский городской листок» сообщал 19 июня 1882 года.
Речка Милевка проделала глубокое русло и разделила возвышенность правого берега Псковы на две части. Между ручьём Колокольничьим и Милевкой образовалась Хлебная горка. Её название сохранилось в трёх переулках и в Хлебном проезде. Высокий левый берег Милевки называют Мишариной горой.
А саму речку в древности именовали немного иначе. По летописи церковь Иоанна Богослова поставили в 1547 году на Милявице. А Писцовые книги 1585-1587 годов отметили три заброшенные мельницы на речке Милевице (Мелевице). Одну из них под Хлебной горой на берегу Псковы разорили войска Батория в 1581 году. Не исключено, что именно на этом месте Филипп Кукк строил свою первую мельницу.
В народе Мишарину гору часто называют просто Мишаринкой. На карте современного Пскова есть улица Мишарина, подымающаяся в гору вдоль правого берега Милевки. И. И. Василёв в «Археологическом указателе г. Пскова и его окрестностей» (Псков, 1898 г., стр. 71) пояснил, что «слово Мишарина производят от фамилии известного первого великокняжеского дьяка Мисюря Мунехина». Он управлял Псковом 18 лет, с 1510 по 1528 год, при нём строилась Гремячая башня неподалёку от Мишариной горы.
В Писцовых книгах не раз упоминался Мисюревский остров на реке Великой в Выбутской губе выше устья реки Многи. Впрочем, Окулич-Казарин в «Спутнике по древнему Пскову» сомневался в этой версии и выводил название Мишаринки от небольших болот (мшар), из которых вытекала Милевка.
Иоанно-Богословский Костельников мужской монастырь основали на Мишариной горе над обрывистым берегом речки Милевки. Летопись упомянула о нём лишь один раз, в 1547 году, сообщая о постройке каменной церкви святого Иоанна Богослова на Милявице. Второе название монастыря – Костельников – возможно, происходит от фамилии основателя или крупного благотворителя обители.
После упразднения монастыря в 1764 году его храм стал приходским и кладбищенским. Кроме тёплого придела во имя Иоанна Воина, храм имеет притвор, устроенный стараниями П. М. Стехновского, который там и похоронен. Церковь закрыли 23 декабря 1936 года и вернули епархии в 1993 году. За десять лет храм возродился, кладбище стало благоустроенным.
Царёвой слободой звали поселение вокруг церкви во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, признавших в IV веке христианскую веру официальной религией Византийской империи. Церковь стоит над правым берегом Псковы. На одной из икон храма указывалось, что он построен в 1681 году.
Западнее церкви находилось Немецкое (евангелически-лютеранское) кладбище, от которого сохранилась часовня, перестроенная баптистами. В этом месте через Пскову сооружались деревянные мостки, а теперь поставлен металлический Кузнецкий мост. Рядом, на левом берегу Псковы, располагалась водяная мельница с четырьмя жерновами Эмилия Гросвальда, купленная в 1857 году его отцом Иваном Петровичем у Карла Кипке.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: