Алексей Константинович Саврасов.
«Гибель корабля в море».
1862.
Корабль:
1. Крупное морское судно, а также военно-морское судно любого класса.
[Антон] привёл названия нескольких океанских кораблей, построенных на советских заводах. (Кочетов. Журбины.)
2. Летательный аппарат большой мощности.
Вокруг слышался монотонный гул… Это, вероятно шли боевые корабли минно-торпедной авиации. (Первенцев. Честь смолоду.)
3. Вытянутая в длину часть помещения (базилики, храма), разделённого в продольном направлении колоннадами, арками или столбами.
Сжигать (или жечь) свои корабли – делать решительный шаг, после которого нет возврата к прежнему.
Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1982 год.
* * *
Архип Иванович Куинджи.
«Море с парусным кораблем».
1876-1890.
Ещё в Древнем Риме существовал обычай: при закладке корабля в степс – гнездо для установки мачты – клали новую монету, дата которой обозначала год постройки корабля. Этот обычай сохранялся вплоть до XIX века.
А. Попов. «Древняя традиция кораблестроителей». «Техника – молодежи» №6 1976 год.
* * *
«Вид с кораблей на Неве на старую Биржу».
Взять, к примеру, слово «якорь», которое нередко пробуют произвести от английского «анкер». Однако попытка эта неубедительна хотя бы потому, что на некоторых современных судах существуют так называемые стоп-анкеры – легкие переносные якоря, применяющиеся на больших глубинах, когда использовать становые якоря невозможно. Как видим, звучание «анкера» в этом термине почему-то не изменилось.
Не логичнее ли объяснить происхождение слова «якорь» от русского корня. Значение слова «коряга» известно всем читателям. Самые первые якоря изготавливали из комля дерева с корнями, а чтобы это сооружение тонуло в воде и зарывалось в грунт, к нему привязывали камни. Если взглянуть даже на современный якорь, то своим видом он отдаленно напоминает именно нижнюю часть ствола дерева с корнями, то есть выглядит «яко кор»…
Вообще корень «кор» часто встречается в старой морской терминологии: кокора – кница, угольник в наборе корпуса; кокорник – пни и деревья на дне реки; кормань, кормило – руль; корч или штевень – крепящийся к килю в носу или в корме наклонный брус; корманиш, коршик, корщик (в различных областях России бытовало свое слово) – кормщик, судоводитель.
Прародителем слова «корабль» иногда считают слово «короб». Но так ли это?
Части дерева – ствол и корень – широко использовались корабельными мастерами Древней Руси. Для постройки корпуса судно требовалось большое количество – «абилие» - таких заготовок – и не в этом ли разгадка появления термина «корабль»? если обратиться к русскому фольклору, то в нем можно встретить слова – корабель, корабиль. Соединим корни двух слов – «кор» и «абилие» - и получим сочетание, которое легко трансформируется в «корабль».
В. Кроев. Ищи корень в слове «кор». «Техника – молодежи» №7 1982 год.
* * *
«Гото Предестинация» («Божие Предвидение»). Первый корабль, построенный лично Петром I с товарищами в Воронеже.
И вот по пути к Манараге, как и в ту, первую экспедицию, мысли снова настроились на «археологию» языка: было чувство, что я в самом деле раскапываю слово, а потом отчищаю его легкой и нежной кистью.
Зацепился за слово КОРА, снял наносную букву О (в слово КРАСНЫЙ она же не попала) и получилось КРА. Просто и ясно, часть дерева, обращенная к солнцу. Тогда КОРАБЛЬ зазвучит как КРАБЛЬ, то есть, сделанный из поверхностной части дерева – лодка-долбленка! Но не только, есть еще информация в знаке Б, означающей все божественное.
Скорее всего, крабль – погребальная лодка, в которой сжигали останки и получался ПРАХ. А то, на чем ходили по рекам и морям, называлось ЛАДЬЕЙ.
Сергей Алексеев. «Сокровища Валькирии. 6-Правда и вымысел».
* * *
Евгений Войшвилло.
Корабли «Хемскерк» и «Зехайн».
Евгений Войшвилло.
Корабли Чичагова.
Евгений Войшвилло.
Корабль «Азов».
Евгений Войшвилло.
Линейный корабль «Святой Андрей».
Евгений Евгеньевич Лансере.
«Корабли времён Петра I».
Евгений Евгеньевич Лансере.
«Корабли времён Петра I».
Елена Доведова.
«Пётр на корабле».
Иван Иванович Шишкин.
«Корабельная роща».
Эскиз.
1897.
Иван Иванович Шишкин.
«Корабельная роща».
1898.
Иван Иванович Шишкин.
«Корабельный лес».
1891.
Клавдий Васильевич Лебедев.
«Пётр I в Саардаме обучается на корабельной верфи».
«Корабли Петра I, построенные в Воронеже».
«Корабль викингов».
Рисунок конца XIX века.
Н. Петров.
«Пётр на строительстве кораблей потешной флотилии».
Неизвестный художник.
«Корабль петровского времени».
Начало XVIII века.
Ольга Александровна Крестовская.
«Корабль, плывущий по городу...»
1993.
«Пётр I в костюме корабельного мастера».
Иллюстрация из книги «Домик Петра I в Заандаме».
«Подзорный дворец», построенный Петром Великим в устье Фонтанки для наблюдения за входящими в Неву кораблями.
Юрий Кушевский.
Спуск галеры «Принципиум» на воронежской верфи 3 апреля 1696 года.
Фрагмент (Пётр I и корабельный мастер Осип Щека).
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: