- 4 -

Великий Новгород.

Кремль.

Владычная (Грановитая) палата.

1433.

 

Икона Св. Николай.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Икона Св. Николай.

XVII в. Новгород.
Серебро; резьба, чеканка, скань, золочение.

 

Икона – складень. Праздники.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Икона-складень. Праздники.

XVII в. Древняя Русь.
Серебро; темпера, скань, эмаль.

 

Икона Св. митрополит Алексий.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Икона Св. митрополит Алексий.

XVII в. Древняя Русь.
Серебро, драгоценные камни, стекла; скань, эмаль, золочение.

 

Евангелие. 1677 г.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.. Евангелие. 1677 г.

Оклад. Распятие. Евангелисты. 1654 г. Новгород.
Из Софийского собора.
Серебро, драгоценные камни, стекла; литье, скань, эмаль, резьба, золочение, канфарение.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Евангелие. 1677 г.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Евангелик. 1677 г.

 

Иконка наперсная.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Икона наперсная.

XVI в. Новгород.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Кадило.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Кадило.

1622, 1673 гг. Новгород.
Из Антониева монастыря. Вклад князя Федора Мстиславского.
Серебро; литье, чеканка, резьба, золочение, канфарение.

 

Блюдо. Голгофский крест.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Блюдо. Голгофский крест.

1659 г. Новгород.
Из Вяжищского монастыря.
Серебро; литье, резьба, чеканка, золочение, канфарение.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Евангелие. 1689 г.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Евангелие. 1689 г.

Оклад. Воскресение. Праздники. Евангелисты.
Конец XVII в. Новгород.
Из Софийского собора.
Серебро; чеканка, резьба, литье, золочение.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Рипиды. Серафимы. Херувимы. Этимасия.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Рипиды. Серафимы. Херувимы. Этимасия.

1662 г. Новгород.
Из Софийского собора.
Вклад митрополита Макария.
Серебро, дерево, бархат; чеканка, резьба, золочение.

 

 Рипиды.

 

Икона Св. Евфимий Новгородский, с житием.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Икона Св. Евфимий Новгородский с житием.

Оклад. 1654 г., конец XVII – начало XVIII вв. Новгород.
Из Вяжищского монастыря.
Серебро, золото, драгоценные камни, жемчуг; чеканка, резьба, золочение, канфарение.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Икона Св. Евфимий Новгородский с житием.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Икона Св. Евфимий Новгородский с житием.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Икона Св. Евфимий Новгородский с житием.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Икона Св. Евфимий Новгородский с житием.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Икона Св. Евфимий Новгородский с житием.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Икона Св. Евфимий Новгородский с житием.

 

Кадило.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Кадило.

1695 г. Новгород.
Из Знаменского собора.
Серебро; чеканка, резьба, литье, золочение.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Икона Спас Вседержитель.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Икона Спас Вседержитель.

Вторая половина XVII в. Древняя Русь.
Из Софийского собора.
Серебро; чеканка, резьба, золочение, канфарение.

 

Икона. Спас Смоленский.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Икона Спас Смоленский.

Первая половина XVII в. Древняя Русь.
Из Софийского собора.
Серебро, драгоценные камни; чеканка, резьба, чернь, золочение, канфарение.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Митра. Троица. Деисус.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Митра. Троица. Деисус.

XVII в. Новгород.
Из Антониева монастыря.
Серебро, драгоценные камни, стекла, шелковые и золотые нити; резьба, скань, золочение.

 

Митра. Богоматерь Знамение. Деисус.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Митра. Богоматерь Знамение. Деисус.

1663 г. Новгород.
Из Георгиевского собора Юрьева монастыря.
Серебро, драгоценные камни, жемчуг, стекла, золотые нити; чеканка, резьба, скань, эмаль, золочение, канфарение.

 

Чаша водосвятная. Крещение.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Чаша водосвятная. Крещение.

1593 г. Новгород.
Серебро; литье, резьба, чеканка, золочение.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Чаша водосвятная.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Чаша водосвятная.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

Кельи архиепископа Иоанна – два небольших помещения на верхнем этаже западной двухэтажной части Владычной палаты. Сведений об их первоначальном назначении в ранних источниках не обнаружено. Самое раннее название – «две кельи, именуемые святителя Иоанна архиепископа новгородского» - сохранилось лишь со второй половины XVIII в. По всей видимости, уже тогда существовала традиция, согласно которой эти помещения связывались с новгородским архиепископом Иоанном (1163-1186). Уединенность и замкнутость этих помещений, сообщавшихся через длинный слабо освещенный коридор с западными сенями, позволяет предположить, что здесь располагались личные покои архиепископа Евфимия II.

Первое миниатюрное проходное помещение с плоским перекрытием – по-видимому, сени. Оно освещалось основным окном северной стены и еще одним, маленьким, устроенным над выступом входа в ретираду. Сени предваряли просторную комнату, служившую, вероятно, собственно кельей владыки. Над её входом располагалась единственная фресковая композиция, которая позднее, при устройстве в этом помещении свода, была сильно повреждена. Уцелевший фрагмент росписи изображает двух ангелов, обращенных друг к другу в чуть склоненных позах; один из них облачен в крестчатые ризы. Фигуры ангелов как бы осеняют вход в Келью, словно благословляя входящего и тем самым подчеркивая её сакральную значимость.

 

Два ангела. Роспись над входом в Келью Иоанна. XV в.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

Келья первоначально имела плоское деревянное перекрытие, просуществовавшее до возведения каменного свода в конце XVII в. Уже изначально она была украшена расположенными по периметру крупными нишами, придававшими покоям владыки особую значительность и торжественность.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

Вероятно, с самого начала стены Кельи сплошь покрывала фресковая роспись, о чем свидетельствуют ее фрагменты, обнаруженные в оконных откосах западной и северной стен. Ниши служили своеобразными киотами для некогда украшавших их фресковых композиций. От этой части декорации сохранилось изображение «Святой Софии Премудрости Божией» в северной нише восточной стены – вероятно, самый ранний образец данной иконографии, получившей в дальнейшем широкое распространение. Образ фланкировали расположенные на откосах фигуры чтимых новгородских святых – епископа Никиты (в настоящее время – под записью XVII в.) и, предположительно, архиепископа Иоанна. Правее раскрыта часть еще одной ниши, в которой уцелел фрагмент фрески с изображением сложной архитектурной кулисы – возможно, часть иллюстрации Притчи Соломона «Премудрость созда себе храм» (Притч. 9:1), тематически связанной с образом «Софии Премудрости». В простенке между нишами просматривается изображение нимба с именем владыки Евфимия – живопись XVII в. По своему назначению и характеру исполнения эти фрески приближены к иконным образам.

 

Святая София Премудрость Божия.
Роспись северной ниши восточной стены.
XV век.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Святая София Премудрость Божия.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

В северо-западном углу помещения была устроена еще одна глубокая ниша для рукомойника, в основании которой – плита с наклонным лотком-сливом, переходившим во внутристенный канал, оформленный на фасаде в виде небольшого водомета. Оконные проемы западной и северной стен, в которых были предусмотрены утепленные оконницы. Располагались также, в основном, в нишах. Утепленной дверью в закладной колоде был снабжен и дверной проем северной стены, который, по-видимому, служил входом на деревянный балкон или лестницу, спускавшуюся в сад, а, возможно, на переход, ведший к каким-то несохранившимся постройкам. Изначально покои владыки были отапливаемым помещением: в юго-западном углу находились закрывавшиеся крышками отверстия – выходы отопительных каналов, по которым поднимался теплый воздух из печи на первом этаже.

 

Система воздушного отопления в замке Мариенбург, по принципу которой, предположительно, отапливалась Келья Иоанна.
Реконстукция Кристофера Германа.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

К XIX в. местное предание прочно связало архиерейскую келью с именем прославленного новгородского владыки Иоанна. Вероятно, поэтому в начале 1820-х гг., на волне интереса к древностям Великого Новгорода, в Готическом зале была устроена церковь Св. Иоанна Новгородского, а в Келье условно воспроизведена обстановка жизни этого архиепископа, включавшая в себя медный рукомой, в котором, по преданию, владыка Иоанн крестным знамением заключил прятавшегося беса.

 

Медный рукомой в Келье Иоанна.
Фото начала ХХ века.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

Тогда же своды Кельи и предваряющих ее сеней, а также стены и новые ниши, устроенные на месте древних окон, были сплошь расписаны сценами Жития Иоанна Новгородского, большей частью дошедшими до нашего времени. Несмотря на плохую сохранность и невысокий художественный уровень, эта роспись представляет несомненный интерес, поскольку является единственным произведением монументальной живописи, иллюстрирующим легендарные события жизни прославленного владыки.

 

Келья Иоанна. Вид на восток.
Фото начала ХХ века.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

Повествование начинается на своде Кельи сценами «Рождество св. Иоанна», «Омовение младенца» и «Крещение св. Иоанна». Весь восточный склон свода занимало «Поставление св. Иоанна в архиереи», представленное на фоне большого пятиглавого храма, под которым, очевидно, подразумевался собор Святой Софии. В нижней зоне Кельи запечатлена история «Путешествия св. Иоанна на бесе в Иерусалим», а также знаменитый эпизод, изображающий «Изгнание владыки новгородцами» - чудо с плотом, увлекающим стоящего на нём владыку Иоанна против течения Волхова. Цикл завершался на восточной стене сеней репрезентативной композицией «Обретение мощей св. Иоанна владыкой Евфимием».

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Путешествие Иоанна в Иерусалим верхом на бесе.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Путешествие Иоанна в Иерусалим верхом на бесе.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

1 2 3 ...

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД