- 2 -

Человек

в живописи и литературе

 

Окумура Масанобу.
«Человек, стоящий у ворот большого дома».
Около 1738.

Окумура Масанобу. "Человек, стоящий у ворот большого дома". Около 1738.

Вот оно, главное проклятие человеческой расы. Социальное чувство. Христос должен был сказать так: „Воистину, когда бы ни собрались двое или трое из вас, какой-нибудь другой парень будет исходить дерьмом от зависти“. Хотите, я расскажу вам, в чем, с точки зрения социологии, суть человеческой расы? Я поясню это в двух словах. Покажите мне одного мужчину или одну женщину — и я покажу вам святого Дайте мне двоих — и они влюбятся друг в друга. Дайте троих — и они изобретут очаровательную штуковину, которую мы называем „обществом“. Дайте мне четверых — и они построят пирамиду. Дайте пятерых — и они сделают, одного изгнанником. Дайте шестерых — и они восстановят предрассудки. Дайте семерых — и за семь лет они развяжут войну. Возможно, человек и был создан по образу и подобию Бога, но человеческое общество было создано по образу и подобию Его оппонента, и оно всегда будет стараться вернуться к своему истоку.

Стивен Кинг. «Противостояние».

* * *

 

Окумура Масанобу.
«Ойран наблюдает пробу сил между её камуро и Кинпира, сказочно сильным человеком».

Окумура Масанобу. "Ойран наблюдает пробу сил между её камуро и Кинтара, сказочно сильным человеком".

В.А.: Но говоря о типах строя психики мы начнём с напоминания радиослушателям об их первооснове. Человек является частью биосферы Земли, и он строит своё поведение под воздействием разноуровневых факторов. Строй психики человека определяется тем, какой из ниже перечисленных факторов оказывается у того или иного человека самым значимым. Так вот к числу таких факторов мы относим:

Если доминируют инстинкты и рефлексы, то мы имеем дело с человекообразным животным, с животным типом строя психики. Доминирование обычаев, традиций, привычек характерно для зомби-биороботов. (Почему куришь? — Потому что все курят. Почему пьёшь пиво? — Потому что все пьют). Расчёты, интуиция вообще, наваждения и одержимость характерны для демонов. (Это мировая закулиса, разработчики и хозяева библейских и религиозных культов, лидеры евразийства, высшие иерархи сайентологов и т.п.). Нормой же для психики Человека Разумного является доминирование водительства Божьим промыслом. Особое значение в продвижении людей к Богодержавию играет явление соборности. Его суть состоит во влиянии на человека коллективной психики, когда это влияние идёт в русле Божьего промысла, не подавляет свободу воли каждого из индивидов.

Доказательство своего бытия Бог даёт каждому, кто освоил алгоритмику общения с ним и ровно настолько, насколько человек сам верит Богу. В соответствии со смыслом обращённых к Богу молитв изменяются жизненные обстоятельства индивида, изменяется статистика всех, случайно происходящих событий, связанных как с ним самим, так и с его близкими. Но Бог не меняет того, что происходит с людьми, пока люди сами не переменят то, что есть в них. Так и выстраивается алгоритмика диалога с Богом, если человек начинает различать призывы и обращения Бога, ему адресованные. Но у Бога нет никакого иного языка для общения с людьми, кроме языка жизненных обстоятельств, кроме случайностей, которые, понимавший эти вопросы Пушкин, характеризовал как «мощное мгновенное орудие Провидения». Столкнувшись с любой случайностью, Человек Разумный должен задуматься, и тогда он научится безошибочно различать, что и в связи с чем ему говорит Бог, поддерживает ли он устремления человека или предостерегает его от возможных ошибок, грехов и заблуждений.

Общение с Богом невозможно выстроить через посредников, на роль которых претендуют церкви всех без исключения вероисповеданий. А потому, чем ближе человек к церкви, тем дальше он от Бога. Взаимодействие с Богом, Божье водительство наполнено реальным физическим смыслом. Это обоюдостороннее взаимодействие торсионных полей, излучаемых конкретным человеком с первичным торсионным полем Божьего промысла, с полем сознания Вселенной. Такого Божьего водительства лишены демонические личности, они опираются не на Божий промысел, а на личные расчёты, на наваждения извне и одержимость. Они являются организаторами, создателями и хранителями системы эгрегоров, экранируют для людей возможности прямой связи с Богом. Их миссия — пасти толпу биороботов под кроной того либо иного эгрегора, который больше приглянулся той либо иной части толпы. Удел зомби-биороботов — покорно пребывать под эгрегориальным колпаком, беспрекословно поклоняться хозяевам этого эгрегора. При этом взаимодействие с эгрегором, как с энергоинформационным образованием, идёт тоже при помощи торсионных полей, что создаёт иллюзию связи с Богом. Такое особое состояние многие ощущают в церквях, при этом идущие с церковных эгрегоров наваждения, создают особое душевное состояние, ошибочно воспринимаемое за связь с Богом. Люди с животным типом строя психики — менее подходящие для формирования бездумной толпы, они являются эгрегориальными кочевниками, свободно и беспрепятственно проникая из-под одного эгрегориального колпака под другой. Во время таких переходов они оказываются на некоторое время в «свободном пространстве», и у них гораздо больше шансов выйти на связь с Богом и начать развитие в сторону строя психики Человек Разумный.

В. Ефимов. «Типы психики. Эгрегоры и Божье водительство». Радиопрограмма №25 (25.03.2003).

* * *

 

Клод Моне.
«Карикатура Жюля Дидье, Человек-бабочка».
1858.
Чикагский институт искусств, Чикаго.

Клод Моне. "Карикатура Жюля Дидье, Человек-бабочка". 1858. Чикагский институт искусств, США.

Один человек
И одна случайная муха
В большой гостиной…

Исса
* * *

 

Клод Моне.
«Человек с большим носом».
1856.

Rkjl Vjyt/ @Xtkjdtr c ,jkmibv yjcjv@/ 1856/

Ведь рай создан не только для человека, и все остальные божьи твари вовсе не должны пребывать в забвении. Бог дал каждому из них свое скромное предназначение, они выполнили его и не будут забыты, каждый будет вознагражден по заслугам. Человек, этот тщеславный спесивый пустослов, думает, что он будет жить в раю среди себе подобных. Его ждет разочарование. Пусть научится смирению. Если б он не давал кров и хлеб насущный презренным микробам и вечно гонимым бациллам, его незачем было бы сотворять. Это и есть его миссия, смысл его существования, так пусть делает свое дело и помалкивает.

Марк Твен. «Три тысячи лет среди микробов».

* * *

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Бюст обнажённого человека».
1882.
Частная коллекция.

Анри де Тулуз-Лотрек. "Бюст обнажённого человека". 1882. Частная коллекция.

Иван Андреевич Крылов.«Тень и Человек».

Шалун какой-то тень свою хотел поймать:
Он к ней, она вперёд; он шагу прибавлять,
Она туда ж; он, наконец, бежать.
Но чем он прытче, тем и тень скорей бежала,
Всё не даваясь, будто клад.
Вот мой чудак пустился вдруг назад;
Оглянется, а тень за ним уж гнаться стала.

Красавицы! слыхал я много раз:
Вы думаете что? Нет, право, не про вас,
А что бывает то ж с фортуною у нас;
Иной лишь труд и время губит,
Стараяся настичь её из силы всей;
Другой, как кажется, бежит совсем от ней:
Так нет, за тем она сама гоняться любит.

1813-1814.

* * *

 

Винсент Ван Гог.
«Человек, тянущий борону».
1883.

Винсент Ван Гог. "Человек, тянущий борону". 1883.

Иван Андреевич Крылов. «Лев и Человек».

Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.
Кто веры этому неймёт,
Тот ясный здесь пример найдёт,
Что сила без ума сокровище плохое.
Раскинувши тенёта меж дерев,
Ловец добычи дожидался:
Но как-то, оплошав, сам в лапы Льву попался.
«Умри, презренна тварь! – взревел свирепый Лев,
Разинув на него свой зев. —
Посмотрим, где твои права, где сила, твёрдость,
По коим ты в тщеславии своём
Всей твари, даже Льва, быть хвалишься царём?
И у меня в когтях мы разберём,
Сразмерна ль с крепостью твоей такая гордость!»
«Не сила – разум нам над вами верх дает, —
Был Человека Льву ответ. —
И я хвалиться смею,
Что я с уменьем то препятство одолею,
От коего и с силой, может быть,
Ты должен будешь отступить».
«О вашем хвастовстве устал я сказки слушать».
«Не в сказках доказать, я делом то могу;
А впрочем, ежели солгу,
То ты ещё меня и после можешь скушать.
Вот посмотри: между деревьев сих
Трудов моих
Раскинуту ты видишь паутину.
Кто лучше сквозь неё из нас пройдёт?
Коль хочешь, я пролезу наперёд:
А там посмотрим, как и с силой в свой черёд
Проскочишь ты ко мне на половину.
Ты видишь, эта сеть не каменна стена;
Малейшим ветерком колеблется она:
Однако с силою одною
Ты прямо сквозь неё едва ль пройдёшь за мною».
С презрением тенёта обозрев,
«Ступай туда, – сказал надменно Лев, —
Вмиг буду я к тебе дорогою прямою».
Тут мой ловец, не тратя лишних слов,
Нырнул под сеть и Льва принять готов.
Как из лука стрела, Лев вслед за ним пустился;
Но Лев подныривать под сети не учился:
Он в сеть ударился, но сети не прошиб —
Запутался (ловец тут кончил спор и дело), —
Искусство силу одолело,
И бедный Лев погиб.

1809.

* * *

 

Василий Суриков.
«Человек с больной рукой».
1913.

Василий Суриков. "Человек с больной рукой". 1913.

Открытие сибирских учёных

Новосибирские учёные установили, что содержимое транспортных каналов сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочевыделительной систем организма движется спиралеобразно, как вода в воронке, а не прямолинейно, как считалось раньше. Как сообщили сегодня ФАН в Новосибирском научно-исследовательском институте лазерной физики, это открытие имеет большое значение как для медицинской науки, так и для практического здравоохранения. Оно позволит разработать более совершенные операционные технологии в сердечно-сосудистой хирургии, гастроэнтерологии и урологии и позволит избежать многих послеоперационных осложнений. Сейчас с помощью прецезионной лазерной техники учёные института намерены обнаружить новый физический механизм обменных процессов на микрососудистом уровне. Используя своё открытие, они также планируют начать разработку более физиологичных моделей искусственных сердечных клапанов, протезов кровеносных сосудов сердца.

«Псковская правдв». 4-5 февраля 2000 год.

* * *

 

Пабло Пикассо.
«Крадущийся человек».
1971.
Музей Пикассо, Париж.

Пабло Пикассо. "Крадущийся человек". 1971. Музей Пикассо, Париж.

Человек может: в ясную ночь увидеть пламя свечи на расстоянии в 50 км; услышать тиканье (в тишине) часов с 6 метров; ощутить присутствие грамма соли в 500 литрах воды.

«Петербург-экспресс» №29 2002 год.

* * *

Родина чудес и мистики – Индия подарила учёным ещё одну загадку: молодая женщина по имени Шакунтала Деви решает сложнейшие арифметические задачи с молниеносной быстротой и абсолютной точностью.

Самой сложной математической задачей, с которой Шакунтале пришлось встретиться, был так называемый «Факториал 73». Задача заключается в перемножении чисел, входящих в последовательный ряд от единицы до 73. На решение «Факториала 73» Шакунтале потребовалось две минуты.

Поражает память Шакунталы Деви – она помнит задачи, решённые ею два года назад.

Математический талант обнаружился у Шакунталы в раннем детстве, когда её сверстники едва отличали одну цифру от другой. В настоящее время Шакунтала Деви решает только арифметические задачи и в этом может соперничать со счётными машинами.

Во время показательной телевизионной передачи в Нью-Йорке Шакунтала соревновалась в быстроте решения арифметических примеров с наиболее совершенными вычислительными машинами и решила их на 6 секунд быстрее. В Сиднее она решала задачи за несколько секунд до того, как они проходили через электронный мозг счётного устройства.

Шакунтала Деви, кроме того, обладает удивительной способностью мгновенно называть любые дни календаря. Спросите у неё, какой день был 22 января 1921 года, и она, не задумываясь даст верный ответ.

У Шакунталы Деви нет никакого образования. Обстоятельства не дали ей возможности регулярно посещать школу.

«Иллюстрейтед уикли оф Индия». «Техника – молодёжи». 1968 год.

* * *

 

Пабло Пикассо.
«Голова человека».

Пабло Пикассо. "Голова человека".

Человеческое сердце бьётся со скоростью 70 раз в минуту. Седдце землеройки – 600 раз в минуту, а у колибри – 1300 раз в минуту. У самого крупного млекопитающего на Земле, голубого кита, сердце весит больше 600 килограммов и делает примерно 10 ударов в минуту.

Если растянуть лёгкие взрослого человека, они займут площадь теннисного корта.

«Петербург-экспресс» №29 2001 год.

* * *

 

Константин Васильев.
«Человек с филином».

Константин Васильев. "Человек с филином".

Кстати, о павианах… Вы знаете, как воюют павианы и другие обезьяны, живущие в саванне? Обращаю внимание читателя на саванну, потому что наши предки — как раз обитатели саванны, и у всех видов саванных приматов под влиянием природной среды сформировалось одинаковое поведение. В биологии это называется конвергенцией — когда у совершенно разных видов формируются одинаковые телесные или поведенческие признаки, обусловленные обитанием в одинаковой природной среде. Итак, войны павианов на открытом пространстве…

В походном строю стадо павианов повторяет предбоевой порядок пехоты. В центре идут доминанты — патриархи стада, вокруг которых все самое ценное — самки с детенышами. Впереди идет боевой авангард — субдоминантные особи, молодые самцы. Сзади — арьергардное прикрытие из самцов третьего ранга, послабее. Если местность пересеченная, плохо просматриваемая, с двух сторон может быть еще два небольших отряда флангового прикрытия.

Если предстоит война с другим племенем павианов — например, пограничный конфликт, два войска павианов выстраиваются друг перед другом в виде двух полумесяцев вогнутыми сторонами друг к другу. В центре — патриархи. Именно такое боевое построение до сих пор остается у многих туземных племен. Именно такое боевое построение долгое время было характерно для древних человеческих сообществ. Только потом, когда прогресс изменил условия (усовершенствовал средства) ведения войны, изменилось и построение приматов вида homo sapiens. Появилась, например, легионная римская армия с манипулярным устройством. Но не будем забегать вперед…

Забежим назад. В мире животных правило простое — кто больше, тот сильней. Поэтому каждый старается выглядеть значительнее, чем есть на самом деле: жаба в случае опасности раздувается; кобра поднимается и раскрывает «капюшон»; кошка выгибается дугой и поднимает шерсть дыбом; царь или вожак стаи всегда сидят на возвышении; жрецы, монахи и бояре носят высокие клобуки; римские легионеры, русские гусары и прочие солдаты допулеметной эпохи носили шлемы с гребнями, киверами, перьями, рогами, зрительно увеличивающими рост их носителя. Простое психологическое оружие, приводной механизм которого спрятан в таких древних слоях мозга, что включается автоматически, минуя сознание. Поэтому всегда действует. Поэтому всегда и носили — непреходящая была у военных мода. И до сих пор еще осталась — офицерики стараются подобрать себе фуражку с тульей повыше. Павианы…

Любопытно, что конфликт между стадами павианов может разрешиться как общей бойней, так и схваткой двух самых сильных особей. У людей это тоже сохранилось. Кто знает историю, должен вспомнить поединок Пересвета и Челубея — двух доминантных особей — перед рядами войск. А кто истории не знает, вспомнит голливудский блокбастер «Троя», в котором Ахиллес дрался с каким-то громилой перед лицом двух армий.

Кстати говоря, мне рассказывали, что подобные бои до сих случаются при разборках двух банд уголовников. Иногда вместо того чтобы устраивать перестрелку, бригады выставляют на бой двух крупных самцов — кто победит, того и правда.

И еще одна не менее важная деталь. У саванных приматов геронтократия, то есть власть в стае держат старшие по возрасту особи. А воюют приматы — детьми. В войске у них — сплошь молодые самцы. Сами патриархи-геронтократы предпочитают не воевать, они в центре. Война детьми — это видовой признак приматов. Он остался и у нас: по сей день наш вид призывает в войско детей: стукнуло парню 18 лет — изволь в армию. У кабанов, скажем, совсем не так. У них сражаются только секачи — матерые, здоровенные, седые самцы с желтыми клыками. А обезьяны посылают в бой более слабых — молодняк. Благородные звери, что тут скажешь…

Если два стада обезьян случайно встречаются на границе двух территорий, их вожаки важно проходят через строй своих войск, внимательно смотрят друг на друга, а потом, если граница не нарушена, пожимают друг другу руки, обнимаются — подтверждают мирный договор. За ними уже, по субординации, могут обняться подчиненные. Это обезьяний ритуал. И он тоже сохранился у нашего вида. Когда наши президенты, то есть лидеры территориальных образований, прилетают в гости друг к другу, они видят, что их встречают не барышни в национальных одеждах (что было бы приятно глазу), не кабинет министров, не семья президента, а почему-то всегда строй войск — почетный караул. Откуда тянется этот обычай? Оттуда, из далекой саванны. Ему сотни тысяч лет, просто никому никогда в голову не пришло его отменить… Причем по всем обезьяньим правилам сначала жмут руки друг другу и обнимаются лидеры, то есть самцы-доминанты, а уж потом — их свита, министры…

В общем, защита территории — это чисто видовая потребность. При этом любопытно, что зверь, вторгшийся на чужую территорию, инстинктивно, то есть автоматически, чувствует себя неправым. И это его сковывает, потому в животном мире чужака (даже более сильного физически) чаще всего побеждает хозяин территории: за ним моральная правота. У людей это порой принимает забавные формы. Например, спортивная статистика отмечает, что гости чаще проигрывают матчи хозяевам поля. Можно как угодно пытаться это объяснить — непривычное поле, чужие болельщики, долгий перелет, от которого за неделю не успели отдохнуть… но глубинная причина одна: на чужом поле играть неловко, неудобно. Объяснять этот ведущий к проигрышу дискомфорт логическими причинами бессмысленно, потому что он идет изнутри. Инстинкт тем и хорош, что действует непосредственно, минуя разум. А человеку уже постфактум остается чесать репу и пытаться объяснить самому себе: почему же я так поступил? Он даже не догадывается, какая миллионнолетняя программа в данный момент автоматически в нем сработала.

Почему, например, такую ненависть особи нашего вида испытывают именно к себе подобным? Наших природных врагов — змей, комаров, глистов, волков, тигров мы не ненавидим. Только свой вид вызывает столь острые эмоции. Почему христиане ненавидят еретиков больше, чем иноверцев? Почему Московская патриархия дружит с муллами и не любит католиков? Да потому что католики — родственный вид, латинская ересь… В природе именно малые отличия вызывают наибольшую неприязнь. Неприязнь к похожему — это природный механизм, смысл которого в том, что похожий на тебя — твой первый конкурент на экологическую нишу. Змея волку не конкурент, у них разные экологические ниши, разный тип питания. А вот шакал — да. Волк кроманьонцу не конкурент, а вот неандерталец — да. Homo homini lupus est.

Александр Никонов. «Судьба цивилизатора».

* * *

 

Сергей Николаевич Ефошкин.
«Государев человек. Опричник. XVI век».

Сергей Николаевич Ефошкин. "государев человек. Опричник. XVI век".

Даже человеческая религиозность и та имеет в своей основе чисто животные инстинкты. Следите за мыслью… В основе любой религии лежит ритуал. А животные гораздо более ритуализированные создания, чем мы привыкли думать. Повторять удачные действия, не задумываясь об их смысле — один из приспособительных механизмов природы. Детеныши повторяют действия взрослых, чтобы научиться жить в этом мире. Взрослые животные упрямо повторяют те действия, которые однажды принесли им удачу. Дикий мир жесток, в нем от добра добра не ищут: если один раз ты перепрыгнул эту ветку, заскочил на ту, после чего тeбe повезло, значит, имеет смысл повторять удачные движения. Глядишь, опять будет добыча. В этом истоки бессмысленных дикарских табу и ритуалов. Дикарь слишком мало знает о мире, чтобы анализировать: вот это глупое действие, а это полезное. Он просто повторяет.

У животных есть просто потрясающие ритуалы! Вот один из них: главный павиан на заре взбирается на пригорок, вздевает руки к восходящему солнцу, громко ревет и кланяется. Приветствовать солнце вообще в обычае приматов. Неудивительно поэтому, что Солнце у многих народов считалось и считается главным божеством. И неудивительно, что именно доминантные особи (вожаки) становились позже жрецами, которые поддерживали «связь» со сверхдоминантом (божеством).

С религией всегда тесно связаны представления о морали. Гуманитариям постоянно кажется, что моральные нормативы есть то, что принципиально отличает человека от других животных. Это происходит потому, что поведение человека, которое в действительности определяется его глубинными инстинктами, сверху прикрыто тонкой пленочкой социальности, то есть слов. Слов о чести, долге, любви, божественных установлениях. Но эти слова не объясняют, а просто прикрывают, как краска ржавчину, естественно-животные корни человеческого поведения.

Возьмем ту же мораль. Мораль есть практически у всех животных. Причем, чем лучше вооружено животное, тем сильнее инстинктивные запреты на применение этого оружия против особей своего вида — во время брачных турниров или войны за территорию. Скажем, ядовитые змеи во время поединка никогда не кусают противника. Тигры, орлы, лоси, олени никогда не применяют свое мощное оружие против своих.

В книге этолога Виктора Дольника описан забавный эпизод. В охотхозяйстве два лося, встав по разные стороны изгороди, начали бодаться друг с другом — через забор. Трах! Трах! Аж треск стоит, щепки летят. Бескомпромиссно бьются! Но вот жерди лопнули и лоси остались друг перед другом, теперь уже ничем не разделенные. И растерялись, потому что игры кончились, дальше пойдет сплошное смертоубийство. И что вы думаете? Лоси перешли к следующему пролету изгороди и снова начали «бескомпромиссно» биться «не на жизнь, а на смерть», с двух сторон лупя рогами по забору.

«Ворон ворону глазу не выклюет», — вот классический, попавший в поговорку пример животной морали, то есть инстинктивного запрета на применение оружия против особей своего вида. Птицы не молотят друг друга мощными клювами, львы не рвут друг друга зубами и когтями. А вот у плохо вооруженных видов инстинктивные моральные запреты слабее. Человек, скажем, или голубь — это слабо вооруженные создания, нет у них ни мощных челюстей с клыками, нет когтей, нет яда, нет убойного клюва. Поэтому природе незачем было ставить этим видам «вшитые» моральные программы. Однако человек обхитрил природу. Он вооружился искусственно и стал способен легко убивать себе подобных — природных тормозов-то не было.

Именно аморальность и агрессивность нашего вида мощно подстегнули внутривидовую конкурентную борьбу, социальная эволюция пошла невероятными для биологии темпами. Выживали самые умные племена-стада, которые придумывали самое смертельное оружие, самые эффективные системы внутренней организации, самую эффективную тактику уничтожения конкурентов. А также самые эффективные программы поведения, паттерны, мифы, моральные парадигмы.

Иногда говорят, что вся история человечества — это постоянная борьба разума с животностью. Я бы сформулировал иначе: вся история человечества есть канализация животных инстинктов в приемлемое для разума русло. Огромная мелиоративная работа, происходящая внутри наших голов…

Александр Никонов. «Судьба цивилизатора».

* * *

 

Сергей Николаевич Ефошкин.
«Человек в маске. Тайная полиция».

Сергей Николаевич Ефошкин. "Человек в маске. Тайная полиция".

Даже в спокойном состоянии, лёжа, человек потребляет за сутки 400-500 литров кислорода, делая 12-20 вдохов-выдохов в минуту. А в коже человека рассеяно 250 тысяч рецепторов холода, 30 тысяч рецепторов тепла, миллион болевых окончаний и три миллиона потовых желёз.

Среднее количество волос у блондинов – 140 тысяч, у брюнетов – 102 тысячи, у шатенов – 88 тысяч. Волосы растут со скоростью 0,35-0,40 миллиметра в сутки, а в целом за этот период наша шевелюра удлиняется, если посчитать общий прирост длины волос, метров на 30. Ногти на руках растут со скоростью 0,086 миллиметра в сутки.

Мужчина проглатывает одним глотком в среднем двадцать один миллилитр жидкости, а женщина – четырнадцать миллилитров. Чувство жажды появляется при потере воды, равной одному проценту от веса тела. Потеря более пяти процентов может привести к обмороку, а более десяти – к смерти от обезвоживания.

«Ритмы жизни». «Российская газета» 5 апреля 1996 года.

* * *

Разработка систем жизнеобеспечения для космических кораблей потребовала уточнения многих характеристик и параметров человеческого организма.

И что же выяснилось в результате этих исследований? Оказывается, потребность человеческого организма в воде составляет около 2,5 кг в сутки. За это время он потребляет также 0,9 кг кислорода и выдыхает 1 кг углекислого газа и 190-200 г метаболической воды. Для поддержания жизнедеятельности человеку необходимо примерно 550 г обезвоженной пищи в сутки. Кроме воды и углекислого газа, человеческий организм выделяет огромное множество всевозможных химических соединений.

Так, в стоматических отходах насчитывается до 149 различных веществ, в кожных выделениях – 271, в кишечных – 196, в моче – 183.

Всего же организм выделяет около 400 химических соединений, относящихся к 22 химическим группам.

«Чем жив человек?». «Техника – молодёжи». 1977 год.

* * *

 

Илья Ефимович Репин.
«Лучший друг человека (Пёс)».
1908.

Илья Ефимович Репин. "Лучший друг человека (Пёс)". 1908.

Иван Андреевич Крылов.«Собака, Человек, Кошка и Сокол».

Собака, Человек, да Кошка, да Сокол
Друг другу поклялись однажды в дружбе вечной,
Нелестной, искренней, чистосердечной.
У них был общий дом, едва ль не общий стол;
Клялись делить они и радость и заботу,
Друг другу помогать,
Друг за друга стоять.
И, если надо, друг за друга умирать.
Вот как-то вместе все, отправясь на охоту,
Мои друзья
Далёко от дому отбились,
Умаялися, утомились
И отдохнуть пристали у ручья.
Тут задремали все, кто лёжа, кто и сидя,
Как вдруг из лесу шасть
На них медведь разинув пасть.
Беду такую видя,
Сокóл на воздух, Кошка в лес,
И Человек тут с жизнью бы простился;
Но верный Пёс
Со зверем злым барахтаться схватился,
В него вцепился.
И, как медведь его жестоко ни ломал,
Как ни ревел от боли и от злости,
Пёс, прохватя его до кости,
Повис на нём и зуб не разжимал,
Доколе с жизнию всех сил не потерял.
А Человек? К стыду, из нас не всякой
Сравнится в верности с собакой!
Пока медведь был занят дракой,
Он, подхватя ружьё своё с собой,
Пустился без души домой.

На языке легка и ласка и услуга;
Но в нужде лишь узнать прямого можно друга.
Как редки таковы друзья!
И то сказать, как часто видел я,
Что так, как в басне сей был верный Пёс оставлен,
Так тот,
Кто из хлопот
Был другом выручен, избавлен,
Его же покидал в беде,
Его же и ругал везде.

1816.

* * *

 

Адриан Честерман.
«Они любят человека».

Адриан Честерман. "Они любят человека".

Никакой человек не достоин похвалы. Всякий человек достоин только жалости.
(29 декабря 1911 г.).

Василий Розанов. «Уединённое».

* * *

 

1 ...

 

ЧЕЛОВЕК

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: