- 2 -

Великий Новгород.

Кремль.

Владычная (Грановитая) палата.

1433.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Шапка архиерейская. Херувимы. Серафимы. XVI в. (?)

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Шапка архиерейская. Херувимы. Серафимы. XVI в.

По преданию, принадлежала епископу Никите.
Из Софийского собора.
Шелковая ткань, кожа, шелковые, серебряные и золотые нити; ткачество, шитье.

 

Омофор. XVI в. (?)

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Омофор. XVI в.

По преданию, принадлежал епископу Никите.
Из Софийского собора.
Шелковая ткань, серебро, металл; ткачество, литье.

 

Палица. Деисус с припадающими святыми: Никитой, епископом Новгородским, и преподобным Антонием Римлянином. XVII в.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Палица. Деисус с припадающими святыми: Никитой, епископом Новгородским, и преподобным Антонием Римлянином. XVII в.

Из Софийского собора.
Атлас, шелковые, серебряные и золотые нити, жемчуг; ткачество, шитье.

 

Икона. Богоматерь Владимирская, с избранными святыми. XVII в.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Икона. Богоматерь владимирская, с избранными святыми. XVII в.

Дерево, темпера, серебро; чеканка, гравировка, эмаль, оброн.
В состав избранных святых включены образы новгородских святителей Никиты (1096-1109) и Иоанна (1165-1186)

 

Евангелие. 1716 г.
Оклад. Троица. София Премудрость Божия.
Избранные святые. XVII в.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Евангелие. 1716 г.

Из Софийского собора.
Бумага, дерево, кожа, бархат, серебро; печать, чеканка, скань, эмаль, резьба, золочение, чернь.
В состав избранных святых включены образы новгородских святителей Никиты (1096-1109) и Иоанна (1165-1186)

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Евангелие. 1716 г.

 

Крест напрестольный. Распятие с предстоящими. Святой Моисей, архиепископ Новгородский. 1660 г.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Крест напрестольный. Распятие с предстоящими. Святой Моисей, архиепископ Новгородский. 1660 г.

Из Деревяницкого монастыря.
Дерево, серебро; литье, чеканка, резьба, золочение.

 

Икона. Собор новгородских святых. Конец XIX – начало ХХ в.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Икона. Собор новгородских святых. Конец XIX - начало ХХ в.

Дерево, темпера.
В Соборе новгородских святых представлены владыки: Иоанн-Илья (1165-1186), Никита (1096-1109), Евфимий II (1429-1458), Моисей (1326-1330, 1352-1359), Григорий-Гавриил (1186-1193), Иона (1458-1471), Феоктист (1300-1308) и Нифонт (1131-1156).

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.. Икона. Собор новгородских святых.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Икона. Собор новгородских святых.

 

Планы и фасады Грановитой палаты с устроенной в ней церковью Св. Иоанна архиепископа, часовой башни (Часозвони), церкви Св. Сергия Радонежского и Архиерейских зданий. XIX в.
Копия.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Планы и фасады Грановитой палаты с устроенной в ней церковью Св. Иоанна архиепископа, часовой башни (Часозвони), церкви Св. Сергия Радонежского и Архиерейских зданий. XIX в.

 

Планы первого и второго этажей двухэтажного каменного здания Новгородского Архиерейского дома. 1820 г.
Копия.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. План первого этажа двухэтажного каменного здания Новгородского Архиерейского дома. 1810 г.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Деталь слюдяной оконницы. XVI в. (?).
Кирпичи лекальные. 1430-е гг.
Черепица. XVII в. (?).

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

Деталь слюдяной оконницы. XVI в. (?).
Палата архиепископа Евфимия II.
Слюда; резьба.
Архитектурно-археологические исследования И. В. Антипова. 2008 г.
Кирпичи лекальные. 1430-е гг.
Кладка нервюр сводов Палаты архиепископа Евфимия II.
Глина; формовка, обжиг.
Архитектурно-археологические исследования И. В. Антипова. 2008-2009 гг.
Черепица. XVII в. (?).
Палата архиепископа Евфимия II.
Глина, полива; формовка, обжиг.
Архитектурно-археологические исследования И. В. Антипова. 2007 г.

 

Фрагменты росписи XV в.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Фрагменты росписи XV в.

Фрагменты росписи XV в.
Палата архиепископа Евфимия II.
Известковое основание, минеральные краски; фреска.
Обнаружены художниками-реставраторами бригады В. Д. Сарабьянова в процессе исследования сеней перед Кельей Иоанна. 2007-2008 гг.
Фрагменты росписи XV в.
Палата архиепископа Евфимия II.
Известковое основание, минеральные краски; фреска.
Обнаружены художниками-реставраторами бригады В. Д. Сарабьянова в процессе исследования портала, ведущего из Западных сеней в Старую Крестовую палату. 2007-2008 гг.
Фрагменты росписи XV в.
Палата архиепископа Евфимия II.
Известковое основание, минеральные краски; фреска.
Обнаружены в процессе архитектурно-археологических исследований под руководством И. В. Антипова. 2008 г.

 

Палата архиепископа Евфимия II. 1433 г.
Макет-реконструкция. 2012 г.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Палата архиепископа Евфимия II. 1433 г. Макет-реконструкция.

Автор проекта реконструкции Д. Е. Яковлев.
Макетчики: А. В. Кулаков, А. А. Рубин, В. С. Борисов, руководитель мастерской В. С. Колтыпин (ООО «КОДО»).
Пеноплекс, ПВХ пластик, оргалит, картон, дерево, металл.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

Восточные сени – современное название помещения, которое изначально находилось на верхнем этаже небольшой двухэтажной пристройки. Она располагалась на месте сохранившейся паперти 1820-х гг., но в отличие от нее, размещалась только у западной части южной стены Владычной палаты. Сени, предварявшие парадный Готический зал, имели, по всей видимости, особое убранство, что подтверждается декоративным решением единственной сохранившейся стены. Ее украшают ниши с росписями, расположенные по сторонам перспективного портала – главного входа в Готический зал.

 

Роспись ниши слева от входа в Готический зал. XV-XIX вв.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Роспись ниши слева от входа в Готический зал. XV-XIX вв.

Широкая и низкая ниша слева, использовавшаяся, по-видимому, как скамья для сидения, изначально была украшена изображением ажурной розетты в виде сложных переплетений стебля аканфа, вписанного в большой круг. В XVII в. эта декоративная композиция была скрыта изображением Деисуса с фигурами молящихся новгородских святых, которое в XIX в. было поновлено в технике масляной живописи.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

В нише справа от входа, изначально имевшей стрельчатое завершение и обрамлявшейся фигурным кирпичом, сохранилось древнее изображение Иисуса Христа. Текст Евангелия в Его руке провозглашает одну из истин христианской морали: «Не на лица зрящее судите…» (Иоанн, VII, 24; Мф. VII, 1-3). Эти слова приобретали особую актуальность именно перед входом в парадный зал, где, предположительно, вершился архиепископский суд Великого Новгорода. Изображение Спасителя, появившееся в этом месте в 1434 или 1441 г., неоднократно поновлялось, поскольку почиталось как чудотворный образ, пред которым, согласно позднему преданию, молился архиепископ Иоанн (1163-1186). В XIX в. ниша была трактована как киот для чтимого Спасова образа. В 1820-х гг., когда в Готическом зале была устроена церковь Св. Иоанна Новгородского, образ дополнили снизу надписью, повествующей о Чуде от иконы «Знамение» и битве Новгородцев с Суздальцами. Тогда же на противоположной стене в академической манере была изображена и сама битва, происшедшая в 1169 г., - как главное событие, прославляющее архиепископа Иоанна.

 

Воины. Фрагмент росписи «Битва Новгородцев с Суздальцами» на южной стене паперти. XIX в.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Воины. Фрагмент росписи "Битва Новгородцев с Суздальцами" на южной стене паперти. XIX в.

«Живоподобный» эффект присутствия в сенях самого чтимого владыки достигался его изображением, исполненным в технике масляной живописи, в углублении, правее Спасова образа, где начинается внутристенный проход.

Св. Иоанн Новгородский. Роспись внутристенного прохода. XIX в.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Св. Иоанн Новгородский. Роспись внутристенного прохода. XIX в.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

В стрельчатой нише, расположенной правее, сохранились фрагменты полихромной росписи, имитирующей облицовку драгоценными породами камней.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

Под восточными сенями первоначально находилось небольшое изолированное помещение, входом в которое служил арочный проем южной стены. Не исключено, что это было единственное помещение первого этажа, имевшее готическое сводчатое перекрытие с дополнительными нервюрами. Именно здесь была размещена верхняя часть характерного для готики лестничного спуска в подвал (1).

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

Восточная часть южной стены Владычной палаты представляла собой парадный южный фасад, который, также как и парадный восточный, был обращён в сторону Софийского собора. В его нижней части располагался монументальный портал, украшенный стрельчатой аркой с круглой розеткой в тимпане (2) – по-видимому, единственный наружный парадный вход в палату, площадка перед которым была вымощена каменными плитами с кирпичными вставками. У юго-восточного угла фасада размещалась мощная лопатка-выступ, украшенная круглой нишей и завершенная треугольным щипцом, как и лопатки восточного фасада. Но, в отличие от них, она уже изначально не доходила до земли, поддерживалась ступенчатыми каменными консолями, а внутри нее была устроена шахта (3).

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

Возможно, именно здесь находились часы, которые по сведениям летописи, архиепископ Евфимий II установил «на Большой палате» в 1436 г. По-видимому, шахта предназначалась для размещения гирь на цепях, отверстие между консолями – для отслеживания гири, а внутристенный проход с дверью в северо-восточном углу сеней (4) – для обслуживания часового механизма.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

Проход освещался тремя небольшими световыми отверстиями, расположенными над порталом (5), а завершал композицию парадного южного фасада оконный проем со стрельчатым профилированным обрамлением.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

Западные сени – современное название помещения, первоначально находившегося на верхнем этаже двухэтажной юго-западной части Владычной палаты. О парадном назначении помещения свидетельствует его облик, близкий, в целом, решению восточных сеней, несмотря на имеющиеся различия в размерах, типах перекрытий и некоторых иных особенностях. Западные сени изначально были одним из немногих помещений, имевших готическое сводчатое перекрытие с усложненным рисунком нервюр (1). Своды были богато декорированы орнаментальной полихромной росписью, фрагменты которой сохранились в основании нервюр у прохода в восточные сени.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

В северо-западном углу сеней обнаружена ниша для рукомойника, в основании которой находится плита с наклонным лотком (2), переходящим во внутристенный канал, оформленный на фасаде в виде небольшого водомета. Основным же элементом первоначального убранства этих сеней, также как и восточных, являлись украшенные росписью ниши, низкие основания которых могли использоваться и как скамьи (3). Судя по уцелевшим на их стенах мелким фрагментам пейзажного фона, здесь могли быть представлены эпизоды ветхозаветных событий или евангельского повествования – возможно, притчи, иносказательно раскрывавшие учение о Спасении. Эти ниши занимали все участки стен между двумя порталами, один из которых – северный (4) – вел в Старую крестовую палату. Второй – перспективный, самый крупный из всех, размещенных на втором этаже, - располагался напротив, изначально открывая вход в парадный отапливаемый зал южной части палаты.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

Одностолпный зал расположен на верхнем этаже восточной трехэтажной части Владычной палаты. Его современное название – Готический – связано со сводчатым готическим перекрытием, возведение которого является редким фактом в истории зодчества средневековой Руси. Отличающийся торжественным обликом, изначально отапливаемый зал занимал, по всей видимости, особое место в структуре всего здания. Из восточных сеней в него вёл парадный вход, оформленный в виде перспективного портала. Кроме того, этот зал был связан внутристенной лестницей, устроенной в западной стене, с одностолпным помещением первого этажа.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

Квадратный в плане одностолпный зал отличался выразительным решением внутреннего пространства. Воспринимаемое как единое, торжественно разворачивающееся вокруг невысокого столпа в центре, оно включало равновеликие части, перекрытые эффектными сводами с усложненным рисунком нервюр. Свет, направленный к центру из симметрично расположенных удлиненных окон, наполнял пространство, выявляя пластику нервюр, консолей, подчеркивая глубину ниш, одна из которых в юго-восточном углу предназначалась для рукомойника.
После удаления штукатурки с поздней живописью открылась кладка сводов с нервюрами из лекального (фигурного) кирпича, профили на котором – сдвоенные валы – были вырезаны по сырцу. Вся кладка выполнена небрежно, - по-видимому, с расчетом на последующее оштукатуривание и роспись.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

О многоцветности живописной декорации одностолпного зала, датируемой 1441 годом, свидетельствуют письменные источники: «…блаженный Евфимий созидая полаты пречудны… шарми же (т. е. красками) и подписаньми украси ту…». Готические своды были расписаны растительными орнаментами в виде тонких ветвящихся побегов с разноцветными листьями, распускающимися бутонами и цветами. Эти прозрачные узоры, обрамлённые полихромной «опушью», покрывали белофонные поверхности сводов между нервюрами, которые, в свою очередь, имели полосатую раскраску. Остатки штукатурной обмазки с вкраплениями цветных пигментов местами видны и сейчас. От живописного убранства того времени лучше всего сохранилась роспись небольших ниш в северо-восточной части зала, представляющая собой вписанные в круг изящно прорисованные декоративные композиции на белом фоне, а также фрагменты растительного орнамента в нишах по сторонам входа и на оконных откосах восточной стены.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

Присущая залу монументальность, размеренность ритма, зрелищность форм, живописное убранство создавали атмосферу значительности и торжественности. Не случайно именно это помещение традиционно рассматривалось как место проведения уже с середины XV в. особо значимых мероприятий и церемоний, таких, как, например, заседания Совета Господ под председательством владыки, фактически возглавлявшего в это время государственное управление Новгорода.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

Сведений о первоначальном назначении и наименовании этого зала в ранних источниках не обнаружено, сообщения документов XVII-XVIII вв. трудно соотнести с каким-либо конкретным помещением. Тем не менее, не исключено, что именно одностолпный зал служил упоминаемой в поздних источниках домовой церковью новгородских владык («крестовой»), где совершались некоторые архиерейские службы у хранившихся в палате крестов.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

1 ... 3 4

 

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: