- 3 -

Испания

в живописи и литературе

 

Джованни Больдини.
«Портрет Марии Эулалии Испанской».
1898.

Джованни Больдини. "Портрет Марии Эулалии Испанской". 1898.

За скалой на север раскинулись цветущие, залитые солнцем берега счастливой Иберии* с зелёными рощами и лугами, на которых паслись стада быков и овец. (*Иберией в то время называлась Испания.)

Василий Ян. «Финикийский корабль».

* * *

 

Джованни Больдини.
«Портрет испанской танцовщицы Аниты де ла Ферье».
1900.

Джованни Больдини. "Портрет испанской танцовщицы Аниты де ла Ферье". 1900.

Действительно, стремительное завоевание Пиринейского полуострова маврами, как европейцы именовали мусульманских завоевателей – арабов и берберов, их почти восьмисотлетнее, сопровождавшееся непрерывными войнами пребывание в Испании, насыщенная драматическими событиями Реконкиста – всё это относится к наиболее интересным страницам европейской истории, а богатая и своеобразная культура мусульманской Испании – феномен в своём роде уникальный.

И. М. Фильштинский. «Андалусия в изображении Вашингтона Ирвинга».

* * *

 

Джованни Больдини.
«Испанская танцовщица в варьете «Мулен Руж»».
1905.

Джованни Больдини. "Испанская танцовщица в варьете "Мулен Руж"". 1905.

Подобно многочисленным героям приведённых в «Альгамбре» новел, обретающих своё богатство, «завладев наследием мавров», Ирвинг повсюду находит это наследие: в архитектурных сооружениях, фольклоре, народной песенной традиции – даре, который, по преданию, «пошёл от мавров». «Испания и поныне страна особая; её история, обычаи, нравы и склад ума – всё иное, нежели в остальной Европе. Это страна романтической патетики, не имеющей ничего общего с той чувствительностью, которая под именем романтизма господствует в новейшей европейской литературе; она занесена с блистательного Востока, и доблестными учителями её были сарацинские рыцари.

С арабами-завоевателями в готскую Испанию вторглась иная, высшая образованность чувства и ума. Арабы тогда были смышлёным, хитроумным, горделивым и мечтательным народом, вскормленным восточной наукой и литературой. Их новоявленные государства становились питомниками искусств и учёности; нравы покорённого народа смягчались и облагораживались».

И. М. Фильштинский. «Андалусия в изображении Вашингтона Ирвинга».

* * *

 

Джованни Больдини.
«Коппия в испанском платье с двумя попугаями матадора».

Джованни Больдини. "Коппия в испанском платье с двумя попугаями матадора".

Увлекает Ирвинга и окружающая его жизнь… Он старается проникнуть в испанский национальный характер: «Учтивость – врождённая черта испанца, а поэтические обороты мысли и речи не редкость встретить и в самых низших слоях этого народа с ясной головой».

И. М. Фильштинский. «Андалусия в изображении Вашингтона Ирвинга».

* * *

 

Камиль Писсарро.
«Натюрморт с испанскими перцами».
1899.

Камиль Писсарро. "Натюрморт с испанскими перцами". 1899.

 

Пабло Пикассо.
«Испанская пара перед гостиницей».
1900.
Частная коллекция.

Пабло Пикассо. "Испанская пара перед гостиницей". 1900. Частная коллекция.

«Южный океан, империя ацтеков». «Время. События. Люди. Постижение планеты».

 

Пабло Пикассо.
«Мужчина в испанском плаще».
1900.
Частная коллекция.

Пабло Пикассо. "Мужчина в испанском плаще". 1900. Частная коллекция.

 

Пабло Пикассо.
«Испанская танцовщица».
1901.

Пабло Пикассо. "Испанская танцовщица". 1901.

 

Пабло Пикассо.
«Испанский натюрморт».
1912.
Музей современного искусства, Вильнёв-д'Аск.

Пабло Пикассо. "Испанский натюрморт". 1912. Музей современного искусства, Вильнёв-д'Аск.

 

Пабло Пикассо.
«Девушка в мантилье (Девушка в испанском костюме. La Salchichona)».
1917.
Музей Пикассо, Барселона.

Пабло Пикассо. "Девушка в мантилье (Девушка в испанском костюме. La Solchichona)". 1917. Музей Пикассо, Барселона.

 

Пабло Пикассо.
«Фигура (Женщина, вдохновлённая войной в Испании)».
1937.
Частная коллекция.

Пабло Пикассо. "Фигура (Женщина, вдохновлённая войной в Испании)". 1937. Частная коллекция.

 

Пабло Пикассо.
«Портрет Хайме Сабартеса, испанского гранда».
1939.
Музей Пикассо, Барселона.

Пабло Пикассо. "Портрет Хайме Сабартеса, испанского гранда". 1939. Музей Пикассо, Барселона.

 

Пабло Пикассо.
«Памятник испанцам, погибшим за Францию».
1947.
Центр искусств королевы Софии, Мадрид.

Пабло Пикассо. "Памятник испанцам, погибшим во Франции". 1947. Центр искусств королевы Софии, Мадрид.

 

Пабло Пикассо.
«Испанский профиль».
1960.

Пабло Пикассо. "Испанский профиль". 1960.

 

Александр Яковлевич Головин.
«Испанка».
1902.

Александр Яковлевич Головин. "Испанка". 1902.

 

Эдвард Мунк.
«Автопортрет после испанского гриппа».
1919.
Музей Мунка, Осло.

Эдвард Мунк. "Автопортрет после испанского гриппа". 1919. Музей Мунка, Осло.

 

Эдвард Мунк.
«Автопортрет после испанского гриппа».
1919.
Национальная художественная галерея, Осло.

Эдвард Мунк. "Автопортрет после испанского гриппа". 1919. Национальная художественная галерея, Осло.

 

Антонио Родригес Луна.
«Гражданская война в Испании».
1937.

Антонио Родригес луна. "Гражданская война в Испании". 1937.

В Испании - такое, что не к ночи будь помянуто…

До сих пор звучат обвинения Сталина в том, что он вдобавок к прочим прегрешениям «разжёг» гражданскую войну в Испании. Ну, посмотрим на этот оазис…

А там и без Сталина - мама родная!

На троне - король. Но монархисты расколоты на две партии, и у каждой свой кандидат на престол. Воюют всерьёз.

Буржуа тоже расколоты на две партии, которые циники именуют бандами: финансисты Бильбао и Мадрида в союзе с помещиками - против промышленников Каталонии и Валенсии. Нравы в провинции незатейливые: владельцы рудников совершенно легально расклеивают объявления, где сулят приличные деньги тому, кто им доставит конкретного профсоюзного активиста «живым или мёртвым». И знаете, доставляют. Материальный стимул - вещь убедительная. Губернаторы страдальчески морщатся, но не встревают, чтобы самим не получить.

Основных партий - восемь. Названия - закачаешься!

1. Испанская конфедерация автономных правых (католики).
2. Национальная конфедерация труда (анархо-синдикалистские профсоюзы).
3. Федерация анархистов Иберии (название, комментариев не требующее).
4. Хунта национально-синдикалистского наступления (фашисты).
5. Рабочая партия марксистского единства (троцкисты).
6. Объединённая социалистическая партия Каталонии (как и положено приличным социалистам, у каждого не одна пушка в пальто).
7. Военный союз Испании (правые офицеры).
8. Военный союз республики (офицеры-республиканцы).
    
Да, есть ещё Всеобщий союз трудящихся - профсоюзники, социалисты. Карманы, как водится, оттопырены.

Анархистов - два миллиона. Троцкистов - тоже немало. Сорок тысяч. Коммунистов меньше всего, тысяч тридцать. Возглавляет их неистовая Долорес Ибаррури, славная тем, что призывает испанских женщин рожать без замужества. Правые про неё сплетничают, что однажды она грызанула зубами за глотку некоего священника - зная нрав Долорес, очень может быть…

А ведь есть ещё сепаратисты в Стране Басков и Каталонии и куча партий помельче… Что тут разжигать? Они сами и без Сталина все разожгли ещё в 1931 г. К тридцать шестому, по данным бесстрастной статистики, было дотла сожжено 160 церквей, состоялось 269 громких политических убийств (можно только предположить, сколько было «не особенно громких») и 1287 попыток «громких» политических убийств. Разгромлено 10 редакций газет и 69 штаб-квартир разных партий. Пальба стоит - уши закладывает… Это - ещё до гражданской…

Александр Бушков. «Красный монарх».

* * *

Анри Матисс.
«Испанский натюрморт».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Анри Матисс. "Испанский натюрморт". Эрмитаж, Санкт-Петербург.

«Советская разведка в Испании». «Время. События. Люди. Великие операции спецслужб».

 

Корнелис де Нев?
«Портрет испанца с орденом Калатавра».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Корнелис де Нев? "Портрет испанца с орденом Калатавра". Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

1 2 ...

 

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: