Шапка архиерейская. Херувимы. Серафимы. XVI в. (?)
По преданию, принадлежала епископу Никите.
Из Софийского собора.
Шелковая ткань, кожа, шелковые, серебряные и золотые нити; ткачество, шитье.
Омофор. XVI в. (?)
По преданию, принадлежал епископу Никите.
Из Софийского собора.
Шелковая ткань, серебро, металл; ткачество, литье.
Палица. Деисус с припадающими святыми: Никитой, епископом Новгородским, и преподобным Антонием Римлянином. XVII в.
Из Софийского собора.
Атлас, шелковые, серебряные и золотые нити, жемчуг; ткачество, шитье.
Икона. Богоматерь Владимирская, с избранными святыми. XVII в.
Дерево, темпера, серебро; чеканка, гравировка, эмаль, оброн.
В состав избранных святых включены образы новгородских святителей Никиты (1096-1109) и Иоанна (1165-1186)
Евангелие. 1716 г.
Оклад. Троица. София Премудрость Божия.
Избранные святые. XVII в.
Из Софийского собора.
Бумага, дерево, кожа, бархат, серебро; печать, чеканка, скань, эмаль, резьба, золочение, чернь.
В состав избранных святых включены образы новгородских святителей Никиты (1096-1109) и Иоанна (1165-1186)
Крест напрестольный. Распятие с предстоящими. Святой Моисей, архиепископ Новгородский. 1660 г.
Из Деревяницкого монастыря.
Дерево, серебро; литье, чеканка, резьба, золочение.
Икона. Собор новгородских святых. Конец XIX – начало ХХ в.
Дерево, темпера.
В Соборе новгородских святых представлены владыки: Иоанн-Илья (1165-1186), Никита (1096-1109), Евфимий II (1429-1458), Моисей (1326-1330, 1352-1359), Григорий-Гавриил (1186-1193), Иона (1458-1471), Феоктист (1300-1308) и Нифонт (1131-1156).
Планы и фасады Грановитой палаты с устроенной в ней церковью Св. Иоанна архиепископа, часовой башни (Часозвони), церкви Св. Сергия Радонежского и Архиерейских зданий. XIX в.
Копия.
Планы первого и второго этажей двухэтажного каменного здания Новгородского Архиерейского дома. 1820 г.
Копия.
Деталь слюдяной оконницы. XVI в. (?).
Кирпичи лекальные. 1430-е гг.
Черепица. XVII в. (?).
Деталь слюдяной оконницы. XVI в. (?).
Палата архиепископа Евфимия II.
Слюда; резьба.
Архитектурно-археологические исследования И. В. Антипова. 2008 г.
Кирпичи лекальные. 1430-е гг.
Кладка нервюр сводов Палаты архиепископа Евфимия II.
Глина; формовка, обжиг.
Архитектурно-археологические исследования И. В. Антипова. 2008-2009 гг.
Черепица. XVII в. (?).
Палата архиепископа Евфимия II.
Глина, полива; формовка, обжиг.
Архитектурно-археологические исследования И. В. Антипова. 2007 г.
Фрагменты росписи XV в.
Фрагменты росписи XV в.
Палата архиепископа Евфимия II.
Известковое основание, минеральные краски; фреска.
Обнаружены художниками-реставраторами бригады В. Д. Сарабьянова в процессе исследования сеней перед Кельей Иоанна. 2007-2008 гг.
Фрагменты росписи XV в.
Палата архиепископа Евфимия II.
Известковое основание, минеральные краски; фреска.
Обнаружены художниками-реставраторами бригады В. Д. Сарабьянова в процессе исследования портала, ведущего из Западных сеней в Старую Крестовую палату. 2007-2008 гг.
Фрагменты росписи XV в.
Палата архиепископа Евфимия II.
Известковое основание, минеральные краски; фреска.
Обнаружены в процессе архитектурно-археологических исследований под руководством И. В. Антипова. 2008 г.
Палата архиепископа Евфимия II. 1433 г.
Макет-реконструкция. 2012 г.
Автор проекта реконструкции Д. Е. Яковлев.
Макетчики: А. В. Кулаков, А. А. Рубин, В. С. Борисов, руководитель мастерской В. С. Колтыпин (ООО «КОДО»).
Пеноплекс, ПВХ пластик, оргалит, картон, дерево, металл.
Восточные сени – современное название помещения, которое изначально находилось на верхнем этаже небольшой двухэтажной пристройки. Она располагалась на месте сохранившейся паперти 1820-х гг., но в отличие от нее, размещалась только у западной части южной стены Владычной палаты. Сени, предварявшие парадный Готический зал, имели, по всей видимости, особое убранство, что подтверждается декоративным решением единственной сохранившейся стены. Ее украшают ниши с росписями, расположенные по сторонам перспективного портала – главного входа в Готический зал.
Роспись ниши слева от входа в Готический зал. XV-XIX вв.
Широкая и низкая ниша слева, использовавшаяся, по-видимому, как скамья для сидения, изначально была украшена изображением ажурной розетты в виде сложных переплетений стебля аканфа, вписанного в большой круг. В XVII в. эта декоративная композиция была скрыта изображением Деисуса с фигурами молящихся новгородских святых, которое в XIX в. было поновлено в технике масляной живописи.
В нише справа от входа, изначально имевшей стрельчатое завершение и обрамлявшейся фигурным кирпичом, сохранилось древнее изображение Иисуса Христа. Текст Евангелия в Его руке провозглашает одну из истин христианской морали: «Не на лица зрящее судите…» (Иоанн, VII, 24; Мф. VII, 1-3). Эти слова приобретали особую актуальность именно перед входом в парадный зал, где, предположительно, вершился архиепископский суд Великого Новгорода. Изображение Спасителя, появившееся в этом месте в 1434 или 1441 г., неоднократно поновлялось, поскольку почиталось как чудотворный образ, пред которым, согласно позднему преданию, молился архиепископ Иоанн (1163-1186). В XIX в. ниша была трактована как киот для чтимого Спасова образа. В 1820-х гг., когда в Готическом зале была устроена церковь Св. Иоанна Новгородского, образ дополнили снизу надписью, повествующей о Чуде от иконы «Знамение» и битве Новгородцев с Суздальцами. Тогда же на противоположной стене в академической манере была изображена и сама битва, происшедшая в 1169 г., - как главное событие, прославляющее архиепископа Иоанна.
Воины. Фрагмент росписи «Битва Новгородцев с Суздальцами» на южной стене паперти. XIX в.
«Живоподобный» эффект присутствия в сенях самого чтимого владыки достигался его изображением, исполненным в технике масляной живописи, в углублении, правее Спасова образа, где начинается внутристенный проход.
Св. Иоанн Новгородский. Роспись внутристенного прохода. XIX в.
В стрельчатой нише, расположенной правее, сохранились фрагменты полихромной росписи, имитирующей облицовку драгоценными породами камней.
Под восточными сенями первоначально находилось небольшое изолированное помещение, входом в которое служил арочный проем южной стены. Не исключено, что это было единственное помещение первого этажа, имевшее готическое сводчатое перекрытие с дополнительными нервюрами. Именно здесь была размещена верхняя часть характерного для готики лестничного спуска в подвал (1).
Восточная часть южной стены Владычной палаты представляла собой парадный южный фасад, который, также как и парадный восточный, был обращён в сторону Софийского собора. В его нижней части располагался монументальный портал, украшенный стрельчатой аркой с круглой розеткой в тимпане (2) – по-видимому, единственный наружный парадный вход в палату, площадка перед которым была вымощена каменными плитами с кирпичными вставками. У юго-восточного угла фасада размещалась мощная лопатка-выступ, украшенная круглой нишей и завершенная треугольным щипцом, как и лопатки восточного фасада. Но, в отличие от них, она уже изначально не доходила до земли, поддерживалась ступенчатыми каменными консолями, а внутри нее была устроена шахта (3).
Возможно, именно здесь находились часы, которые по сведениям летописи, архиепископ Евфимий II установил «на Большой палате» в 1436 г. По-видимому, шахта предназначалась для размещения гирь на цепях, отверстие между консолями – для отслеживания гири, а внутристенный проход с дверью в северо-восточном углу сеней (4) – для обслуживания часового механизма.
Проход освещался тремя небольшими световыми отверстиями, расположенными над порталом (5), а завершал композицию парадного южного фасада оконный проем со стрельчатым профилированным обрамлением.
Западные сени – современное название помещения, первоначально находившегося на верхнем этаже двухэтажной юго-западной части Владычной палаты. О парадном назначении помещения свидетельствует его облик, близкий, в целом, решению восточных сеней, несмотря на имеющиеся различия в размерах, типах перекрытий и некоторых иных особенностях. Западные сени изначально были одним из немногих помещений, имевших готическое сводчатое перекрытие с усложненным рисунком нервюр (1). Своды были богато декорированы орнаментальной полихромной росписью, фрагменты которой сохранились в основании нервюр у прохода в восточные сени.
В северо-западном углу сеней обнаружена ниша для рукомойника, в основании которой находится плита с наклонным лотком (2), переходящим во внутристенный канал, оформленный на фасаде в виде небольшого водомета. Основным же элементом первоначального убранства этих сеней, также как и восточных, являлись украшенные росписью ниши, низкие основания которых могли использоваться и как скамьи (3). Судя по уцелевшим на их стенах мелким фрагментам пейзажного фона, здесь могли быть представлены эпизоды ветхозаветных событий или евангельского повествования – возможно, притчи, иносказательно раскрывавшие учение о Спасении. Эти ниши занимали все участки стен между двумя порталами, один из которых – северный (4) – вел в Старую крестовую палату. Второй – перспективный, самый крупный из всех, размещенных на втором этаже, - располагался напротив, изначально открывая вход в парадный отапливаемый зал южной части палаты.
Одностолпный зал расположен на верхнем этаже восточной трехэтажной части Владычной палаты. Его современное название – Готический – связано со сводчатым готическим перекрытием, возведение которого является редким фактом в истории зодчества средневековой Руси. Отличающийся торжественным обликом, изначально отапливаемый зал занимал, по всей видимости, особое место в структуре всего здания. Из восточных сеней в него вёл парадный вход, оформленный в виде перспективного портала. Кроме того, этот зал был связан внутристенной лестницей, устроенной в западной стене, с одностолпным помещением первого этажа.
Квадратный в плане одностолпный зал отличался выразительным решением внутреннего пространства. Воспринимаемое как единое, торжественно разворачивающееся вокруг невысокого столпа в центре, оно включало равновеликие части, перекрытые эффектными сводами с усложненным рисунком нервюр. Свет, направленный к центру из симметрично расположенных удлиненных окон, наполнял пространство, выявляя пластику нервюр, консолей, подчеркивая глубину ниш, одна из которых в юго-восточном углу предназначалась для рукомойника.
После удаления штукатурки с поздней живописью открылась кладка сводов с нервюрами из лекального (фигурного) кирпича, профили на котором – сдвоенные валы – были вырезаны по сырцу. Вся кладка выполнена небрежно, - по-видимому, с расчетом на последующее оштукатуривание и роспись.
О многоцветности живописной декорации одностолпного зала, датируемой 1441 годом, свидетельствуют письменные источники: «…блаженный Евфимий созидая полаты пречудны… шарми же (т. е. красками) и подписаньми украси ту…». Готические своды были расписаны растительными орнаментами в виде тонких ветвящихся побегов с разноцветными листьями, распускающимися бутонами и цветами. Эти прозрачные узоры, обрамлённые полихромной «опушью», покрывали белофонные поверхности сводов между нервюрами, которые, в свою очередь, имели полосатую раскраску. Остатки штукатурной обмазки с вкраплениями цветных пигментов местами видны и сейчас. От живописного убранства того времени лучше всего сохранилась роспись небольших ниш в северо-восточной части зала, представляющая собой вписанные в круг изящно прорисованные декоративные композиции на белом фоне, а также фрагменты растительного орнамента в нишах по сторонам входа и на оконных откосах восточной стены.
Присущая залу монументальность, размеренность ритма, зрелищность форм, живописное убранство создавали атмосферу значительности и торжественности. Не случайно именно это помещение традиционно рассматривалось как место проведения уже с середины XV в. особо значимых мероприятий и церемоний, таких, как, например, заседания Совета Господ под председательством владыки, фактически возглавлявшего в это время государственное управление Новгорода.
Сведений о первоначальном назначении и наименовании этого зала в ранних источниках не обнаружено, сообщения документов XVII-XVIII вв. трудно соотнести с каким-либо конкретным помещением. Тем не менее, не исключено, что именно одностолпный зал служил упоминаемой в поздних источниках домовой церковью новгородских владык («крестовой»), где совершались некоторые архиерейские службы у хранившихся в палате крестов.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: