Андрей Петрович Рябушкин.
«Семья купца в XVII веке».
1866.
Век семнадцатый – еще почти полное всевластие королей, жизнь, в значительной степени основанная на идеях, практике и укладах средневековья.
Александр Бушков. «Екатерина II: алмазная золушка».
* * *
Андрей Петрович Рябушкин.
«Русские женщины XVII столетия в церкви».
1899.
Андрей Петрович Рябушкин.
«Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)».
1901.
Лоуренс Альма-Тадема.
«Родильная комната, семнадцатый век».
1868.
Ребенок, предназначенный служить игрушкой для взрослых, - такое явление не раз имело место в истории. (Оно имеет место и в наши дни.) В простодушно-жестокие эпохи оно вызывало к жизни особый промысел. Одной из таких эпох был семнадцатый век, называемый "великим". Это был век чисто византийских нравов; простодушие сочеталось в нем с развращенностью, а жестокость с чувствительностью - любопытная разновидность цивилизации! Он напоминает жеманничающего тигра. Это век мадам де Севинье, мило щебечущей о костре и колесовании. В этот век эксплуатация детей была явлением обычным: историки, льстившие семнадцатому столетию, скрыли эту язву, но им не удалось скрыть попытку Венсена де Поля залечить ее.
Виктор Гюго. «Человек, который смеется».
* * *
Константин Егорович Маковский.
«Боярский свадебный пир в XVII веке».
1883.
Илья Ефимович Репин.
«Ратник XVII века».
1879.
«Ипатьевский монастырь на реке Волге, где был выбран на царство царь Михаил Фёдорович в XVII столетии».
Начало ХХ века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
XVII век был «бунташным» веком. Он начался смутой, самозванцами, польской и шведской интервенцией, крестьянской войной под руководством Болотникова и продолжался многочисленными мятежами и бунтами. Мы привыкли к упрощенному взгляду, согласно которому взрывы классовой борьбы всегда соответствуют интересам низших классов, а выражение «крестьянская война» воспринимается как обозначение такой войны, которая отвечает интересам всего крестьянства и в которой крестьянство почти поголовно участвует. При этом мы забываем слова Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный». Уже смута с ее бесчинствами, которые творили не только интервенты, но и многочисленные вооруженные банды «гулящих людей», причинила сельскому населению России неизмеримые страдания. Опустошенные и разграбленные села, крестьянские избы, забитые трупами, голод, бегство населения — такая картина возникает из документов. Мятежи и бунты вызывали неслыханную вспышку разбойничества. Наивная идеализация — видеть в этих разбойниках Робинов Гудов или Карлов Мооров, защитников эксплуатируемых, обрушивших весь свой классовый гнев на угнетателей народа. Основной жертвой их делался беззащитный крестьянин:
Уж как рыбу мы ловили |
Ограбленный «дядюшка Петр» вряд ли был угнетателем народа.
Идея порядка, «регулярного государства» вовсе не была внушена Петру I путешествием в Голландию или вычитана у Пуффендорфа — это был вопль земли, которая еще не залечила раны «бунташного века» и одновременно не могла себе представить, во что обойдется ей эта «регулярность».
Юрий Лотман. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)».
* * *
Сергей Васильевич Иванов.
«Приезд иностранцев. XVII век».
1901.
Борис Михайлович Кустодиев.
«Московская школа XVII века».
1907.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов.
«Сцена из XVII столетия».
1934.
Пабло Пикассо.
«Портрет человека XVII века, анфас».
1967.
Частная коллекция.
Пабло Пикассо.
«Портрет человека XVII века».
1967.
Частная коллекция.
Борис Михайлович Ольшанский.
«Городская улица XVII века».
2004.
Борис Михайлович Ольшанский.
«Посольский двор XVII века».
Юрий Константинович Люкшин.
«Москва XVII век. Красная площадь». Серия «Борис Годунов».
2006.
Юрий Константинович Люкшин.
«Москва XVII век. Красная площадь».
Серия «Борис Годунов».
2006.
«Астрахань. XVII век».
«Стокгольм в XVII веке».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: