Говоря о реке Пскове, надо не забывать, что от неё произошло название города. Это очень распространённое явление в топонимике. При этом наша река за многие века имени не меняла. Однако Псков на некоторых языках звучит иначе: Плескау по немецки, Пихква по-эстонски… известный исследователь и археолог академик Валентин Васильевич Седов в обзорной статье «О происхождении топонима Псков», которой открывался сборник «Древности Пскова. Археология, история, архитектура» (Псков, 1999 г.), отмечал: «…сами псковичи свой город с самого начала именовали Псковом, а не Плесковом. Форма «Плесковъ» явно чужеродна, по всей вероятности, занесена в Псковскую летопись переписчиком…», когда он заимствовал сведения из общкрусских и новгородских летописей. Он пояснил, что Плесковом в первые века наш город предпочитали называть новгородцы и от них такое название распространилось по Руси и в Прибалтике. Добавим, что произнести подряд три согласных звука «пск» не так просто и для облегчения произношения новгородцы разделяли их двумя буквами «ле», тогда получалось «Плесков». Это не другое название, требующее особой расшифровки, а иное произношение того же слова.
Таким образом, разгадывать надо не имя города, а происхождение названия реки. Оно появилось у окрестного населения задолго до основания Пскова. В те давние времена это население было не славянским, а финно-угорским. Второй слог («ва») встречается и у других рек, названных до прихода славян (Москва, Косьва, Лысва, Протва…), и означает «вода». Первую половину слова «Пскова» можно перевести как «тёмная, смолистая». Итак, Псков – это город на реке Пскове, а Пскова – это река с тёмной водой. И действительно, вода в устье Псковы довольно тёмная. Впрочем, в научных трудах гидроним «Пскова» не получил однозначного, окончательного и бесспорного объяснения…
Здесь воды Псковы спокойно завершают свой бег, вливаясь в Великую. С левого берега Великой открывается широкая панорама ближнего и дальнего Запсковья от церкви Воскресения «со Стадища» до кремлёвской Кутней башни. Снимок оживляет колёсный пароход «Dorpat» («Дерпт»), завершающий свой рейс из Юрьева (Тарту) в Псков.
Левее Кутней башни видны купола старообрядческого храма с колокольней, построенного на Лесной улице Запсковья.
Два берега Псковы у слияния с Великой совсем разные. На левом берегу громоздится круча кремлёвского холма. Сама природа создала здесь идеальные условия, чтобы поставить на этом холме надёжно защищённую крепость.
От Кутней башни крепостная стена резко спускалась к пологому берегу Великой и шла вдоль неё к устью реки Псковы. Этот участок стены до башни у Псковы длиной 47,5 саженей (101 метр) имел между зубцами 16 бойниц для стрельбы в сторону Великой, да подошвенный бой, да вылазные ворота. Они были заложены камнем в середине XVII века.
Круглую башню в устье Псковы на левом её берегу толщиной в 16 метров за приземистость называли Плоской. Она имела «в верхнем бою за город 7 боев (бойниц), да в середнем бою за город 9 боев, да подошевных 5 бое».
По летописи, в 7008 (1500) году псковичи «два костра поставиша, один над Великою рекою на Запсковьи, а другой на устьи Пскове реке». Историки спорят, к каким двум башням из трёх возможных относится эта запись: к Варлаамовской, стоящей на повороте крепостной стены от реки Великой к Варлаамовской церкви, и к одной из двух, находящихся по обе стороны устья Псковы (и тогда к какой именно), либо к этим двум башням у «Нижних решёток».
На другой, правой стороне устья Псковы стройную круглую башню диаметром в 5 саженей (10,7 метров) называли Высокой. Она имела 6 ярусов (так много уровней боя в Пскове было ещё только у одной Гремячей башни на Запсковье) с 20-ю бойницами и тесовую шатровую крышу с чердаком (дозорной вышкой).
В этом месте от проникновения врагов в Пскову защищали не только Плоская и Высокая башни, но и перегораживавшая реку каменная стена между ними с 10-ю бойницами и двумя водобежными воротами для пропуска воды. Ворота запирались деревянными подъёмными решётками на опускных канатах. Всё это устройство именовалось «Нижними решётками».
Под Кремлём низкий травянистый луг за развалинами Плоской башни псковские лесопромышленники обычно арендовали у городской Управы для временного хранения брёвен и дров, выловленных после весеннего сплава из запони, устроенной рядом, на Великой.
Правый берег напротив этого луга по сравнению с ним более высокий, известняковый, что позволило застроить его, не опасаясь частых наводнений.
С высоты остатков Кутней башни Кремля не раз фотографировали плотную застройку Запсковья за Высокой башней у Нижних решёток. Получался интересный панорамный снимок, показывающий, какая масса разнообразных домиков поместилась на этой сравнительно небольшой территории.
И хотя стена между Плоской и Высокой башнями с двумя водобежными воротами, перегораживавшая устье Псковы, не сохранилась, но эту часть Запсковья от правого берега Псковы и Великой до Нарвской (Варлаамовской) улицы тогда часто называли «Нижними решётками».
В домишках у «Нижних решёток» селились в основном менее состоятельные жители города. Многие из них были прихожанами виднеющейся вдали церкви Варлаама Хутынского. Проезды и проходы между домовладениями не стали чёткими улицами и не получили официальных наименований, а их народные названия забыты.
Теперь на этом уютном и тихом месте, лишившемся неказистых построек прежних веков, предполагается построить комплекс зданий комфортабельной гостиницы «Званица».
Необычный взгляд на устье Псковы не с Кутней башни Кремля. А с Запсковья, от правого берега реки, позволяет заметить, насколько резкий поворот влево пришлось сделать Пскове перед слиянием с Великой и какая широкая речная излучина, водная гладь образовалась при этом.
На нижнем снимке видно, что и Великая вскоре, за Иоанно-Предтеченским монастырем, делает такой же поворот.
Застройка правого берега Псковы была плотной не только возле Нижних решёток, но и выше по течению реки. Эти постройки тоже исчезли навсегда во время последней войны и за послевоенные годы.
Высокий скалистый левый берег Псковы, ставший приютом для Кремля, был дополнительно укреплен крепостной стеной. К сожалению, в псковских летописях не отмечено, когда именно она впервые была поставлена.
Все списки летописей сообщили только, что в лето 6966 (1458 г.) псковичи повелением князя Александра Васильевича и степенных посадников «надделаша на старую стену новую, звыше старых стен, на Крому, своего ради добра, от захабня до Кутнего костра, и даша мастерам делу мзду потораста рублев».
В начале XV века, когда Запсковье не было защищено крепостными стенами, на вече решили поставить ещё одну кремлёвскую башню.
«В Петрово говение» 1416 года нанятая посадниками бригада завершила строительство башни на Крому у Псковы, но через два месяца она рухнула.
Только к 1 сентября 1419 года башню удалось возобновить. Позднее её стали называть Средней. Она исчезла к концу XVII века и была воссоздана в 1973 году при реставрации Кремля.
Виды парусной лодки на фоне кремлевского холма и его главных святынь выполнены столичным фотографом А. Н. Павловичем для издания благотворительных открыток в пользу петербургской общины святой Евгении. За двадцать дореволюционных лет в пользу общины успели выпустить более шести тысяч разнообразных открыток. На ста открытках, изданных общиной, помещены виды Пскова.
Из них тринадцать подготовлены Павловичем. Его работы отличались особой выразительностью, поэтичностью.
Множество лодок и баркасов привозили рыбные товары в Псков на продажу. Они шли по Великой, сворачивали у башен «Нижних решёток» и через сотню саженей бросали якорь у левого берега Псковы, на котором велась торговля. Часто, не находя места у этого берега, причаливали к противоположному.
Картина молодого художника Константина Ивановича Горбатова «Рыбный базар на Пскове-реке» получила в 1910 году вторую премию на конкурсе имени профессора Академии художеств А. И. Куинджи. Репродукция с неё вскоре появилась в журнале «Нива» и на благотворительной открытке в пользу общины св. Евгении.
Рыбная торговля велась на этом месте много веков. В Писцовых книгах 1585-1587 годов указано: «Во Пскове на посаде под горою у Псковы реки на берегу под городовою стеною от живого мосту по левой стороне рыбной Сущевой и Просольной ряд, а в нем… лавок и амбаров, и клетей 39, да 34 полки, да 61 место пусто. А иные места, псковичи сказали, во псковской в большой пожар городовою стеною засыпало».
По летописи 28 апреля 1562 года, когда сгорел весь Псков, «зелье было в Крому в погребах и как загорелися и стену вышибло к Рыбникам…». Запустение в городе объясняется и тем, что перепись налогоплательщиков велась вскоре после осады Пскова Баторием.
Названия «Рыбники» и «Рыбный торг» употреблялись в летописях не раз. И в народе площадь под колокольней Троицкого собора чаще называли «Рыбниками». А в официальных документах XIX – начала ХХ веков значился «Рыбный ряд», хотя правильнее говорить о нескольких рядах, так как ближе к реке стояли ещё и деревянные лавки. Между каменными постройками «Рыбников» проходила узкая улочка.
Списки хозяев домов и лавок в них, по примеру больших улиц города, в Раскладочных ведомостях оценки недвижимых имуществ домовладельцев Пскова и в Журналах генеральной проверки торговых и промышленных предприятий велись отдельно: сначала по левой, а затем по правой стороне «Рыбного ряда».
Судя по упомянутым Журналам генеральной проверки, хранившимся в Казённой палате (ГАПО, фонд 58, опись 2, дела 2156, 2184, 2201), в Рыбниках специализация не соблюдалась.
Здесь были также бакалейные, мучные, москательные лавки, чайные, трактиры и пивные, конфетная и крендельная мастерские, торговля щепными товарами (деревянной резной посудой и т. п. изделиями), простонародными серебряными вещами…
Каменные строения верхнего (левого) рыбного ряда почти примыкали к крепостной стене Кремля с соборной колокольней. Именно со стороны Псковы лучше рассматривать эту величавую, стройную колокольню. Псковичи возвели её почти одновременно с Троицким собором 1699 года. Основанием для неё стали, очевидно, остатки старой башни «на Радчине всходе» «против Лубянского всхода» запсковского берега. Башня утратила свой верх и назначение к XVII веку и потому не упоминалась в описаниях псковской крепости 1644, 1655 и 1699 годов.
Верхняя часть соборной колокольни первоначально была деревянной. После пожаров 1770 и 1788 годов её надстроили из кирпича. Часы на колокольне имеют старинный часовой механизм немецкой работы 1884 года.
Самое крупное трехэтажное кирпичное здание в Рыбниках построил в 1880-е годы псковский купец, церковный староста Троицкого собора Иван Иванович Чернов. Оно отличалось своеобразием декоративной отделки как лицевого фасада, видимого с Запсковья, с колокольни церкви Козмы и Дамиана, так и аналогичного заднего фасада, заснятого крупным планом с бастиона Довмонтова города.
Некоторые обстоятельства сооружения этого и других зданий в Верхнем рыбном ряду возле кремлёвских стен изложены в публикации псковского искусствоведа Ирины Борисовны Голубевой («Новости Пскова», 22.02.2001 г.)
Кроме узкой улочки с каменными зданиями на двух её сторонах, в Рыбниках были ряды деревянных лавочек, прилавков, сараев… Эти неказистые постройки видны на многих открытках и особенно отчётливо – на верхнем панорамном снимке. Они располагались даже совсем близко от береговой линии. А между тем в большое половодье постройки Рыбных рядов иногда заливало до самых крыш.
Зимой бойкая торговля на Рыбном рынке не прекращалась в лавках каменных зданий, а также с открытых прилавков и под навесами. На этом снимке фотограф запечатлел немало покупателей. А зимний пейзаж с безлюдными Рыбниками заснят, очевидно, в небазарные дни или под вечер, после окончания торговли.
Каменные постройки Рыбных рядов не пережили трудные годы ХХ века. После войны всю эту территорию засадили деревьями. Однако разросшийся тенистый сквер не пользуется популярностью даже летом и редко посещается. Он не получил своего официального названия, а в известном горожанам справочнике «Улицы Пскова» обозначен как «парк реки Псковы», заложенный комсомольцами в начале 1960-х годов.
Построенный ещё в XVIII веке Высокий мост через Пскову за столетие обветшал настолько, что в 1841 году его пришлось разобрать. Взамен ниже Рыбного торга ежегодно стали ставить временный мост на козлах (там, где, судя по следующему снимку, через полвека опять появились мостки перед сносом следующего моста). 14 февраля 1847 года император Николай I утвердил проект постоянного деревянного крытого моста решётчатой системы американского инженера Тауна. Такие мосты применялись в Америке и Канаде для переправы через горные реки при массовой заготовке леса. По контракту от 17 декабря 1847 года производителем работ (подрядчиком) стал псковский купец, городской голова Алексей Федотович Ладыгин, приступивший к постройке моста 1 марта следующего года.
По поручению 1-го округа путей сообщения строительный контроль с 1 июля 1848 года осуществлял инженер штабс-капитан Михаил Яковлевич Краснопольский, известный по сооружению цепных мостов в городе Острове. Сооружение моста велось ровно 2 года, если не считать небольших перерывов. После неоднократных испытаний на прочность движение по новому мосту через Пскову открыли 30 октября 1849 года.
(За неимением других видов крытого моста продолжим рассказ о нём на фоне его преемника – железного моста). Мосты решётчатой системы одним пролётом, без быков, перекрывали широкое русло реки. В Пскове расстояние между береговыми устоями составляло 20 саженей (42,6 м). Но они требовали точного инженерного расчёта и безупречного исполнения.
Из 11 построенных в России мостов устоял только псковский. Он стал достопримечательностью города и простоял полвека. Однако мост был недостаточно широким для устройства предполагаемой конки, а из-за крыши сани зимой приходилось тащить по голым, не покрытым снегом доскам.
В официальных документах 1850-60-х годов его называли мостом Американской системы. Затем не только в народе, но и в письменных бумагах стали именовать просто и коротко – «Американский мост».
45148 рублей за его постройку подрядчику выплатили из госбюджета, так как тогда он находился на почтовой дороге из Пскова на Гдов и считался казённым. Однако в 1864 году перевозка казённой почты по ней прекратилась, и мост вскоре передали в ведение земства. Но оно в 1891 году добилось через сенат передачи моста городу, как находящегося в черте города Пскова.
При передаче моста городу было замечено, что отдельные доски гниют. В апреле 1894 года это подтвердил инженер путей сообщения Польковский. Но только с января 1896 года городская Дума стала обсуждать вопрос, можно ли отремонтировать «Американский мост» или надо ли строить новый.
Назначенная губернатором К. И. Пащенко по её просьбе комиссия 24 февраля признала, что в нижнем поясе моста со стороны Кремля 6,5 саженей (14 м) досок подгнило. По её рекомендации левую половину моста сразу заколотили. Летом того же года для грузовых перевозок установили временный обходный мост ниже Рыбников.
На заседании 11 сентября 1896 года городская Дума избрала комиссию для изыскания средств и выработки плана строительства нового моста через Пскову. По заказу псковичей проект моста в 1897 году подготовил инженер путей сообщения Натан Борисович Богуславский. Он и руководил возведением моста. Но сразу приступить к работам не могли за отсутствием у города средств.
Только в марте 1898 года МВД разрешило позаимствовать из запасного капитала 18 тыс. руб. Ещё 20 тыс. взяли в долг из 6% годовых. Детали железного моста общим весом 8580 пудов (140,5 т) за самую низкую цену (по 4 руб. за пуд) согласился поставить столичный металлический завод.
Разборку «Американского моста» завершили в сентябре 1898 года, сразу приступили к укреплению береговых устоев гранитным камнем, а сборку железных частей вели и зимой. Для испытания моста навезли 11 тыс. пудов плиты (171 т). Его освящение и открытие движения скромно провели 21 января 1899 года.
По предложению гласного городской Думы, провизора И. И. Гитца, имевшего за мостом справа в трехэтажном доме И. А. Сафьянщикова Троицкую аптеку, Дума 20 марта 1902 года так же назвала и новый мост. Его переименовали в Советский 12 октября 1925 года и выстроили заново из бетона в начале 1950-х годов.
На правом берегу Псковы, напротив Рыбников, в базарные дни (понедельник, среда и пятница) останавливались многие крестьянские повозки, не нашедшие места на Торговой площади.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: