- 3 -

Кошка

в живописи и литературе

 

«Небылица в лицах о том, как мыши кота погребают, недруга своего провожают».
Россия.
Начало ХХ века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

"Небылица в лицах о том, как мыши кота погребают, недруга своего провожают". Россия. Начало ХХ века. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Подпись под лубочной картинкой начинается так:

«Небылица в лицах, найдена в старых светлицах,
завёрнута в чёрных тряпицах.
Жил-был кот заморский, а родом задонский,
Котофеевна астраханка, а родом – казанка…»

Н. Голь, М. Халтунен. «Кошкин дом в Эрмитаже». «Арка», Санкт-Петербург. 2012 год.

* * *

 

Сергей Иванович Грибков.
«Кот и повар».
Иллюстрация к басне И. А. Крылова.
1854.

Сергей Иванович Грибков. "Кот и повар". Иллюстрация к басне И. А. Крылова. 1854.

Иван Андреевич Крылов. «Кот и Повар».

Какой-то Повар, грамотей
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что же, возвратись, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
«Ах ты, обжора! ах, злодей!» —
Тут Ваську Повар укоряет, —

Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька всё-таки курчонка убирает.)
Как! быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут, —

А ты… ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
«Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька всё жаркое съел.

А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому.
Где нужно власть употребить.

1812.

* * *

 

Иван Андреевич Крылов. «Волк и Кот».

Волк из лесу в деревню забежал,
Не в гости, но живот спасая;
За шкуру он свою дрожал:
Охотники за ним гнались и гончих стая.
Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота,
Да то лишь горе,
Что все ворота на запоре.
Вот видит Волк мой на заборе
Кота
И молит: «Васенька, мой друг! скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!
Всё это ведь за мной». – «Проси скорей Степана,
Мужик предобрый он», – Кот-Васька говорит.
«То так; да у него я ободрал барана»,
«Ну, попытайся ж у Демьяна». —
«Боюсь, что на меня и он сердит:
Я у него унёс козлёнка». —
«Беги ж, вон там живёт Трофим». —
«К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним:
Он на меня с весны грозится за ягнёнка!»
«Ну, плохо ж! – Но авось тебя укроет Клим!»
«Ох, Вася, у него зарезал я телёнка!»
«Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил, —
Сказал тут Васька Волку. —
Какую ж ты себе защиту здесь сулил?
Нет, в наших мужичках не столько мало толку,
Чтоб на свою беду тебя спасли они.
И правы, – сам себя вини:
Что ты посеял – то и жни».

1829-1830.

* * *

 

Эдуард Мане.
«Женщина с кошкой (Портрет мадам Мане)».
Около 1880.
Галерея Тейт, Лондон.

Эдуард Мане. "Женщина с кошкой (Портрет мадам Мане)". Около 1880. Галерея Тейт, Лондон.

Иван Андреевич Крылов. «Собака, Человек, Кошка и Сокол».

Собака, Человек, да Кошка, да Сокол
Друг другу поклялись однажды в дружбе вечной,
Нелестной, искренней, чистосердечной.
У них был общий дом, едва ль не общий стол;
Клялись делить они и радость и заботу,
Друг другу помогать,
Друг за друга стоять.
И, если надо, друг за друга умирать.
Вот как-то вместе все, отправясь на охоту,
Мои друзья
Далеко от дому отбились,
Умаялися, утомились
И отдохнуть пристали у ручья.
Тут задремали все, кто лёжа, кто и сидя,
Как вдруг из лесу шасть
На них медведь разинув пасть.
Беду такую видя,
Сокoл на воздух, Кошка в лес,
И Человек тут с жизнью бы простился;
Но верный Пес
Со зверем злым барахтаться схватился,
В него вцепился.
И, как медведь его жестоко ни ломал,
Как ни ревел от боли и от злости,
Пёс, прохватя его до кости,
Повис на нём и зуб не разжимал,
Доколе с жизнию всех сил не потерял.
А Человек? К стыду, из нас не всякой
Сравнится в верности с собакой!
Пока медведь был занят дракой,
Он, подхватя ружьё своё с собой,
Пустился без души домой.

На языке легка и ласка и услуга;
Но в нужде лишь узнать прямого можно друга.
Как редки таковы друзья!
И то сказать, как часто видел я,
Что так, как в басне сей был верный Пёс оставлен,
Так тот,
Кто из хлопот
Был другом выручен, избавлен,
Его же покидал в беде,
Его же и ругал везде.

1816.

* * *

 

А. А. Риццони.
«Мальчик с кошкой».
1881.
Художественный музей, Витебск.

А. А. Риццони. "Мальчик с кошкой". 1881. Художественный музей, Витебск.

Иван Андреевич Крылов. «Котёнок и Скворец».

В каком-то доме был Скворец,
Плохой певец;
Зато уж филосóф презнатный,
И свёл с Котёнком дружбу он.
Котёнок был уж котик преизрядный,
Но тих, и вежлив, и смирён.
Вот как-то был в столе Котёнок обделён.
Бедняжку голод мучит:
Задумчив бродит он, скучаючи постом;
Поводит ласково хвостом
И жалобно мяучит.
А филосóф Котёнка учит
И говорит ему: «Мой друг, ты очень прост,
Что терпишь добровольно пост;
А в клетке над носом твоим висит щеглёнок:
Я вижу, ты прямой Котёнок». —
«Но совесть…» – «Как ты мало знаешь свет!
Поверь, что это сущий бред
И слабых душ одни лишь предрассудки,
А для больших умов – пустые только шутки!
На свете кто силён,
Тот делать всё волен.
Вот доказательства тебе и вот примеры».
Тут, выведя их на свои манеры,
Он философию всю вычерпал до дна.
Котёнку натощак понравилась она:
Он вытащил и съел щеглёнка.
Разлакомил кусок такой Котёнка,
Хотя им голода он утолить не мог.
Однако же второй урок
С большим успехом слушал
И говорит Скворцу: «Спасибо, милый кум!
Наставил ты меня на ум».
И, клетку разломав, учителя он скушал.

1821-1823.

* * *

 

Джованни Больдини.
«Девочка с чёрным котом в руках».
1885.

Джованни Больдини. "Девочка с чёрным котом в руках". 1885.

С плоской крыши Поталы хорошо видно, как безликие здания современной постройки обступают историческую часть Лхасы, ядром которой служит храм Джокан. Царь Сронцзан Гамбо возвел его в 648 году специально для статуи Шакьямуни, привезенной из Китая принцессой Вэнь Чэн. Тогда же он объявил государственной религией буддизм и повелел создать тибетскую письменность для перевода его канонических книг. По преданию, эта фигура Шакьямуни возникла сама собой из золотых слитков и имеет портретное сходство с юным Буддой. Основание статуи скрыто под грудой пожертвованных храму драгоценных камней. Их лучше сторожевых собак охраняют черные коты. Они бесшумно появляются из мрака и впиваются в горло тому, кто дерзнет протянуть руку к сокровищам.

Всеволод Овчинников. «Вознесение в Шамбалу».

* * *

Страстная нелюбовь к обычной кошке, капризом природы родившейся с чёрной шерстью, - явление исключительно европейское. Дурацкое суеверие – и не более того (вот вам, кстати, и хвалёная европейская просвещённость и «колыбель цивилизации»!). Пожалуй, единственное исключение здесь – островная Англия, где перебежавшая дорогу чёрная кошка и поныне считается доброй приметой…

Вообще же гонения на всех без разницы в окрасе кошек начались в Европе в раннем средневековье. С расцветом «охоты на ведьм» и появление инквизиции, кошки были объявлены ведьмами, оборотнями: у них, дескать, глаза в темноте светятся «адским пламенем»; ходят они бесшумно, «дьявольской поступью», как будто бестелесны; ночью шляются неизвестно где и по каким делам… Мракобесие, конечно, цвело пышным цветом тогда. Так папа римский Юлиус II в специальном послании указывал в 1503 году: «Ведьмы особенно опасны потому, что могут превращаться в кошек». Значит, бей кошек, христианский народ! Сам папа благословил…

Их уничтожали тысячами. Жгли на кострах. Пытали раскалённым железом, ломали лапы, выкалывали глаза, крошили рёбра, закапывали живыми в землю. И это было в католических странах! А в некоторые христианские праздники (Иванов день, Великий пост и Пасха) объявлялись всеобщие облавы на этих, в общем-то, беззащитных животных, и тогда их уничтожали с особой яростью. Особенно не жаловали чёрных кошек. Однако, слава Богу, в XIX веке процесс пошёл в обратном направлении: кошки снова стали любимыми домашними животными. Потому что всё-таки никто, кроме них, не мог так ловко управиться с грызунами, в великом множестве водившимися тогда в Европе.

В России такой буйной ненависти к кошкам никогда не было. Чёрных, конечно, побаивались люди суеверные, но чтобы в массовом количестве истреблять… Кошек и в России наказывали, но чаще всё-таки за конкретно украденную рыбёшку или блин со сметаной, а не за то, что шерсть чёрного цвета и глаза в темноте светятся. Вообще правосудие на Руси по XVI век включительно налагало на убившего или похитившего кошку штраф в 3 гривны (стоимость 3 лошадей или 30 овец!). Так-то…

«За что не любят чёрных кошек?». «Комсомольская правда» 12 ноября 1993 год.

* * *

 

Джованни Больдини.
«Дама с кошкой».

Джованни Больдини. "Дама с кошкой".

Кошка играет –
взяла и лапкой накрыла
муху на окне…

* * *

Жирная кошка
растянувшись на веере, спит
сладко-пресладко…

* * *

На стерне у ворот
ворох палых листьев засыпал
спящую кошку…

Исса

* * *

 

Поль Гоген.
«Мими и её кошка».

Поль Гоген. "Мими и её кошка".

Мусук был младшим табунщиком. За ловкость его прозвали кошкой*. (*Мусук – кошка).

Василий Ян. «Нашествие Батыя».

* * *

А кто мечется, как я, тот байгуш, карапшик*, степной бродяга. (*Карапшик – чёрная кошка, разбойник).

Василий Ян. «Нашествие Батыя».

* * *

 

Елизавета Меркурьевна Бём.
«Не всё коту масленица, придёт и великий пост».

Елизавета Меркурьевна Бём. "Не всё коту масленица, придёт и великий пост".

Так вот, редактор «Муравейника» Николай Старченко рассказал: «Иду с ружьишком опушкой по окраине поля, где недавно убрали овёс, и вижу: мышкует лиса. А кто же рядом? А рядом, в четырёх-пяти метрах, тоже мышкует… кот. Я просто остолбенел и забыл о ружье. Оба мышееда находились если не в дружбе, но в милом добрососедстве. До деревни было километра четыре. Кот за лето, видимо, одичал. И лиса вполне терпимо делила с ним охотничью территорию. Это удивительно, ибо обычно лисы расправляются с кошками так же, как с зайцами.

Виталий Песков. «Пишем, что наблюдаем». «Комсомольская правда». 2 марта 2001 года.

* * *

А вот что пишет из Краснодара Т. Н. Магавариани. «Была я в гостях у сестры. Муж выговарил ей за то, что кошке мясо даёт. Сестра оправдывалась: «У неё же котята». Но кошка странно себя вела: носила с поля живых мышей, учила котят охотиться. А в доме благополучно жили «свои» мыши. Я взялась за уборку – выметала мышей из-под шкафа, игрушек, из обуви. Кошка с любопытством наблюдала за этой работой. «Куда же это годится – мыши при кошке живут!» - строго выговаривала я домашнему зверолову и погрозила пальцем… Представьте моё удивленье, когда утром возле своей кровати я обнаружила рядком сложенных шесть мышей. Это была работа кошки. И не кому-то другому сделала она отчёт, а мне, строго её укорявшей. Ну как подобное объяснить?»

Виталий Песков. «Пишем, что наблюдаем». «Комсомольская правда» 2 марта 2001 года.

* * *

 

«Кошачьи горы».
Китай.
Конец XIX - начало ХХ века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

"Кошачьи горы". Китай. Конец XIX - начало ХХ века. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

К собакам и кошкам в китайских домах относились не очень уважительно, но, например, кошки с пятнистым узором, особенно если пятна расположены симметрично, как узоры на крыльях бабочки, считались «счастливыми».

Владимир Малявин. «Китайская цивилизация».

* * *

 

Сюй Бэйхун.
«Кошка».
Фрагмент.
1933.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Сюй Бэйхун. "Кошка". Фрагмент. 1933. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

В Петербурге помнят кота, пережившего во время войны блокаду города. В семье Веры Николаевны Вологдиной жил кот Максим. С печалью надо сказать: всех кошек в те страшные дни в городе съели. И кто осудит людей, умиравших от голода? «В нашей семье тоже дошло до этого, - пишет Вера Николаевна. – Мой дядя, в мирное время спокойный уравновешенный человек, требовал кота на съеденье чуть ли не с кулаками. Мы с мамой, когда уходили из дома, запирали Максима на ключ в маленькой комнате. Жил у нас ещё попугай Жак. В хорошие времена Жаконя наш пел, разговаривал. А тут с голоду весь облез и притих. Немного подсолнечных семечек, которые мы выменяли на папино ружьё, скоро кончились, и Жак наш был обречён. Кот Максим тоже еле бродил – шерсть вылезала клоками, когти не убирались, перестал даже мяукать, выпрашивая еду.

Однажды Макс ухитрился залезть в клетку к Жаконе. В иное время случилась бы драма. А вот что увидели мы, вернувшись домой. Птица и кот в холодной комнате спали, прижавшись друг к другу. На дядю это так подействовало, что он перестал на кота покушаться… Жаконя через несколько дней погиб. А Макс выжил. Возможно, это была единственная кошка в городе, пережившая блокаду. В 43-м году к нам стали приходить люди – глянуть на это чудо. Однажды на экскурсию учительница привела целый класс… Удивительно, но Максим оказался долгожителем. Умер он двадцатилетним от старости в 1957 году».

Виталий Песков. «Пишем, что наблюдаем». «Комсомольская правда» 22 декабря 2000 год.

* * *

 

1 2 ... 4 5

 

КОШКА

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: