Деревня

в живописи и литературе

 

Адриан ван Остаде.
«Деревенские музыканты».
1672.

Адриан ван Остаде. Деревенские музыканты. 1672.

Деревня. Происхождение этого слова восходит непосредственно к слову дерево. Первоначальное значение существительного дерево – то, что выдирается или обдирается, подвергается указанным действиям. Деревня – место, расчищенное от деревьев, «выдранное» от растений.

Т. М. Андрианова. «Слово о словах». «Начальная школа» №5 1991 год.

* * *

 

Александр Григорьевич Стройло.
«Деревня Посадниково».
2001.

Александр Стройло. Деревня Посадниково. 2001.

Посёлки, возникавшие на нови, на поднятом впервые земельном участке, носили название починок; починок обыкновенно состоял из одного крестьянского двора. С течением времени починок обживался и разрастался, рядом с первоначальным двором возникали один или два других; тогда он становился деревней. Деревня превращалась в пустошь, если в ней не оставалось жилых дворов, и пашня забрасывалась или поддерживалась только часть её наездом из ближней деревни.

В. Ключевский. «Русская история». Москва. «Эксмо». 2000 год.

* * *

 

Александр Максович Шилов.
«Лето в деревне».
1980.

Александр Шилов. Лето в деревне. 1980.

 

Александр Николаевич Иванов.
«Деревня Крылово (Белогуль)».
2006.

Александр Иванов. Деревня Крылово (Белогуль). 2006.

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?
Пороша есть иль нет? и можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа?
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;
Глядим на бледный снег прилежными глазами;
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,
Двух зайцев протравив, являемся домой.
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;
Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле, медленно глотаю скуки яд.
Читать хочу; глаза над буквами скользят,
А мысли далеко... Я книгу закрываю;
Беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет... Теряю все права
Над рифмой, над моей прислужницею странной:
Стих вяло тянется, холодный и туманный.
Усталый, с лирою я прекращаю спор,
Иду в гостиную; там слышу разговор
О близких выборах, о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,
Иль про червонного гадает короля.
Тоска! Так день за днем идет в уединеньи!
Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за шашками сижу я в уголке,
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданая семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы), —
Как оживляется глухая сторона!
Как жизнь, о боже мой, становится полна!
Сначала косвенно-внимательные взоры,
Потом слов несколько, потом и разговоры,
А там и дружный смех, и песни вечерком,
И вальсы резвые, и шопот за столом,
И взоры томные, и ветреные речи,
На узкой лестнице замедленные встречи;
И дева в сумерки выходит на крыльцо:
Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо!
Но бури севера не вредны русской розе.
Как жарко поцалуй пылает на морозе!
Как дева русская свежа в пыли снегов!

Александр Сергеевич Пушкин.
1829 год. 2 ноября.

* * *

 

Александр Яковлевич Головин.
«Деревня на берегу моря». Эскиз декорации к комедии Ж. Б. Мольера «Дон Жуан».
1910.

Александр Яковлевич Головин. "Деревня на берегу моря". Эскиз декорации к комедии Ж. Б. Мольера "Дон Жуан". 1910.

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Лунная ночь в деревне (Зимняя ночь)».
1869.

Алексей Саврасов. Лунная ночь в деревне (Зимняя ночь). 1869.

Деревенский мальчишка
с собачонкой на поводке –
зимние поля…

Сики.

* * *

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Осень. Деревушка у ручья».
1870-е.

Алексей Саврасов. Осень. Деревушка у ручья. 1870-е.

Деревня, поселение, жители которого занимаются преимущественно сельским хозяйством. Исторически деревня являлась первичной формой поселения людей. С развитием общественного разделения труда и товарного производства начинается процесс образования городов и вместе с тем возникновение противоположности между ними и деревней. При капитализме город окончательно подчиняет деревню. Внутри деревни происходит процесс классовой дифференциации (расслоения) крестьянства; из его среды выделяется деревенская буржуазия (кулачество), пролетарские и полупролетарские массы (батрачество, беднота), а число середняков сокращается. Эксплуатация и подчинение деревни городу приводит к резкому отставанию сельского хозяйства от промышленности и обрекает деревню на крайнюю культурную отсталость, в особенности в колониальных и зависимых странах. Только с ликвидацией капиталистического строя и победой социализма коренным образом изменяется социальный облик деревни и взаимоотношения между нею и городом. В СССР с победой колхозного строя ликвидировано кулачество. Во всех социалистических странах крестьянство от единоличного труда переходит к коллективному труду. Кооперирование сельскохозяйственного производства обеспечивает неуклонное повышение материального и культурного уровня крестьянства. При социализме исчезает противоположность интересов между городом и деревней. Сохраняющиеся существенные различия между городом и деревней исчезнут на высшей фазе коммунизма.

Энциклопедический словарь. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия». 1963 год.

* * *

 

Алекскй Кондратьевич Саврасов.
«Деревня зимой».
1880-1890-е.

Алексей Саврасов. Деревня зимой. 1880-1890-е.

Дома и постройки стояли так густо, так близко друг от дружки, что порой между ними было невозможно проехать на двуколой телеге. Ездили только по улице и скотским прогоном. Объяснять такую близость экономией земли нелепо, так как северные просторы были необъятны.

Миряне строились вплотную, движимые чувством сближения, стремлением быть заодно со всеми. В случае пожара на огонь бросались всем миром, убогим, сиротам и вдовам помогали всем миром, подати платили всем миром, ходоков и солдат тоже снаряжали сообща.

Все то, что говорилось о волости, присуще и деревне, только в более узком виде. Каждая деревня имела свой праздник, зимний и летний, богатые деревни обязательно строили свои часовни.

Любое горе и любая радость в деревне были на виду. Мир знал все обо всех, как ни старались щепетильные люди не выносить сор из избы. Другие, более бесшабашные, махнув рукой или в простоте душевной, на общественный суд выкладывали даже излишние подробности. Но суд этот всегда был разборчив: одно принимал он всерьез, другое не очень, а третьего не замечал вовсе.

Для человека ничего не было страшней одиночества. Даже злой, от природы необщительный мирянин вынужден был (хотя бы и формально) блюсти обычай общения, гоститься с родными, разговаривать с соседями, раскланиваться со всеми православными. Подобный формализм в общении бы всегда очень заметен, особенно чувствовали его дети и животные. Нищие тоже почти всегда безошибочно определяли меру искренности подающего милостыню.

Если злые и нелюдимые делали (по нужде!) добрые дела, то что же говорить о людях от природы добрых, человеколюбивых и незлобивых. Деревня каждому воздавала по его истинному облику. Безбожник был безбожником, пьяница пьяницей. Ни за какие заслуги здесь не спрячешься. Человека, находящегося в чести у мира, знали и чтили не только в своей деревне, но и далеко за пределами волости. Чаще всего это были люди трудолюбивые, добрые, иногда богатые, но чаще не очень.

В деревне до мелочей была отработана взаимовыручка. Брать взаймы деньги считалось не очень-то приличным, но все остальное люди охотно давали и брали в долг. Мужики заимствовали друг у друга кожи, веревки, деготь, скалье, зерно. Давали на время полевой инвентарь и лошадь с упряжью. Женщины то и дело занимали предметы утвари, молочные продукты. Когда своя корова еще не доит, было принято брать молоко в долг, у близких родственников - в дар. Занимали даже самоварные угли или хлебную закваску, если вдруг дома не оказывалось. Выручали друг друга в большом и малом. Закатить бревно за угол, покачать зыбку с ребенком или прихватить что-то по пути для соседа ничего не стоило. Но как приятно становилось и тебе и соседу!

При всем этом существовал незримый порог, своеобразный предел заимствования. Свататься ехать все-таки лучше в своих санях, а через день бегать за безменом к соседке тоже не очень сподручно ...

Все общественные вопросы - строительство дорог, изгородей, колодцев, мостов -решались на сходах. По решению общественного схода устанавливалось и ночное дежурство (патрулирование)…

Родная деревня была родной безо всяких преувеличений. Даже самый злобный отступник или забулдыжник, волей судьбы угодивший куда-нибудь за тридевять земель, стремился домой. Он знал, что в своей деревне найдет и сочувствие, и понимание, и прощение, ежели нагрешил ... А что может быть благодатнее для проснувшейся совести? Оторвать человека от родины означало разрушить не только экономическую, но и нравственную основу его жизни* (* Г. Аксенов (из Москвы) по этому поводу замечает: «Слов нет, были и лентяи, были и рвачи, стремившиеся к наживе. Но и те и другие оказывались жалеемыми остальными, как несчастные люди»).

Василий Белов. «Лад». Москва, «Молодая гвардия». 1982 год.

* * *

 

Архип Иванович Куинджи.
«Забытая деревня».
1874.

Архип Куинджи. Забытая деревня. 1874.

– Это и есть село Богомилово? – спросил Фандорин, глядя на жалкую кучку построек: четыре маленьких избы, одна большая, да бревенчатая церквушка.
– Их два, Богомилова, – объяснил Ульян. – Тут село. Потому где церква, там и село. Старики главные здесь проживают, четверо. А ещё есть другое Богомилово, за тем ельником, отседа полторы версты. Оно больше, но там церквы нет, потому прозывается «деревня».

Борис Акунин. «Перед концом света».

* * *

 

Б. В. Щербаков.
«Тригорское. Деревня Воронич».
1936.

Б. Щербаков. Тригорское. Деревня Воронич. 1936.

 

Борис Дмитриевич Григорьев.
«Деревня». Из цикла «Расея».
1918.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Борис Дмитриевич Григорьеа. "Деревня". Из цикла "Расея". 1918. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Алехин начал издалека: поинтересовался, какие вески* и хутора входят в сельсовет, как убираются хлеба, много ли мужиков, как с тяглом, и задал еще несколько вопросов общего характера. (*Вески — деревни (белорус.).)

Владимир Богомолов. «Момент истины (В августе сорок четвёртого)».

* * *

 

Василий Васильевич Верещагин.
«Улица в деревне Ходжагенте».
1868.

Василий Верещагин. Улица в деревне Ходжагенте. 1868.

 

Василий Владимирович Сухов.
«Осень в деревне Власково».
1989.

Василий Сухов. Осень в деревне Власково. 1989.

Известно, что лучший солдат получается из деревенского парня или парня из маленького городка (та же деревня), потому что много ума солдату не нужно. В армии функции исполняющего и думающего разделены (специализированы, как мы говорим). Солдат - примитивная машина, работающая на простых дуальных черно-белых программах «свой-чужой», «черное-белое», «патриот - хорошо, трус — плохо». Не зря прошедшие даже современную механизированную армию городские ребята справедливо отмечают, что армия отупляет. В армейской, как и в деревенской среде нет полутонов и многоцветья, присущего огромному мегаполису.

Солдата рождает Деревня, полководца — Город. Вообще человек, работающий головой - ученый, политик, драматург, - это, как правило, горожанин. Горожанин менее склонен к героизму, потому что сложнее устроен и больше себя ценит. Его программы не так примитивны, не столь дихотомичны.

Более умный всегда найдет способ жить за счет глупого. Поэтому во все века Город эксплуатировал Деревню… Слово «эксплуатировал» я употребляю без всяких отрицательных эмоциональных коннотаций. Я просто констатирую, что деревенские люди всегда жили и живут хуже городских. И тысячи лет тому назад, и сейчас. Во всем мире. При всех системах. Это закон.

Александр Никонов. «Судьба цивилизатора».

* * *

 

Василий Иванович Суриков.
«Деревенская божница».
1880-е.

Василий Суриков. Деревенская божница. 1880-е.

И все-таки, несмотря на многие общие психологические качества, свойственные сельским жителям и вызванные условиями крестьянской жизни, именно Деревня является носителем так называемой национальной культуры, то есть той внешней шелухи в виде обычаев, этнических одежд, причесок, национальной кухни, верований, которая так дорога традиционалистам и мультикультуралистам… География и климат накладывают неизгладимый отпечаток на народный характер, на культуру, религию. Поэтому жители Деревень, расположенных в разных географических и климатических зонах земного шара, имеют разные культуры (разные «этники», как я это называю). А вот жители крупных городов культурно более нивелированы. Разница между парижанином и москвичом меньше, чем между москвичом и жителем деревни Гадюкино. Потому что горожане не зависят ни от географии, ни от климата. Они живут в стандартной среде: высотные дома, электричество, водопровод, трамвай, столбы… Им без разницы, зима сейчас или лето, будет урожай или нет — это не их проблемы, это проблемы коммунальщиков и сырьевиков, которые где-то далеко добывают горожанам нефть и еду. Город стряхивает Деревенскую культурную шелуху, как коросту. Он задает людям другой жизненный темпоритм. Но для этого требуется смена поколений: человек, выросший в деревне, так деревенским и останется, даже если переедет в столицу. А если вы заселите целый город крестьянами из кишлака, они превратят его в грязную деревню, как это произошло с некоторыми городскими районами в постсоветской средней Азии после того, как оттуда уехали белые люди. Город, как желудок, может переваривать Деревню. Но постепенно. Порционно. Впрыскивать нужно дозировано. Иначе — отравление…

Почему китайские вещи стали синонимом отвратительного качества? Да потому что у вчерашнего китайского крестьянина, работающего на фабрике, нет культуры. Точнее, нет у него технологической культуры, то есть любви к точности. Как сказал один старый городской мастер ЗИЛа о деревенских лимитчиках: «Нет в них любви к миллиметру».

Любовь к точности — вот чем отличается Городская культура от Деревенской. В деревенской жизни точность не нужна. Бросил зерно левее или правее — без разницы… Допуск при строительстве хаты — сантиметры. Не влазит — подрубим. Торчит бревно на пядь дальше остальных — не беда. Отсюда общая неаккуратность деревенского быта. Иное дело город. Там речь идет уже не о миллиметрах — о микронах, о сверхчистом производстве. Китай только проходит этап урбанизации, то есть культурной нивелировки — сейчас там только начался фазовый переход от китайского крестьянина к универсальному горожанину, для которого любой город Земли — привычная среда обитания. Поэтому у китайских джипов и выпадает из посадочного гнезда пульт управления электростеклоподъемниками.

Александр Никонов. «Судьба цивилизатора».

* * *

 

Василий Михайлович Звонцов.
«Вид на деревню Зимари».
1983.

Василий Звонцов. Вид на деревню Зимари. 1983.

 

Винсент Ван Гог.
«Деревня на закате солнца».
Государственный музей, Амстердам.

Винсент Ван Гог. "Деревня на закате солнца".

 

Генрих Семирадский.
«Римская деревня. За водой».
Конец 1880-х.

Генрих Семирадский. Римская деревня. За водой. Конец 1880-х.

 

Гюстав Курбе.
«Влюбленные в деревне».
1844.

Гюстав Курбе. "Влюблённые в деревне". 1844.

 

Елена Андреевна Кошевая.
«Зима в деревне».
2001.

Е. Кошевая. Зима в деревне. 2001.

 

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Купим себе деревеньку, да заживём помаленьку».

Елизавета Бём (Эндаурова). Купим себе деревеньку, да заживём помаленьку.

 

Иван Иванович Шишкин.
«Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга».
1869.

Иван Шишкин. Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга. 1869.

 

Иван Иванович Шишкин.
«Деревенский двор».
Конец 1860-х.

Иван Шишкин. Деревенский двор. Конец 1860-х.

 

Иван Иванович Шишкин.
«Деревня».
1874.

Иван Шишкин. Деревня. 1874.

Ночлег в деревне

Душный воздух, дым лучины,
Под ногами сор,
Сор на лавках, паутины
По углам узор;
Закоптелые палати,
Чёрствый хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти…
О, нужда, нужда!
Мыкать горе, век трудиться,
Нищим умереть…
Вот где нужно бы учиться
Верить и терпеть!

Иван Никитин.
1857 или 1858.

* * *

 

Гравёр - Шелте Адамс Болсверт.
Живописный оригинал - Питер Пауль Рубенс.
«Пейзаж с деревней».
Около 1638.

Гравёр - Шелте Адамс Болсверт. Живописный оригинал - Питер Пауль Рубенс. "Пейзаж с деревней". Около 1638.

 

Жюль Дюпре.
«Деревенский пейзаж».
Между 1840-1844.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Жюль Дюпре. "Деревенский пейзаж". Между 1840-1844. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Карель Брейдель.
«Нападение на деревню».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Карель Брейдель. "Нападение на деревню". Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Франсуа Буше.
«Деревенский мостик».
Около 1756.
Частное собрание.

Франсуа Буше. "Деревенский мостик". Около 1756. Частное собрание.

 

... 2 3

 

ДЕРЕВНЯ

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: