- 2 -

Кошка

в живописи и литературе

 

Татибана Морикуни.
«Кошка с котятами».
1720.

Татибана Морикуни. "Кошка с котятами". 1720.

Вешние воды.
Кошка упала в поток –
Не смогла перепрыгнуть…

Хоро.

* * *

Пиона цветок.
Золотистая бабочка рядом
с серебристой кошкой…

Бусон.

* * *

 

Татибана Морикуни.
«Кошка с черными подпалинами на шерсти и распустившаяся роза».
1720.

Татибана Морикуни. "Кошка с чёрными подпалинами на шерсти и распустившаяся роза. 1720.

На чердак прошмыгнув,
исчезла бродячая кошка.
Зимняя луна…

Дзёсо

* * *

Зимняя буря –
Часто-часто от страха моргает
Кошка в уголке…

Ясо

* * *

 

Окумура Масанобу.
«Куртизанка с кошкой на поводке».
Около 1725.

Окумура Масанобу. "Куртизанка с кошкой на поводке". Около 1725.

В VI веке кошки из Китая попали в Японию. Как гласит историческое предание, они были поднесены в дар японскому императору от китайского. К пушистым подаркам во дворце приставили специального министра, в обязанности которого входила неусыпная забота об их благополучии.

Японцы всегда и во всём любили порядок. Тем, кто жил при императорском дворе, обязательно присваивали один из восьми рангов (самый высокий – первый). А уже в соответствии с рангом определялись пропитание и почести.

По традиции, кошки удостаивались довольно высокого ранга. Из записок придворной дамы XI века Сэй-Сёнагон можно узнать, что одна особенно любимая дворцовая кошка получила весьма высокий пятый ранг. А император Итидзё и вовсе возвёл пятерых новорождённых котят в ранг принцев.

Естественно, существа столь высокого положения не имели никаких служебных обязанностей и до ловли мышей не снисходили. И так было заведено не только во дворце, но и в домах богатых самураев, аристократов – кошка считалась объектом любования. Однако держали её на поводке, чтобы не убежала.

До начала XVII века японские мыши и крысы чувствовали себя вполне вольготно. Они безнаказанно утаскивали бобы и рис, портили муку и крахмал, обгрызали бумажные зонтики и повсюду оставляли следы своих зубов – даже на старинных монастырских книгах и священных буддийских свитках. А кошки не могли этому помешать – ведь их обычно держали на привязи, и серые разбойники просто обходили их стороной. И вот в 1602 году был издан указ, повелевавший отменить поводки, и все кошки японской столицы Киото получили по бирке с именем хозяина и полную свободу передвижений. А свобода для мышей и крыс с той поры закончилась.

Отдавая должное кошкам, японцы их всё-таки с небожителями не равняли. Хотя старинный храм посвящённый кошкам, в Японии есть. О его создании повествует легендарная история.

Когда-то давно один самурай, спасаясь от погони, бежал по улочкам города Эдо. Преследователи настигали, уже слышен был звон их мечей, а впереди – тупик, бежать некуда! И тут беглец заметил, что его из-за угла манит лапкой кошка. Самурай бросился на безмолвный зов, обнаружил там узкий проулочек – и спасся! В благодарность он основал на этом месте храм в честь кошек.

Храм этот существует до сих пор, он весьма почитаем японцами. При нём есть святилище и кладбище кошек, совсем как в Древнем Египте. А 22 февраля в современной Японии ежегодно отмечают день кошки.

Н. Голь, М. Халтунен. «Кошкин дом в Эрмитаже». «Арка», Санкт-Петербург. 2012 год.

* * *

 

Нисикава Сукэнобу.
«Девушка, держащая свиток, с кошкой на коленях».

Нисикава Сукэнобу. "Девушка, держащая свиток, с кошкой на коленях".

Слабости сильных.
Турецкая ангора – порода кошки, имеющая длинную белую шерсть. Благодаря своему роскошному внешнему виду она была популярна среди французской аристократии. Например, король Людовик XVI позволял своей кошке разгуливать по столу во время государственных заседаний, а его супруга Мария Антуанетта даже отправила кошек этой породы на корабле в Америку, чтобы спасти от гибели.

* * *

Подарок из Сиама
Сиамская кошка – королевская порода, до конца XIX века живущая исключительно в Сиаме (так назывался раньше Таиланд). Вывозить за пределы страны её было запрещено, однако в 1884 году король Сиама решил подарить британскому консулу Оуэну Гоулду пару сиамов. Потомство этих животных было представлено на первой выставке кошек в Лондоне и сразу завоевало любовь и признание во всём мире.

«Радости королей». «Вокруг света» №5 2011 год.

* * *

 

Тории Киёмасу I.
«Красавица с кошкой и котёнком».

Тории Киёмасу I. "Красавица с кошкой и котёнком".

Талисман
У английского короля, правившего Англией, Шотландией и Ирландией в XVII веке, была любимая кошка, которую он считал своим талисманом. Во время гражданской войны Карл I приказал страже охранять её с утра до вечера. К сожалению, стража не уберегла кошку, а через несколько дней Карл был казнён – случилось это 30 января 1649 года.

* * *

Мода на красоту
Однажды учёный и политик Николь-Клод Фарби де Пейреш привёз во Францию из Анкары кошек персидской породы. Их красота была столь необычна, что слух о них дошёл до самого Ришелье. «Серый кардинал» стал одним из первых заводчиков и тем самым установил новую моду при дворе французского короля.

«Радости королей». «Вокруг света» №5 2011 год.

* * *

 

Утагава Куниёси.
«Кошки, которые встречаются на станциях дороги Токайдо».
Триптих.
Около 1845.

Утагава Куниёси. "Кошки, которые встречаются на станциях дороги Токайдо". Триптих. Около 1845.

Задумывались ли вы, что «самая обыкновенная» кошка, ласково встречающая большинство из нас на пороге нашего дома, вовсе не так обыкновенна? А в каких-то ситуациях – просто уникальна, способна на «таинственные» поступки, воздействия, в том числе и лечебные?

У человека и кошки общие предки.

Самым древним изображением кошки можно считать фигурки женщин из необожжённой глины, держащих на руках зверьков, похожих на кошек (культ леопарда?). Хачилара, Западная Анатолия (Турция), примерно 8 тысяч лет. Кошки уже были одомашнены. Древние египтяне использовали камышовых котов – те приносили им из зарослей дичь, подбитую оружием типа бумеранга. Геродот писал, что ихневмон, или «фараонова мышь», был священным животным, а в гробницах Среднего царства обнаружено множество тщательно изготовленных мумий степной кошки (Felis ocreata) из Африки и Сирии, дальнего предка нашей домашней кошки. В Египте кошки стали культовыми животными, содержались в храмах, олицетворяя бога Ра (коты) и богиню Баст (кошки). Их разводили знатные египетские семьи, после смерти – помещали в специальные дорогостоящие усыпальницы (количество кошек, коих не трогали под страхом смерти, было таково, что позднее, во время раскопок, предприимчивые торговцы вывозили кошачий прах в Европу как… удобрение).

Последний общий предок кошки и человека существовал порядка 100 млн. лет назад (кариотипическое сходство кошки и человека 25%, сходны по характеру G-бэндинга и по набору генов их некоторые хромосомы, есть совпадения по ряду последовательных онкогенов). Молекулярно-генетический подход выделяет три главные ветви древа кошачьих: ветвь оцелота и малых южно-американских кошек; линия домашней кошки и малых средиземноморских кошек; ветвь пантер, из малых и больших кошек. Время дивергенции этих ветвей от общего ствола порядка 10 млн. лет. По иммунологическому древу сначала дивергировал манул, затем камышовая кошка, позднее – остальные.

Домашняя кошка произошла от сложного вида Felis silvestris-libycf – группы небольших кошек из Европы и крупных островов Британии, с Корсики, Крита, Кипра, Сицилии, Сардинии, со Среднего Востока и из Северной Африки (крайне редкая в природе межвидовая гибридизация). За два последних тысячелетия из-за переселения в дома людей, на всё готовое, размер мозга у кошек уменьшился на 10-15%... Считается, что в Европу кошек из завоёванного ими Египта завезли римляне. В средние века огромная популяция кошачьих была изрядна сокращена: кошек считали «опасными, дьявольскими существами». Но кошки пережили и это, и вместе с мореплавателями расселились по Старому Свету, в Америке, Австралии и Новой Зеландии. В Уэльских законах Ноуэлла Дью за убитую кошку полагалось заплатить штраф – овцу, ягнёнка, или столько пшеницы, чтобы хватило засыпать эту кошку, подвешенную над землёй за хвост… На сегодня известно 36 видов семейства кошачьих, более 500 только описанных, известных учёным пород кошек.

Кошачьи «странности».

В отличие от человека и многих других видов млекопитающих, у домашней кошки не описано ни одной структурной хромосомной перестройки, хотя и зафиксировано немало примеров нарушений в балансе половых хромосом. Правда, детальное изучение генома кошки только начинается. Ведутся работы с породами домашней кошки для моделирования на ней наследственных болезней человека, разработки методов генно-инженерной коррекции заболеваний.

Дикие европейские кошки (Felis silvestris) приручению не поддаются. Степная же кошка, даже взрослая, быстро становится ручной. Тем не менее, утверждение, что кошки, кроме декоративных пород ангорской и сиамской, вовсе не домашние животные, а подлинно дикие, во многом справедливо. При изменении условий жизни домашние кошки спокойно объединяются в стаи и живут без человека, превращаясь в диких зверей (уникальное качество: несмотря на тысячелетнюю доместикацию, остались, по сути, как у её диких предков).

Так что если хотите понять, как в действительности кошка относится к вам, отпустите её на улицу. Узнает вас и там, поприветствует своим обычным «фрр» и побежит за вами – кошка действительно любит вас, доверяет вам (завоевать такую любовь удаётся не столько хорошей кормёжкой и бурными ласками, сколько предоставлением вашей любимице полной свободы, ненавязчиво предлагая ей порой своё общество). Однако чаще всего кошачьи в таких ситуациях «дают дёру», совершенно не приемля притязаний хозяина вне дома… Кошки обычно не кусают и не царапают без предварительного недвусмысленного предупреждения – выгнутая спина, прижатые уши, оттянутые уголки рта, нос наморщен, особое металлическое, грудное урчание, с шипением и оскалом зубов. Если вы не обратили внимания, что кошка перестала мурлыкать, напряглась, закрутила ушами, то рискуете вдруг почувствовать когти разъярённой фурии. Судя по статистике этих «странных случаев», кошка в этот момент переживает шоковую ситуацию – припоминает не самые приятные факты биографии, когда её зло хватали, поднимали, швыряли, делали укол и т. д. (кошачьи долго помнят такие моменты).

Дикий нрав даже одомашненных кошек проявляется и в том, что около 12% новорождённых котят, кормящихся молоком матери, попадают на обед… своим же мамам-кошкам (не говоря уже о кошках диких). Причём это зависит не столько от количества еды у кошки, сколько от состояния её нервной системы: если кошку сильно напугали, она, пытаясь защитить котят, съедает их. В дикой природе вполне способен передушить своих котят и кот, после этого вновь преспокойно спаривающийся с самкой.

Но всё это – малопрятные исключения… Вообще же, если вы завели кошку или кота, - считайте, что вам повезло. Всё у этих существ, начиная с формы черепа и заканчивая цветовой гаммой, подчинено тайному замыслу Природы, о котором мы знаем маловато. Окраска от дикого предка – как правило, сочетание серо-коричневого фона с тёмными разводами и вертикальными полосами, как бы размывает чёткие контуры животного – пример защитной окраски хищников и их жертв. Зрение стереоскопическое (пространственное), но неподвижные и близко стоящие объекты воспринимаются хуже, чем подвижные. Цвета кошки различают. Но хуже, чем человек, менее контрастно и ярко. Зато при ограниченном освещении кошки аккумулируют отражённые лучи, зрачки их расставлены далеко, чтоб принять побольше света, сетчатка имеет куда больше светочувствительных палочек, чем у человека. Кошки неплохо видят при уровне освещения, который раз в 10 ниже предельно для человека. У них есть вибриссы-усы – индикаторы воздушных потоков, помогающие кошке бесшумно обходить препятствия в темноте, определять мельчайшие детали добычи, точно наносить знаменитый смертельный укус (в шею с повреждением спинного мозга и мгновенной смертью жертвы; у котят, воспитанных крысами, полностью этот рефлекс не развивается).

…Великолепный слух – от 3000 до 45000 Гц (у человека лишь до 20000 Гц), вплоть до ультразвукового диапазона (так кошка общается с котёнком или слышит мышей). Способность слышать пространственно – определять силу звука, его удаление и высоту. Исключительное обоняние – зафиксированы факты полноценной жизни слепых и глухих кошек. Наличие так называемого «шестого чувства» - предугадывание природных катаклизмов, к примеру землетрясения. Кошка преодолевает сотни километров через чужие страны, горы, реки и т. п., возвращаясь-таки домой. Защищая котят, летит бесстрашно навстречу практически любому врагу, подставляя, как во время игры, бок, и в то же время молниеносно раздирая нос противника когтями (Э. Сетон-Томпсон описывает бегство от кошки медведя). Хотя способность к экстраполяции у кошачьих ниже псовых, но кошки способны к элементарной рассудочной деятельности, адаптивному поведению при первой встрече с необычной ситуацией. Их можно научить, какая из трёх одновременно предъявляемых фигур (форм) отличается от двух других, что говорит о высоких интеллектуальных способностях, как у обезьян, дельфинов, волков, собак, лисиц и песцов. Одна кошка может стать родоначальницей более 4 тысяч потомков!..

Кошка – семейный врач

Человечество давно подозревало, а учёные подтвердили, что домашние животные нередко помогают выздороветь своим психически или физически больным хозяевам. Разработан метод психотерапии «Любимые животные помогают исцелиться». Обычно кошка, как существо по жизни независимое, сама приходит на помощь, и часто целый день проводит с больным. С такой «сиделкой» у него становится как-то легче на душе: кошка играет, отвлекая его от печальных дум, успокаивающе мурлычет. Опыты показывают, что между человеком и животным устанавливается в эти мгновенья особый контакт, у больного нормализуется пульс, спадает давление (почему-то кошки и помогают так гипертоникам или перенёсшим инфаркт).

Особенно хорошо с ними детям. И главным образом – с нарушениями социальной адаптации, больным аутизмом и другим (официальная медицина, как правило, ничего не может поделать с ними). Всего-навсего маленькая ласковая кошка помогает такому «бесперспективному» ребёнку наладить контакт с обществом, с родными, не прятаться от всех в себя. Дети сами считают, что у кошек идеальное чувство правды, справедливости, без нудных нотаций и криков. Даже неподдаваемость их дрессировке нравится ребёнку – его тоже все пытаются воспитывать. Кошка может научить маленького человека мечтать, сопереживать другим, чувствовать красоту окружающего мира. Реагируя на различные действия ребёнка, по сути, прививает ему элементарные качества для жизни в обществе, разрушая мертвящее равнодушие, насилие, назойливость, одиночество.

Помимо этого, в парапсихологии есть Теория общечеловеческих энергетических связей. Существует «примитивная схема энергообмена внутри семьи». Отец, глава рода, отрабатывая систему Идол-сам (ему все подчиняются и энергетически подпитываются от него), пополняет свои запасы энергии в Эгрегоре (группа людей с общей идеей способствует зарождению коллективного духа-Эгрегора с мощной энергетикой, защищающего данную группу). Далее – передаёт её по цепочке: мать-сын-невестка-внук-внучка-животное, то есть младший член семьи сбрасывает энергию на животное. Если животное убрать, то младшего начнёт «распирать» от энергии. Чтобы избавиться от её излишков, этот ребёнок начнёт отрабатывать отрицательный энергетический комплекс с каким-то неординарным поведением, что может проявиться в виде болезней нижней части туловища или расстройства психики.

Е. Баранов. «Кошка - сфинкс неразгаданный». «Целитель» №9 2001 год.

* * *

 

Кристоф Унтербергер.
«Кошка на печке».
Копия росписи Лоджий Рафаэля в Ватикане.
1778-1788.
Фрагмент.

Кристоф Унтербергер. "Кошка на печке". Копия росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане. 1778-1788. Фрагмент.

Мамаев хвастал, что казанские коты самые разумные на Руси, по указу Елизаветы котов для нее только из Казани ко двору поставляли.

Данила Петрович Мамаев встал и повелел:

– Умри, Базиль!

Кот мигом соскочил с лавки, брякнулся о пол, члены свои вытянул, хвост трубкой на сторону откинул и глаза блудливые в притворстве зажмурил.

– О-о, не делай всех нас несчастными! – возопил тут Мамаев, руки заламывая, и кот живо воспрял, за что и был вознагражден осетринкою.

– Да, ума у него палата, – согласился Прошка. – Но вот у нас в Соломбале коты эти самые прямо чудеса вытворяют. Своими глазами видел, как один рыжий верхом на собачке Двину форсировал, дела котовские в городе сделал, всем кошкам знакомым визиты учинил, откланялся и обратно на собачке домой приплыл…

Валентин Пикуль. «Фаворит».

* * *

 

Кристоф Унтербергер.
«Кошка».
Копия росписи Лоджий Рафаэля в Ватикане.
1778-1788.
Фрагмент.

Кристоф Унтербергер. "Кошка". Копия росписи Лоджий Рафаэля в Ватикане. 1778-1788. Фрагмент.

Глядя на это мрачное создание с горящими глазами, легко поверить, что кошки знаются с нечистой силой. Во всяком случае, именно так считали во времена Рафаэля, когда в 1517-1519 годах расписывались Лоджии Ватиканского дворца.

Н. Голь, М. Халтунен. «Кошкин дом в Эрмитаже». «Арка», Санкт-Петербург. 2012 год.

* * *

 

«Как мыши кота хоронили».
Лубок.
Россия.
XVIII век.

"Как мыши кота хоронили". Лубок. Россия. XVIII век.

На Руси кошки обосновались довольно поздно. Впервые древнерусские летописи упоминают о них в XIII веке. И ещё лет двести они оставались диковинкой, заморским чудом. По законам Владимиро-Суздальской Руси за кражу кошки в XIV веке полагался штраф в четыре раза больший, чем за кражу дойной коровы!

Возможно, их привозили из греческих причерноморских колоний, на обратном пути по торговой дороге «из варяг в греки». Так считают учёные. Однако старинная славянская легенда иначе рассказывает о появлении кошек на Руси.

Странствовал некогда по земле бог Велес, покровитель всех домашних животных и скота. И решил он однажды вечером переночевать в стоге сена. В котомке у него был кусок хлеба. Проснувшись утром, собрался он позавтракать: глядь – а мыши весь хлеб сгрызли! Рассердился Велес, поймал одну мышь, сунул в свою рукавицу – и превратилась рукавица в кошку. И давай эта рукавица-кошка мышей ловить! С той поры, по преданию и пошёл на Руси кошачий род. Поселились кошки вместе с людьми в крестьянских избах и боярских палатах и стали охранять их от хвостатых воришек.

Достойное место занимают коты в русских сказках – они отважные, хитрые, находчивые, а иногда даже страшные. Тут есть и Кот Котофеевич, и Котонайло, и Котище – вытаращи глазища, и Кот-Баюн, который видит за семь вёрст, а голос его за семь вёрст слышен. Ходит он по золотому столбу, когда вниз идёт – песни поёт, вверх подымается – сказки говорит. А как начнёт он сказки сказывать, так напустит на слушателей колдовской непробудный сон, а потом разорвёт сонных острыми когтями. Он потому и зовётся Баюн: от слова «баять» (то есть «рассказывать») и «баюкать» (то есть «усыплять»). Его дальнего родственника – знаменитого Кота учёного – Пушкин поместил у самого входа в сказочное Лукоморье. Кот учёный тоже умеет разговаривать, но он совсем не страшный:

Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…

В русском фольклоре есть несколько версий истории о том, «как мыши кота хоронили». Одна – такая. Как-то притворился кот мёртвым, чтобы мышей поближе подманить. Обрадовались мыши, что наконец-то избавились от врага, и решили для надёжности его похоронить: собрались всем миром, взвалили его на сани, сами же впряглись в них и повезли хоронить. Лежит притворщик «кот казанский, ум астраханский, разум сибирский» и посмеивается. А мыши-то его хитрости и не заметили. Ну а когда котище вскочил, уже поздно было…

Другая история – без всяких хитростей. Кот и впрямь помер – от жадности, объевшись мышами. И мыши на радостях, что освободились от тирана, устроили ему похороны с весёлой музыкой.
Сюжет, в котором маленькие и слабые хотя бы иногда торжествуют над большим и сильным, часто встречается в русском народном искусстве. Возможно, это надежда на то, что справедливость в мире всё-таки существует и что когда-нибудь «отольются кошке мышкины слёзки».

С кошкой на Руси связано множество народных примет. Свёртывается клубком – к морозу. «Намывается» - к ясной погоде и к приходу гостей. Если же кошка лишится жизни по чьей-то вине, тому семь лет ни в чём удвчи не будет. Таких гонений на кошек, как в средневековой Европе, на Руси не было, и они беспрепятственно плодились все на радость, становясь при этом едва ли не членами семьи.

Въезжая в новое жилище, первой впускали туда кошку, чтобы в доме царили мир и благополучие. Особенно «счастливой» считалась трёхцветная кошка.

Кот стал охранителем детской колыбели и главным «убаюкивателем» ребёнка – самого беззащитного существа в доме.

Однако кое-какие «чёрные» кошачьи следы всё же остались в русском фольклоре. О поссорившихся приятелях говорят: «Между ними чёрная кошка пробежала». И «намывает» чёрная кошка будто бы не гостей, а чертей. Ямщики крайне неохотно соглашались брать пассажиров с кошками: якобы они плохо действуют на лошадей, в их присутствии лошади быстро устают и даже худеют.

Н. Голь, М. Халтунен. «Кошкин дом в Эрмитаже». «Арка», Санкт-Петербург. 2012 год.

* * *

 

«Похороны кота крысами и мышами».
Лубок.
Россия.
1879.

"Похороны кота крысами и мышами". Лубок. Россия. 1879.

«Жил Мурлыка – кот сибирский, рост богатырский, сизая шкурка, усы как у турка.

Он очень мышек любил… По десятку глотал, а сыт не бывал.

…Он раз так постарался, что совсем обожрался, конец ему настал, он навеки мёртв стал.

…Мыши песни поют… Радуйся, наше подполье!»

Н. Голь, М. Халтунен. «Кошкин дом в Эрмитаже». «Арка», Санкт-Петербург. 2012 год.

* * *

 

1 ... 3 4 5

 

КОШКА

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: