Испания

в живописи и литературе

 

Питер Пауль Рубенс.
«Джоанна Мудрая, королева Испании».
1609-1612.
Британский музей, Лондон.

Питер Пауль Рубенс. "Джоанна Мудрая, королева Испании". 1609-1612. Британский музей, Лондон.

Забавно, что национальный характер сказывается и в том, кто и как попрошайничает: немцы канючат хором, французы перемежают униженные мольбы усердным «Отче наш» и «Верую», португальцы жалуются и сетуют на судьбу, итальянцы подробно и пространно повествуют о постигших их бедах, и только испанцы, грозя и дерзя, действуют нахрапом, напористо, настырно и надменно.

Артуро Перес-Реверте. «Капитан Алатристе».

* * *

 

Питер Пауль Рубенс.
«Портрет Филиппа IV, короля Испании».
1628-1629.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Питер Пауль Рубенс. "Портрет Филиппа IV, короля Испании". 1628-1629. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

В тогдашнем обществе религия ходила с развратом рука об руку, и было общеизвестно, что исповедники стремились к безраздельному обладанию… да нет, хорошо, если только душой, а то ведь зачастую и плотью своих питомиц, что имело порой самые скандальные последствия. Влияние же священнослужителей было попросту неимоверным. Различные монашеские ордена то враждовали между собой, то заключали альянсы, то вовсе сливались воедино; одни священники запрещали своим чадам исповедоваться у других, заставляли их рвать семейные узы, а случалось, и призывали к неповиновению светским властям, если те им чем-то не угодили. Галантные клирики охотно разглагольствовали о потусторонней сути божественной любви, не трудясь при этом скрывать завесой духовности вполне земные и человеческие страсти и тяготения – похоть и тщеславие. Образ монаха, предприимчивого и любострастного, всем был хорошо известен и вдоволь высмеян в сатирах того времени.

Не редкостью опять же было, что в чаду суеверия и ханжества, за которыми пряталось столько всякой низости, мы, испанцы – скверно кормленные и еще хуже управляемые, – мечась от полнейшей безнадежности к лютому разочарованию, то отыскивали в религии утешение и опору на краю бездны, то использовали её как простое и бесстыдное средство доставить себе житейские блага. Усугублялось положение и неисчислимым множеством тех, кто пошел по стезе священнослужения или постригся в монахини, не чувствуя к духовному подвигу ни малейшей склонности – нет, вы вдумайтесь только: во времена моего отрочества было в Испании свыше девяти тысяч монастырей! – что объяснялось старинным, но и по сей день бытующим в бедных дворянских семьях обычаем: отцы, не располагая средствами выдать дочерей замуж как полагается, с приданым, добром ли, силой запирали их в монастырь, и случалось порой поминать старинное присловье насчет того, что ряска-то хороша не только стоячую воду прикрыть, а и грех тоже. И потому без счета водилось в обителях девиц, вовсе не желавших становиться Христовыми невестами – их-то, без сомнения, имел в виду дон Луис Хуртадо де Толедо, переводчик рыцарского романа «Пальмерин Английский», когда сочинил такие вот стишки:

А наши драгоценные родители,
Лишь к сыновьям любовию дыша,
В приданое не дав нам ни гроша,
В господней запирают нас обители,
Однако мы и там заводим шашни.

Артуро Перес-Реверте. «Чистая кровь».

* * *

 

Питер Пауль Рубенс.
«Портрет Елизаветы Бурбонской, королевы Испании».
1628-1629.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Питер Пауль Рубенс. "Портрет Елизаветы Бурбонской, королевы Испании". 1628-1629. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Рим завоевывал, чтобы править, он нёс чисто миссионерскую, культурную функцию. Карфаген — исключительно обогащался. А вот, скажем, испанская корона много позже делала и то и другое одновременно — целенаправленно несла туземцам своё любимое католичество, а взамен вывозила золото трюмами. Это я называю совместить приятное с полезным. На пользу испанцам это золото, кстати, не пошло… Обилие халявного золота практически полностью разрушило производство в метрополии.

Александр Никонов. «Судьба цивилизатора».

* * *

 

Питер Пауль Рубенс.
«Портрет Изабеллы де Бурбон, первой жены Филиппа IV, королевы Испании и Португалии».
1629.
Музей истории искусств, Вена.

Питер Пауль Рубенс. "Портрет Изабеллы де Бурбон, первой жены Филиппа IV, королевы Испании и Португалии". 1629. Музей истории искусств, Вена.

Пара слов об Испании, а то, я чувствую, до читателя всё-таки не дошло… Когда Наполеон осуществлял свой великий проект Объединенной Европы, только в двух самых отсталых странах — по краям европейской ойкумены он встретил ожесточенное бандитско-партизанское сопротивление — в России и в Испании. Дикие крестьяне России и Испании, не понимавшие, что на самом деле несет народам великий цивилизатор, боролись с Наполеоном так, как будто он пришёл скушать их страны на завтрак. В отсталой Москве Наполеон всерьёз раздумывал об отмене крепостного права. В отсталой Испании Наполеон отменил дичайшую инквизицию и ввел современный гражданский кодекс. Просто так — подарил.

Вместо благодарности дикари обеих стран убивали из-за угла французских солдат. И после ухода Наполеона Испания в законодательном плане снова скатилась в средневековье, отменив наполеоновские законы. А российские крестьяне вернулись «в первобытное состояние» (по выражению царя Александра).

В еще более запущенном положении находилась Испания в древности. Дичее испанцев были, наверное, только жители Британии. Эти перед боем раскрашивали лица в разные цвета. Сущие папуасы…

Вы помните, едва только Карфаген отвлекся на Первую Пуническую, как испанские племена сочли, что метрополия им более не указ, и пунийцам потом пришлось покорять Иберию вторично.

То же самое повторялось и позже, во времена римского владычества. Даже хозяева мира — римляне не могли без дрожи думать о военных экспедициях в Испанию. Полибий характеризовал испанскую кампанию так: «…Необычны были и ход войны, и непрерывность самих сражений. Действительно, в Элладе или в Азии войны кончаются одной, редко двумя битвами… В войне с кельтиберами все было наоборот. Обыкновенно только ночь полагала конец битве… Если кто хочет представить себе огненную войну, пускай вспомнит войну с кельтиберами». Вспомнили?

Сколько существовал Рим, столько он и воевал в Испании. Сколько находился Наполеон в Испании, столько и воевал он в Испании. Вот в какой жуткой стране лежал ключ к победе над Карфагеном. Нужно еще учесть, что когда Сципион отправился в Иберию, у него с собой было всего 10 000 человек, а в Испании, помимо этих дурацких кельтиберов, находилось еще три карфагенских армии…

Александр Никонов. «Судьба цивилизатора».

* * *

 

Питер Пауль Рубенс, круг.
«Конный портрет короля Испании Филиппа IV».
Галерея Уффици, Флоренция.

Питер Пауль Рубенс, круг. "Конный портрет короля Испании Филиппа IV". Галерея Уффици, Флоренция.

А язык испанский, как считают некоторые, даже более близок к классической древнеримской латыни, нежели итальянский — римские колонисты в Испании постарались, сохранили.

Александр Никонов. «Судьба цивилизатора».

* * *

 

Питер Пауль Рубенс.
«Филипп V, король Испании».
Старая пинакотека, Мюнхен.

Питер Пауль Рубенс. "Филипп V, король Испании". Старая пинакотека, Мюнхен.

Вульгарная латынь

Древний Рим был столицей быстро развивающейся империи, центром торговли более чем миллиона людей. И хотя родным языком в этом городе являлась латынь, фактическим языком общения, которым пользовались и аборигены, и пришельцы со всего света, был так называемый койне, или «общий греческий».

Греческий был также преобладающим и наиболее популярным языком у рафинированной элиты Древнего Рима. Говорить по-гречески в доме просвещённого римлянина считалось обязательным. Большая часть литературы, которую читали образованные римляне, была на греческом языке: искусство, архитектура, кулинария и мода, коими восхищался высший свет Рима, были греческими. Даже большинство учителей и домашней прислуги тоже были родом из Греции.

Классическая же латынь являлась языком письменным, который использовался в ораторском искусстве, в судопроизводстве, при составлении административных документов. Сегодня латынь признана государственным языком только в единственной стране мира – в Ватикане.

Когда древний римлянин на улице переходил с греческого на латынь, это не был тот классический латинский язык, который сегодня преподают в высших учебных заведениях планеты. Отнюдь! В быту коренные римляне вели беседы на той форме языка, которая называлась «вульгарной латынью». Кстати, слово «вульгарный» в данном контексте не несёт уничижительного или отрицательного значения, а означает «народный» или «обиходный». Именно эту обиходную версию римская армия внедрила в лексикон народов Европы в ходе своих завоевательных походов. Именно «вульгарная», а не классическая латынь породила романские языки: итальянский, испанский, французский.

Как ни парадоксально, но хвалу испанской короне (Испания – конституционная монархия) воспевают лишь в гимне Нидерландов! Судите сами:

Я, Вильгельм ван Нассау,
Голландских принц кровей,
Отчизне присягаю
Быть верным только ей.
Как истинный Оранский,
Я честью дорожу,
Так знай, король испанский:
Тебе лишь я служу!

Похоже, голландцев нисколько не смущает тот факт, что они в своём гимне сегодня выказывают верноподданство Испании, которое утратили более 350 лет назад. Воистину у голландцев их свободы, в том числе однополые браки и употребление наркотиков, возобладали над чувством патриотизма!

Игорь Атаманенко. «Кто сказал «гогель-могиль»»? «Чудеса и приключения» №8 2014 год.

* * *

 

Андрис ван Эртфельт.
«Сражение испанского флота с кораблями восставшей Голландии в мае 1573 года во время осады Гаарлема».
Середина 1620-х.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Андрис ван Эртфельт. "Сражение испанского флота с кораблями восставшей Голландии в мае 1573 года во время осады Гаарлема". Середина 1620-х. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

В Испании библий лютеранских нельзя иметь, но там и заговоры, и восстания*, и всё делается. (*По-видимому, речь идет о восстаниях в армии и флоте Испании в 1868 году, закончившихся победой либералов и низвержением в 1869 году королевы Изабеллы.)

Николай Лесков. «Соборяне».

* * *

 

Диего Веласкес де Сильва и мастерская.
«Портрет испанского короля Филиппа IV».
Около 1638.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Диего Веласкес де Сильва и мастерская. "Портрет испанского короля Филиппа IV". Около 1638. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Диего Веласкес де Сильва, мастерская.
«Портрет испанского короля Филиппа IV».
Между 1656-1660.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Диего Веласкес де Сильва, мастерская. "Портрет испанского короля Филиппа IV". Между 1656-1660. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Карл (Шарль-Андре) Ванлоо.
«Испанский концерт (Испанское собеседование)».
1754.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Карл (Шарль-Андре) Ванлоо. "Испанский концерт (Испанское собеседование)". 1754. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

... 2 3

 

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: