Альбрехт Дюрер.
«Группа деревьев и тропинка в горах».
Берлинский гравюрный кабинет, Берлин.
1. Многолетнее растение с твёрдым стволом и ветвями, образующими крону.
На одном холме стояло дерево – очень высокая ёлка. (М. Пришвин. Фацелия.)
2. Древесный материал, идущий на изделия, постройки.
Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею. (И. Гончаров. Обломов.)
Родословное дерево – родословная таблица в виде дерева.
За деревьями (или из-за деревьев) леса не видеть – проявляя внимание к мелочам, забывать о главном, основном.
«Словарь русского языка». Москва. «Русский язык». 198 год.
* * *
Иероним Босх.
«Человек-дерево».
1500.
Музей графического искусства Альбертина, Вена.
Учителей знаменитый йогов непременно изображают сидящими под священными деревьями. А самого человека йоговской школы нередко изображают в виде дерева. Ствол – спинной мозг, ветки – 72 тысячи нервов, семь цветков на дереве – семь центров астрального тела, листья – лёгкие… Дело, конечно, не только в аналогиях, но ещё и в том, что «нервизм» и нервную систему у деревьев недавно обнаружили учёные. И потому не надо смеяться над теми, кто утверждает, будто чувствует настроение растений и даже разговаривает с ними.
А. Капков. «Это дерево – моё». «Крестьянка» №9 1990 год.
* * *
Мастер смерти Авессалома.
«Молодой человек, держащийся за ствол дерева (аллегория месяца апреля)».
Около 1510.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Новое о деревьях.
Деревья растут только по ночам – с 9 час. Вечера до 6 час. утра. Многочисленные измерения, проведённые д-ром Гонзалесом показали, что 90% суточного прироста приходятся на тёмное время суток, а остальные 10% - на вечер. Между полуднем и 6 часами вечера деревья «отдыхают» (Австралия).
«Техника – молодежи». 1970 год.
* * *
Абрахам Блумарт.
«Этюд дерева».
1590-е.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Кора очищает воду.
Воду, загрязнённую нефтяными отходами предприятий и судов, можно очищать обыкновенной древесной корой. Измельчённую и спрессованную кору, уложенную на основу из нейлона, опускают в «нефтяную» воду.
Два метра такой коры поглощают один литр нефти. После использования такая кора, пропитанная нефтью – великолепное топливо (Норвегия).
«Техника – молодёжи» №5 1970 год.
* * *
Лукас ван Юден, Давид Тенирс Младший (фигуры).
«Пейзаж с деревьями в долине реки (Пейзаж с охотниками)».
Не ранее конца 1630-х.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Государства брали своим гербом (кстати, слово «херба» переводится как растение, трава, дерево) то пальмовую ветвь, то кленовый лист, то невиданный цветок дерева. До сих пор представители некоторых племён и народностей считают, что устроили свой дом лишь только после того, как поставят на новой территории хотя бы шест – символическое дерево рода.
А. Капков. «Это дерево – моё». «Крестьянка» №9 1990 год.
* * *
Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Нищий на деревяшке».
1630.
Государственное художественное собрание, Дрезден.
Взять хотя бы комнатные цветы. Если любящий и ухаживающий за ними хозяин заболевает, цветы чахнут и теряют листья. В случае же его смерти растения часто тоже погибают. Во многих странах есть обычай: в случае смерти одного из домочадцев вешать на комнатные растения траурные ленты или чёрную шаль. Такое траурное украшение помогает растению высказать свою скорбь и уберегает его от преждевременной смерти от горя.
Связь между человеком и деревом ещё более крепка. На этом основывается другой древний обычай у многих народов мира. После рождения ребёнка родители сажают в его честь маленькое деревце либо выращивают несколько лет саженец в горшке из семечка, а затем дают посадить его подросшему малышу. Подрастающий ребёнок из года в год оберегает своего «зелёного друга», ухаживает за ним. А многие годы спустя, покидая отчий дом, этот человек явственно ощущает незримую связь между собой и родным деревом.
Исследовавший этот феномен парапсихолог Валерий Андреев утверждает: «Когда человек сам посадил дерево и уделяет ему потом внимание, можно считать, что жизнь обоих прочнейшим образом связана. Человек и его дерево как бы составляют единое целое в астральном плане».
К. Бутусов. «Дерево жизни и смерти». «За семью печатями» январь 2005 год.
* * *
Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Три дерева».
1643.
Государственные художественные собрания Дрездена.
Большие деревья притягивают молнию.
Александр Дюма.
* * *
Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Усадьба среди деревьев на реке».
Государственные художественные собрания, Дрезден.
В студеную пору лучше рубить сонное дерево. А весной и летом худо валить живое дерево: оно плачет под топором.
Валентин Иванов. «Повести древних лет».
* * *
Питер Пауль Рубенс.
«Отражение деревьев в воде на закате».
Около 1635-1638.
Британский музей, Лондон.
Сквозь листву виден сад, низкорослые яблони, ветвистые груши, кусты малины, крыжовника. Почему на разных деревьях растут разные плоды? Ведь все это растет рядом, на одной земле.
Анатолий Рыбаков. «Кортик».
* * *
Адриан ван де Вельде.
«Ферма с мёртвым деревом».
1658.
Британская национальная галерея.
Иван Андреевич Крылов. «Дерево». Увидя, что топор Крестьянин нес, 1814. * * * |
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: