- 50 -

Мирожский монастырь.

Из книги А. Бологова "Псков на ладони". 2002 год.

 

Самым древним архитектурным памятником во Пскове является Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Фресковая роспись его, чем особенно славен этот монастырский храм, - редчайший памятник монументальной живописи Руси XII века, известный далеко за пределами нашей страны.

Монастырь расположен около устья Мирожи – маленькой речки, впадающей в Великую напротив Покровской башни. Это отдаленное от города место было выбрано основателем обители архиепископом Новгородским и Псковским Нифонтом. Со времени основания (середина XII века) на протяжении многих столетий слабо укрепленный монастырь подвергали опустошениям немцы, поляки, шведы при безуспешных попытках захватить Псковскую крепость.

Необычайной массы купол собора высится над всем сооружением; архитектурные формы последнего близки греческим храмостроительным канонам, а также приемам новгородского церковного зодчества. На связь с новгородскими традициями указывает и строительный материал – плинфа, плоский кирпич, слои которого чередуются с основной кладкой из местного известняка.

Храм построен в 1156 году. Первоначально он имел в верхней части крестообразную форму и позакомарное покрытие основного объема. Пониженные западные углы имели плоские двухскатные крыши. Однако вскоре углы были надстроены, фасады выровнены по высоте. Эти переделки значительно изменили пропорции собора, он стал менее строен и, несмотря на увеличение общего объема, менее строг и монументален. Разновысокие арочные деления на северном и южном фасадах соответствуют внутренним формам собора, повторяя контуры рукавов креста (высокие арки) и угловых отделений (низкие арки). Вершиной креста соборного плана служит алтарная апсида – объемная, мощная, достигающая высоты основной стены.

В XVI веке на продолжении северной стены была возведена звонница в два верхних и три нижних проема. Огражденный с севера основанием звонницы притвор построен в XVII веке; закомарные плоскостные углубления на его наружной стене соответствуют первоначальным угловым понижениям здания. Конструкция звонницы указывает на то, что притвор вначале был меньшей ширины и вытянут до боковых фасадов позже.

Опорных столбов храм не имеет, внушительный барабан держится на стенах, опираясь северной стороной непосредственно на стену, а притивоположной – на систему арок. Над узкими окнами у карниза купола выложен выступающий арочный пояс, типичный для древних новгородских храмов и почти не встречающийся в других церквах старого Пскова. Глава – луковичной формы, несколько сплюснута.

Главной достопримечательностью памятника являются его знаменитые фрески, выполненные вскоре после постройки собора и бывшие долгое время скрытыми слоем позднейшей штукатурки. Их случайно обнаружили при ремонте храма в 1858 году, а в конце XIX века очистили от наслоений. Характер росписи – типы лиц, традиционные византийские одежды, надписи – выдает ее близость к греческим образцам. Однако некоторые черты стиля исполнения фресок – в особенности четкость линий, графичность – позволяют предположить, что исполнителями их были не византийские, а русские мастера. По разнообразию композиций, по высоте художественного исполнения, по древности стенописи и объему работы (росписью заняты все внутренние поверхности собора) мирожские фрески принадлежат к числу редчайших памятников монументальной русской живописи древнейшей поры.

Ныне монастырь обнесён каменной стеной. Ограда эта недавняя – сделана на рубеже XVIII-XIX столетий. До той поры монастырская территория была огорожена бревенчатым частоколом. На месте нынешней церкви Стефана, в восточной части главного корпуса, построенной в конце XVII века, полтора века стояла её предшественница – церковь Стефана постройки 1404 года, а с 1546 года – другой возведённый заново одноимённый храм.

Фрески алтарной преграды ныне реставрируемой церкви выполнены в середине 1990-х годов выдающимся иконописцем нашего времени архимандритом Зиноном.

Монастырские ворота находились западнее Стефановской церкви, а ещё дальше к реке Мироже стояли рубленые покои настоятеля. Южнее собора располагалось каменное здание (его остатки ныне расчищены), служившее, по всей вероятности, трапезной, а над ним возвышались деревянные кельи и маленькая церковка при них. Напротив собора, у северной границы нынешнего фруктового сада, до сих пор сохраняется нижний каменный этаж здания, над которым в деревянном верхе с 1800 года размещались жилые покои настоятеля. Дальше к югу занимали место разного рода хозяйственные постройки и обширные «чёрные» дворы. Перестройка фасада – объединение церкви Стефана с новыми воротами и построенным на месте старых покоев настоятеля тяжёлым каменным зданием, - законченная к концу XIX века, привела к тому, что вид на основную ценность монастыря – его собор – был с севера закрыт. После Великой Отечественной войны новые ворота (над ними в конце прошлого века соорудили колокольню) были заделаны, а древние «раскрыты».

Мирожский монастырь, являвшийся в своё время крупным культурным центром древнего Пскова, сыграл известную роль в развитии культуры общерусской. В его стенах мастера фресковой живописи и иконописания сохраняли и развивали русские национальные традиции этого вида искусства, копиисты манускриптов размножали произведения древнерусской литературы, сберегаемые в монастыре. Существует мнение, что копия, донёсшая до нас великое творение славянской литературы – «Слово о полку Игореве», было выполнено в монастыре на Мироже.

Некоторые из сохранившихся памятников каменного и деревянного зодчества Пскова находятся на известном удалении от центра города или даже в его окрестностях. Для ориентировки назовём здесь места расположения ближайших из памятников и приведём основные сведения о них.

К югу от площади Победы, на Советской улице, на грвнице старых Алексеевской и Пановой слобод, стоит окружённый ветхой каменной оградой небольшой храмик Алексея с Поля. В древности здесь был монастырь; в нём устроил свой аванпост Стефан Баторий в 1581 году и отсюда повёл траншеи к городской стене и Покровским и Свинорским воротам. Церковь Алексея бесстолпная, потерявшая при переделках свои древние постройки, главу и перекрытие, - построена в 1540 году. До той поры в монастыре была другая церковь, упоминаемая в летописи под 1528 годом, которая к 1540 году была снесена.

Единственный деревянный памятник старины во Пскове – церковь Варвары на Плехановском посаде, срубленная в 1618 году. Стоит только удивляться, каким образом этот крошечный храмик выдержал напор ветров трёх с половиной столетий, пронёсшихся над его тесовой кровлей. Основа церкви – четверик – и стены притвора и алтаря выполнены из простых брёвен; под срубами выложен крупноплитный фундамент. Снаружи и изнутри брёвна обшиты тёсом. Обшивка, естественно, с течением времени разрушалась, её заменяли новой; изменились и другие части церкви, а некоторые из них оказались утерянными. Однако основная часть венцов сруба, по всей вероятности, дошла до нас из глубины веков, и уже поэтому Варваринская церковь представляет собой памятник редкостный.

Между улицей Плехановский посад и рекой Псковой находится Дмитриевское кладбище; на его территории стоит монастырская церковь Дмитрия Мироточивого, сооружённая в 1534 году. Памятник – типичный образец одноглавого кубического трёхапсидного храма с четырьмя столбами, поддерживающими подпружные арки и своды. Придел церкви, с отдельной апсидой, построен в конце XVIII века;. Колокольня – ещё позже, в 1864 году. Древнее покрытие храма было восьмискатным.

Напротив Плехановского посада, за рекой Псковой, располагалась в недавнем прошлом деревня Красная Горка. Ныне здесь проходит улица Красногородская. Находящаяся на ней церковь Константина и Елены принадлежит XVI веку, на что указывают конструктивные особенности памятника и характерные для того времени изразцовые украшения его барабана. Церковь имеет обычную кубическую форму. Четыре скруглённые в нижней части столба (восточная пара имеет плоскую иконостасную сторону) поддерживают арки и коробовые своды. Своды западного пролёта перекинуты со столбов на стену четверика. Церковь отличается обилием голосников внутри помещения. На апсидах и барабане – традиционные украшения. К поздним деталям памятника относятся южный придел с собственной апсидой, паперть, колокольня.

«…Церковь каменна святый Иван Богослов на Милявицы, - как явствует из летописи, - поставлена бысть» в 1547 году. Памятник этот, находящийся за Псковой, против Гремячей башни, на улице Аллейной, в последующие столетия претерпел много переделок. До наших дней не дошли, к сожалению, многие его первоначальные части: столбы, своды, звонница и многое другое. В XVII и XVIII веках при крупных ремонтах над четвериком возвели сомкнутые своды, упростили и покрытие – сделали его четырёхскатным. Сломанную звонницу заменила вставшая на отлёте колокольня, прежнюю крупную главу – новая, уменьшенных размеров.

В некотором отдалении от города, за его северной окраиной, возвышается над рекой Великой живописная скала, издавна наречённая Снетной. Название ей дал снеток – мелкая промысловая рыба, косяками заходившая в широкую излучину Великой у обрывистых берегов этой известняковой горы. Здесь, на месте, не менее удобном и красивом, нежели мыс у слияния Великой и Псковы, где над гладью вод вознёсся Кром, или спадающая возвышенность у устья реки Мирожи, где уже в XII веке стоял крупный монастырь, в XIII столетии поднялись купола храмов одного из самых богатых псковских монастырей – Снетогорского..

Главный храм монастыря – Рождественский собор, построенный в 1311 году, - достаточно хорошо сохранился до наших дней, и расположением – с левой стороны от главных ворот, - и первоначальной архитектурой он близко напоминает Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря после надстройки его юго-западного и северо-западного углов. Три орнаментальных  и кокошниковый ряды в верхней части барабана Рождественского собора выполнены в XVII веке, когда вследствие замены восьмискатного покрытия на четырёхскатное шея главы укоротилась и её для возвращения стройности пришлось надстроить. Многие добавления – обширная западная пристройка XVI века, притвор с крыльцом XVII века и, наконец, ещё одна крупная пристройка XVIII века с запада с приделами по сторонам – «осадили» памятник, растянули, лишили его былых пропорций и изящества.

Большую художественную ценность представляют фресковые росписи. Росписями были украшены почти все поверхности внутри собора и ниши его фасадов. Судьба живописного наследия древних псковских мастеров в Снетогорском монастыре сходна с судьбой мирожских росписей: в XVI веке, после пожаров и разрушений, красочные стенные изображения были забелены, а частично и покрыты обмазкой и вплоть до нашего времени были скрыты под многослойными плёнками извести. Случайно обнаруженные, вскрытые и очищенные фрагменты фресок с большой силой передают характер псковской монументальной живописи.

К северу от собора деревянным шатром укрыты руины церкви Вознесения с располагавшейся над нею высокой, господствовавшей над всей округой восьмигранной колокольней. Церковь и колокольня были построены в начале XVIII века.

Псков. Мирожский монастырь.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 ...

 

МОНАСТЫРИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПСКОВ

СПАС

СПАСО-МИРОЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ХРАМЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: