2014 год.
Владычная (Грановитая) палата. 1433.
Владычная (Грановитая палата Новгородского кремля была возведена, согласно летописи, в 1433 г. Немецкими мастерами по инициативе архиепископа Евфимия II (1429-1458), построившего на Владычном дворе в 30-40-е гг. XV в. целый комплекс сооружений. Палата – единственное дошедшее до наших дней здание этого комплекса и самая ранняя из сохранившихся построек двора, древней резиденции новгородских святителей. Она является уникальным в истории древнерусской архитектуры памятником, выполненным в готическом стиле.
Первоначально это было монументальное структурно сложное сооружение, увенчанное высокой двускатной кровлей. В настоящее время палата, утратившая южную часть, а также ряд первоначальных архитектурных форм, включает восточный трехэтажный и западный двухэтажный объемы, к которым с юга пристроены соответственно паперть (1820-е гг.) и Корпус викариев или Иоанновский корпус (конец XIX в.).
Сведений о первоначальном назначении постройки в ранних источниках не обнаружено, однако, по всей видимости, палата архиепископа Евфимия II – одного из наиболее выдающихся новгородских архиереев, фактически возглавлявшего и государственное управление – была связана с историей не только новгородской епархии и святителей кафедры, но и Великого Новгорода.
Выставка «Палата архиепископа Евфимия II на Владычном дворе Новгородского Кремля».
Владычная палата была возведена, согласно летописи, в 1433 г. Немецкими и новгородскими мастерами по заказу архиепископа Евфимия II, поставившего в 30-40-е гг. XV в. еще ряд сооружений на Владычном дворе. Первоначально она представляла собой монументальную репрезентативную, структурно сложную постройку. И хотя остается не известно назначение Палаты, есть основания полагать, что ее создание связано с историей святительской кафедры, а также с деятельностью самого архиепископа Евфимия II Вяжищского (1429-1458), одной из крупнейших фигур в новгородской истории. Целенаправленная политика владыки, фактически возглавлявшего государственное управление в период обострения борьбы за независимость республики, была подчинена задаче возвышения Великого Новгорода. Не исключено, что именно в покоях Палаты рождались и получали развитие его программные идеи возвеличивания Софийской кафедры, прославления особо чтимых новгородских святынь и святых, важнейшее место среди которых принадлежало святителям. Не случайно, что именно эти идеи получили воплощение и в живописном убранстве Кельи владыки в Палате.
Новгородская кафедра – одна из древнейших – была учреждена при епископе Иоакиме (989-1030), крестившем новгородцев. До 1156 г. Архиереи направлялись в епархию из Киева, а после избрания на вече на Софийскую кафедру святителя Аркадия (1158-1163) и до конца независимости Новгорода избирались из местного духовенства и затем получали поставление митрополита. Укрепление власти и возвышение духовного авторитета владык способствовало тому, что они стали проводить все более активную церковную политику, стремясь к самостоятельности от митрополита. Святительская кафедра постепенно увеличивала свой земельный домен – основу экономического могущества Дома Святой Софии. С конца XIII в. на протяжении XIV-XV вв. существовал институт владычного наместничества: наместники замещали архиерея в Новгороде или представляли его в областях, переданных под владычное управление. Массовый характер печатей владычных наместников свидетельствует о значительном расширении сферы деятельности святителей с середины XIV в., когда владычному суду была переданы дела, связанные с поземельными отношениями.
Софийская кафедра достигла вершины своего могущества во второй половине XIV-XV вв. Оставаясь канонически зависимыми от митрополитов, владыки были фактически автономны в своих действиях – осмелились даже не выполнить предписания константинопольского патриарха подчиниться московскому митрополиту. Они контролировали внутреннюю и внешнюю политику Новгорода, являлись распорядителями государственной казны, председательствовали в Совете господ, предполагаемым местом проведения которого традиционно считался Готический зал.
Однако, прежде всего, владыки осуществляли литургическую, вероучительную, пастырскую, судебную деятельность, сведения о которых сохранились в летописях, Житиях святителей и берестяных грамотах. Известно также, что святители инициировали работу по составлению летописных сводов и созданию рукописей, сами прославились как авторы Поучений, обращенных к пастве и духовенству, Посланий, а владыка Моисей (1325-1330, 1352-1359) скончался, «много писание оставив». Они осуществляли попечительство о Софийском соборе и Владычном дворе, их «повелением» и «стяжанием» основывались и обустраивались обители, возводились и украшались храмы, создавались иконы и драгоценная богослужебная утварь, проводились градостроительные работы. Величайшие архиереи получали патриаршие награды и привилегии. Так, владыке Нифонту (1130-1156) был пожалован титул архиепископа, святителю Василию Калике (1331-1352) – полиставрий (крестчатая фелонь) и клобук, служивший до 1657 г. Официальным парадным и богослужебным головным убором новгородских архиереев. Владыка Моисей, отправивший посольство в Константинополь к патриарху с жалобами на митрополита, получил дары – «ризы крестъцыты», «грамоты с великим пожалованием» и «златую печать».
По-видимому, начало формирования пантеона новгородских святых связано с установлением почитания епископа Никиты (1096-1109) почти сразу после его кончины. Вероятно, также вскоре после преставления стали местночтимыми святыми владыки Аркадий и Моисей. В 1439 г. Архиепископ Евфимий II значительно расширил состав местночтимых святых, установив память святителям, погребенным в Софийском соборе, и учредив празднование владыке Иоанну (Илье), при участии которого в 1170 году новгородцы с помощью чудотворной иконы «Богоматерь Знамение» одержали победу над суздальцами.
При митрополите Макарии на соборах 1547 и 1549 гг. было утверждено общерусское празднование новгородским святителям, в том числе владыке Евфимию. В связи с этими событиями или вскоре после них были созданы наиболее ранние из сохранившихся памятников – покровы, крышки рак, иконы – с образами прославленных владык. Особого внимания заслуживают произведения с парными изображениями святителей Никиты и Иоанна, воспринимавшихся как величайшие новгородские святые. Впоследствии образы владык входили в состав убранства многих храмов и, прежде всего, Софийского собора, а в его ризнице хранились реликвии – святительские облачения, драгоценная утварь – по преданию, принадлежавшие владыкам. Среди них – золоченый ларец, увековечивший имя архиепископа Евфимия. Представления и художественные устремления владыки были воплощены в целом ряде произведений, но с максимальной полнотой раскрылись в обновленном после пожара 1432 г. Комплексе Владычного двора.
Ранняя история архиерейской резиденции, впервые упоминаемой в летописи в 1136 г. Как «епископль двор», получила слабое отражение в письменных источниках. В процессе археологических исследований М. А. Родионовой (Новгородский музей) в 2008-2010 гг. у западного фасада Палаты получены новые данные о планировке Владычного двора. Ее формирование начинается со второй половины XII в., когда впервые появляются следы жилой застройки, что подтверждается большим количеством бытовых предметов. Строительная активность вновь возрастает лишь в конце XIII – первой половине XIV вв., а начиная со второй половины XIV до первой четверти XV в. постройки отсутствуют. Архиепископ Евфимий II предпринял кардинальные изменения сложившейся планировки резиденции, построив комплекс каменных зданий и храмов Владычного двора. Особая роль, по-видимому, была отведена Палате, занимавшей приоритетное положение в обновленном комплексе резиденции.
Изначально Палата, единственная готическая постройка средневековой Руси, имела Г-образный план, включала еще один несохранившийся трехэтажный объем и отличалась импозантным обликом, важнейшая роль в формировании которого принадлежала высокой островерхой кровле. Здание было значительно перестроено в XVI-XVIII вв. – разобрано завершение, устроены сводчатые перекрытия, пробиты новые оконные и дверные проемы. На иконе «Богоматерь Знамение с избранными святыми и изображением Новгородского кремля», являющейся одним из древнейших изобразительных источников, запечатлен вид Владычного двора и Палаты на рубеже XVII-XVIII вв. В 1820-е гг., в связи с устройством церкви Святого Иоанна Новгородского в Готическом зале, на месте южных сеней была построена паперть. Первоначальные особенности Палаты были выявлены в ходе исследования и реставрации памятника в 2006-2011 гг. главным архитектором проекта И. В. Калугиной, архитекторами Д. Е. Яковлевым и Е. И. Рузаевой (Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, Москва), а также архитектурно-археологических работ И. В. Антипова (Санкт-Петербургский университет).
Выставка предваряет знакомство с Палатой архиепископа Евфимия II, ее экспонаты позволяют воссоздать страницы истории святительской кафедры и резиденции, связанные с замыслом и судьбой уникального памятника.
Одностолпный зал расположен на первом этаже восточной – трехэтажной – части Владычной палаты под парадным Готическим залом, с которым был связан внутристенной лестницей. Первоначально в этом помещении существовало плоское деревянное перекрытие, квадратный в плане столп не был таким массивным, а в стенах западной половины зала были устроены ниши. Цоколь и тонкие вертикальные тяги вдоль углов столпа, фаски на углах оконных проемов свидетельствуют о том, что Одностолпный зал изначально был декорирован и, по-видимому, обладал особым статусом. Кроме того, он имел отдельный вход, оформленный на парадном южном фасаде в виде монументального портала, служившего, по всей видимости, единственным наружным парадным входом в палату.
Юго-восточный угол зала первоначально занимала небольшая отопительная камера, имевшая отдельный вход с восточной стороны палаты. Горячий воздух от находившейся здесь печи, перекрытой сводом с продухами, использовался для отопления верхнего Готического зала.
Уже изначально зал был связан внутристенной лестницей с подвальным помещением, представлявшим собой одностолпную палату с плоским перекрытием. В конце XVII в. в связи с устройством низких сводов, сохранившихся до настоящего времени, столп, усиленный ранее, повторно расширили, а рядом с ним устроили лестничный спуск в подвал взамен тогда же заложенной внутристенной лестницы.
Сведений о первоначальном назначении и наименовании помещения в ранних источниках не обнаружено, а сообщения более поздних трудно соотнести с конкретным компартиментом. Однако не исключено, что именно с этим залом следует связывать сведения документов XVII-XVIII вв. о проведении таких церемоний, как «всходы на погреб» для протопопа с братией, а в пасхальное воскресение – для всего собора, и что именно этот зал упоминался как «питейный погреб».
Копия. Святой Моисей, архиепископ Новгородский, с церковью Успения Богородицы.
Деталь. Композиция «Богоматерь с Младенцем Христом на престоле и с новгородскими архиепископами Моисеем и Алексеем». Роспись южной стены церкви Успения Богородицы на Волотовом поле. 1363 г. (?)
Исполнитель А. А. Громов. 1920 г.
Бумага, темпера.
Икона. Святой Иона, архиепископ Новгородский, с изображением Отенского монастыря. 1808 г.
Дерево, темпера.
Икона. Богоматерь Знамение, с избранными святыми и изображением Новгородского Кремля.
Конец XVII – начало XVIII в., XIX в.
Фрагменты крестчатой фелони.
Середина XIV – первая половина XV вв (?)
Из погребения святителя (архиепископа Василия?) в Мартирьевской паперти Софийского собора.
Шелковая ткань, серебряные и золотые нити;, ткачество, шитье.
Крестчатая фелонь (полиставрий) и белый клобук были пожалованы архиепископу Василию Калике (1331-1352) константинопольским патриархом в 1346 г.
Фелонь. XV-XVI вв. (?)
По преданию, принадлежала архиепископу Моисею.
Из Софийского собора.
Шелковая ткань, бархат; ткачество.
Омофор. XIV в. (?)
По преданию принадлежал архиепископу Моисею.
Из Софийского собора.
Льняная ткань, камка, шелковые нити; ткачество, шитье.
Клобук. XVII в. (?)
Из Софийского собора.
Шелковая ткань, шелковые нити, жемчуг; ткачество.
Клобуки являлись богослужебными головными уборами новгородских архиереев с середины XIV в. до 1657 г.
Подсвечники к водосвятной чаше. 1669 г.
Сделаны «повелением» митрополита Питирима.
Из Софийского собора.
Серебро, медный сплав; выколотка, литье, гравировка, золочение.
Евангелие. 1681 г.
Оклад. Сошествие во ад. Евангелисты. Херувимы. 1683-1684 гг.
Вклад митрополита Корнилия.
Из Софийского собора.
Бумага, дерево, бархат, серебро; печать, чеканка, резьба, золочение.
Крест напрестольный. Распятие с предстоящими. 1702 г.
Вклад митрополита Иова в церковь Святого Петра митрополита.
Из Софийского собора.
Серебро, жемчуг, бирюза, стекла; литье, резьба, чеканка, золочение.
Ларец епископа Евфимия II. 1429-1458 гг.
Из Софийского собора.
Серебро; чеканка, резьба, скань, золочение.
Ковш патриарха Никона. 1650-е гг.
Из Софийского собора.
Серебро; литье, гравировка, золочение.
Панагия патриарха Никона. Троица. Середина XVII в.
Из Софийского собора.
Золото, серебро, драгоценные камни, дерево, жемчуг; чеканка, резьба, золочение.
Печати актовые вислые новгородских владык.
Конец XI – середина XVI вв.
Свинец; оттиск.
1-5. Печати владык: Никиты (1096-1109), Иоанна Попьяна (1110-1130), Аркадия (1158-1163), Ильи (Иоанна) (1165-1186), Мартирия (1193-1199).
6, 7. Печати владыки Спиридона (1229-1249).
8, 9. Печати владыки Далмата (1251-1273).
10-15. Печати владык: Климента (1276-1299), Феоктиста (1300-1308), Давида (1309-1325), Моисея (1326-1330, 1352-1359), Василия (1331-1352), Феодосия (1542-1551).
Печать прикладная новгородского митрополита Корнилия (1674-1695).
Серебро; литье, гравировка.
Печати актовые вислые наместников новгородских архиепископов.
Конец XIII – третья четверть XV вв.
Свинец; оттиск.
1. Печать анонимного наместника с надписью «печать владычня». Конец XIII – первая четверть XIV вв.
2, 3. Печати анонимных наместников с изображением креста простой формы. Конец XIII – середина XIV вв.
4, 5. Печати анонимных наместников с изображением креста сложной формы. Вторая половина XIV – первая четверть XV вв.
6-8. Печати анонимных наместников с изображением креста с орудиями Страстей. XV в.
9. Печать ладожского наместника архиепископа Климента (1276-1299).
10-12. Печати новоторжских наместников архиепископов: Давида (1309-1325), Иоанна (1389-1415), Евфимия I (1424-1429).
13. Печать корельского наместника с надписью «печать Корельская». XIII-XV вв.
14. Печать псковского наместника архиепископа Ионы (1458-1470).
Археологические находки. Вторая половина XII-XIII в.
Кремлевский раскоп. Исследования М. А. Родионовой. 2008-2010 гг.
1. Кольца височные. Привеска-амулет. Вторая половина XII – первая четверть XIII в.
Цветной металл; литье, волочение.
2. Перстни. Вторая половина XII – первая половина XIII в.
Яшма, резьба; цветной металл, литье.
3. Браслет. XIII в.
Цветной металл; ковка, чеканка.
7. Бусы. Привеска. Вторая половина XII – первая четверть XIII в.
Стекло, янтарь, резьба; цветной металл, литье.
8. Кресты-тельники. Накладки. Вторая половина XII – первая четверть XIII в.
Цветной металл, эмаль; литье, выемчатая эмаль.
4. Ключ. Х – первая половина XIII в.
Черный, цветной металлы; литье, ковка, наводка.
5. Пинцет ювелирный. Вторая половина XII – первая четверть XIII в.
Черный металл; ковка.
6. Фрагменты ножен и ремня. Вторая половина XII – первая четверть XIII в.
Кожа бобра; кожа, тиснение.
9. Игла. Первая половина XIII в.
Черный металл; волочение.
10. Гребень. Пуговица. XI-XIII в.
Кость; резьба.
11. Фрагменты сосудов. Первая половина XIII в.
Стекло.
Археологические находки. Конец XIII – начало XV вв.
Кремлевский раскоп. Исследования М. А. Родионовой. 2008-2010 гг.
1. Писала. Конец XIII – начало XV вв.
Кость, резьба; черный металл, литье.
2. Шахматная фигура. Первая половина XIV в.
Дерево; резьба.
3. Крест-тельник. Пуговицы. Конец XIII – первая половина XIV вв.
Цветной металл; литье.
4. Фрагмент чаши. Первая половина XIV в. Китай.
Глина, глазурь; гончарный круг, обжиг.
5. Фрагмент чаши. Конец XIII в. Византия.
Глина, глазурь; гончарный круг, обжиг.
6. Ножны. Нож. Первая половина XIV в.
Кожа; черный металл, дерево, кость; ковка, резьба.
7. Игла. Первая половина XIV в.
Цветной металл; литье.
8. Замок. Вторая половина XII – начало XV в.
Черный металл; литье.
9. Ключ. Конец XIII в.
Черный металл; литье.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: