Адриан ван Остаде.
«Торговка рыбой».
1660-1670.
- Клянусь спасением души, я бы предпочел сухую смерть, - сказал сэр Оливер. - Хотя, Mort Dieu [Черт возьми (франц.) ], я съел столько рыбы, что, по справедливости, рыбы должны были бы съесть меня.
Артур Конан Дойль. «Белый отряд».
* * *
Александр Адриансен.
«Рыба и дичь».
1643.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Александр Адриансен.
«Рыбы».
1643.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Александр Адриансен.
«Рыба и дичь».
1647.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Архип Иванович Куинджи.
«Лов рыбы на Черном море».
1900.
– Ничего, Серега. – громко сказал дед, когда отец повез фельдшерицу в обратный путь. – Весна скоро, река разольется. Мы с тобой на рыбалку поедем. Поймаем рыбу валек. Я знаю место, где она клюет.
Про эту невиданную рыбу он говорил давно, все собирался выловить ее в нашей реке Чети, искал место, где водится, однако так ни разу и не поймал. И никто у нас в округе валька не то, что не ловил, а и слыхом не слыхивал. Дед любил рассказывать про эту рыбу, но только когда мы оставались вдвоем в лодке, где-нибудь под крутояром, подальше от чужих ушей, и еще всегда предупреждал, чтоб я держал язык за зубами. По его словам, валек отличается от других рыб не размерами, красотой или вкусом, а тем, что по достижению определенного возраста приплывает в реки из океанских глубин один раз в жизни, чтоб наглотаться золотых самородков. Рыба эта точно знает все речки, ручьи и проточные озера, где есть россыпи, и если поймал, значит, тут и золото ищи. Причем, ее ничто не задержит – ни пороги, ни высокие водопады, ни мели, только б воды было с вершок, везде пройдет, перепрыгнет. Заходя в реки через холодные северные моря, в поисках россыпей, поднимается до самых Саян и Алтая. Бывает, ловят валька даже в горных ручьях за многие тысячи километров от моря. А наглотавшись золота, спускается эта рыбка вниз и возвращается в океаны, где и живет до смерти на страшной глубине, никакой сетью не достанешь.
Вот она-то и есть сказочная золотая рыбка!
Если поймать валька и вспороть, можно найти до горсти самородков.
Дед объяснял пристрастие этой рыбы к драгоценному металлу не жадностью, как бывает у людей, а жестокой необходимостью: золото выполняло роль балласта, чтоб спускаться на дно океана за каким-то специфическим кормом. Размером она была не крупная, ровно сорок сантиметров, как на подбор, и вес имела не большой, до двух фунтов, потому без дополнительного груза спуститься глубоко не могла. А если она не поест этого корма, то не может отметать икру, то есть размножаться. Так что, чем больше в желудке золота, тем дольше валек может оставаться на дне, кормиться и продлять свой род. Однако же иные рыбы от жадности глотали такие крупные самородки, что потом всплыть не могли и погибали от высокого давления.
Мой дед не был наивным фантазером, никогда не тешился несбыточными надеждами, а скорее относился к реалистам и прагматикам, ибо жизнь прожил суровую, но при этом не утратил природного любопытства. Поймать валька он рассчитывал по чисто практическим соображениям: найденное золото думал сдать государству, а на положенные двадцать пять процентов купить отцу мотоцикл – ни охотой, ни рыбалкой, ни бондарным промыслом заработать на него было невозможно. Дело в том, что однажды ему стало совсем худо, и дядя Саша Русинов повез его на мотоцикле в больницу. Едва они помчались на этой двухколесной чудо-технике, как у деда прекратилась одышка, он в буквальном смысле ожил, сидел в заднем седле, смеялся и пел, а когда приехали в больницу, велел поворачивать назад.
Он верил в мотоцикл, как в лечебное средство.
Сергей Алексеев. «Сокровища Валькирии. 6-Правда и вымысел».
* * *
Бернар Бюффе.
«В рыбной лавке».
1951.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Георг Якоб Иоганн ван Ос.
«Натюрморт с посудой, цветами, фруктами и рыбой».
Джордж Морленд.
«Торговка рыбой».
Конец 1780-х - начало 1790-х.
Елизавета Меркурьеана Бём (Эндаурова).
«Мы с тобой, что рыба с водой».
Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Маленькая рыбка лучше большого таракана».
И. В. Оржешковский.
Рисунок сушеной рыбы.
2013.
«Когда рыба превращается в дракона, она высоко поднимается вверх». Китай. Конец XIX - начало ХХ вв.
Что касается рыб, то в китайском фольклоре они выступают аллегорией богатства, поскольку слово «рыба» в китайском языке звучит как слово «изобилие». Кроме того, рыба слыла символом плодовитости. Знаменитая эмблема Великого Предела являет взору китайцев образ «двойной рыбы».
Владимир Малявин. «Китайская цивилизация». Москва, «АСТ». 2001.
* * *
Константин Иванович Горбатов.
«Рыбный базар на Пскове-реке».
Михаил Васильевич Нестеров.
«Святой старец удит рыбу».
Наталья Сергеевна Гончарова.
«Рыбная ловля».
1909.
Собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид.
Окумура Масанобу.
«Женщина держит игрушку в виде актёра Отани Хиродзи в облике продавца рыбы».
Около 1715.
Питер Брейгель Старший.
«Большие рыбы пожирают малых рыб».
Гравюра.
1556.
Питер Брейгель Старший.
«Большие рыбы пожирают малых рыб».
Рисунок.
1556.
Питер Ластман.
«Ангел и Товия с рыбой».
Франс Снейдерс, Ян Вильденс (пейзаж).
«Рыбная лавка».
Между 1618-1621.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Эдуард Мане.
«Натюрморт с рыбой».
1864.
Институт искусств, Чикаго.
«Юноша с рыбами».
Фреска с острова Фера (Тира).
XVI век до н. э.
Национальный археологический музей, Афины.
Ян Брейгель Старший.
«Рыбный базар (Призвание апостолов Петра и Андрея)».
Около 1608.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Ян ван Ос.
«Фрукты, цветы и рыба».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: