«Небылица в лицах о том, как мыши кота погребают, недруга своего провожают».
Россия.
Начало ХХ века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Подпись под лубочной картинкой начинается так:
«Небылица в лицах, найдена в старых светлицах,
завёрнута в чёрных тряпицах.
Жил-был кот заморский, а родом задонский,
Котофеевна астраханка, а родом – казанка…»
Н. Голь, М. Халтунен. «Кошкин дом в Эрмитаже». «Арка», Санкт-Петербург. 2012 год.
* * *
Сергей Иванович Грибков.
«Кот и повар».
Иллюстрация к басне И. А. Крылова.
1854.
Иван Андреевич Крылов. «Кот и Повар». Какой-то Повар, грамотей 1812. * * *
|
Иван Андреевич Крылов. «Волк и Кот». Волк из лесу в деревню забежал, 1829-1830. * * * |
Эдуард Мане.
«Женщина с кошкой (Портрет мадам Мане)».
Около 1880.
Галерея Тейт, Лондон.
Иван Андреевич Крылов. «Собака, Человек, Кошка и Сокол». Собака, Человек, да Кошка, да Сокол 1816. * * * |
А. А. Риццони.
«Мальчик с кошкой».
1881.
Художественный музей, Витебск.
Иван Андреевич Крылов. «Котёнок и Скворец». В каком-то доме был Скворец, 1821-1823. * * * |
Джованни Больдини.
«Девочка с чёрным котом в руках».
1885.
С плоской крыши Поталы хорошо видно, как безликие здания современной постройки обступают историческую часть Лхасы, ядром которой служит храм Джокан. Царь Сронцзан Гамбо возвел его в 648 году специально для статуи Шакьямуни, привезенной из Китая принцессой Вэнь Чэн. Тогда же он объявил государственной религией буддизм и повелел создать тибетскую письменность для перевода его канонических книг. По преданию, эта фигура Шакьямуни возникла сама собой из золотых слитков и имеет портретное сходство с юным Буддой. Основание статуи скрыто под грудой пожертвованных храму драгоценных камней. Их лучше сторожевых собак охраняют черные коты. Они бесшумно появляются из мрака и впиваются в горло тому, кто дерзнет протянуть руку к сокровищам.
Всеволод Овчинников. «Вознесение в Шамбалу».
* * *
Страстная нелюбовь к обычной кошке, капризом природы родившейся с чёрной шерстью, - явление исключительно европейское. Дурацкое суеверие – и не более того (вот вам, кстати, и хвалёная европейская просвещённость и «колыбель цивилизации»!). Пожалуй, единственное исключение здесь – островная Англия, где перебежавшая дорогу чёрная кошка и поныне считается доброй приметой…
Вообще же гонения на всех без разницы в окрасе кошек начались в Европе в раннем средневековье. С расцветом «охоты на ведьм» и появление инквизиции, кошки были объявлены ведьмами, оборотнями: у них, дескать, глаза в темноте светятся «адским пламенем»; ходят они бесшумно, «дьявольской поступью», как будто бестелесны; ночью шляются неизвестно где и по каким делам… Мракобесие, конечно, цвело пышным цветом тогда. Так папа римский Юлиус II в специальном послании указывал в 1503 году: «Ведьмы особенно опасны потому, что могут превращаться в кошек». Значит, бей кошек, христианский народ! Сам папа благословил…
Их уничтожали тысячами. Жгли на кострах. Пытали раскалённым железом, ломали лапы, выкалывали глаза, крошили рёбра, закапывали живыми в землю. И это было в католических странах! А в некоторые христианские праздники (Иванов день, Великий пост и Пасха) объявлялись всеобщие облавы на этих, в общем-то, беззащитных животных, и тогда их уничтожали с особой яростью. Особенно не жаловали чёрных кошек. Однако, слава Богу, в XIX веке процесс пошёл в обратном направлении: кошки снова стали любимыми домашними животными. Потому что всё-таки никто, кроме них, не мог так ловко управиться с грызунами, в великом множестве водившимися тогда в Европе.
В России такой буйной ненависти к кошкам никогда не было. Чёрных, конечно, побаивались люди суеверные, но чтобы в массовом количестве истреблять… Кошек и в России наказывали, но чаще всё-таки за конкретно украденную рыбёшку или блин со сметаной, а не за то, что шерсть чёрного цвета и глаза в темноте светятся. Вообще правосудие на Руси по XVI век включительно налагало на убившего или похитившего кошку штраф в 3 гривны (стоимость 3 лошадей или 30 овец!). Так-то…
«За что не любят чёрных кошек?». «Комсомольская правда» 12 ноября 1993 год.
* * *
Джованни Больдини.
«Дама с кошкой».
Кошка играет – * * * |
Жирная кошка * * * |
На стерне у ворот Исса * * * |
Поль Гоген.
«Мими и её кошка».
Мусук был младшим табунщиком. За ловкость его прозвали кошкой*. (*Мусук – кошка).
Василий Ян. «Нашествие Батыя».
* * *
А кто мечется, как я, тот байгуш, карапшик*, степной бродяга. (*Карапшик – чёрная кошка, разбойник).
Василий Ян. «Нашествие Батыя».
* * *
Елизавета Меркурьевна Бём.
«Не всё коту масленица, придёт и великий пост».
Так вот, редактор «Муравейника» Николай Старченко рассказал: «Иду с ружьишком опушкой по окраине поля, где недавно убрали овёс, и вижу: мышкует лиса. А кто же рядом? А рядом, в четырёх-пяти метрах, тоже мышкует… кот. Я просто остолбенел и забыл о ружье. Оба мышееда находились если не в дружбе, но в милом добрососедстве. До деревни было километра четыре. Кот за лето, видимо, одичал. И лиса вполне терпимо делила с ним охотничью территорию. Это удивительно, ибо обычно лисы расправляются с кошками так же, как с зайцами.
Виталий Песков. «Пишем, что наблюдаем». «Комсомольская правда». 2 марта 2001 года.
* * *
А вот что пишет из Краснодара Т. Н. Магавариани. «Была я в гостях у сестры. Муж выговарил ей за то, что кошке мясо даёт. Сестра оправдывалась: «У неё же котята». Но кошка странно себя вела: носила с поля живых мышей, учила котят охотиться. А в доме благополучно жили «свои» мыши. Я взялась за уборку – выметала мышей из-под шкафа, игрушек, из обуви. Кошка с любопытством наблюдала за этой работой. «Куда же это годится – мыши при кошке живут!» - строго выговаривала я домашнему зверолову и погрозила пальцем… Представьте моё удивленье, когда утром возле своей кровати я обнаружила рядком сложенных шесть мышей. Это была работа кошки. И не кому-то другому сделала она отчёт, а мне, строго её укорявшей. Ну как подобное объяснить?»
Виталий Песков. «Пишем, что наблюдаем». «Комсомольская правда» 2 марта 2001 года.
* * *
«Кошачьи горы».
Китай.
Конец XIX - начало ХХ века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
К собакам и кошкам в китайских домах относились не очень уважительно, но, например, кошки с пятнистым узором, особенно если пятна расположены симметрично, как узоры на крыльях бабочки, считались «счастливыми».
Владимир Малявин. «Китайская цивилизация».
* * *
Сюй Бэйхун.
«Кошка».
Фрагмент.
1933.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
В Петербурге помнят кота, пережившего во время войны блокаду города. В семье Веры Николаевны Вологдиной жил кот Максим. С печалью надо сказать: всех кошек в те страшные дни в городе съели. И кто осудит людей, умиравших от голода? «В нашей семье тоже дошло до этого, - пишет Вера Николаевна. – Мой дядя, в мирное время спокойный уравновешенный человек, требовал кота на съеденье чуть ли не с кулаками. Мы с мамой, когда уходили из дома, запирали Максима на ключ в маленькой комнате. Жил у нас ещё попугай Жак. В хорошие времена Жаконя наш пел, разговаривал. А тут с голоду весь облез и притих. Немного подсолнечных семечек, которые мы выменяли на папино ружьё, скоро кончились, и Жак наш был обречён. Кот Максим тоже еле бродил – шерсть вылезала клоками, когти не убирались, перестал даже мяукать, выпрашивая еду.
Однажды Макс ухитрился залезть в клетку к Жаконе. В иное время случилась бы драма. А вот что увидели мы, вернувшись домой. Птица и кот в холодной комнате спали, прижавшись друг к другу. На дядю это так подействовало, что он перестал на кота покушаться… Жаконя через несколько дней погиб. А Макс выжил. Возможно, это была единственная кошка в городе, пережившая блокаду. В 43-м году к нам стали приходить люди – глянуть на это чудо. Однажды на экскурсию учительница привела целый класс… Удивительно, но Максим оказался долгожителем. Умер он двадцатилетним от старости в 1957 году».
Виталий Песков. «Пишем, что наблюдаем». «Комсомольская правда» 22 декабря 2000 год.
* * *
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: