Луи Вальта.
«Солнце под деревьями».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Если всё количество потребляемой сейчас энергии увеличить в 30 раз, то и тогда оно составит менее одной тысячной доли солнечной энергии, достигающей поверхности Земли.
«Техника – молодёжи».
* * *
Пьер Огюст Ренуар.
«Женщина с зонтиком и ребёнок на залитом солнцем склоне холма».
1876.
Бостонский музей изящных искусств, Бостон.
А само слово СОЛНЦЕ! Тот же автор «Слова о Полку Игореве» писал (надеюсь, позже переписчики копировали точно, а если нет, то еще лучше) не СОЛНЦЕ, а СЛНЦЕ.
Когда оно из РА стало таким труднопроизносимым?
Сергей Алексеев. «Сокровища Валькирии. 6-Правда и вымысел».
* * *
Пьер Огюст Ренуар.
«Обнажённая, эффект солнца».
1876.
Музей д'Орсе, Париж.
Значение Солнца в египетской культуре необычайно высоко, хотя характер почитания Солнца менялся. Имя Солнца — Ра. Оно постоянно повторяется в египетских именах. Этот корень встречается и в других языках, далеких от древнеегипетского, но имена египетских фараонов буквально через одного содержат имя Ра (например, в той же IV династии — Хаф-ра, Менкау-ра, недолго правивший Джедеф-ра).
Владимир Махнач. «Египет». 1997 год.
* * *
Пьер Огюст Ренуар.
«Солнечный пейзаж».
1880.
Частная коллекция.
На пути к первой нише Лэнгдон прошел мимо гробницы одного из католических правителей Италии. Его саркофаг, как это часто бывает в Риме, стоял под углом к стене. Группа иностранных туристов с недоумением взирала на эту, с их точки зрения, нелепость. Лэнгдон не стал тратить время на то, чтобы разъяснять причины. Дело в том, что по христианскому обычаю все захоронения должны быть ориентированы так, чтобы покойники смотрели на восток, и обычай частенько вступал в противоречие с требованиями архитектуры. Американец улыбнулся, вспомнив, как этот предрассудок совсем недавно обсуждался на его семинаре по проблемам религиозной символики.
— Но это же полная нелепость! — громко возмущалась одна из студенток. — Почему церковь хочет, чтобы мертвецы смотрели на восходящее солнце? Ведь мы же говорим о христианах, а не… о солнцепоклонниках!
— Мистер Хитцрот! — воскликнул Лэнгдон, который в этот момент расхаживал у доски, жуя яблоко.
Дремлющий в последнем ряду студент даже подпрыгнул от неожиданности.
— Кто? Я?
— Вы, вы, — подтвердил Лэнгдон и, указывая на прикрепленную к стене репродукцию какой-то картины периода Ренессанса, продолжил: — Кто, по вашему мнению, человек, преклонивший колени перед Творцом?
— Хм-м… Какой-то святой, видимо.
— Превосходно. А откуда вам стало известно, что это — святой?
— У него над головой нимб.
— Прекрасно. И этот золотой нимб вам ничего не напоминает?
— Напоминает, — расплылся в широкой улыбке Хитцрот. — Это похоже на те египетские штуки, которые мы изучали в прошлом семестре. Как их там?.. Ах да! Солнечные диски!
— Благодарю вас, Хитцрот. Можете спать дальше, — милостиво произнес Лэнгдон и, поворачиваясь к классу, продолжил: — Нимбы, как и многие иные символы христианства, позаимствованы у древних египтян, которые поклонялись солнцу. В христианстве можно найти массу отголосков этой старинной религии.
— Простите, — не сдавалась девица в первом ряду, — я регулярно хожу в церковь и не вижу, чтобы там поклонялись солнцу.
— Неужели? Скажите, какое событие вы отмечаете двадцать пятого декабря?
— Рождество. Рождение Иисуса Христа.
— Однако, согласно Библии, Спаситель был рожден в марте. С какой стати мы отмечаем день его появления на свет в декабре?
В аудитории воцарилось молчание.
— На двадцать пятое декабря, друзья мои, — улыбнулся Лэнгдон, — приходился древний языческий праздник, именовавшийся sol invictus, что на нашем языке означает «непобедимое солнце». И это, как вам, видимо, известно, — день зимнего солнцеворота, тот замечательный момент, когда солнце возвращается к нам и дни становятся длиннее. — Лэнгдон откусил от яблока кусок, прожевал его и продолжил: — Конкурирующие религии частенько присваивают существующие у противной стороны праздники, дабы облегчить переход к новой вере. Этот процесс, именуемый transmutatum, позволяет людям избежать потрясений при адаптации к новой для них религии. Верующие продолжают отмечать прежние праздники, возносить молитвы в знакомых местах и пользоваться привычными символами… они просто замещают одного бога другим.
Эти слова привели девицу в первом ряду в полную ярость.
— Вы хотите сказать, что христианство есть не что иное, как солнцепоклонство, но только в иной упаковке?!
— Вовсе нет. Христианство позаимствовало свои ритуалы не только у солнцепоклонников.
Дэн Браун. «Ангелы и демоны».
* * *
Пьер Огюст Ренуар.
«Солнечная улица».
1900.
Иван Андреевич Крылов. В глуши расцветший Василёк О вы, кому в удел судьбою дан * * * |
Архип Иванович Куинджи.
«Солнечные пятна на инее. Закат в лесу».
1876-1890.
Огненные полосы ширились по небу, как огненные крылья серафимов, павших ниц, во славе грядущего Господа. Над черною стеною леса появился раскаленный уголь, ослепительный. Лучи его, дробясь об острые верхушки черных елей, заиграли многоцветной радугой. И огонь костра померк в огне солнца.
Дмитрий Мережковский. «Антихрист. Пётр и Алексей».
* * *
Архип Иванович Куинджи.
«Солнечные пятна на инее».
1876-1890.
Архип Иванович Куинджи.
«Вершина Эльбруса, освещенная солнцем».
1898-1908.
Эжен Буден.
«На берегу в солнечную погоду».
1877.
Национальная галерея, Лондон.
Илья Ефимович Репин.
«Старшина со спины, освещённый солнцем».
1885.
Илья Ефимович Репин.
«На солнце. Портрет Н. И. Репиной».
1900.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: