- 2 -

Русские в живописи

 

Илья Ефимович Репин.
Славянские композиторы (Собрание русских, польских и чешских музыкантов).
1872.

Илья Репин. Славянские композиторы (Собрание русских польских и чешских музыкантов).

 

Начальные «обоснования» норманнского происхождения русского государства навязали русской науке в XVIII веке немецкие ученые, прибывшие на работу в нашу Академию наук, основанную в 1724 году Петром I. Математики, ботаники, физики сделали очень много для становления молодой русской науки, неоспоримы заслуги историка Г. Ф. Миллера, но тот же Г. Ф. Миллер, а также Г. 3. Байер и особенно рьяно А. Л. Шлёцер выступили с измышлениями о неполноценности средневековых славян, русских. Шлёцер: «Русская история начинается от пришествия Рюрика… Дикие, грубые, рассеянные славяне начали делаться людьми только благодаря посредству германцев…» А вот что писал исторически недавно один норманист-чудовище: «Организация русского государственного образования не была результатом государственно-политических способностей славянства в России; напротив, это дивный пример того, как германский элемент проявляет в низшей расе свое умение создавать государство». Гитлер, «Mein Kampf» («Моя борьба»). Или, например, такое о наших предках и нас с вами: «Этот низкопробный людской сброд, славяне, сегодня столь же не способны поддерживать порядок, как не были способны много столетий назад, когда эти люди призывали варягов, когда они приглашали Рюриков». Это другой учредитель «нового порядка», Гиммлер…

Возвращая читателя в XVIII век, напомню, что против немцев-норманистов сразу же выступил М. В. Ломоносов. В XIX веке норманнскую теорию поддержали Н. М. Карамзин, исходя из монархических тенденций своей «Истории государства Российского», и М. П. Погодин, дошедший до такой крайности, как высказывание о германском происхождении «Русской правды» Ярослава Мудрого, а также А. Куник, датский филолог В. Томсен и некоторые другие. Всем им возражали в принципе и множестве частностей знаменитый русский историк С. М. Соловьев, М. Т. Каченовский, М. А. Максимович, Ю. И. Венелин, С. А. Гедеонов, Г. В. Васильевский, боролся с норманистами Д. И. Иловайский - и это было тогдашним главным полем научных сражений. Отголоски их проникали в политику, философию, официальную идеологию, педагогику, литературу.

Владимир Чивилихин. Память. Собрание сочинений в 4-х томах. Москва, «Современник». 1985. Т. 4.

* * *

 

Илья Ефимович Репин.
Портрет собирателя картин и рисунков русских художников И. Е. Цветкова.
1907.

Илья Репин. Портрет собирателя картин и рисунков русских художников И. Е. Цветкова. 1907.

 

А для тех, кто пока совсем лишен уважительного интереса к родной старине, я кратко сообщу об одном ювелирном чуде - тверских колтах, сработанных на Руси задолго до нашествия восточных орд. Слово «колты» - старинное, и его трудно сыскать в современных словарях; означает оно ушные подвески, женские серьги. Представьте себе кольцо с полукружием внизу, к которому припаяно шесть миниатюрных серебряных конусов. На каждый конус напаяны колечки диаметром чуть поболе полумиллиметра из проволоки толщиной в две десятые миллиметра. И вот в каждом из тысяч этих кольцевых гнездышек сидит крохотное зернышко серебра диаметром в четыре сотых сантиметра! Размеры эти установлены специальной современной микрофотосъемкой, и я не понимаю, попросту отказываюсь понимать, каким образом мастер почти тысячу лет назад мог без микроскопа или хотя бы сильнейшей линзы проделать такую тончайшую, поражающую воображение работу!.. Звездчатые эти колты дивно искрили, переливались, сияли, играли при легчайшем повороте головы тверской модницы. Волшебное творение средневекового русского ювелира чудом дошло до наших дней - его сохранила земля, и им сегодня можно полюбоваться в ленинградском Русском музее. И другие изделия средневековых ювелиров поражают воображение-серебряные, например, так называемые лунницы с резнью. Представьте себе миниатюрную вещицу, на которую плотно, рядочками напаяно 2250 мельчайших серебряных зерен, каждое из которых в 5-6 раз меньше булавочной головки. А в Государственном Историческом музее в Москве хранится оправа с крестовидной прорезью, которую специалисты считают верхом совершенства средневековой русской ювелирной техники. Вот что о ней пишет Б. А. Рыбаков: «Между двенадцатью камнями, оправленными в золото, мастер устроил целый цветник из миниатюрных золотых цветов, посаженных на спиральные пружинки в 4-5 витков, припаянных только одним концом к пластинке. Спиральные стебельки были сделаны из рубчатой золотой проволоки. Цветы имеют по пять тщателыю сделанных лепестков, фигурно вырезанных и припаянные к пестику. На пространстве в 0,25 кв. см рязанский мастер ухитрился посадить от 7 до 10 золотых цветов, которые колыхались на своих спиральных стеблях на уровне лиловых самоцветов». Нет, не могу себе представить, как такое можно сделать без микроскопа!

Владимир Чивилихин. Память. Собрание сочинений в 4-х томах. Москва, «Современник». 1985. Т. 4.

* * *

 

Карл Богданович Вениг.
Русская девушка.
1880.

Карл Вениг. Русская девушка. 1880.

 

Вы помните, какую жизнь вели прежде русские женщины? Это была самая скучная жизнь. Не смея никуда показаться без покрывала, они проводили все время свое, как затворницы монастырские, и не имели своей воли даже и в самом важном деле жизни - в своем замужестве. Их отдавали за того человека, которого выбирали родители безо всякого согласия со стороны невесты и даже прежде чем молодые люди видели друг друга. После этого можно судить о счастье этой четы, еще не знакомой между собою, но уже навек соединенной! В этом случае женщина была еще более достойна жалости, нежели мужчина. Последний мог забывать неудачный выбор своих родителей в шуме света и общества, он мог заниматься службой, охотой, приятными беседами с людьми умными. Но женщина, такая же невольница в доме мужа, как была в доме отца, переменяла только место своей темницы и из девичьего терема родительского переходила в уединенные комнаты супруга, где не имела даже и того развлечения, какое доставляет хозяйство, - старинные боярыни русские не любили заниматься им и не приучали к тому дочерей своих. Во всяком посредственного состояния доме была и ключница, и казначея, и несколько кухарок и служанок. Итак, хозяйкам оставалось только кушать за каждым обедом несколько десятков блюд и скучать иногда нестерпимо.

Такая участь женщин не могла не обратить внимания того, кто входил в малейшие подробности жизни своего народа. Петр всегда думал, что общество много теряло от затворничества женщин, а побывав в чужих краях и собственными глазами увидев, сколько счастья может просвещенная женщина пролить на все семейство свое и сколько пользы принесет обществу ее присутствие в нем, решительно приступил к исполнению своего намерения и приказал, чтобы ни один священник не венчал никакой пары без собственного согласия ее, чтобы каждый жених и невеста знали друг друга, по крайней мере, около шести недель до свадьбы, а чтобы доставить им случай быть знакомыми, приказал мужьям и отцам приезжать на все праздники при дворе, во все публичные собрания и на все обеды и вечера вместе со своими женами и дочерьми, одетыми так, как одевались в то время жившие в Москве иностранки. Вот было тогда разговоров по всей Москве! Бояре дивились никогда не слыханной прежде новости, молодые боярыни и особенно боярышни радовались как средству освободиться от скучной неволи, старые сожалели, что не родились несколько десятков лет позже, чтобы воспользоваться новыми правами, какие просвещенный государь давал русским женщинам.

Александра Ишимова. История России в рассказах для детей.

* * *

 

Клавдий Васильевич Лебедев.
Освоение русскими новых земель.
1904.

Клавдий Лебедев. Освоение русскими новых земель. 1904.

 

Константин Маковский.
Русская красавица.

Константин Маковский. Русская красавица.

 

Л. И. Киль.
Русские гренадеры.
1813.

Л. Киль. Русские гренадеры. 1813.

 

Л. Киль.
Русский гусар.
1815.

Л. Киль. Русский гусар. 1815.

 

Л. Киль.
Русские егеря.
1816.

Л. Киль. Русские егеря. 1816.

 

Л. Киль.
Русский кирасир.
1816.

Л. Киль. Русский кирасир. 1816.

 

Неизвестный художник.
Фейерверк в честь победы русского флота при Гренгаме, открывшей путь к заключению Ништадтского мирного договора.
1720.

Неизв. худ. Фейерверк в честь победы русского флота при Гренгаме, открывшей путь к заключению Ништадтского мирного договора. 1720.

 

Николай Анохин.
Русская зима.

Николай Анохин. Русская зима.

 

Никифор Крылов.
Зимний пейзаж. Русская зима.
1827.

Никифор Крылов. Зимний пейзаж. Русская зима. 1827.

 

Николай Дмитриев-Оренбургский.
Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года.
1883.

Николай Дмитриев-Оренбургский. Переправка русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года. 1883.

 

Николай Дмитриев-Оренбургский.
Преследование русской одежды в Петровское время.

Николай Дмитриев-Оренбургский. Преследование русской одежды в Петровское время.

 

Николай Каразин.
Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 года.
1888.

Николай Каразин. Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 года. 1888.

 

О. Фёдоров.
Конный русский воин. XIV век.

О. Фёдоров. Конный русский воин. XIV век.

 

Превосходство наших предков в оружии объяснялось нуждами обороны, мастерством русских мастеров и главное - уровнем развития экономики и промышленности, в частности металлургии и металлообработки средневековой Руси. Археолог А. Н. Кирпичников пишет, что в XII веке на Руси появляется много военных новинок международного класса, и часть их является по находкам древнейшими в Европе. «Таковы шестоперы, наруч, крюк для натягивания арбалета, кольчуги с плоскими кольцами, конская маска, шпоры с пластинчатым козырьком и шпоры с колесиком», а изобретательность русских оружейников «безусловно обогащала развитие военного дела не только в Восточной Европе» (Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Л., 1971, с. 78). Добавлю, что пластинчатая броня и гибкие кольчуги разных видов, надежно защищая русского средневекового рыцаря от стрел, ударов копий, сабель, мечей и боевых топоров, не стесняли свободы его движений, чем выгодно отличались от сплошных металлических западных панцирей, в которых малоподвижный рыцарь не мог без помощи оруженосца сесть на коня, был во многих конкретных ситуациях сражения почти небоеспособен, а выброшенный из седла, становился совершенно беспомощным - его легко глушили, прокалывали пиками, затаптывали копытами, заарканивали. О надежности же русского защитного боевого снаряжения неоспоримо свидетельствует тот факт, что князь Дмитрий, сражавшийся на самом тяжком участке битвы, не получил ни одной раны, а был лишь контужен от ударов по броне, которая вся оказалась во вмятинах и царапинах…

Очень интересны и мелкие детали - подробности русского вооружения тех времен. Шлем западного рыцаря нельзя было разрубить саблей или мечом, и русские оружейники придумали боевую палицу, булаву - бронзовый шар на рукояти, снабженный пирамидальными выступами. Шлем не пробивался насквозь, но удар булавы мог оглушить врага, ошеломить его. Русский шлем - в отличие от плосковерхих или овальных западных и закругленных восточных, основу коих составлял деревянный каркас, - был с незапамятных времен больше как бы коническим, с коего соскальзывала сабля или меч противника, и этот шлем много - много позже взял Васнецов в качестве прообраза красноармейского шлема. Плечи русского воина, если на них со свистом опускалась острейшая сабля степняка или тяжелый меч западного рыцаря, оставались невредимыми, потому что меж латами и кольчугой прикреплялась широкая наплечная стальная пластина, от которой историческая традиция до сего дня сохранила офицерские погоны, самые, кстати, широкие в мире.

Владимир Чивилихин. Память. Собрание сочинений в 4-х томах. Москва, «Современник». 1985. Т. 4.

* * *

 

Пётр Фёдорович Соколов.
М. П. Кикина (1816-1856), в замужестве Волконская в русском придворном платье фрейлины.

Пётр Соколов. М. П. Кикина (1816-1856) в замужестве Волконская в русском придворном платье фрейлины.

 

План турецкой крепости Очаков, взятой русскими войсками 6 декабря 1788 года.
Раскрашенная гравюра. Австрия.
1790-е.

План турецкой крепости Очаков, взятой русскими войсками 6 декабря 1788 года. Раскрашенная гравюра. Австрия. 1790-е.

 

Русская женщина.
Начало XVIII века.
Из книги: В. О. Ключевский. «Русская история». Москва, «Эксмо». 2005.

Русская женщина. Начало XVIII века.

 

Русский всадник с оседланной лошадью.
Старинная гравюра из книги С. Герберштейна издания 1556 года «Записки о Московии».

Русский всадник с оседланной лошадью. Старинная гравюра из книги С. Герберштейна издания 1556 года "Записки о Московии".

 

Русский танец перед высокими господами. Середина XVII века.
Из книги: В. О. Ключевский. «Русская история». Москва, «Эксмо». 2005.

Русский танец перед высокими господами. Середина XVII века. Из книги: В. О. Ключевский. "Русская история". Москва, "Эксмо". 2005.

 

Сергей Соломко.
Русские в Голландии во времена Петра Великого.

Сергей Соломко. Русские в Голландии во времена Петра Великого.

 

Т. А. Васильев.
Вид петербургских островов и Невы с одним из первых русских пароходов.
1820.

Т. А. Васильев. Вид петербургских островов и Невы с одним из первых русских пароходов. 1820.

 

Франц Крюгер.
Русская гвардия в Царском Селе в 1832 году.
1841.

Франц Крюгер. Русская гвардия в Царском Селе в 1832 году. 1841.

 

Франц Крюгер.
Русская гвардия в Петергофе.
1853.

Франц Крюгер. Русская гвардия в Петергофе. 1853.

 

Царь Пётр рубит бороды русским мужикам.
Лубочная картина.

Царь Пётр рубит бороды русским мужикам. Лубочная картина.

 

Эдгар Дега.
Русская танцовщица.
1895.

Эдгар Дега. Русская танцовщица. 1895.

 

Эдгар Дега.
Русская танцовщица.
Около 1899.

Эдгар Дега. Русская танцовщица. Около 1899.

 

Эдгар Дега.
Русские танцовщицы.
1899.

Эдгар Дега. Русские танцовщицы. 1899.

 

1 ...

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.