- 2 -

Церковь

в живописи и литературе

 

Пётр Тимофеевич Фомин.
«Рождественская церковь в Малах».
1994.

Пётр Тимофеевич Фомин. "Рождественская церковь в Малах". 1994.

Великая Октябрьская социалистическая революция положила конец почти тысячелетнему существованию православия в качестве господствующей государственной религии, а двухсоттысячная армия духовенства в большинстве своем встала на сторону контрреволюции. Советская власть с первых шагов решительно разорвала союз государства с церковью. Декретом «О земле», изданным 8 ноября 1917 г., все церковные и монастырские земли передавались в ведение крестьян и местных органов власти. «Декларация прав народов России» и обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» отменяли все национальные и религиозные привилегии, провозглашали суверенность и равноправие всех вероисповеданий. Дело народного образования было изъято из духовного ведомства и передано Народному комиссариату просвещения, должности «учителей закона божьего» в учебных заведениях были упразднены. Советская власть ввела гражданские браки, упразднила государственные ведомства и управления, ведавшие делами церкви, прекратила выдачу государственных средств на нужды религиозных объединений.

В ответ на эти действия, направленные на отделение государства и школы от церкви, 11 ноября 1917 г. Поместный собор обратился к духовенству и верующим с посланием, объявившим Октябрьскую революцию «нашествием антихриста». 19 января 1918 г. патриарх Тихон в специальном послании предал анафеме политический курс большевиков. Духовенство развернуло антисоветскую агитацию, начало организацию крестных ходов против революционной власти, предписало проводить во всех церквах молебны по «невинно убиенным за православную веру мученикам».

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

С. Н. Антипов.
«Тригорское. Церковь Святого Георгия.».
2012.

С. Н. Антипов. "Тригорское. Церковь Святого Георгия.". 2012.

В.А.: Но говоря о типах строя психики мы начнём с напоминания радиослушателям об их первооснове. Человек является частью биосферы Земли, и он строит своё поведение под воздействием разноуровневых факторов. Строй психики человека определяется тем, какой из ниже перечисленных факторов оказывается у того или иного человека самым значимым. Так вот к числу таких факторов мы относим:

- Врождённые инстинкты и безусловные рефлексы.
- Обычаи, традиции, привычки, стоящие над инстинктами.
- Собственное разумение человека и расчёт, дополненные тем, что всплывает из бессознательных уровней психики, из коллективной психики, является порождением наваждений извне и одержимости.
- Водительство Божьим промыслом в опоре на всё предыдущее, за исключением наваждений и одержимости, как насильственных вторжений в чужую психику.

Если доминируют инстинкты и рефлексы, то мы имеем дело с человекообразным животным, с животным типом строя психики. Доминирование обычаев, традиций, привычек характерно для зомби-биороботов. (Почему куришь? — Потому что все курят. Почему пьёшь пиво? — Потому что все пьют). Расчёты, интуиция вообще, наваждения и одержимость характерны для демонов. (Это мировая закулиса, разработчики и хозяева библейских и религиозных культов, лидеры евразийства, высшие иерархи сайентологов и т.п.). Нормой же для психики Человека Разумного является доминирование водительства Божьим промыслом. Особое значение в продвижении людей к Богодержавию играет явление соборности. Его суть состоит во влиянии на человека коллективной психики, когда это влияние идёт в русле Божьего промысла, не подавляет свободу воли каждого из индивидов.

Доказательство своего бытия Бог даёт каждому, кто освоил алгоритмику общения с ним и ровно настолько, насколько человек сам верит Богу. В соответствии со смыслом обращённых к Богу молитв изменяются жизненные обстоятельства индивида, изменяется статистика всех, случайно происходящих событий, связанных как с ним самим, так и с его близкими. Но Бог не меняет того, что происходит с людьми, пока люди сами не переменят то, что есть в них. Так и выстраивается алгоритмика диалога с Богом, если человек начинает различать призывы и обращения Бога, ему адресованные. Но у Бога нет никакого иного языка для общения с людьми, кроме языка жизненных обстоятельств, кроме случайностей, которые, понимавший эти вопросы Пушкин, характеризовал как «мощное мгновенное орудие Провидения». Столкнувшись с любой случайностью, Человек Разумный должен задуматься, и тогда он научится безошибочно различать, что и в связи с чем ему говорит Бог, поддерживает ли он устремления человека или предостерегает его от возможных ошибок, грехов и заблуждений.

Общение с Богом невозможно выстроить через посредников, на роль которых претендуют церкви всех без исключения вероисповеданий. А потому, чем ближе человек к церкви, тем дальше он от Бога. Взаимодействие с Богом, Божье водительство наполнено реальным физическим смыслом. Это обоюдостороннее взаимодействие торсионных полей, излучаемых конкретным человеком с первичным торсионным полем Божьего промысла, с полем сознания Вселенной. Такого Божьего водительства лишены демонические личности, они опираются не на Божий промысел, а на личные расчёты, на наваждения извне и одержимость. Они являются организаторами, создателями и хранителями системы эгрегоров, экранируют для людей возможности прямой связи с Богом. Их миссия — пасти толпу биороботов под кроной того либо иного эгрегора, который больше приглянулся той либо иной части толпы. Удел зомби-биороботов — покорно пребывать под эгрегориальным колпаком, беспрекословно поклоняться хозяевам этого эгрегора. При этом взаимодействие с эгрегором, как с энергоинформационным образованием, идёт тоже при помощи торсионных полей, что создаёт иллюзию связи с Богом. Такое особое состояние многие ощущают в церквях, при этом идущие с церковных эгрегоров наваждения, создают особое душевное состояние, ошибочно воспринимаемое за связь с Богом. Люди с животным типом строя психики — менее подходящие для формирования бездумной толпы, они являются эгрегориальными кочевниками, свободно и беспрепятственно проникая из-под одного эгрегориального колпака под другой. Во время таких переходов они оказываются на некоторое время в «свободном пространстве», и у них гораздо больше шансов выйти на связь с Богом и начать развитие в сторону строя психики Человек Разумный.

В. Ефимов. «Типы психики. Эгрегоры и Божье водительство». Радиопрограмма №25 (25.03.2003).

* * *

 

Александр Яковлевич Власов.
«Великие Луки в начале ХХ века. Городская биржа, часовня Александра Невского, торговые ряды, Преображенская церковь (ныне площадь Ленина).».
1995.

Александр Яковлевич Власов. "Великие Луки в начале ХХ века. Городская биржа, часовня Александра Невского, торговые ряды, Преображенская церковь (ныне площадь Ленина)". 1995.

Первым опытом регулирования отношений государства и церкви на новых принципах свободы совести был декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», изданный 23 января 1918 г. Декретом отменялись всякие праволишения, связанные с исповеданием или неисповеданием какой-либо веры, религиозные клятвы и присяги. Регистрация актов гражданского состояния и дело образования были переданы государственным органам. Декрет создавал новые основания, органическую структуру для полной реализации марксистско-ленинского понимания принципа свободы совести. Это понимание должно было постоянно обновляться, совершенствоваться на основе практики социалистического строительства.

Претворение этого декрета в жизнь повлекло за собой разработку и принятие серии законодательных актов и постановлений о положении и деятельности религиозных организаций, свщеннослужителей и верующих. В Наркомате юстиции был организован отдел по проведению в жизнь законоположений о религии и церкви, аналогичные отделы были созданы в губернских комиссариатах юстиции. С 1919 по 1924 г. Наркомат юстиции издавал журнал «Революция и церковь». Вопросы отношения к религии и церкви, научно-атеистическая пропаганда рассматривались на X, XII и XIII съездах партии.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Александр Павлович Брюллов.
«Церковь св. Екатерины в Парголово».
Около 1831.

Александр Павлович Брюллов. "Церковь св. Екатерины в Парголово". Около 1831.

В монастыре – что в омуте: сверху гладко, внутри гадко.
В монастыре – что в лавке: всё за деньги.
Поп праведно живёт: с нищего дерёт, да на церковь кладёт.
Попу лишь палец покажи – а уж он найдёт, какой в том грех.
Поп с Христом собирает, а с дьяволом пропивает.
Поповы детки, что голубые кони: редко удаются.
Поповы дочери, что голубые лошади: редкая удаётся.
Не строй семь церквей, роди да пристрой семь детей.
Ешь, медведь, попа и барина – обои не надобны.
Хоть церковь и близко, да ходить в неё склизко.
Поп и Богу норовит за чужой счёт угодить.
Поп тот, кто и с живого и с мёртвого дерёт.
Церковь грабит, да колокольню кроет.
Церковное стяжанье – божье.
Близко церковь, да далеко от бога.
У них денежка и на Небеса путь открывает.
Бог живет наверху, а мучает внизу.
Богу молись, а к берегу гребись!
Где страх, там и Бог.
Аминем лихого не избудешь.

«160 пословиц о церкви, попах, монастырях, монахах, дьяках и боге».
http://kodola.livejournal.com/6913.html

* * *

 

Валентин Александрович Серов.
«Зима в Абрамцево. Церковь.».
1886.

Валентин Александрович Серов. "Зима в Абрамцево. Церковь.". 1886.

Советская власть предоставила религиозным организациям возможность сосредоточить усилия на удовлетворении собственно религиозных потребностей верующих. Однако в условиях гражданской войны православное духовенство продолжало контрреволюционную политическую деятельность, оказывая идейную, политическую и материальную помощь внутренним и внешним врагам Советской власти. Тысячи священнослужителей действовали в белогвардейских армиях Юденича, Деникина, Колчака, Врангеля. Церковь поощряла выступления против власти Советов. В 1921 г. она открыто поддержала Кронштадтский мятеж. Конечно, многие верующие и часть приходского духовенства, лучше других знавшая народные чаяния и интересы, в годы разрухи, голода и эпидемий оказывали помощь голодающим и беженцам, шли в холерные и тифозные бараки, участвовали в решении острых социальных проблем. Однако в целом разрыв между православным духовенством и основной массой верующих разрастался.

Отношения между государством и православной иерархией обострились во время постигших страну в начале 20-х годов засухи и голода. Для экстренной закупки за границей хлеба понадобилась валюта. Отдельные группы верующих и духовенства, решив оказать помощь в сборе средств, предложили отдать для закупки хлеба имеющиеся в церквах некультовые золотые и серебряные изделия. Патриарх Тихон выступил с воззванием о пожертвованиях, однако никаких конкретных шагов предпринято не было. 23 февраля 1922 г. было опубликовано постановление ВЦИК о передаче ценных предметов, находящихся в церквах, синагогах, мечетях, для помощи голодающим. В ответ патриарх опубликовал послание, в котором объявил, что изъятие драгоценных церковных вещей и богослужебных предметов является актом святотатства. Епископат, в свою очередь, объявил изъятие «тяжким грехом», за участие в котором миряне подлежат отлучению от церкви, а священники – лишению сана. Церковь всячески пыталась воспрепятствовать изъятию местными органами власти ценностей. Советам пришлось принять решительные меры пресечения. За антигосударственные действия к суду были привлечены организаторы сопротивления изъятию церковных ценностей в Шуе, Москве, Петрограде, Симферополе, Смоленске и других городах.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Валерий Изумрудов.
«Церковь в Абрамцево».

Валерий Изкмрудов. "Церковь в Абрамцево".

Там, в этом Заболоцке, сказочной красоты церковь на рыночной площади, вспомнила Инна. Времен Ермака, небольшая, чистенькая, вся изукрашенная резьбой и мозаикой, как индийский храм. На Рождество там жарко, и празднично играют и подрагивают белые свечи, и пахнет елкой и медовым воском, и зеленые лапы перевиты атласными лентами, и в горячем воздухе словно плавится золото — так сияют иконы. В Великий пост внутри торжественно и строго, как будто тонкое покрывало наброшено, чтобы приглушить сияние, чтобы мысли не отвлекались, не утекали в житейское, обыденное, привычное, — все словно в ожидании великого чуда, которое придет, только если очень ждать, как в детстве, ни о чем больше не думая!..

Татьяна Устинова. «Первое правило королевы».

* * *

 

Василий Иванович Суриков.
«Церковь».
1910.

Василий Иванович Суриков. "Церковь". 1910.

- Церкви - к испытаниям снятся, - сказал ему тюремщик, приносивший еду.

Владислав Бахревский. «Савва Мамонтов».

* * *

 

Василий Иванович Суриков.
«Церковь в селе Дьякове».
1910-е.

Василий Иванович Суриков. "Церковь в селе Дьякове". 1910-е.

Вместе с остатками разгромленных белых армий значительная часть реакционного духовенства эмигрировала и на своем съезде в г. Сремские Карловцы в Югославии в 1921 г. провозгласила создание «Русской православной церкви за границей», во главе которой встал митрополит Антоний (Храповицкий), один из трех кандидатов на патриарший престол в 1917 году. Съезд высказался за восстановление в России власти династии Романовых, призвал к организации крестового похода против Советской республики, обратился к участникам Генуэзской конференции с требованием не признавать Советское правительство. Главным в деятельности белоэмигрантского духовенства карловацкой церкви была и остается клерикальная антисоветская деятельность.

Расхождение массы верующих с иерархией православной церкви порождали драматические коллизии в их сознании, создававшие предпосылки для преодоления религиозности. Первые успехи новой экономической политики наглядно показали, что на путь сознательного участия в социалистическом строительстве становятся все большее число верующих, тогда как духовенство никак не могло расстаться с ностальгией по самодержавию. Вместе с тем в среде духовенства активизировались обновленцы, из которых одни хотели примирить революцию и церковь в духе богостроительства, другие стремились к чисто религиозному обновлению русского православия, третьи преследовали личные честолюбивые цели. Для широких масс верующих обновленчество открывало более или менее реальный выход из психологического кризиса, поскольку обновленцы прежде всего выступали против контрреволюционной деятельности духовенства, осуждали ее и призывали верующих поддерживать новую власть рабочих и крестьян. В Русской православной церкви начался обновленческий раскол, быстро укреплялись позиции «Живой церкви», «Свободной народной церкви», «Союза общин древлеапостольской церкви» и других обновленческих объединений и групп. Патриаршая церковь теряла свои приходы.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Василий Васильевич Верещагин.
«Перед исповедью на паперти сельской церкви».
1888.

Василий Васильевич Верещагин. "Перед исповедью на паперти сельской церкви". 1888.

 

Василий Васильевич Верещагин.
«Входная дверь в церковь под Казбеком».
1897.

Василий Васильевич Верещагин. "Входная дверь в церковь под Казбеком". 1897.

В мае 1922 г. по обвинению в антисоветской деятельности к суду был привлечен патриарх Тихон. Средства массовой информации широко освещали ход гражданского суда над Тихоном, признавшим свою вину и осужденным за антисоветскую деятельность. Именно в этот момент лидеры обновленцев решили завоевать управление церковью. Делегация обновленцев (протоиерей А. Введенский и др.) посетила Тихона, находившегося под домашним арестом, потребовала его отречения от патриаршего сана и созыва Поместного собора. Обновленцы создали свой орган по управлению церковью – Высшее церковное управление, а 14 мая поместили в «Известиях ВЦИК» письмо, осуждавшее борьбу православной церкви против Советского правительства, в частности послание Тихона о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Обновленцы требовали от иерархии прекратить войну против государства и созвать собор «для суда над виновниками церковной разрухи», урегулирования отношений между церковью и государством и решения вопроса о новом руководстве церковью.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Эжен Буден.
«Дверь церкви Сент-Томас, Тук».
1895.
Музей Современного искусства Андре Мальро, Гавр.

Эжен Буден. "Дверь церкви Сен-Томас, Тук". 1895. Музей современного искусства Андре Мальро, Гавр.

Поискам выхода из кризиса была посвящена работа обновленческого собора 1923 года. На соборе были предложены и рассмотрены разнообразные предложения по реформе православной церкви, однако почти все они были отвергнуты, духовенство высказалось за соблюдение верности духу, а главное – форме и букве традиционного русского православия. Участники собора были единодушны лишь в принятии новой политической ориентации церкви на признание Советской власти как власти народной. На соборе было объявлено также о лишении Тихона сана патриарха. К этому времени почти две трети православных приходов уже перешли на позиции обновленчества. Однако неприятие собором предложенной программы реформ приостановило усиление позиций обновленцев и в значительной мере способствовало усилению патриаршей церкви. Да и Тихон не собирался сдавать позиции без борьбы, он не признавал обновленческих церквей, отрицал правомочность решений обновленческого собора.

После собора начался полный драматизма путь перехода православного духовенства на позиции лояльности по отношению к Советской власти, медленный и извилистый путь, на котором ни одной из сторон не удалось избежать ошибок. Нельзя отказать в мудрости и решительности первого, несомненно, крайне болезненного шага патриарха Тихона к разрыву с почти тысячелетней практикой поддержки самодержавия. В 1923 г. он обратился в Верховный Суд РСФСР с заявлением об отказе от антисоветской деятельности, о переходе на позиции лояльности к новой власти и просил освободить его из-под ареста. Судебное дело против Тихона было приостановлено, и сторонники патриаршей церкви получили возможность начать атаку на терявших позиции обновленцев.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Джакомо Кваренги.
«Церковь-усыпальница в имении А. А. Безбородко «Стольное». Главный фасад».
1790-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Джакомо Кваренги. "Церковь-усыпальница в имении А. А. Безбородко "Стольное". Главный фасад". 1790-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Озабоченный спасением патриаршей церкви и желая вывести ее из кризиса, Тихон в последние годы жизни сделал еще один шаг к нормализации отношений между Советским государством и Русской православной церковью. В апреле 1925 г., за несколько дней до смерти, он опубликовал послание, ставшее как бы его завещанием, в котором говорилось, что «принцип свободы совести, провозглашенный Конституцией СССР, обеспечивает всякому религиозному обществу, и в том числе нашей православной церкви, права и возможности жить и вести свои религиозные дела согласно требованиям своей веры, поскольку это не нарушает порядка и прав других граждан». Осуждалось «всякое противление» Советской власти, деятельность которой верующим рекомендовалось поддерживать*. (*Известия ВЦИК, 15.IV. 1925).

Обновленцы, в свою очередь, провели в 1925 г. второй собор, на котором фактически отказались почти от всех ранее провозглашенных церковных реформ и попытались выработать новую тактику борьбы с патриаршей церковью. Однако после официального отказа последней от активного противодействия Советской власти все большее число приходов порывало с обновленчеством. Обновленческие церкви, выступив в роли стимулятора перехода духовенства Русской православной церкви на позиции лояльности по отношению к власти рабочих и крестьян, после этого перехода быстро теряли свои позиции.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Джакомо Кваренги.
«Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Иконостас угловой церкви; фасад и план.».
1780-е.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Джакомо Кваренги. "Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Иконостас угловой церкви; фасад и план.". 1780-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Николай-Фридрих Гербель.
«Проект иконостаса церкви Святого Исаакия Далматского».
1719-1723.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Николай-Фридрих Гербель. "Проект иконостаса церкви Святого Исаакия Долматского". 1719-1723. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

В этот важный для судеб церкви период главенствующее положение среди духовенства удалось занять митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому). Стремясь отмежевать иерархию от антисоветских акций, он вступил в сложную борьбу и с обновленческими священниками, и с консервативным духовенством, и с иерархией карловацкой церкви. 29 июля 1927 г. от имени Московской Патриархии Сергий с шестью членами Синода сделал декларацию о лояльности и поддержке Советской власти. «Мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства, - говорилось в декларации, и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим правительством»*. (*Известия ВЦИК, 19. VIII. 1927).

На дальнейшем развитии отношений церкви с государством отразилось влияние упрощенных и отчасти извращенных представлений о путях и темпах социалистического строительства. В силу ряда объективных и субъективных причин сложилась административно-командная система управления не только экономикой, но и другими сферами жизни советского общества. Часть партийных и советских работников, руководствуясь оторванными от реальности планами, старалась реализовать их любой ценой. Таковым был и план сразу и навсегда покончить с «религиозными пережитками прошлого» с помощью радикальных ограничительно-запретительных и репрессивных мер. Вульгарно-атеистические методы пропаганды, соединенные с административным рвением представителей власти, привели к искажению ленинских принципов свободы совести. Необоснованным репрессиям были подвергнуты многие священнослужители и верующие активисты, был нанесен ощутимый ущерб и культурному наследию нашего народа.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Василий Васильевич Верещагин.
«Иконостас церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского».
1888.

Василий Васильевич Верещагин. "Иконостас церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского". 1888.

 

Василий Васильевич Верещагин.
«Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского».
1888.

Василий Васильевич Верещагин. "Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского". 1888.

Важное значение для нормализации отношений между церковью и государством имело постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях», в котором определялись формы организации различных религиозных объединений, правила их учреждения, порядок управления церковным имуществом и денежными средствами, а также условия, при которых могло быть произведено закрытие церквей и молитвенных зданий в каждом конкретном случае. Для улучшения научно-атеистической пропаганды в 1932 г. было организовано Государственное антирелигиозное издательство, в работу по формированию материалистического мировоззрения были вовлечены деятели науки и культуры.

В 30-е годы православное духовенство так или иначе перешло на позиции лояльного отношения к Советской власти, поэтому объективно необходимость в дальнейшем применении к нему жестких ограничений уменьшилась. Однако в условиях культа личности Сталина, прежде всего в годы коллективизации и проведения курса на ликвидацию кулачества как класса, священников практически без разбора причисляли к противникам Советской власти, лишили гражданских прав, допускались нарушения конституционных принципов свободы совести и законодательства о культах. Статья 124 Конституции СССР, принятой в 1936 г., отменяла допущенные злоупотребления: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести, - гласила она, - церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». По Конституции (ст. 135) служителям культа были предоставлены полные избирательные права.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Василий Васильевич Верещагин.
«Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге».
1894.

Василий Васильевич Верещагин. "Внутренний вид деревянной церкви Петра и Пала в Пучуге". 1894.

 

Алексей Васильевич Тыранов.
«Внутренний вид Большой церкви (Собора) Зимнего дворца».
1829.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Алексей Васильевич Тыранов. "Внутренний вид Большой церкви (Собора) Зимнего дворца". 1829. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

В межвоенный период Русская православная церковь пыталась сохранить свои позиции, приспособиться к новым реальностям, пересмотреть свою роль и место в социалистическом обществе. Модернизировались отдельные стороны вероучения применительно к изменявшемуся социально-политическому облику верующих, число которых падало.

В 1941-1945 гг. советский народ с оружием в руках и на трудовом фронте боролся против фашистских оккупантов. Церковь заняла в этот период патриотическую позицию. Однако были и исключения. Иерархия униатской церкви, например, вступила на путь сотрудничества с оккупационными войсками. Пошли на сотрудничество с фашистами и некоторые православные священники.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Эдуард Петрович Гау.
«Виды залов Зимнего дворца. Церковная лестница.».
1869.

Эдуард Петрович Гау. "Виды залов Зимнего дворца. Церковная лестница.". 1869.

Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий в первый же день войны обратился к верующим с посланием, содержавшим призыв встать на защиту Родины: «Нам, пастырям церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушно не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге…»*  (*См. Правда о религии в России. М. 1942, с.17.). Многократно с патриотическими призывами к верующим обращался митрополит Алексий, перенесший вместе с ленинградцами тяготы блокады. В октябре 1941 г. церковь призвала верующих вносить пожертвования на нужды обороны. На ее средства были созданы боевая авиационная эскадрилья им. Александра Невского и танковая колонна им. Дмитрия Донского. К 1944 г. вклад православной церкви на нужды обороны превысил 150 млн. рублей.

8 сентября 1943 г. собор епископов православной церкви избрал первого патриарха, вступившего на престол в условиях социалистического общества. Им стал митрополит Московский Сергий. Для регулирования отношений государства и церкви был создан Совет по делам русской православной церкви, позднее преобразованный в Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР. В 1944 г. религиозным организациям было предоставлено право строить, арендовать или покупать помещения, содержать духовные школы для подготовки священнослужителей, мастерские для изготовления предметов культа, издавать религиозную литературу. После кончины патриарха Сергия Поместный собор в начале 1945 г. избрал патриархом митрополита Ленинградского Алексия (Симанского). В марте 1946 г. во Львове состоялся собор, который упразднил Брестскую унию 1596 г. с Ватиканом и объявил о воссоединении греко-католиков (униатов) Западной Украины с Русской православной церковью. В августе 1949 г. в Мукачеве было проведено воссоединение с нею греко-католиков (униатов) Закарпатья.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Вильгельм Шуберт ван Эренберг.
«Внутренний вид церкви».
1665.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Вильгкльм Шуберт ван Эренберг. "Внутренний вид церкви". 1665. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Герард Хаукгест.
«Внутренний вид церкви».
1648.

Герард Хаукгест. "Внутренний вид церкви. 1648.

После войны продолжалась стабилизация отношений государства с православной церковью, были отменены некоторые из ограничительных санкций, касавшиеся учебных заведений, издательской и хозяйственной деятельности церкви. Развивались международные связи Московской патриархии, православное духовенство стало принимать участие в деятельности таких международных религиозных организаций, как Христианское движение в защиту мира, Всемирный совет церквей, Конференция европейских церквей. Расширилось участие в экуменическом движении, прежде всего в рамках Экуменического совета церквей. Православная церковь вступила на путь миротворческой деятельности на международной арене.

После смерти патриарха Алексия поместный собор Русской православной церкви в июне 1971 г. избрал патриархом Московским и всея Руси митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена (С. М. Извеков). Собор принял специальное «Обращение» в защиту мира и призвал всех христиан содействовать всеобщему разоружению, «умножить свои миротворческие усилия и объединить их с усилиями всех людей доброй воли»*. (*Поместный Собор Русской Православной Церкви, 30 мая – 2 июня 1971 г. Документы, материалы, хроника. М. 1972, с. 138.)

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Герард Хаукгест.
«Внутренний вид католической церкви».
1648.

Герард Хаукгест. "Внутренний вид католической церкви". 1648.

 

Антон Гюнтер Геринг (?)
«Внутренний вид церкви».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Антон Гюнтер Геринг(?) "Внутренний вид церкви". Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Изменение социального облика верующих, эволюционные процессы в православии способствовали тому, что по мере развития и совершенствования социалистического общества заложенная еще в первые годы Советской власти структура отношений государства и церкви, основанная на принципе свободы совести, начала очищаться от завалов прошлого, наполняясь новым содержанием.

Расширились направления и формы мирозащитной деятельности Русской православной церкви на международной арене: проводились крупные международные конференции религиозных деятелей различных вероисповеданий, выступающих за мир на Земле.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Джованни Паоло Панини.
«Внутренний вид церкви Санта-Мария Маджоре в Риме».
1750-е.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Джованни Паоло Панини. "Внутренний вид церкви Санта-Мария Маджоре в Риме". 1750-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Клод Желле, прозванный Лоррен.
«Вид церкви Тринита деи Монти в Риме».
1632.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Клод Желле, прозванный Лоррен. "Вид церкви Тринина деи Монти в Риме". 1632. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

В эпоху Ренессанса церкви строили с таким расчетом, чтобы в случае неожиданного штурма города они могли служить укрытием. Поэтому дверей делали как можно меньше.

Дэн Браун. «Ангелы и демоны».

* * *

 

Лоуренс Альма-Тадема.
«Интерьер церкви Сан-Клементе в Риме».

Лоуренс Альма-Тадема. "Интерьер церкви Сан-Клементе в Риме".

В церквях периода Ренессанса, как правило, имелось несколько часовен, а в больших храмах наподобие собора Парижской Богоматери их насчитывался не один десяток. Эти часовни были не закрытыми помещениями, а всего лишь нишами — полукруглыми углублениями по периметру стен церкви. В этих углублениях и располагались гробницы великих людей прошлого.

Дэн Браун. «Ангелы и демоны».

* * *

 

Шарль-Луи Клериссо.
«Интерьер церкви Сан Стефано ди Ротонда в Риме».
Между 1750-1755.

Шарль-Луи Клериссо. "Интерьер церкви Сан-Стефано ди Ротонда в Риме". Между 1750-1755.

Известно, что к роковому 1998 году Русская православная церковь стала одним из крупнейших поставщиков в Россию табачных изделий и алкоголя. Не случайно в народе, да и в «Московском комсомольце» митрополита Кирилла давно переименовали в митрополита Куриллу.

В. Ефимов. «Место дианетики и сайениологии в схемах глобального рабовладения». Радиопрограмма №21 (14.01.2003).

* * *

 

Шарль-Луи Клериссо.
«Вид на церковь Санти-Джованни-э-Паоло в Риме».
Между 1750-1755.

Шарль-Луи Клериссо. "Вид на церковь Санти-Джованни-э-Паоло в Риме". Между 1750-1755.

В современных условиях, когда социальный облик, мировоззрение, уровень культуры и образования советских людей претерпели качественные изменения, религиозные социальные связи, приверженность тому или иному вероисповеданию уже отступили на задний план, не детерминируют социально-политическое поведение и активность граждан нашего общества. Поэтому религиозные организации, в том числе и Русская православная церковь, не могут не приспосабливать вероучение, культ и свою социальную активность к реальностям социалистического общества, проявляют готовность к сотрудничеству с государственными и общественными организациями.

Однако в условиях перестройки и демократизации жизни советского общества во второй половине 80-х годов в заявлениях ряда религиозных деятелей прозвучали преувеличенные оценки позитивной роли Русской православной церкви в истории нашей страны. Представители православия без должных оснований выдают церковь за единственную хранительницу государственности, культурных, нравственных и патриотических традиций русского, украинского и белорусского народов. К сожалению, подобные субъективные оценки воспринимаются на веру и получают распространение среди молодежи и в некоторых кругах интеллигенции. Отчасти в этом сказывается нехватка доброкачественных научно-популярных работ по истории Русской православной церкви.

Принципиальное понимание свободы совести, заложенное в ленинском декрете «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», полностью соответствует нынешнему периоду перехода советского общества на качественно новый уровень развития. Современным задачам в этой области отвечают укрепление материалистического мировоззрения и сотрудничество верующих и атеистов в социалистическом созидании. Важная роль принадлежит при этом научному изучению и объективному освещению роли и места Русской православной церкви в жизни нашей страны в различные исторические периоды.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

1 ... 3

 

ЦЕРКОВЬ

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: