Давным-давно, когда ель, сосна и кедр ещё сбрасывали на зиму свой зелёный наряд, жили у подножья белой горы в юрте, покрытой сеном, двое детей – мальчик и девочка. Не было у них ни отца, ни матери. Мальчик был младший, и звали его Ак Кёбек. А сестру – Сой Пелек. Кормились они, как белки: летом – ягодами и грибами, таволгой и орехами, которые собирали в тайге, а зимой – чем удалось запастись летом.
Когда мальчик подрос, сестра смастерила ему лук – из таволожника и своей косички, которую отрезала, чтобы ссучить тетиву. Стрелы сделала из тальника. И мальчик начал ходить на охоту, стрелять птиц и зайцев.
Однажды отправляется Ак Кёбек в тайгу. Идёт по тропе, по сторонам поглядывает. Вдруг видит: сидит под большим кедром заяц, уши прижал. А на зайце – маленькое серебряное седло. Удивился мальчик: «Кто на зайце ездит? Кто его оседлал?»
Заметил его заяц и заверещал:
- Соболь поймал моего хозяина, утащить хочет! Спаси его!
Побежал мальчик по тропе. Смотрит: тащит соболь по земле маленького человека. Упирается человек, хочет вырваться. Да где ему – ростом он с белку! Натянул Ак Кёбек свой лук из таволожника и косички, пустил оперённую орлиным пером стрелу. Вонзилась стрела в землю рядом с соболем. Испугался соболь, выпустил из когтей человечка и убежал.
Поднялся человечек на ноги и говорит:
- Спасибо, молодой охотник! Ты спас меня от гибели!
Ак Кёбек спрашивает его:
Кто ты такой? Какого народа сын? Я никогда не видел таких, как ты.
Человечек ему ответил:
- Я сын маленького лесного народа. Мы живём в тайге и ездим на зайцах. Соболь, которого ты прогнал, - наш враг. Он подстерегает нас, когда мы приезжаем к кедру собирать шишки. Скажи, чем отблагодарить тебя? Хочешь, мы привезём тебе орехов и грибов? Вам с сестрой хватит на всю зиму.
Засмеялся мальчик:
- Не нужно! Мы сами собираем орехи и грибы.
- Тогда возвращайся в свой улус* и жди. (*Улус – селение). Ты спас меня, и за это мой народ отплатит добром. Мы привезём тебе в подарок живую воду.
Подбежал тут заяц с серебряным седлом на спине. Маленький человечек вскочил на зайца и ускакал.
Вернулся Ак Кёбек в свой улус и рассказал обо всём случившемся сестре. Подивилась Сой Пелек рассказу.
- Должно быть, они и вправду привезут живую воду. Но ты вернулся с пустыми руками, а наш котёл тоже пуст. Мне нечем тебя покормить, милый брат. Сходил бы ты пока на охоту. Ведь они, наверное, приедут не скоро.
Отправился Ак Кёбек снова в тайгу. А сестра пошла и рассказала обо всём другим женщинам в улусе. Те не поверили словам Ак Кёбека и стали смеяться:
- Выдумки лентяя! Просто ему захотелось вернуться, вот он и выдумал эту историю. Видно, ему больше нравится сидеть в юрте да есть саламат*, чем охотиться в тайге. (*Саламат – мучная каша.). где это слыхано, чтобы люди ездили на зайцах?!
Обидно стало Сой Пелек за брата. Вернулась она в свою юрту и занялась делами. А сама всё время поглядывает на тропинку, ведущую в лес. Поджидает Ак Кёбека с охрты и маленьких человечков, которые должны привезти живую воду.
И вот на тропе показался заяц. На его спине, в серебряном седле, сидел маленький человечек. В руках он бережно держал торсых* с живой водой. (*Торсых – сосуд из глины, кожи или берёсты.). За ним, тоже верхом на зайцах, ехали другие, такие же, как он, человечки.
Обрадовалась Сой Пелек: «Нет, не обманул Ак Кёбек! Правдц сказал: человечки привезли живую воду!»
Другие женщины тоже заметили их и стали смеяться:
- Нет, вы только поглядите! Каковы! И каковы под ними кони! А у переднего что в торсыхе? Небось вода из ручья?!
Услышав такие слова, обиделся маленький народ.
- Здесь смеются над нами и нашим подарком. Значит, не нужна им живая вода!
И повернули обратно, к лесу. А маленький человечек от обиды выплеснул из торсыха живую воду на деревья. Попала она на ель, сосну и кедр.
С тех пор не сбрасывают ель, сосна и кедр на зиму свой зелёный наряд, так и стоят круглый год.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: