- 2 -

Женщина в живописи

 

Илья Ефимович Репин.
«Женская голова».
Этюд к картине «Садко в подводном царстве».

Илья Ефимович Репин. "Женская голова". Этюд к картине "Садко в подводном царстве".

 

Илья Ефимович Репин.
«Женщина в чепце».

Илья Ефимович Репин. "Женщина в чепце".

 

Индийский художник, XVI век.
«Гоа. Португальские женщины за завтраком».

Индийский художник, XVI век. "Гоа. Португальские женщины за завтраком".

 

Карл Павлович Брюллов.
«Женщина, посылающая поцелуй из окна».
1826.

Карл Павлович Брюллов. "Женщина, посылающая поцелуй из окна". 1826.

 

Каспар Давид Фридрих.
«Женщина у окна».

Каспар Давид Фридрих. "Женщина у окна".

 

Клод Моне.
«Женщины в саду».
1867.

Клод Моне. "Женщины в саду". 1867.

 

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
«Женская голова».
Этюд.
1912.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. "Женская голова". Этюд. 1912.

 

Леонардо да Винчи.
«Эскиз драпировки женской фигуры».

Леонардо да Винчи. "Эскиз драпировки женской фигуры".

 

Луиза Аббёма.
«Веер складной с изображением женщины с французским флагом в руках».
1893.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Луиза Аббёма. "Веер складной с изображением женщины с французским флагом в руках". 1893. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Макс Либерман.
«Женщины, общипывающие гусей».

Макс Либерман. Женщины, общипывающие гусей".

 

Мартирос Сергеевич Сарьян.
«Женщина в маске (С. И. Дымшиц)».

Мартирос Сергеевич Сарьян. "Женщина в маске (С. И. Дымшиц)".

 

Моронобу Хисикава.
«Встреча между двумя парами гуляющих женщин».
1683.

Моронобу Хисикава. "Встреча между двумя парами гуляющих женщин". 1683.

В традиционном отношении китайцев к женщине есть что-то глубоко неловкое, неуклюжее, даже жестокое… «Женщина сильнее мужчины», - гласит поговорка китайских крестьян, в которой без всякой иронии отразился взгляд на женщину как прежде всего работницу. Впрочем, в патриархальной китайской семье важная хозяйственная роль женщины отнюдь не прибавляла ей славы. Ещё в «Книге Песен», древнейшем собрании народных песен Китая, говорится: «Когда рождается мальчик, его кладут на постель и дают ему играть с яшмой; когда рождается девочка, её кладут на пол и дают ей играть с черепком». Девочка не могла продолжить мужской род, и её предстояло выдать замуж – для родного дома она была «отрезанный ломоть». Поэтому девочек нередко даже не посвящали в секреты семейного ремесла, чтобы, выйдя замуж, они не могли передать их чужим людям.

Женщина признавалась и ценилась в Китае лишь постольку, поскольку была необходима для функционирования семьи и ведения хозяйства. Конфуцию принадлежит довольно резкое замечание о женщинах: «В доме труднее всего иметь дело с женщинами и слугами. Если их приблизить, они становятся дерзкими, а если отдалить – озлобляются». С тех пор конфуцианские блюстители морали из века в век приписывали женщинам целый сонм пороков: злословие, коварство, тщеславие, легкомыслие и заурядную глупость.

Конфуцианство попыталось решить проблему взаимоотношения полов радикальным образом – путём полного запрета на общение посторонних мужчин и женщин, даже родственников. Конфуций, по преданию, запретил мужчинам и женщинам ходить по одной стороне улицы и даже сидеть за одним столом. Девочкам уже с детства запрещали играть с мальчиками. Девушкам же отказывали, а в деревнях и поныне часто отказывают в праве самим выбирать себе жениха. Брак устраивали родители, и нередко невеста впервые видела своего суженого лишь после того, как переезжала к нему в дом. Одна из самых примечательных черт традиционного семейного быта китайцев – полное отсутствие каких-либо публичных знаков любовных отношений между мужем и женой. Такие знаки считались предосудительными уже потому, что давали повод усомниться в преданности мужа его родителям. Разумеется. В новой семье молодая жена должна была безропотно повиноваться мужу и свекрови… Только муж обладал правом на развод, для чего имелось семь традиционных поводов: бесплодие жены, её распутство, ревность, непослушание, болтливость и проч. Муж также имел право взять себе наложницу, которая, впрочем, не считалась законной женой и могла быть в любое время удалена из дома.

Нежелание признавать женское в женщине распространялось даже на классические представления о женской красоте… В древности женская одежда и даже обувь по своему виду практически не отличалась от мужской, да и впоследствии женщины Китая носили, подобно мужчинам, широкие в поясе штаны или длинные халаты, скрадывающие фигуру. Тело женщины и в особенности собственно женские его формы полагалось всячески укрывать от постороннего взора, вплоть до того, что девушкам нередко бинтовали грудь.

Конечно, идеал женской красоты не оставался неизменным на протяжении веков… Со времён правления сунской династии утвердилась мода на женщин субтильных и манерных. Среди женских прелестей предпочтение стали отдавать такому шедевру декоративной искусственности, как миниатюрная ступня – «цветочек лотоса» - длиной в три цуня (то есть около 10 см).  Хорошим украшением к ней были изящные туфельки на высоком каблуке и чулки – чаще всего такого же цвета, как туфли, или белые…Этикет предписывал, чтобы лицо женщины всегда было бесстрастным, а движения – сдержанными и плавными. Смеяться на людях, обнажая свои зубы, было признаком крайне дурного воспитания (девушки в Китае ещё и сегодня закрывают рот ладонью, когда смеются). Покидая внутреннюю половину дома, женщина должна была закрывать лицо руками или вуалью.

Владимир Малявин. «Китайская цивилизация». Москва, «АСТ». 2001 год.

* * *

 

Моронобу Хисикава.
«Двое молодых людей на веранде дома развлечений с тремя женщинами».
1683.

Моронобу Хисикава. "Двое молодых людей на веранде дома развлечений с тремя женщинами". 1683.

 

Нисикава Сукэнобу.
«Три женщины рассматривают кимоно».
1741.

Нисикава Сукэнобу. "Три женщины рассматривают кимоно". 1741.

 

Нисикава Сукэнобу.
«Женщина приближается к двум куртизанкам, сидящим на скамейке».

Нисикава Сукэнобу. "Женщина приближается к двум куртизанкам, сидящим на скамейке".

 

Нисикава Сукэнобу.
«Женщина, держащая письмо, с другой женщиной».

Нисикава Сукэнобу. "Женщина, держащая письмо, с другой женщиной".

 

Нисикава Сукэнобу.
«Процессия из двух мужчин и трёх женщин».

Нисикава Сукэнобу. "Процессия из двух мужчин и трёх женщин".

 

Пармиджанино.
«Женщина с сосудом на голове».
1-я половина XVI века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Пармиджанино. "Женщина с сосудом на голове". 1-я половина XVI века. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Питер де Хох.
«Женщина, чистящая яблоки».
Около 1663.
Собрание Уоллес, Лондон.

Питер де Хох. "Женщина, чистящая яблоки". Около 1663. Собрание Уоллес, Лондон.

 

Поль Дельво.
«Галантные женщины».
1962.

Поль Дельво. "Галантные женщины". 1962.

 

Поль Дельво.
«Женщина перед зеркалом».

Поль Дельво. "Женщина перед зеркалом".

 

Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Женщина, купающаяся в потоке».
1654.

Рембрандт Харменс ван Рейн. "Женщина, купающаяся в потоке". 1654.

 

«Русская женщина. Начало XVIII века».
Из книги: В. О. Ключевский. «Русская история». Москва, «Эксмо». 2005 год.

"Русская женщина. Начало XVIII века". Из книги: В. О. Ключевский. "Русская история". Москва, "Эксмо". 2005 год.

 

Тории Киёмасу I.
«Куртизанка с сопровождающей женщиной в снегу».

Тории Киёмасу I. "Куртизанка с сопровождающей женщиной в снегу".

 

Тории Киёнобу I.
«Актёр Савамура Кодендзи в роли женщины на фестивале Танабата».
1698.

Тории Киёнобу I. "Актёр Савамура Кодендзи в роли женщины на фестивале Танабата". 1698.

 

Тории Киёнобу I.
«Актёр Икушима Дайкити в роли женщины под деревом умэ».
Около 1705.

Тории Киёнобу I. "Актёр Икушима Дайкити в роли женщины под деревом умэ". Около 1705.

 

Тории Киёнобу I.
«Мужчина, женщина и девушка».
Около 1715.

Тории Киёнобу I. "Мужчина, женщина и девушка". Около 1715.

 

Тории Киёнобу I.
«Актёр Фудзимура Хэндай в роли женщины-разносчицы».
1719.

Тории Киёнобу I. "Актёр Фудзимура Хэндай в роли женщины-разносчицы". 1719.

 

Тории Киёнобу I.
«Актёр в женской роли на лошади».

Тории Киёнобу I. "Актёр в женской роли на лошади".

 

Тории Киёнобу I.
«Актёр Итикава Дандзюро I (1660-1704) в роли женщины».

Тории Киёнобу I. "Актёр Итикава Дандзюро I (1660-1704) в роли женщины".

 

Тории Киёнобу I.
«Актёр Сегава Кикунодзо в роли женщины».

Тории Киёнобу I. "Актёр Сегава Кикунодзо в роли женщины".

 

Франсуа Буше.
«Женщина с букетом роз».
1743.

Франсуа Буше. "Женщина с букетом роз". 1743.

 

Хендрик ван Аверкамп.
«Женщина и мальчик на мосту».

Хендрик ван Аверкамп. "Женщина и мальчик на мосту".

 

Эжен Делакруа.
«Алжирские женщины».
1833-1834.
Лувр, Париж.

Эжен Делакруа. "Алжирские женщины". 1833-1834. Лувр, Париж.

 

1 ...

ЖЕНЩИНА

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.