Красота

в живописи и литературе

 

Александр Афонин.
«Моя валаамская красавица».
Этюд.

Александр Афонин. Моя валаамская красавица. Этюд.

…«вар» означает красивый, вар-вар – прекрасный…

Владимир Пятибрат. «Глубинная книга».

* * *

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
«В ледовом дворце. Профессиональная красота».
1896.

Анри де Тулуз-Лотрек. В ледовом дворце. Профессиональная красота. 1896.

 

Борис Валентинович Щербаков.
«Прощальная краса».
1965.

Б. Щербаков. Прощальная краса. 1965.

 

Александр Максович Шилов.
«Русская красавица».
1992.

Александр Шилов. Русская красавица. 1992.

 

В. Сидоркин.
«Красавица».

В. Сидоркин. Красавица.

Красавица рождается из тончайших испарений Неба и Земли, из яшмовой росы, скапливающейся на бронзовом диске. Такая женщина подобна видению благословенной древности, которое открывается разве что во сне. Она – как сладкое пение лютни, способное растрогать даже бездушное железо: как полёт дракона, пронзающего облака.

Жилище красавицы должно быть окружено со всех сторон цветами, дабы оно напоминало вазу с пышным букетом. Бедному учёному не к лицу сооружать своей красавице роскошный дворец – пусть живёт она в уединённом домике, вдали от пошлого света.

Внутри же домика должны быть предметы изящные и приличествующие благородному человеку – и утварь в старинном вкусе, и прекрасные картины.

Нельзя обойтись без садиков на подносе и маленьких деревцев…

Для приятного времяпрепровождения потребна изысканная обстановка: Нерукотворный столик, плетёная лежанка, маленький стул, Хмельное ложе, сидение для медитации, курильница, кисть и тушечница, книжки стихов, посуда для вина и чая, ваза с цветами, зеркало и косметические приборы,.. лютня и флейта, живописные свитки и вышивки по шёлку.
Все эти предметы должны быть искусно сработаны, разложены в порядке и хорошо освещены.

Настоящая красавица в каждом возрасте имеет свои прелести. В юности, когда ей лет пятнадцать или шестнадцать, она подобна гибкой иве, благоухающему цветку или весеннему дождю: телом чиста и непорочна, личиком гладка и нежна. В цветущем возрасте она подобна солнцу, сияющему в небесах, и луне, проливающей с высоты свой бледный свет, и нет в ней изъяна, как в свежем цветке персика или пышном пионе, а потому неизменно возбуждает она сильные чувства.

Когда же подступает старость и любовное чувство к ней ослабевает, к ней приходят мудрость и покой души. В такие годы она подобна выдержанному вину, или мандариновому плоду, тронутому ранним инеем, или же многоопытному полководцу, постигшему все тайны военного искусства.

Лучше всего встречаться с красавицей так: воскурив благовония, пить чай, неспешно беседовать и наслаждаться в сердце. Менее изысканная встреча – гулять с красавицей вдвоём, взявшись за руки и разговаривая. А хуже всего вместе с ней наедаться до отвала и напиваться допьяна.

Тот, кто постиг правду жизни и правду смерти, знает, что мысли о долгой или короткой жизни, об успехах и неудачах в мире губят нас. Для такого человека любовь к женщине поможет сберечь себя, возрадоваться своей Небесной доле, забыть печали и прожить сполна свою жизнь. Мужчина и женщина, любящие друг друга, должны посвящать свои думы верховному постижению.

Вэй Юн. «Книга женских прелестей». XVIIвек.
Владимир Малявин. «Китайская цивилизация». Москва, «АСТ». 2001 год.

* * *

 

Василий Иванович Суриков.
«Сибирская красавица. Портрет Е. А. Рачковской».
1891.

Василий Суриков. Сибирская красавица. Портрет Е. А. Рачковской. 1891.

Красавица

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно.

Александр Сергеевич Пушкин.
1832.

* * *

 

Генрих Семирадский.
«Красота и Любовь (Амур и Психея)».
1894.

Генрих Семирадский. Красота и Любовь (Амур и Психея). 1894.

 

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Ярославцы все красавцы. Русы кудри сто рублей. Буйная голова тысячная, а всему молодцу цены нет».
1902.

Елизавета Бёи (Эндаурова). Ярославцы все красавцы. Русы кудри сто рублей. Буйная голова тысячная, а всему молодцу цены нет.

 

Елизавета Меркурьевна Бём.
«И смотрели на Чурилушку, красоте его дивилися, так что очи помутилися».

Елизавета Меркурьевна Бём. "И смотрели на Чурилушку, красоте его дивилися, так что очи помутилися!"

 

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Кто в Москве не бывал, красоты не видал!»

Елизавета Бём (Эндаурова). Кто в Москве не бывал, красоты не видал!

 

Елизавета Меркурьевна Бём.
«Народы России. Крымские татары. Кто в Крыму не бывал, красоты не видал».

Елизавета Меркурьевна Бём. "Народы России. Крымские татары. Кто в Крыму не бывал, красоты не видал".

 

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Сам Владимир Солнце ясное Садится во тереме на лавицу, Глядит на Настасью на красавицу, Начинает с нею заговаривать За себя Настасьюшку подсватывать!»

Елизавета Бём (Эндаурова). Сам Владимир Солнце ясное Садится во тереме на лавицу, Глядит на Настасью на красавицу, Начинает снею заговаривать За себя Настасьюшку подсватывать!

 

Константин Егорович Маковский.
«Русская красавица».

Константин Маковский. Русская красавица.

 

Моронобу Хисикава.
«Художник пишет портрет императора и знаменитой красавицы Ван Чао Чин».
1680-е - 1690-е.

Моронобу Хисикава. Художник пишет портрет императора и знаменитой красавицы Ван Чао Чин. 1680-1690-е.

 

Окумура Масанобу.
«Красавица подводит губы помадой, глядясь в складное зеркальце».
Около 1743-1746.

Окумура Масанобу. "Красавица подводит губы помадой, глядясь в складное зеркальце". Около 1743-1746.

 

Тории Киёмасу I.
«Красавица с кошкой и котёнком».

Тории КиёмасуI. "Красавица с кошкой и котёнком".

 

Тории Киёнобу I.
«Красавица в чёрном кимоно».
1710-1729.

Тории Киёнобу I. "Красавица в чёрном кимоно". 1710-1729.

 

Тории Киёнобу I.
«Знаменитая красотка».

Тории Киёнобу I. "Знаменитая красотка".

 

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: