Клод Моне.
«Жан Моне на механической лошадке».
1872.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Камиль Писсарро.
«Пейзаж с белой лошадью на лугу, селение Эрмитаж».
1872.
Камиль Писсарро.
«Белая лошадь на ферме».
1874.
Камиль Писсарро.
«Пейзаж в Меллерэ, женщина с водой для лошадей».
1881.
Василий Дмитриевич Поленов.
«Белая лошадка. Нормандия».
1874.
Беленький маштачок,* на котором он ехал, шел понуря голову, мелкой иноходью и беспрестанно взмахивал жиденьким хвостом. (*Маштак на кавказском наречии значит небольшая лошадь.)
Лев Толстой. «Набег. Рассказ волонтёра».
* * *
Илья Ефимович Репин.
«Лошадь для сбора камней в Вёле».
1874.
Илья Ефимович Репин.
«Везущая лошадь».
1892.
Лев Толстой. «Две лошади».
Две лошади везли два воза. Передняя лошадь везла хорошо, а задняя останавливалась. На переднюю лошадь стали поклажу перекладывать с заднего воза; когда все переложили, задняя лошадь пошла налегке и сказала передней:
«Мучься и потей. Что больше будешь стараться, то больше тебя будут мучить».
Когда приехали на постоялый двор, хозяин и говорит:
«Что мне двух лошадей кормить, а на одной возить, лучше одной дам вволю корму, а ту зарежу: хоть шкуру возьму».
Так и сделал.
* * *
Илья Ефимович Репин.
«Лошадь».
Конечно, были казнокрады: где-нибудь в армейском полку в провинции можно было сэкономить на сене для лошадей, на ремонте лошадей* (*Ремонт лошадей — технический термин в кавалерии, означающий пополнение и обновление конского состава. Для закупки лошадей офицер с казенными суммами командировался на одну из больших ежегодных конских ярмарок. Поскольку лошади покупались у помещиков — лиц частных, проверки суммы реально истраченных денег фактически не было. Гарантиями реальности суммы денежных трат были, с одной стороны, доверие к командированному офицеру, а с другой — опытность полкового начальства, разбиравшегося в стоимости лошадей.), на солдатской амуниции, но нередко командиру роты, полка, шефу полка для того, чтобы содержать свою часть «в порядке» (а при системе аракчеевской муштры амуниция приходила в негодность раньше срока), приходилось доплачивать из своего кармана, особенно перед царскими смотрами.
Юрий Лотман. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)».
* * *
Жан-Леон Жером.
«Раб с лошадьми (остановка в пути)».
1875.
Частное собрание.
Фейзавл начал обычными вопросами:
– Здоров ли, князь? Толст ли твой нос?* (* У сильного человека – толстый нос, у сильной лошади – толстые губы.)
Василий Ян. «Огни на курганах».
* * *
Эжен Буден.
«Три лошади».
1875.
Музей современного искусства Андре Мальро, Гавр.
Эжен Буден.
«Лошадь с гривой».
1875.
Музей современного искусства Андре Мальро, Гавр.
Ночью за работой досматривают стрелецкие сотники, иногда голова, да изредка проезжает на толстом, коротконогом бахмате* каурой масти в синем плаще, черном ночью, в высокой, в желтых узорах, черной мурмолке воевода, молча оглядывает издали работы и, не останавливаясь, едет дальше. (*Бахматом называли лошадь приземистую и плотную.)
Алексей Чапыгин. «Разин Степан».
* * *
Эжен Буден.
«Две лошади в конюшне».
1875.
Музей современного искусства Андре Мальро, Гавр.
Хруп да хруп за стеной – Кюкоку. * * * |
Эжен Буден.
«Белая лошадь у кормушки».
Эжен Буден.
«Запряжённые лошади».
Эжен Буден.
«Цыганские лошади».
Эжен Буден.
«Лошадиный рынок».
Музей современного искусства Андре Мальро, Гавр.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: