- 3 -

Лошадь

в живописи и литературе

 

Клод Моне.
«Жан Моне на механической лошадке».
1872.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Клод Моне. "Жан Моне на механической лошадке". 1872. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Зачинается рассказ
От Ивановых проказ,
И от сивка, и от бурка,
И от вещего каурка*.
(*Коýрко – лошадь рыжей масти (каурой); в народных сказках вещий конь-помощник.)

Павел Ершов. «Конёк-горбунок».

* * *

 

Камиль Писсарро.
«Пейзаж с белой лошадью на лугу, селение Эрмитаж».
1872.

Камиль Писсарро. "Пейзаж с белой лошадью на лугу, селение Эрмитаж. 1872.

Лошади предназначались для начинающих наездников и в разгар сезона возили туристов вдоль морского берега. Белый мерин и серая кобыла были большими послушными животными. Мы забирали их у конюха и вели на утрамбованное плоское песчаное побережье.

В мире нет другого животного, способного выставить человека в таком смешном виде. Кошка может заставить вас выглядеть неуклюжим, собака — глупым, но только лошади дано добиться и того и другого одновременно. А затем лошадь слегка ударит хвостом, ненароком наступит тебе на ногу — и ты сразу понимаешь, что она сделала это намеренно.

Грегори Дэвид Робертс. «Шантарам».

* * *

 

Камиль Писсарро.
«Белая лошадь на ферме».
1874.

Камиль Писсарро. "Белая лошадь на ферме". 1874.

Он сказал мне однажды, чистя свою серую кобылу: «Все лошади хорошие, но не всякий человек хорош».

Грегори Дэвид Робертс. «Шантарам».

* * *

 

Камиль Писсарро.
«Пейзаж в Меллерэ, женщина с водой для лошадей».
1881.

Камиль Писсарро. "Пейзаж в Меллерэ, женщина с водой для лошадей. 1881.

Что касается других млекопитающих, то их температура вообще несколько выше температуры человека. Ближе всех в этом отношении стоят к человеку лошадь, заяц, слон, дельфин и тигр; кошка, белка, крыса, пантера, овца, бык, собака, обезьяна, козел, коза обладают температурой в сто три градуса, но свинья всех их превосходит, ибо ее температура даже выше ста четырех градусов (+40°C).

— Это прямо обидно для людей, — заметил Альтамонт.

— Затем идут земноводные и рыбы, температура которых изменяется в зависимости от температуры воды. Температура змеи — всего восемьдесят шесть градусов (+30°C), лягушки — семьдесят (+25°C); акула обладает примерно такой же температурой, как лягушка. Наконец, насекомые, по-видимому, имеют ту же температуру, что окружающие их воздух или вода.

Жюль Верн. «Путешествие и приключения капитана Гаттераса».

* * *

 

Василий Дмитриевич Поленов.
«Белая лошадка. Нормандия».
1874.

Василий Дмитриевич Поленов. "Белая лошадка. Нормандия". 1874.

Беленький маштачок,* на котором он ехал, шел понуря голову, мелкой иноходью и беспрестанно взмахивал жиденьким хвостом. (*Маштак на кавказском наречии значит небольшая лошадь.)

Лев Толстой. «Набег. Рассказ волонтёра».

* * *

 

Илья Ефимович Репин.
«Лошадь для сбора камней в Вёле».
1874.

Илья Ефимович Репин. "Лошадь для сбора камней в Вёле". 1874.

 

Илья Ефимович Репин.
«Везущая лошадь».
1892.

Илья Ефимович Репин. "Везущая лошадь". 1892.

Лев Толстой. «Две лошади».

Две лошади везли два воза. Передняя лошадь везла хорошо, а задняя останавливалась. На переднюю лошадь стали поклажу перекладывать с заднего воза; когда все переложили, задняя лошадь пошла налегке и сказала передней:

«Мучься и потей. Что больше будешь стараться, то больше тебя будут мучить».

Когда приехали на постоялый двор, хозяин и говорит:

«Что мне двух лошадей кормить, а на одной возить, лучше одной дам вволю корму, а ту зарежу: хоть шкуру возьму».

Так и сделал.

* * *

 

Илья Ефимович Репин.
«Лошадь».

Илья Ефимович Репин. "Лошадь".

Конечно, были казнокрады: где-нибудь в армейском полку в провинции можно было сэкономить на сене для лошадей, на ремонте лошадей* (*Ремонт лошадей — технический термин в кавалерии, означающий пополнение и обновление конского состава. Для закупки лошадей офицер с казенными суммами командировался на одну из больших ежегодных конских ярмарок. Поскольку лошади покупались у помещиков — лиц частных, проверки суммы реально истраченных денег фактически не было. Гарантиями реальности суммы денежных трат были, с одной стороны, доверие к командированному офицеру, а с другой — опытность полкового начальства, разбиравшегося в стоимости лошадей.), на солдатской амуниции, но нередко командиру роты, полка, шефу полка для того, чтобы содержать свою часть «в порядке» (а при системе аракчеевской муштры амуниция приходила в негодность раньше срока), приходилось доплачивать из своего кармана, особенно перед царскими смотрами.

Юрий Лотман. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)».

* * *

 

Жан-Леон Жером.
«Раб с лошадьми (остановка в пути)».
1875.
Частное собрание.

Жан-Леон Жером. "Раб с лошадьми (остановка в пути)". 1875. Частное собрание.

Фейзавл начал обычными вопросами:

– Здоров ли, князь? Толст ли твой нос?* (* У сильного человека – толстый нос, у сильной лошади – толстые губы.)

Василий Ян. «Огни на курганах».

* * *

 

Эжен Буден.
«Три лошади».
1875.
Музей современного искусства Андре Мальро, Гавр.

Эжен Буден. "Три лошади". 1875. Музей современного искусства Андре Мальро, Гавр.

 

Эжен Буден.
«Лошадь с гривой».
1875.
Музей современного искусства Андре Мальро, Гавр.

Эжен Буден. "Лошадь с гривой". 1875. Музей современного искусства Андре Мальро, Гавр.

Ночью за работой досматривают стрелецкие сотники, иногда голова, да изредка проезжает на толстом, коротконогом бахмате* каурой масти в синем плаще, черном ночью, в высокой, в желтых узорах, черной мурмолке воевода, молча оглядывает издали работы и, не останавливаясь, едет дальше. (*Бахматом называли лошадь приземистую и плотную.)

Алексей Чапыгин. «Разин Степан».

* * *

 

Эжен Буден.
«Две лошади в конюшне».
1875.
Музей современного искусства Андре Мальро, Гавр.

Эжен Буден. "Две лошади в конюшне". 1875. Музей современного искусства Андре Мальро, Гавр.

Хруп да хруп за стеной –
лошадь мирно жуёт солому.
Ночной снегопад…

Кюкоку.

* * *

 

Эжен Буден.
«Белая лошадь у кормушки».

Эжен Буден. "Белая лошадь у кормушки".

 

Эжен Буден.
«Запряжённые лошади».

Эжен Буден. "Запряжённые лошади".

 

Эжен Буден.
«Цыганские лошади».

Эжен Буден. "Цыганские лошади".

 

Эжен Буден.
«Лошадиный рынок».
Музей современного искусства Андре Мальро, Гавр.

Эжен Буден. "Лошадиный рынок". Музей современного искусства Андре Мальро, Гавр.

 

1. 2 ... 4 5

 

ЛОШАДЬ

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: