- 3 -

Великий Новгород.

Кремль.

Владычная (Грановитая) палата.

1433.

 

Ювелирное искусство V-XV вв.

Собрание декоративно-прикладного искусства Новгородского музея является одним из самых значительных в России и охватывает период с V по XIX столетия. Его основу составляют сокровища соборных и монастырских ризниц Великого Новгорода, одного из крупнейших центров среброделия Древней Руси. Именно здесь удалось сберечь драгоценные святыни и сохранить непрерывность художественных традиций.

В Готическом зале наглядно демонстрируются разные этапы развития золотого и серебряного дела. Это памятники ювелирного искусства, мелкой пластики константинопольских, русских и западноевропейских мастеров. Среди них высокие образцы XI-XII вв., «золотого века» новгородской торевтики, связанные с культурой византийского императорского дома, княжеского и владычного двора: древнейшие евхаристические сосуды, Малый и Большой сионы, кратиры.

Изделия ювелиров, резчиков по кости, камню, дереву периода монголо-татарского нашествия XIII-XIV вв. представлены немногими из сохранившихся предметов личного благочестия, знакомящими с местными особенностями миниатюрной пластики. Образцы уникальной храмовой утвари XIV-XV вв. раскрывают смысл православного богослужения. Особого внимания заслуживает всемирно известный Софийский панагиар, исполненный новгородским ювелиром Иваном в 1435 г.
В произведениях новгородского серебряного дела проявляется ярко выраженный самобытный характер, выработанный под несомненным влиянием византийской и европейской художественных традиций. Владение разнообразными техническими приемами, выявляющими красоту материала, новаторство, понимание стиля эпохи дополняют художественные особенности изделий.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Иерусалим (Сион малый). Спас Вседержитель.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Иерусалим (Сион малый). Спас Вседержитель.

Первая половина XI в. Византия.
Из Софийского собора.
Серебро, горный хрусталь, стекла; чеканка, резьба, литье, золочение.
Высота 63 см; диаметр поддона 36 см.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

Малый иерусалим, так его называли первоначально, появился среди первых предметов утвари в алтаре главного храма Новгорода. Более позднее название литургического произведения – Сион – встречается с XVII в. Исполнен из позолоченного серебра. По своей форме Сион восходит к ротонде Гроба Господня, сооруженной императором Константином и его матерью Еленой в Иерусалиме на сионской горе. К сожалению, памятник дошел до нас не полностью.
В настоящее время сохранилась только шестиколонная ротонда, завершающаяся полусферическим куполом и крестом. Слегка вытянутые арки барабана купола вмещают ажурные решетки с мотивами виноградной лозы с кринами. Гладкие колонны с массивными базами поддерживают сень.

Следы дверей, утрата драгоценных украшений, орнаментальных заполнений арок купола, более поздние вставки мастики и стекол свидетельствуют о перенесенных испытаниях за тысячелетнюю историю его существования.
Ротонда на блюдо – дискос установлена позднее. В центре дискоса резной крест с чеканным изображением Христа в медальоне, изумляющим виртуозностью исполнения. Стиль рельефного образа, значительность и спокойное величие облика, скульптурная объемность моделировки ставят изображение на дискосе в ряд византийских памятников Х – начала XI вв.

Сион представляет собой сосуд для перенесения священного хлеба, во время Большого входа на литургии. Он был необходим для совершения таинства евхаристии («евхаристия» с греческого означает благодарение), причащения присутствующих на литургии Святыми Дарами в память о последней трапезе Христа со своими учениками на Тайной вечере. Присутствие этой святыни в храме напоминало о реальном Иерусалиме, словно перенесенном в Новгородский Софийский собор.

Малый сион мог быть заказан в Константинополе князем Владимиром Ярославичем к освящению главного храма, мог быть также государственным даром византийского императора и патриарха или дипломатической акцией, связанной с упрочением самой северной православной епископии.

Во время поругания Новгорода и разграбления Софии князем Всеславом Полоцким в начале XII в. были вывезены в первую очередь драгоценности, среди которых были иерусалимские реликвии. Через 116 лет его правнук Мстислав с новгородцами, не забывшими обиды, отправились в поход и, возможно, вернули этот сион, но состояние его очень изменилось.
По упоминаниям в летописях и других письменных источниках известно десять древнерусских иерусалимов. В настоящее время сохранилось четыре: два сиона новгородских и два московских.

 

Иерусалим (Сион большой). Деисус. Апостолы.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Иерусалим (Сион большой). Деисус. Апостолы.

Первая четверть XII в. Новгород.
Из Софийского собора.
Серебро, стекловидная паста; чеканка, литье, резьба, чернь, золочение.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Иерусалим (Сион большой).

Большой иерусалим или сион принадлежит к старейшим памятникам русской церковной утвари. Сион напоминает ротонду, возведенную императором Константином и его матерью Еленой в столице Византии.

Золоченый иерусалим относится к редчайшим произведениям древнерусского ювелирного искусства домонгольского времени. Вероятно, его использовали как евхаристический сосуд, имеющий вид храма, завершенного полусферическим куполом и крестом. Большая часть кованой поверхности сиона покрыта орнаментами и лицевыми изображениями.
На куполе, исполненном из цельного листа серебра, мастер разместил шесть медальонов с чеканными полуфигурами, входящими в Деисусный чин с образом творца литургии Василия Великого. Слегка вытянутый барабан прорезан арочными проемами с ажурной решеткой в виде лент рельефного орнамента.

Крупный растительный орнамент полых колонн подчеркивается черневым фоном. Между ними парные дверцы, на каждой из которых изображена рельефная фигура апостола с колончатой надписью. 12 апостолов представлены попарно: верховные апостолы Петр и Павел, по сторонам – евангелисты Лука, Иоанн Богослов, Маифей и Марк, затем Иаков, Варфоломей, Фома, Филипп, Симон, Андрей. Святые изображены в рост, в легком повороте друг к другу. Виртуозность исполнения, интерес к движению, линейная манера отдельных деталей, игра светотени, торжественная гармония Большого сиона, свидетельствуют об источнике вдохновения серебряника – неизвестном константинопольском прототипе.

Через раскрытые дверцы в центре блюда-дискоса, служащего основанием ротонды, хорошо видно изображение процветшего Голгофского креста с традиционной надписью: IC XC, NI KA.

Высокохудожественный памятник принадлежит к аристократическому направлению древнерусского среброделия и может быть связан с княжеским заказом. Традиции значительных вкладов светских особ истории хорошо известны. Ряд исследователей связывает устроение Большого иерусалима с именем новгородского князя Мстислава Владимировича, княжившего в Новгороде с конца XI в. до 1117 года.

В начале XII в. начались работы по обновлению софийского собора. Тогда же возможно, для Софии, был создан Большой Иерусалим, «как последний княжеский жест». В начале XII в. княжеская резиденция была перемещена на Городище, где в 1103 году строится новый княжеский храм, церковь Благовещения.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Иерусалим (Сион большой).

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Иерусалим (Сион большой)

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Иерусалим (Сион большой)

 

Височные кольца. Рясны.
Перстни.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Височные кольца. Рясны. Перстни.

Височные кольца. Рясны.
XI-XIII вв. Древняя Русь.
Золото, жемчуг; тиснение, литье, скань.
Перстни.
XII, XIV вв. Древняя Русь.
Золото; литье.

 

Бармы.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Бармы.

XII в. Древняя Русь.
Серебро; резьба, чеканка, золочение.
Найдены в 1892 г. У д. Сольцы Старорусского уезда в составе клада (при находке было 6 медальонов). Диаметр медальона 7,5 см.
Ожерелья-бармы (часть) серебряные позолоченные состоят из четырех круглых медальонов с оглавиями-ушками, перемежающихся полыми чеканными бусинами яйцевидной формы. Медальоны украшены резными процветшими крестами. На двух из них литые гладкие бусины.
Бармы дополняли парадный церемониальный убор в середине XII-XIII веков. Они служили своеобразными амулетами и одновременно знаками власти. Как правило, серебряные бармы украшались изображениями святых и процветших крестов – символов вечной жизни, обновления, заимствованных древнерусскими ювелирами с византийских изделий.

 

Дробница Святой Георгий.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Дробница Святой Георгий.

Вторая половина XII в. Новгород.
Золото, перегородчатая эмаль.
Найдена на Рюриковом городище до 1933 г.
2,6 х 0,8 см.

Золотая пластина, немного выпуклая, четырехугольной формы со слегка скругленными углами с изображением в рост святого Георгия, исполненного в технике перегородчатой эмали.
Святой представлен фронтально с копьем в правой руке. Лик Георгия юный, с красно-коричневыми вьющимися волосами. Одет в красно-коричневый плащ, скрепленный белой фибулой, рубаху синего цвета, темно-синие штаны и трехцветные сапожки.
Слева вдавленная и залитая голубовато-белой эмалью надпись: ЮОРГИ.
С оборота на 1 мм выступает лоток, золотые перегородки тонкие. Эмаль семи цветов.
Пластина не имеет следов крепления. Подобной формы пластины с перегородчатой эмалью неизвестны. Можно предположить ее использование в качестве накладного украшения оклада иконы или креста.

 

Иконка-реликварий Святой Ипатий.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Иконка-реликварий Святой Ипатий.

XIII в. Новгород.
Дерево, медь, серебро; перегородчатая эмаль, чеканка, басма, золочение.
Поступил из Софийского собора.
8,2 х 6,6 см.

Реликварий-ковчег изготовлен специально для мощей святого Ипатия, помещенных в углубление деревянной пластины, обложенной серебряной басмой.
На медной выдвижной крышечке эмалевое изображение святого Ипатия. Святой представлен в рост, фронтально, правая рука святого в благословляющем жесте, а в левой покровенной руке он держит кодекс. Фигура святого укороченная, асимметричная, рука и ступни ног крупные. Одежды святого: длинная фелонь, складки которой переданы перегородками, крестчатый омофор. Крышка кодекса украшена пятью накладками. Перегородки тонкие в виде острых углов. По обеим сторонам изображения колончатая эмалевая надпись с именем святого: АГНОС НААТНI.
Эмаль темно-синяя, белая, красноватая, охристая.
С лицевой и боковых сторон ковчег покрыт серебряным позолоченным окладом с рельефным орнаментом S-образных завитков и седцевидных фигур. Внутренняя поверхность дощечки покрыта серебряным позолоченным листом с чешуйчатым орнаментом. В центре прямоугольное углубление с вложенной в него костью.
Изображение священномученика Ипатия может быть отнесено к епископу Гангрскому, культ которого был распространен в Новгороде, где в XII в. была сооружена церковь святого Ипатия. Это редкий образец с использованием сложной техники перегородчатой эмали на меди в подражание византийской.

 

Височные кольца.
Кресты наперсные.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Височные кольца. Кресты наперсные.

Височные кольца.
V-VII вв. Византия (?)
Золото, стекло; волочение, литье.
Приобретены в 2006 г.
Диаметр 4 х 4 см; 5,3 х 5,0 см

Височные кольца – это пример характерного украшения-оберега, входившего в состав убора знатной женщины.
Выполнены в виде колец из крупного в сечении золотого дрота-проволоки, изготовленного в технике волочения. На кольца надеты граненые полые бусины с ромбовидными стекловидными вставками и украшениями из зерни.
Височные кольца являлись предметами городской моды Европы и Византии на протяжении нескольких столетий, а с VIII-IX вв. – Древней Руси.
Их носили вплетенными в волосы у висков, на лентах, шнурах, ремешках, прикрепляли к головному убору. В одном уборе могли комбинировать разные височные кольца, красиво обрамлявшие лицо. Эту часть украшения связывают с небесной символикой, придавая им магический смысл, защитную функцию.

Кресты наперсные.
VIII-IX вв. Византия (?)
Золото, стекло, гранаты; литье, басма, зернь, скань.

 

Икона наперсная. Спас Вседержитель.
Икона наперсная. Спас Вседержитель.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Икона наперсная. Спас Вседержитель.

Икона наперсная. Спас Вседержитель.
Камея. XII-XIII вв. Византия.
Оправа. XV в. Новгород.
Из Вяжищского монастыря.
Яшма, серебро; резьба, скань, золочение.

Икона наперсная. Спас Вседержитель.
Камея. XIII в. (?) Византия.
Оправа. XV в. Древняя Русь (?)
Гелиотроп, серебро; резьба.

 

Ларец.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Ларец.

Начало XI в. Византия.
Накладки. XVII в. Западная Европа.
Из Софийского собора.
Кость, медь; резьба, чеканка, литье, золочение.
26 х 17 х 13 см

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Ларец.

Ларец-аворий.

Ларец в основе деревянный, внутри оклеен шелком бордового цвета, со съемной крышкой на петлях в форме усеченной пирамиды. Снаружи покрыт пластинами из слоновой кости, прикрепленными костяными штырями. В центре лицевой стороны помещена накладная позолоченная металлическая пластина. На крышке литая позолоченная ручка, на верхних углах которой маскароны, завершающиеся головками грифонов. На каждой из резных пластин представлены мальчики-воины и Геракл, сражающийся со львом (?). на верхней плоскости крышки изображен путти, играющий с пантерой и собакой. Крайние изображения животных закрыты более поздними металлическими накладками для крепления литой ручки. На трапециевидных пластинах крышки, в рельефных кругах, образованных стеблями, изображены мальчики-музыканты, кентавр и мальчики-воины с мечами, копьями и щитами в руках. Ниже закреплена полоса в виде рельефных колец с вписанными в них восьмилепестковыми розетками.

Ларец является памятником Македонской династии X-XI вв., когда изделия византийского художественного ремесла получили широкое признание за пределами империи. На Русь они попадали через портовые города Крыма – Херсонес и Судак. За пределами империи служили моделями для местных мастеров.

Загадочна более поздняя чеканная накладка с монограммой, увенчанной короной в обрамлении пальмовых ветвей. Латинские буквы «H R S T» предположительно расшифровываются как инициалы шведской королевы Хедвиги Элеоноры, супруги Карла Х. Королева известна как один из крупных коллекционеров изделий из слоновой кости.

Возможно, ларец являлся дипломатическим подношением царствующим особам России, а позднее вкладом в Софийский дом, где использовался для хранения ценностей в ризнице собора.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.. Ларец.

 

Иконки наперстные.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Иконки наперстные.

XVI в. Новгород.

 

Иконка наперсная (панагия).
Святой Иаков Компостельский.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Иконка наперсная (панагия) Святой Иаков Компостельсикй.

XIV, XVI вв. Испания, Новгород.
Гагат, серебро, медь, воск, жемчуг; резьба, скань, золочение.
Из Знаменского собора.
8,5 х 6,0 см.

Панагия – это знак высшей власти в церкви, вручаемый епископу при посвящении. Наперсные и «воротные» иконки с оглавием являются «свидетельством веры», не только носимым на груди, но и часто их можно видеть в виде жалованных украшений привесными к иконам.

Панагия из Знаменского собора представляет собой гагатовый образок овальной формы, укрепленный в серебряную позолоченную оправу восьмигранной формы. На нем рельефное изображение святого Иакова с рельефной надписью: «S IACOB». Иаков представлен в рост с чашей – кубком в руке, по сторонам два странника в широкополых шляпах с посохами в руках. Оправа – оклад иконки серебряная позолоченная, с лицевой стороны покрытв сканью в виде сердцевидных фигур на фоне мелких колечек. Боговые стороны панагии украшают сканные завитки на гладком фоне. В углах оправы жемчужины на спнях. Оглавие тоже серебряное позолоченное с резным изображением Спаса Нерукотворного в ромбе. Внутри иконки реликвии, залитые воском.

На разновременность составных частей наперсной иконки – панагии обращали внимание многие исследователи. Предполагается, что первоначально образок был доставлен в Новгород паломниками из Сант-Яго де Компостелло, где было налажено изготовление подобных изделий и его вероятное испанское происхождение находит подтверждение среди памятников эпохи.

Оклад иконки стилистически близок группе новгородских ювелирных изделий I половины XVI в. с выразительным тонким рисунком спиралеобразных и сердцевидных фигур на фоне мелких колечек скани, что является характерным признаком Новгорода.

 

Иконка наперстная.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Иконка наперсная.

XVI в. Новгород.

 

Оклад иконы «Богоматерь Знамение».

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Оклад иконы "Богоматерь Знамение".

Мастер Калина Рябков. 1854 г. Новгород.
Камея. Спас Вседержитель. XI в. Византия.
Дробницы перегородчатой эмали. Деисус. XII в. Новгород.
Запоны. XVI в. Новгород.
Серебро, золото, драгоценные камни, жемчуг, стекла; чеканка, скань, эмаль, резьба, золочение.
56 х 52 см

Оклад иконы «Богоматерь Знамение» XIX в. покрывал поздний список древней чудотворной иконы. В русской письменности слово «Знамение», помимо значения понятия «знак, указание, предсказание», имеет и предметное – «знамя, хоругвь».

Риза известна древними дорогими украшениями, перенесенными с более древнего золотого оклада на новый новгородским ювелиром в середине XIX в. Среди них византийская камея, вырезанная на халцедоне и закрепленная на нижнем поле, в центре. На ней рельефное изображение Христа в первоначальной золотой оправе. Тонкое искусство глиптики очень высоко ценилось на Руси, поэтому до нас дошли камеи вторичного использования.

Десять золотых дробниц или накладок с поясными изображениями святых расположены по сторонам от выреза для изображения Богоматери. Они исполнены в исключительной по трудоемкости технике перегородчатой эмали. Этот технический прием известен издавна, его хорошо знали еще персы. Искусству эмали на золоте и меди новгородцы научились у византийских мастеров. Важно, что этот художественный прием получил распространение на Руси только в домонгольский период.

Сложность техники состояла в первую очередь в подготовке самого эмалевого порошка, включающего множество компонентов и в подготовке тонкой золотой пластинки с углубленным лоточком. В миниатюрный лоток напаивались тончайшие перегородки, в которые укладывали эмаль.

Дробницы в форме киотцев с лицевыми изображениями, размещенными на фоне и полях оклада, составляют композицию «Деисус» и, вероятно, раньше могли находиться на золотом венце чудотворной иконы Богоматери. Их можно отнести к раритетам новгородской коллекции.

Верхнее и нижнее поля оклада сохранили также накладные золотые запоны. Ажурная скань дополнена цветной эмалью и драгоценными камнями. Камни в украшении золотых и серебряных изделий играли особую роль. Новгородский мастер Калина Рябков, автор памятника, использовал как декоративный элемент более двухсот высококачественных камней.

 

Ставротека Распятие с предстоящими.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Ставротека "Распятие с предстоящими".

XII, XIV, XVI вв. Новгород.
Дерево, серебро, жемчуг, турмалины; резьба, басма, чеканка, золочение.
Поступила из Софийского собора в Новгороде.
11,8 х 8,5 см.

Ставротека – представляет собой небольшую деревянную пластину в серебряном окладе, с выдвижной крышечкой и подвижным оглавием на шарнире. Все части ставротеки разновременные.

Внутри деревянная пластина имеет углубление прямоугольной формы, покрытое гладким позолоченным листом серебра, в центре ковчег в виде шестиконечного креста с замастикованными частицами истинного древа. В местах соединения перекрестий креста, снаружи закреплены 8 жемчужин.

На серебряной крышечке резная композиция «Распятие с предстоящими». Тело Христа сильно изогнуто в сторону Богоматери, кровь струится из раны в сторону Богоматери, приближенной к Христу и смотрящей на него. Иоанн со склоненной головой, правой рукой поддерживает щеку. В основании креста голова Адама в профиль. Иерусалимская стена в виде двойной горизонтальной линии с двумя башнями-палатами с треугольными завершениями. По сторонам резные традиционные надписи, соответствующие изображениям. Сверху на накладной узкой планке углубленная надпись (сохранившаяся часть) о вкладе: СИ РАКА ДОСПЕТА БЫ(СТЬ) ВЕЛИКОГО.

Поля ставротеки покрыты серебряным позолоченным окладом с растительным орнаментом, на боковых полях – басменный, на нижнем – чеканный с шестилепестковыми розетками в углах. Оборотная сторона закрыта позолоченной басмой с 25-ю квадратами, в которых лилии чередуются с двуглавыми орлами.

Ставротека, как особый ковчег, предназначалась для частицы крестного древа Христа, как правило, помещенной внутри.

 

Крест воздвизальный. Деисус.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Крест воздвизальный. Деисус.

Основа деревянная XII в., оклад XIV в. Новгород.
Дерево, серебро, золото, горный хрусталь, драгоценные камни, бумага; темпера, басма, эмаль, резьба, золочение.
Поступил из Софийского собора.
59,5 х 21,7 х 3,5 см.

Кресты с частью Древа креста Господня пользовались особым почитанием. Они напоминали об истинном кресте, обретенном святой Еленой в Иерусалиме. Как правило, такие кресты отличались большими размерами и более длинной рукоятью, их называли воздвизальными.

Крест шестиконечный деревянный покрыт серебряной позолоченной басмой, тонкими пластинами с рельефным узором («басма» с тюркского – отпечаток). На лицевой стороне под хрустальными линзами помещены погрудные изображения Богоматери, Иоанна Предтечи и двух архангелов, исполненные темперой на бумаге и входящие в композицию «Деисус». Центральное изображение Христа не сохранилось. Между хрусталями восемь квадратных серебряных вставок с резными орнаментами, частично покрытыми цветной эмалью зеленого, синего и черного цвета.

В центре оборотной стороны в четырехконечном углублении помещена часть Животворящего древа, закрытая золотой ажурной пластиной. В одиннадцати овальных кастах закреплены гладко шлифованные сапфиры, аметисты и стекла. На перекладинах оборотной стороны на орнаментальном фоне помещены три квадратные накладки с резным узором со следами такой же цветной эмали.

Воздвизальные кресты подносили архиерею на блюде перед входом в монастырь при участии в крестных ходах. Старейшие из подобных относятся к Х в. и связаны с литургическим предназначением, обрядом поклонения кресту в праздник Крестовоздвижения, когда епископ простирал крест по 4-м сторонам света в память того, как это делал Макарий Иерусалимский в день обретения Истинного древа Господня, чтобы показать его собравшимся.

 

Крест воздвизальный. Деисус. XII в.
Крест воздвизальный. XII-XIII вв.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Крест воздвизальный.

Крест воздвизальный. Деисус. XII в.
Оклад. Конец XIV в. Новгород.
Из Софийского собора.
Дерево, серебро, золото, драгоценные камни, бумага; темпера, басма, чеканка, резьба, золочение.

Крест воздвизальный. XII-XIII вв.
Оклад. XIX в. (?) Новгород.
Из Софийского собора.
Дерево, серебро, горный хрусталь, яшма, стекла; басма, эмаль, золочение.

 

 

Кратир. Христос. Богоматерь. Апостол Петр. Св. Варвара.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Кратир. Христос. Богоматерь. апостол Петр. Св. варвара.

Мастер Братило. 30-е гг. XII в. Новгород.
Из Софийского собора.
Серебро; чеканка, литье, резьба, чернь, золочение.

 

Кратир. Христос. Богоматерь. Апостол Петр. Св. Анастасия.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Кратир. Христос. Богоматерь. апостол Петр. Св. Анастасия.

Мастер Коста. Конец XI – начало XII вв. Новгород.
Из Софийского собора.
Серебро; чеканка, литье, резьба, чернь, золочение.

Новгородские кратиры принадлежат к бесценным шедеврам домонгольской литургической утвари Великого Новгорода. Драгоценные чаши когда-то наполнялись ехаристическим вином, о чем свидетельствует торжественная евангельская надпись по венцу, исполненная полууставным письмом, чернью: ПИТЕ ОТЪ НЕЯ ВСI СЕ IУСТЬ КРЪВЬ МОЯ НОВ(А)ГО ЗАВ(Е)ТА ИЗЛIВАЕМАЯ ЗА ВЫ ЗА МНОГЫ ВЪ ОСТАВЛЕНIЕ ГРЕХОВЪ//, надпись, напоминающая о чаше Тайной вечери.

По своей величине кратиры не имеют аналогий среди сохранившихся современным им византийских и западноевропейских причастных чаш. Позднее причастные сосуды использовали для хранения святой воды. Произведения уникальны и именами ювелиров, которые выгравированы на дне сосудов.

Начинаются надписи: +ГN ПОМОЗИ РАБОУ СВОЕМУ, далее КОНСТАНЬТИНУ КОСТА ДЪЛАЛЪ АМНЬ, на одном сосуде.
На втором сосуде вырезаны языческое и христианское имена мастера Братилы (Флора): +ГN ПОМОЗИ РАБУ СВОЕМОУ ФЛОРОВN БРАТИЛО ДЪЛАЛЪ; затем ниже указан вес: S Фун.

Искуснейшие ювелиры Коста и Братило прочеканили на полукруглых выступах тулова кратиров по четыре каноничных изображения крупных размеров Христа, Богоматери, апостола Петра и святых жен: мученицы Анастасии (мастер Коста) на одном сосуде и великомученицы Варвары (мастер Братило) на другом. Святые представлены в рост, фронтально: волосы, детали ликов, одежд графически проработаны. Каждое изображение сопровождается резной монограммой. Выбор святых не случаен. Женские образы Анастасии, Варвары, Богоматери и апостола Петра, возможно, являются патрональными, заказчиков сосудов, именитых особ Новгорода. Это подтверждает полоса вкладных черневых надписей, украшающая ножки кратиров:
СЬ СОСУДЪ ПЕТРОВЪ И ЖЕНЫ ЕГО МАРЬЕ
СЬ СОСУДЪ ПЕТРИЛОВЪ И ЖЕНЫ ЕГО ВАРВАРЫ

Граненые части тулова украшают рельефные орнаментальные композиции, завершающиеся внизу «древом жизни». Ручки в виде изогнутых полос, напоминающих букву S, завершаются в верхней части восьмилепестковой розеткой и отростками, представляющими виноградную лозу с гроздьями. Ручки соединены с туловом чаши трапециевидными звеньями, в верхней части украшенными изображениями птиц, традиционным образом человеческой души.

Все элементы декора культовых произведений домонгольской поры не просто связаны с назначением предметов утвари, но имеют глубокий идейный смысл, а также позволяют говорить об ориентации на византийские образцы и начале формирования новгородского стиля.

Их название, сложная форма следуют греческой традиции. Они исполнены в то время, когда новая христианская религия только начала адаптироваться на славянской языческой почве. Представители верховной власти Новгорода явно были знакомы с мировыми святынями и могли влиять на образцы церковного обихода местных мастеров.

Оба сосуда появились, вероятно, с разницей в полвека и свидетельствовали о богатстве и могуществе вкладчиков. На заказ могли повлиять конкретные обстоятельства новгородской политической жизни, амбиции ктиторов и даже семейные события, забота о спасении душ близких.

 

Оклады Евангелий. Распятие. Христос во славе.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Оклады Евангелий. Распятие. Христос во славе.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Оклады Евангелий. Распятие. Христос во славе.

XIII в. Лимож, Франция.
Из Антониева монастыря.
Дерево, медь; басма, эмаль, золочение.
32,2 х 19,8 см
32,0 х 20 см

Оклад Евангелия из двух отдельных досок с прямоугольной деревянной основой в виде неглубокого ковчега, к которой гвоздями прикреплены поля и средник из цельных медных пластин с эмалевыми, резными изображениями, разделённые басменным бордюром.

На среднике первой доски изображено «Распятие с предстоящими». На фоне тёмно-зелёного шестиконечного креста тело Христа, слегка изогнутое, нимб крестчатый, по бокам – два трилистника на тонких изогнутых стеблях. Богоматерь и Иоанн Богослов представлены стоящими, почти фронтально, со слегка склонёнными в сторону Христа головами. Руки Марии сложены, Иоанн в правой руке держит свиток (?). Над Христом табличка с надписью, над ней двуперстная благословляющая десница. В подножии Голгофа в виде трёх конических горок, в средней голова Адама.

Над крестом полуфигуры ангелов, опирающихся на сегменты неба. Синий фон средника разделён на пять регистров, украшен четырёхлепестковыми цветами и маленькими золочёными дисками.

На среднике второй доски композиция «Христос во славе», сюжет» получивший название «Maestas Domini». Христос представлен в небесной славе, восседающим на престоле, с подножием в виде табурета. Мандорла овальная с островерхими завершениями обрамлена орнаментированной каймой. По сторонам от Христа греческие буквы альфа и омега.

Христа окружают апокрифические существа, символы евангелистов, расположенные в обычном порядке. На синем эмалевом фоне мандорлы – четырёхлепестковые цветы, фон средника украшают маленькие позолоченные диски с пятилепестковыми цветами.

Бордюр в виде лузги басменный позолоченный составной из 4-х пластин с орнаментом из ромбов и точек. Фигуры позолоченные, выгравированы, рельефные головки Христа, Богоматери, Иоанна, ангелов, и символов евангелистов литые. Цвет эмали фона, разнообразного орнамента варьируются и повторяются: тёмно-синий, синий, голубой, белый, зелёный, жёлтый, красный.

Оклад Евангелия можно отнести к лучшим произведениям мастеров Лиможа, крупнейшего центра эмальерного дела Западной Европы. Иконография памятников, композиционное решение, особенности литья, роскошный орнаментальный декор, яркая цветовая гамма эмали характерны для позднего романского стиля конца XII и начала XIII вв.

Доски оклада происходят из древнейшего новгородского Антониева монастыря, возможно доставленные в Новгород средневековыми паломниками. Известно, что до 1930-х годов в соборе Рождества Богородицы находились шесть парных досок от 3-х Евангелий. В XIX в. они были установлены в центральной части собора перед иконостасом около раки святого Антония Римлянина, основателя обители. В собрании Новгородского музея сохранились две пары досок. Судьба третьего оклада остается загадочной. Одна из досок с изображением «Христа во славе» упоминается в 1940 году в частной коллекции Амстердама.



Ларец-реликварий. Апостолы.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Ларец-реликварий. Апостолы.

XII-XIII вв. Западная Европа.
Из Софийского собора.
Дерево, медь, горный хрусталь; чеканка, золочение.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Панагиар. Вознесение. Богоматерь Знамение. Архангелы. Троица.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Панагиар. Вознесение. Богоматерь Знамение. архангелы. Троица.

Мастер Иван. 1435 г. Новгород.
Из Софийского собора.
Серебро, медь; литье, чеканка, резьба, скань, эмаль, золочение.
30 х 25 х 22,5 см

Панагиар – разновидность створчатой панагии, так называемой столовой, с устройством стояна и поддона. Новгородский панагиар, древнейший из сохранившихся сосудов этого типа, предназначался для освящения хлеба в честь Богородицы. Он участвовал в торжественных случаях при архиерейских или патриарших трапезах, по окончании которых под песнопения происходил чин панагии, возношение хлеба.

Верхняя створка - тарель с внешней стороны хранит накладную композицию "Вознесение" из восьми литых фигур, связанную с прославлением Богоматери.

Особенно интересна нижняя часть панагиара. Представляющая четырех ангелов, стоящих вокруг стояна и поддерживающих тарели. Ангелы припадают на колено и опираются на спины львов, кусающих друг друга за хвосты. Фигуры литые, крылья ангелов чеканные, нимбы сканные. Сохранились следы темно-зеленой эмали в углублениях (брови и пояса ангелов).
Поддон ярусный с основанием в виде восьмилепестковой розетки. В его верхней гладкой части по четыре отверстия, расположенные ромбовидно и ажурный орнамент крестоцветов.

До XIX в. предмет называли панагией. Высказывались разные мнения о месте исполнения сосуда. В настоящее время новгородское происхождение сосуда не оспаривается. Но определенно здесь прослеживается особенная связь с западноевропейским искусством в использовании орнаментальных мотивов на поддоне, изображении ангелов, которые еще раз подтверждают предположение о тесных контактах с Западной Европой, заказчика панагиара новгородского архиепископа Евфимия II.

 

Реликварий. Апостолы.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Реликварий. Апостолы.

XV в. Западная Европа.
Из Софийского собора.
Серебро; литье, чеканка, резьба, эмаль, золочение.

 

Крест выносной.
Голгофский крест. Богоматерь. Иоанн Предтеча. Архангелы. Свв. Николай. Георгий. Димитрий. Феодор.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Крест выносной.

XI в. Византия.
Накладки. XVII в. Древняя Русь.
Из церкви Происхождения честных древ креста Господня села Орелье Новгородского уезда.
Дерево, медь, железо, стекла; чеканка, резьба, золочение.
168 х 54,5 см

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Крест выносной.

Крест выносной четырехконечный деревянный на длинной рукояти, покрыт окладом из медного сплава. На расширяющихся от средокрестия концах круглые диски с поясными изображениями на обеих сторонах Богоматери, Иоанна Предтечи, Архангелов, святых Николая, Димитрия, Георгия, Феодора. В средокрестии помещена более поздняя пластина XVII в. с изображением Голгофского креста.

С лицевой стороны оклад украшен тремя рядами овальных каст, только в 7-ми из них сохранились цветные стеклянные вставки. На обороте чеканные выпуклости, повторяющие украшения лицевой стороны (имитация камней лицевой стороны). По периметру окладу проходит ряд чеканных бусин. Торцевые стороны дополняют полые полубусины с петельками для крепления ранее существовавших украшений.

Крест был найден сотрудником Новгородского губернского музея В. А. квашонкиным в 1920-е гг. при обследовании Новгородской губернии на колокольне деревенской церкви среди хлама и мусора. Состояние креста было аварийным: разрушена древесина, значительно поврежден оклад деформациями, утратами оклада и украшений. Реставрация креста была проведена значительно позднее.

Процессионные кресты, как символ победы Христа над смертью, предназначались для выноса на богослужениях, совершавшихся вне стен храмов с участием духовенства и мирян по случаю праздников или в память природных бедствий. Давняя традиция крестных ходов получила развитие в православной Руси на протяжении столетий до нашего времени.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Крест выносной.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Крест выносной.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Крест выносной.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Крест выносной.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Венец.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Венец.

XVI в. Новгород.
Серебро, альмандин, стекла; скань, золочение.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Венец.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата.

 

Панагия. София Премудрость Божия. Этимасия. Избранные святые.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Панагия. София Премудрость Божия. Этимасия. Избранные святые.

Камея. Спас Вседержитель. X-XI вв. Византия.
Середина XVI в. Новгород.
Из Софийского собора. Принадлежала архиепископу Пимену.
Дерево, золото, серебро, сапфирин, драгоценные камни, жемчуг; резьба, скань, эмаль, золочение.

 

Евангелие. 1671 г.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Евангелие. 1671 г.

Оклад. Распятие. Евангелисты. 30-е гг. XVI в. Новгород.
Из Юрьева монастыря.
Серебро, медь; литье, резьба, чеканка, скань, эмаль, золочение.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Евангелие. 1671 г.

 

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Евангелие. 1671 г.

 

Венец. Цата.

Великий Новгород. Кремль. Владычная палата. Венец цата.

XVI в. Новгород.
Серебро, драгоценные камни, перламутр, стекло; скань, эмаль, золочение.

 

1 2 ... 4

 

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: