Даниил Чёрный (предположительно).
«Лоно Авраамово».
1408.
Фреска южного склона центрального нефа Успенского собора во Владимире.

Глядя на неё, веришь, чувствуешь и точно видишь, как этот народ идет в своей умопомрачительной генеалогии к Моисею, подымается к Аврааму* и выше, ещё выше – прямо до великого, грозного, мстительного библейского бога! (*Авраам – по библейскому сказанию, родоначальник еврейского народа).
Александр Куприн. «Жидовка».
* * *
Ян Брейгель Старший.
«Лесной пейзаж с Авраамом и Исааком».
1599.
Национальный музей западного искусства, Токио.

Авраама призвал Бог: а я сам призвал Бога… Вот вся разница.
Все-таки ни один из библеистов не рассмотрел этой особенности и странности библейского рассказа, что ведь не Авраам искал Бога, а Бог хотел Авраама. В Библии даже ясно показано, что Авраам долго уклонялся от заключения завета. Бегал, но Бог схватил его. Тогда он ответил: «Теперь я буду верен Тебе, я и потомство моё».
Василий Розанов. «Уединённое».
* * *
Питер Пауль Рубенс.
«Авраам и Мелхиседек».
1621.
Лувр, Париж.

…будучи оседлыми людьми, общие предки древних евреев и древних арабов, по мере продвижения в сторону Аравии и усыхания климата, приобретали кочевнические навыки. Чистыми кочевниками они не были. Этот вопрос хорошо изучен. Его, кстати, очень легко изучать и по Библии, всё, что касается праведного Авраама и ближайших потомков его. Жили они в кожаных шатрах. Во времена Авраама они жили жизнью отгонных скотоводов. Засевали поле, а сами откочёвывали в Аравию скот кормить, пока там ещё травка свежа. Когда время подходило, когда всю травку поели, кочевали назад, а дома уже всё зелёненькое и скоро надо собирать урожай.
Повторяю, они были общими предками западных семитов. Меньше всего мы можем полагать Авраама евреем, тем более что арабы тоже считают его своим предком. И Библия даёт к этому серьёзные основания, прямой рассказ. Но, безусловно, он был предком народов, которые пришли с востока и стали крайними западными семитами. Мы тоже имеем основания праведного Авраама или Ибрагима (по-арабски) считать своим предком. Так полагал святой благоверный князь Дмитрий Донской, когда он узнал, что его союзники, старшие Ольгердовичи, следуют из Литвы с войсками ему на помощь на Куликово поле в 1380 году. Он в послании так их и приветствовал: «Вижу, что вы поистине сыны Авраама». И никто тем словам не удивился.
Владимир Махнач. «Сирия, Палестина, Карфаген». Лекция. 2005 год.
* * *
Питер Пауль Рубенс.
«Авраам даёт десятину Мелхиседеку».
1625-1626.
Прадо, Мадрид.

Егова, Юпитер, Брама; бог Авраама, бог Моисея, бог Конфуция, бог Зороастра, бог Сократа, бог Марка Аврелия, Бог христиан, о Бог мой! Ты един повсюду*. (*Его́а (Иегова), Юпитер, Брама – имена божеств в иудейской, древнеримской, индийской религиях. Авраам, Моисей – библейские персонажи. Конфуций (551–479 гг. до н. э.) – древнекитайский философ. Зороастра (Заратуштра) – мифический пророк древних народов Средней Азии, Персии, Азербайджана. Сократ (469–399 до н. э.) – древнегреческий философ. Марк Аврелий (121–180) – римский император.)
Александр Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
* * *
Питер Пауль Рубенс.
«Встреча Авраама и Мелхиседека».
Около 1625.
Музей Ринглинга, Сарасота.

— Пан Идумей*, персы — кедары…** (*Идумей — правитель римлян; древние евреи называли их идумеями. **Дети рабыни от Авраама.)
Алексей Чапыгин. «Разин Степан».
* * *
Питер Пауль Рубенс.
«Встреча Авраама и Мелхиседека».
Около 1626.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Уроженцем Ура был Авраам – избранник бога Яхве, заключивший с ним «завет» и ставший родоначальником евреев и арабов (через Измаила). Из города Ура, располагавшегося в Южной Месопотамии, Авраам был призван Богом, который сказал ему: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего (и иди) в землю, которую Я укажу тебе».
Надежда Ионина. «100 великих городов мира».
* * *
Питер Пауль (Пьетро Пауло) Рубенс, мастерская.
«Встреча Авраама и Мелхиседека».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Ян Витдук. Инвертор-Питер Пауль Рубенс.
«Встреча Авраама и Мелхиседека».
1638.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Питер Пауль Рубенс.
«Встреча Авраама и Мелхиседека».
Музей искусств, Кан.

Ян Пунт. Инверторы - Питер Пауль Рубенс, Якоб де Вит.
«Мелхиседек и Авраам».
Середина XVIII века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Ян Викторс, приписывается.
«Авраам и три ангела».
Конец 1630-х.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Авраам, принимающий ангелов».
1646.

Гербрандт Янс ван ден Экхаут.
«Авраам и три ангела».
1656.

Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Авраам и три спутника».
1656.

Карл Павлович Брюллов.
«Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского».
1821.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Адриан ван дер Верф.
«Сарра вводит Агарь к Аврааму».
1696.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Авраам, потомок Сима, был одним из библейских патриархов, родоначальником еврейского и арабского народов.
После того как произошло смешение языков и люди расселились по разным странам, вера в единого Бога стала забываться, в мире воцарилось язычество — поклонение многим богам, небесным светилам, животным, птицам и даже неодушевлённым предметам.
Лишь один Авраам, живя среди язычников, сохранял веру в истинного Бога.
Когда Аврааму было 75 лет, Бог явился ему и сказал: «Пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё; и будешь ты в благословении».
Авраам послушался Божьего повеления, взял свою жену Сарру, слуг, рабов, и покинув город Ур, в котором родился и прожил всю жизнь, пустился в путь.
Бог привел Авраама в землю Ханаанскую. Там жили кочевники-пастухи, потомки Ханаана, сына Хама. Ханаанская земля была обширна и плодородна, но мало заселена. Бог пообещал Аврааму, что со временем вся эта земля станет принадлежать его потомкам. Так Ханаанская земля стала обетованной, то есть обещанной.
Авраам поселился со своими домочадцами в Ханаанской земле и стал вести привычную для себя жизнь скотовода.
Бог ещё несколько раз являлся Аврааму, чтобы подтвердить пророчество о многочисленности и величии будущего авраамова потомства. Но жена Авраама, Сарра, была бесплодна, и у Авраама не было ни одного ребёнка.
Тогда, следуя древнему обычаю, Сарра избрала среди своих рабынь наложницу для мужа, египтянку по имени Агарь, чтобы рождённого ею ребенка воспитать как собственного.
Вскоре Агарь забеременела. Она сразу же возгордилась и перестала оказывать Сарре почтение как своей госпоже. Сарра пожаловалась мужу: «Я отдала служанку мою в недро твоё; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня».
Авраам, не желая вмешиваться в семейную склоку, сказал жене: «Служанка твоя в твоих руках, — делай с нею, что тебе угодно».
Сарра стала притеснять Агарь, и та, не выдержав постоянных придирок, убежала из дома.
Не зная, куда идти, Агарь целый день блуждала по пустыне, а ночью заснула под открытым небом. Во сне ей явился ангел и сказал: «Возвратись к госпоже своей и покорись ей!» Агарь послушалась ангела, вернулась к Сарре и в положенный срок родила сына, получившего имя Измаил, что значит «Бог слышит».
Прошло несколько лет. Однажды мимо жилища Авраама проходили трое странников. Следуя законам гостеприимства, Авраам пригласил их отдохнуть и подкрепиться. Сарра испекла для гостей хлеб. Авраам заколол и приказал зажарить телёнка.
Насытившись, странники поблагодарили гостеприимных хозяев, и один из них сказал Аврааму: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей».
Услышав эти слова, Сарра, которой в то время было 90 лет, подумала: «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? И господин мой стар».
Но странник, угадав её мысли, назидательно сказал, что нет ничего невозможного для Господа. После чего странники удалились.
Эти три странника в действительности были ангелами, в которых воплотился сам Бог. (Их изображение — так называемая «ветхозаветная Троица» — является одним из самых распространенных сюжетов русских икон, в том числе знаменитой «Троицы» Андрея Рублева.) Через год, как и было предсказано, у девяностолетней Сарры и столетнего Авраама родился сын. Сарра была счастлива, но в то же время несколько смущена. Она говорила: «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеётся». Сарра назвала сына Исаак, что значит «смех».
Исаак был законным сыном Авраама, но Измаил, хоть и рождённый от рабыни, был старшим и, по обычаю, имел больше прав. Неприязнь Сарры к Агари вспыхнула с новой силой, и она обратилась к мужу, потребовав: «Выгони эту рабыню и сына её, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком».
«Показалось это Аврааму весьма неприятным», он не хотел расставаться со старшим сыном, но Бог повелел ему поступить так, как требует Сарра, и не тревожиться о судьбе Измаила, которому также, как и Исааку, суждено стать родоначальником великого народа.
Авраам дал Агари в дорогу хлеба, бурдюк с водой и посоветовал идти с сыном в Египет, откуда она была родом.
Агарь пошла, держа за руку сына и неся на плечах бурдюк с водой. В пустыне она заблудилась, запас воды иссяк, и гибель казалась неизбежной. Агарь «оставила отрока под одним кустом», а сама, чтобы не видеть, как умирает сын, отошла на расстояние выстрела из лука, села на песок и стала громко плакать.
Бог, услышав её стенания, «открыл глаза её, и она увидела колодезь с водою». Агарь наполнила бурдюк водой, напоила Измаила и снова пустилась в путь. Наконец, мать и сын достигли мест, где смогли поселиться.
Измаил вырос, стал искусным охотником, женился. Как и обещал Господь, его многочисленные потомки образовали народ, известный под названием измаильтян, агарян, или арабов.
В Мекке до сих пор существует священный камень, под которым, по преданию, похоронены Измаил и Агарь.
Тем временем Авраам, лишившись старшего сына, все свои отцовские чувства сосредоточил на Исааке.
Бог, желая убедиться в преданности Авраама, решил подвергнуть его жестокому испытанию: потребовал принести Исаака в жертву.
Бог сказал Аврааму: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».
Рано утром Авраам наколол дров для жертвенного костра, оседлал осла и, взяв с собой Исаака и двух слуг, отправился в землю Мориа.
Через три дня Авраам и его спутники достигли горы, которую указал Бог. Авраам сказал слугам: «Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся и возвратимся к вам».
Исааку Авраам велел нести дрова, сам взял огонь, жертвенный нож, «и пошли оба вместе».
По пути «начал Исаак говорить Аврааму отцу своему» и сказал: «Отец мой!» Авраам отвечал: «Вот я, сын мой!» Тогда Исаак спросил: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам ответил сыну: «Бог усмотрит себе агнца для всесожжения».
Поднявшись на вершину горы, Авраам устроил там жертвенник, сложил дрова и, связав Исаака, положил его поверх дров. Затем «простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего». Но тут с неба к нему воззвал ангел и сказал от имени Бога: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».
Авраам увидел поблизости барана, запутавшегося рогами в зарослях, заколол его — и принес в жертву.
Затем отец и сын спустились с горы к своим слугам и ослу и благополучно вернулись домой.
Когда Исаак вырос, отец высватал ему жену по имени Ревекка. У Исаака и Ревекки было двое сыновей — Исав и Иаков.
Однажды Иакову было видение, в котором он боролся с самим Богом, желая получить от него благословение. Бог благословил Иакова и дал ему второе имя — Израиль, что значит «Богоборец».
Авраам и Сарра дожили до глубокой старости: Сарра умерла ста двадцати семи лет от роду, а Авраам — ста семидесяти пяти.
Как и обещал Бог Аврааму, потомки Исаака стали самостоятельным народом, известным под названием евреев или, по имени сына Исаака Израиля, израильтян.
Татьяна Муравьёва. «100 великих мифов и легенд».
* * *
Питер Пауль (Пьетро Пауло) Рубенс.
«Уход Агари из дома Авраама».
Между 1615-1617.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Пророческий и праотеческий чин.
«Праотец Авраам, царь Давид и Богоматерь».
XVII век.
Александр Андреевич Иванов.
«Авраам просит у бога знамения».
1850-е.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: