- 9 -

Женщина

в живописи и литературе.

 

Валентин Александрович Серов.
«Нагая женщина».
1910.

Валентин Александрович Серов. "Нагая женщина". 1910.

 

Валентин Александрович Серов.
«Женщина с крынкой».
Конец XIX - начало XX века.

Валентин Александрович Серов. "Женщина с крынкой". Конец XIX - начало ХХ века.

Чернобровым дивчатам и молодицам* мало было нужды до родни его. (*Молодица – замужняя женщина.)

Николай Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

* * *

 

«Возлежащая женщина».
Китай.
Конец XIX - начало ХХ вв.

"Возлежащая женщина". Китай. Конец XIX - начало ХХ вв.

В традиционном отношении китайцев к женщине есть что-то глубоко неловкое, неуклюжее, даже жестокое… «Женщина сильнее мужчины», - гласит поговорка китайских крестьян, в которой без всякой иронии отразился взгляд на женщину как прежде всего работницу. Впрочем, в патриархальной китайской семье важная хозяйственная роль женщины отнюдь не прибавляла ей славы. Ещё в «Книге Песен», древнейшем собрании народных песен Китая, говорится: «Когда рождается мальчик, его кладут на постель и дают ему играть с яшмой; когда рождается девочка, её кладут на пол и дают ей играть с черепком». Девочка не могла продолжить мужской род, и её предстояло выдать замуж – для родного дома она была «отрезанный ломоть». Поэтому девочек нередко даже не посвящали в секреты семейного ремесла, чтобы, выйдя замуж, они не могли передать их чужим людям.

Женщина признавалась и ценилась в Китае лишь постольку, поскольку была необходима для функционирования семьи и ведения хозяйства. Конфуцию принадлежит довольно резкое замечание о женщинах: «В доме труднее всего иметь дело с женщинами и слугами. Если их приблизить, они становятся дерзкими, а если отдалить – озлобляются». С тех пор конфуцианские блюстители морали из века в век приписывали женщинам целый сонм пороков: злословие, коварство, тщеславие, легкомыслие и заурядную глупость.

Конфуцианство попыталось решить проблему взаимоотношения полов радикальным образом – путём полного запрета на общение посторонних мужчин и женщин, даже родственников. Конфуций, по преданию, запретил мужчинам и женщинам ходить по одной стороне улицы и даже сидеть за одним столом. Девочкам уже с детства запрещали играть с мальчиками. Девушкам же отказывали, а в деревнях и поныне часто отказывают в праве самим выбирать себе жениха. Брак устраивали родители, и нередко невеста впервые видела своего суженого лишь после того, как переезжала к нему в дом. Одна из самых примечательных черт традиционного семейного быта китайцев – полное отсутствие каких-либо публичных знаков любовных отношений между мужем и женой. Такие знаки считались предосудительными уже потому, что давали повод усомниться в преданности мужа его родителям. Разумеется. В новой семье молодая жена должна была безропотно повиноваться мужу и свекрови… Только муж обладал правом на развод, для чего имелось семь традиционных поводов: бесплодие жены, её распутство, ревность, непослушание, болтливость и проч. Муж также имел право взять себе наложницу, которая, впрочем, не считалась законной женой и могла быть в любое время удалена из дома.

Нежелание признавать женское в женщине распространялось даже на классические представления о женской красоте… В древности женская одежда и даже обувь по своему виду практически не отличалась от мужской, да и впоследствии женщины Китая носили, подобно мужчинам, широкие в поясе штаны или длинные халаты, скрадывающие фигуру. Тело женщины и в особенности собственно женские его формы полагалось всячески укрывать от постороннего взора, вплоть до того, что девушкам нередко бинтовали грудь.

Конечно, идеал женской красоты не оставался неизменным на протяжении веков… Со времён правления сунской династии утвердилась мода на женщин субтильных и манерных. Среди женских прелестей предпочтение стали отдавать такому шедевру декоративной искусственности, как миниатюрная ступня – «цветочек лотоса» - длиной в три цуня (то есть около 10 см).  Хорошим украшением к ней были изящные туфельки на высоком каблуке и чулки – чаще всего такого же цвета, как туфли, или белые…Этикет предписывал, чтобы лицо женщины всегда было бесстрастным, а движения – сдержанными и плавными. Смеяться на людях, обнажая свои зубы, было признаком крайне дурного воспитания (девушки в Китае ещё и сегодня закрывают рот ладонью, когда смеются). Покидая внутреннюю половину дома, женщина должна была закрывать лицо руками или вуалью.

Владимир Малявин. «Китайская цивилизация».

* * *

 

Одилон Редон.
«Женщина, спящая под деревом».
Между 1900-1901.

Одилон Редон. "Женщина, спящая под деревом". Между 1900-1901.

 

Иван Яковлевич Билибин.
«Замужняя женщина Олонецкой губернии Каргопольского уезда».
Серия «Народы русских северных губерний».
1905.

Иван Яковлевич Билибин. "Замужняя женщина Олонецкой губернии Каргопольского уезда". Серия "Народы русских северных губерний". 1905.

«Ева на запчасти не годится».

Библейское предание о создании женщины из ребра Адама, оказывается, имеет под собой научное обоснование. Дело в том, что мужчина может быть донором для представительниц слабой половины человечества, а вот обратный вариант чаще всего не приносит желаемого результата. Во всяком случае, как установили американские медики, печень мужчины приживается у женщин не хуже, чем при пересадке от однополых доноров. Мужской же организм отторгает этот орган, взятый у потомков Евы. Исследователи предполагают, что всю «обедню» портят в данном случае женские гормоны.

«Ева на запчасти не годится».. «Чудеса и приключения» №3 2007 год.

* * *

 

Густав Климт.
«Три возраста женщины».
1905.
Национальная галерея современного искусства, Рим.

Густав Климт. "Три возраста женщины". 1905. Национальная галерея современного искусства, Рим.

 

Жорж Руо.
«Девки (женщины)».
1907.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Жорж Руо. "Девки (женщины)". 1907. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Женское коварство – это оружие эволюции.

Британские психологи провели любопытный эксперимент: женщинам разных национальностей они показывали фотографии потенциальных партнёров и задавали вопрос о возможной продолжительности отношений с ними. Как выяснилось, представительницы слабого пола не могут устоять перед красавцами с женоподобными лицами типа Леонардо Ди Каприо и готовы с удовольствием проводить с ними время, но рожать предпочли бы от мужественных и суровых мачо вроде Клинта Иствуда. По мнению учёных, такой прагматизм современных женщин обусловлен их уверенностью в том, что генетически здоровое потомство можно получить лишь от мускулистых представителей сильной половины человечества. При этом контакты с грубоватыми и зачастую прямолинейными «производителями» обычно продолжаются недолго; родив ребёнка, женщина вскоре вновь готова возобновить отношения с тихим и нежным другом. Подобное «коварное непостоянство» психологи объясняют «бессознательными инстинктами продолжательниц человеческого рода, полученными ими в результате жесточайшего естественного отбора».

«Женское коварство - это оружие эволюции». «Чудеса и приключения» №3 2007 год.

* * *

 

Джон Уильям Годвард.
«Античная женщина».
1908.
Частная коллекция.

Джон Уильям Годвард. "Античная женщина". 1908. Частная коллекция.

 

Джон Уильям Годвард.
«Сидящая женщина с каменным львом».
Частная коллекция.

Джон Уильям Годвард. "Сидящая женщина с каменным львом". Частная коллекция.

 

Кес Ван Донген.
«Женщина в черной шляпе».
1908.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Кес Ван Донген. "Женщина в чёрной шляпе". 1908. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 ... 10

 

ЖЕНЩИНА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: