Александр Осипович Орловский.
«Лежащая лошадь».
1813.
Музей «Собрание» Д. М. Якобашвили, Москва.
Он был стар, они были молоды; он был худ, они были сыты; он был скучен, они были веселы. Стало быть, он был совсем чужой, посторонний, совсем другое существо, и нельзя было жалеть его. Лошади жалеют только самих себя и изредка только тех, в шкуре кого они себя легко могут представить. Но ведь не виноват же был пегий мерин в том, что он был стар и тощ и уродлив?.. Казалось бы, что нет. Но по-лошадиному он был виноват, и правы были всегда только те, которые были сильны, молоды и счастливы, те, у которых было все впереди, те, у которых от ненужного напряженья дрожал каждый мускул и колом поднимался хвост кверху. Может быть, что и сам пегий мерин понимал это и в спокойные минуты соглашался, что он виноват тем, что прожил уже жизнь, что ему надо платить за эту жизнь; но он все-таки был лошадь и не мог удерживаться часто от чувств оскорбленья, грусти и негодованья, глядя на всю эту молодежь, казнившую его за то самое, чему все они будут подлежать в конце жизни.
Лев Толстой. «Холстомер. История лошади».
* * *
Александр Осипович Орловский.
«Два крестьянина на лошади».
1824.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Иван Андреевич Крылов. «Крестьянин и Лошадь». Крестьянин засевал овёс; * * * |
Карл Верне.
«Казак с лошадью на площади Людовика XV в Париже».
1815.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Государь сильно натянул повод, закусил губы, плашмя и свободно опустил вниз палаш и сдержанным троттом* отъехал на ближайшую дистанцию к полку, на то место, с которого обыкновенно пропускал полки мимо себя церемониальным маршем. (*Тротт – в выездке лошадей шаг за шагом (нем.).)
Всеволод Крестовский. «Деды».
* * *
Карл Павлович Брюллов.
«Раненый грек, упавший с лошади».
1835.
У некоторых домашних животных дикие предки в природе исчезли. Пример – лошадь. Но домашние лошади, лишённые человеческой опеки, в природе не пропадут.
Виталий Песков. «Приобщение ко двору». «Комсомольская правда». 21 января 1994 год.
* * *
Жозеф Йодокус Мёренхаут.
«Извозчик, кормящий лошадей».
1836.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
На конях надо оставлять оброти или уздечки и связывать их чембурами*. (*Оброть – кожаное наголовье лошади без удил; чембур – ремень, идущий от уздечки, для привязывания лошади.)
Василий Ян. «Нашествие Батыя».
* * *
Адольф Менцель.
«Запряжённая лошадь».
Около 1840.
Музей Берггрюна, Берлин.
Тихо лошадь трусит. Басё. * * * |
Альбрехт Адам.
«Лошади у крыльца».
1843.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Крепки, как ногти». «Время. События. Люди. Загадочные животные».
Гюстав Курбе.
«Пейзаж с мёртвой лошадью».
Вторая половина 1850-х.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Умный Ганс и другие мыслящие животные». «Время. События. Люди. Загадочные животные».
Василий Григорьевич Перов.
«Генерал, требующий лошадей».
Эскиз картины «Сцена на почтовой станции».
1866.
Мала ростом, нестроевичка*, полвершка нету, а уж резва – неподобно! (*Нестроевичка – нестроевая лошадь. В царское время казак должен был отбывать военную службу на своей лошади, ростом не меньше двух аршин и полвершка.)
Михаил Шолохов. «Поднятая целина».
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Швейцарский пейзаж с лошадьми».
Не позже 1867.
Лошадка-мама – Исса |
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: