Камень в живописи

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Камень в лесу у Разлива. Вид в имении И. Д. Лужина близ станции Влахернская».
1850.

Алексей Саврасов. Камень в лесу у Разлива. Вид в имении И. Д. Лужина близ станция Влахернская. 1850.

Камень:

1. Всякая твёрдая, нековкая горная порода в виде сплошной массы или отдельных кусков.
На Сахалине нет извести и хорошего камня и потому каменных построек нет. (А. Чехов. Остров Сахалин.)
2. Отдельный кусок такой породы.
На дне пропасти ворчал и плескался многоводный поток, грохотал каменьями. (А. Н. Толстой. Сёстры.)
3. Надгробный памятник, могильная плита.
Не нужны надписи для камня моего, Скажите просто здесь: он был и нет его! (Батюшков. Эпитафия.)
4. Тяжёлое, гнетущее чувство, вызванное сознанием своей неправоты, вины в чём-либо или сознанием невозможности изменить что-либо, помочь в чём-либо.
- Наташа! – повторил он тихо, - это единственный тяжёлый камень у меня на душе. (И. Гончаров. Обрыв.)
5. Затвердевшие образования болезненного происхождения во внутренних органах.
Камни в печени. Камни в почках.
6. в знач. нареч. камень. С быстротой и тяжестью падающего камня.
Защитники сбили самолёт,.. выскочил немецкий лётчик и камнем полетел вниз. (К. Рокоссовский. Солдатский долг.)

Драгоценный камень – редкий, отличающийся красотой минерал, употребляемый преимущественно для ювелирных изделий.
Бросать (или кидать, швырять и т. д.) камень (камнем) в кого – опорочивать кого-либо.
Держать камень за пазухой на кого, против кого – затаить злобу на кого-либо, иметь в душе намерение мстить, вредить кому-либо.
Забросать (или закидать) камнями кого – подвергнуть осуждению.
Камня на камне не оставить – 1) разрушить до основания; 2) беспощадно раскритиковать.

Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1982 год.

* * *

 

Аполлинарий Михайлович  Васнецов.
«Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века».
1901.

Аполлинарий Васнецов. Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. 1901.

Древнерусская медицина и лечение камнями

На Руси первые описания камней и их свойств можно найти в «Изборнике Святослава» (1073). Авторы «Изборника» верили в то, что камни несут излечение от укусов змей, спасения от яда и злых духов. Топазий усмиряет бури, аметист предохраняет от пьянства, а жемчуг способствует благоденствию и считается счастливым талисманом. В русских травниках XVI-XVII вв. есть много сведений, касающихся лечебных свойств минералов. Например, о гематите сказано: «тот же камень мелко толчен да смешан с водою гуляфною (вода, перегнанная на лепестках розы или шиповника) да с комедью, а в том деланы пилюли и ввечере, ложаси спати, глотай их и един золотник, и от того уимется блевание кровное».
В XII и XIII вв. церковь разработала ритуал освящения камней-самоцветов. Завернув камни в холст, священник произносил над ними молитву, заканчивавшуюся словами: «Благослови действие силы их, которую ты дал им (камням), каждому по роду его. И кто бы ни носил их, всегда ощущая их присутствие и могущество, да будет он достоин защиты силой их. Возблагодарим тебя, Господь».

Календарь.

* * *

 

Винсент Ван Гог.
«Каменная скамья в саду госпиталя Сен-Поль».
1889.
Музей искусств, Сан-Паулу.

Винсент Ван Гог. "Каменная скамья в саду госпиталя Сен-Поль". 1889. Музей искусств, Сан-Паулу.

ВЕРНЕМСЯ, однако, к камушкам. Жил скульптор Шадр. Многие думают, что это француз. На самом деле русак – стопроцентный, Иванов Иван Дмитриевич. Родился в городе Шадринске Курганской области в семье плотника. Замечательный скульптор! И самая значительная его работа «Булыжник – оружие пролетариата». Доведённый до крайности человек поднимает камень – обрушить его на притеснителей. Всемирно известный образ!

Камень – оружие древнее. Его не надо было изобретать. В Историческом музее Москвы есть картина: попавшего в яму мамонта наши дикие предки убивают камнями. Праща (ремень, которым, раскрутив его в воздухе, можно сообщить камню силу и скорость) была изобретена одновременно с луком. По легенде не отличавшийся силой Давид, убил Галиафа камешком из пращи. В те времена камни обрушивали на противника с крепостных стен, осаждавшие крепость кидали за стену огромные камни с помощью катапульт. Ядра у первых пушек были каменными…

А природа? Сообразительные медведи, замечено, в горах обрушивают вниз камни. Одни говорят – спугнуть с недоступного места добычу, другие считают, что медведю нравится шум камнепада. Слоны довольно умело кидают камни хоботом. Для обезьян же это обычное оружие защиты и нападения. На острове Язно в Псковской области, куда мы приплыли снимать сюжет для «Мира животных», обезьяны шимпанзы встретили нас неприветливо. Вожак стал кидать в сторону лодки палки, а потом догадался: эффективнее – камни. Броски были не очень меткие. Все же один цели достиг. Увертываясь от снарядов, наш оператор оказался с камерой в озере, а камера французская, нежная. Ситуация – хоть заплачь.

МЕЛКИЕ камешки у кромки моря очаруют кого угодно. Тысячи лет вода беспрерывно терла их друг о друга и шлифовала до изумительного совершенства. Одни похожи на птичьи яйца, другие подобны плоским изящным бляшкам, кинешь с силой – отскакивают от поверхности воды, оставляя круги. Все, кто бывает у моря, обязательно положат в карман парочку таких камешков. Их приятно дома потом рассматривать. Владимир Солоухин написал, по-моему, очень хорошую книжку коротких рассказов, заметок и наблюдений под названием «Камешки на ладони».

А в литовском маленьком городке какой-то милый чудак стал свозить, коллекционировать у своего дома камни большие. Горожане сначала улыбались, а потом стали водить на лужайку своих приезжих друзей. Так родился, возможно, единственный в мире музей замечательных валунов.

А ТЕПЕРЬ… морская выдра – калан. Это когда-то многочисленный обитатель морских побережий на Аляске, в Калифорнии и у нас, на Дальнем Востоке, имеет ценнейший мех. Он стал бедою калана. Истребили зверя всюду почти подчистую. Спохватились люди в последний момент и много сделали для спасения этих животных. Охоту на каланов запретили, и сразу вернулось доверие к человеку – можно за жизнью зверей наблюдать. Обитают каланы у побережий – ныряют за всякой живностью на дно моря и, лежа в воде на спине, лакомятся моллюсками и морскими ежами. Для разбивания колючего известкового панциря моллюсков каланы поднимают со дна «наковальню» - внушительных размеров камень, кладут на живот и об него колят добычу.

Обезьяны камнем дробят орехи, африканские птицы-стервятники разбивают страусиные яйца. А недавно, просматривая фильм о соседях каланов – морских львах, я попросил несколько раз прокрутить интересные кадры. Морские львы глотали камни. Не очень большие, размером с кулак. Зачем? Оказывается, для балласта – легче погружаться на дно. С этой целью глотают камни и крокодилы. И люди – ловцы жемчуга, чтобы быстро опуститься на глубину, берут в руки тяжелый камень, а когда надо всплыть бросают его.

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ о камнях-жерновах в желудках животных… Любая хозяйка, потрошившая курицу, знает: в желудке у птицы всегда обнаружишь камешки, крупный песок, стекло. Описано много случаев, когда находили камешки драгоценные – кто-то потерял, а птица склевала.

Не имея зубов, птицы проглоченный корм измельчают в желудке с помощью каменных жерновов. Они настолько в них нуждаются, что могут не выжить, если вовремя запас камней не пополнят. Особо бывают озабочены осенью глухари. Зимние их корма (хвоя) грубы, а где под снегом найдешь запасы камней? И глухари загодя летают на известные им места, глотают камешки. Стараясь облегчить жизнь глухарей, охотники устраивают искусственные галечники, а когда надо поймать глухаря ловушкой, приманкой служит опять же галька.

Утки мелкие камешки собирают на дне водоемов. И в некоторых местах, где дичи много и много охотников, возникла нешуточная проблема. На дне водоемов оседает обильно дробь, утки ее глотают и погибают от свинцового отравленья. В Соединенных Штатах проблему сочли настолько серьезной, что кое-где запретили свинцовую дробь – пользуйтесь стальной. Охотники ропщут – стальная дробь легковата, а главное, стачивает стволы ружей.

Беззубые, похожие на еловые шишки, пожиратели муравьев панголины тоже глотают камни. Назначенье их в желудке такое же, как у птиц.

НУ И КАМЕНЬ как строительный материал… Первобытные люди жили в пещерах, но потом научились эти «пещеры» сооружать там, где их удобней всего иметь. В дело шел камень. Научившись камни скреплять, люди стали возводить большие постройки и крепости. Изобретение кирпича не вывело из оборота слово «камень». И сегодня в деревне, когда хотят сказать, что дом не бревенчатый, говорят: «построил каменный дом», хотя дом-то кирпичный. Но и камень тоже в ходу по-прежнему. Кладут его там, где особая прочность нужна, но в особом почете дикий камень в ландшафтной архитектуре. В заповедниках, в национальных парках вы редко увидите шифер, кирпич или пластики – дикий камень и дерево!

Животные тоже используют камень в своих постройках. Поймайте летом в воде ручейника. Его дом-трубочка часто «инкрустирован» сверху песчинками. А пингвины адели по недостатку других материалов строят из камешков гнезда. Но в Антарктиде камень кое-где а дефиците, и самцы-пингвины воруют камешки друг у друга, носят их в клювах к гнездам своих избранниц. Наблюдать этот каменный «рэкет» очень занятно. Один из камешков, оброненный спешившим пингвином, я взял на память. Вот он у меня на ладони – черный, с зазубринами, с белой меткой помета, с нацарапанными тридцать два года назад буквами: «Антарктида. Остров Хасуэлла. Декабрь 1963 года».

Виталий Песков. «Камешек на ладони». «Комсомольская правда» 16 февраля 1996 года.

* * *

 

Винсент Ван Гог.
«Холм Монмартр с каменным карьером».
1886.
Музей Ван Гога, Амстердам.

Винсент Ван Гог. "Холм Монмартр с каменным карьером". 1886. Музей Ван Гога, Амстердам.

"Сад камней", "Философский сад", "Сад Рёандзи"... Десятки имен у главной достопримечательности японского города Киото и, вероятно, самой большой его ценности, и десятки толкований сути, какую вложил столетия назад мудрый монах Соами в пятнадцать черных необработанных и разных по величине камней, разбросанных по белому песку.

Я сказал "пятнадцать камней", потому что столько указано в путеводителе. На самом деле замечаешь лишь четырнадцать. Пятнадцатого камня перед глазами нет. Его загораживают соседние. Делаешь шаг по деревянной галерее, протянувшейся вдоль края песчаного прямоугольника - с остальных трех сторон сад ограничен каменными монастырскими стенами,- и снова четырнадцать камней. Пятнадцатый - тот, что до сих пор прятался, теперь оказался в их числе, а исчез другой камень. Еще шаг по галерее, и гениально спланированный хаос предстает опять в иной композиции, состоящей из все тех же пятнадцати камней, из которых один - невидим.

Владимир Цветов. «Пятнадцатый камень сада Рёандзи».

* * *

 

Иван Акимович Акимов.
«Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезающий крылья Амуру».
1802.

Иван Акимов. Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезающий крылья амуру. 1802.

Восточные мудрецы: Если держать за пазухой камень, то лучше – алмаз

Египтяне – ну никак не могут в праздник без подарков, украшений из золота и драгоценных камней. Время от времени (в соответствии с возможностями) такие подарки близким людям должен делать каждый – муж жене, жена мужу, сын матери и так далее.

В любой египетской лавке с украшениями вам подскажут, что для родившегося под созвездием ОВЕНА надо покупать алмаз, аметист, гелиотроп и прочие камни красного цвета; для ДЕВЫ – изумруд, яшма, сапфир, хрусталь, нефрит, гранаты; для СКОРПИОНА – рубин, топаз, опал, бирюза, аметист, гранат; для ВОДОЛЕЯ – сапфир, обсидиан, опал, янтарь, нефрит; для СТРЕЛЬЦА – топаз, гиацинт, гранат, бирюза, все красные и зелёные камни; для РАКА – рубин, изумруд, жемчуг, хрусталь, все белые непрозрачные камни и так далее.

Традиционно излюбленными являются в Египте три камня – сердолик, бирюза и лазурит (последний испокон века ввозится из Афганистана), которые порой используются в сочетании. Первый (цвета крови) символизирует жизнеспособность, жизнестойкость человека; второй (с зеленоватым оттенком) – цикличность, продолжительность, нескончаемость жизни; третий (голубой) – чистоту неба, вечность бытия, связь с космосом.

Это, если хотите, философское трактование символов. Но, считается, что эти камни оказывают и вполне практическое воздействие на людей. Например, СЕРДОЛИК предохраняет от ссор и споров; его кладут на глаза для снятия головной боли; регулирует кровообращение у женщин; укрепляет зубы, хранит человека от злых чар и молнии. Сердолик облегчает роды (во время родов его рекомендуется взять в руку).

БИРЮЗА связана с Венерой и приносит счастье тем, кто родился под созвездием Тельца и Весов, а также под созвездиями Скорпиона и Стрельца. Это символ любви, красоты, добра и доверия. На Востоке считается, что бирюза, подаренная любящей рукой, приносит счастье на всю жизнь.

Бирюза обладает и оздоровительными свойствами: подвешенная на грудь, она, по преданиям, стимулирует работу сердца. Этот камень незаменим и по сей день для бедуинов: он отпугивает змей и скорпионов.

ЛАЗУРИТ сам по себе редко используется как талисман, но тем не менее замечено, что он способствует избавлению от нервных заболеваний, предотвращает приступы радикулита и гонит бессонницу.

Издревле на Востоке с особой осторожностью подходили к ЯНТАРЮ – камню, связанному с Ураном благодаря его электрическим свойствам. Он рекомендуется тем, кто родился под знаком ВОДОЛЕЯ. Янтарь считается одним из наиболее загадочных и сильных амулетов. Он приносит удачу и рождённым под созвездием ЛЬВА. В Азии верят, что кусочек янтаря, прикасаясь к коже, увеличивает силу мужчин и плодовитость женщин, янтарь предохраняет от инфекций (отсюда и традиция делать мундштуки из этого камня), избавляет от ангины и других заболеваний горла.

ЖЕМЧУГ связан, по преданию с Луной и приносит удачу родившимся под созвездием РАКА. Но он категорически противопоказан ОВЕНУ и ДЕВЕ. Жемчужины – слёзы ангелов, оплакивающих грехи человека. В древней Аравии жемчуг называли «слезами богов». Сегодня этот камень считается символом чистоты, искренности и великолепия.

С древнейших времён АЛМАЗ и бриллиант из него называют «царём камней». Это символ непобедимости, мужества и силы. Его могут носить все 12 знаков Зодиака, но особую удачу он приносит ЛЬВУ и ОВЕНУ. Обручальные кольца с бриллиантом – гарантия долговечности брачного союза.

Замечено, что камень не приносит пользы тому, кто купил его сам. Он должен быть подарен или передан по наследству.

А. Шумилин. «Комсомольская правда».

* * *

 

Иван Глазунов.
«Прокопий Устюжский молитвой отводит тучу каменную от города Устюга».

Иван Глазунов. Прокопий Устюжский молитвой отводит тучу каменную от города Устюга.

Испокон веков камням приписывалась особая целительная сила, и они постоянно фигурируют в медицинской магии. Наиболее сильными считались камни, имевшие естественное отверстие.

На острове Шеппи человек, обладавший таким камнем, считался счастливцем. Много столетий подряд на острове существовал обычай вешать такие камни, или даже простые гальки, на шею ребёнку, которому ещё не было года, но их никогда не вешали на шею годовалому ребёнку…

Вот ещё несколько наиболее знаменитых целебных камней:

«Ящурный камень», принадлежавший семейству Фицджеральдов. Вода, в которую погружали этот камень, якобы исцеляла ящур и бешенство у скота. Не далее как в 1890 г. этот камень всё ещё одалживали для лечения.

«Красный камень», хранившийся у ардуорлихских Стюартов (Пертшир). Он исцелял психические расстройства.

«Лийский камень», за пользование которым во время Великой Чумы жители Ньюкасла вносили залог 6000 фунтов. Этому камню приписывалась способность прекращать эпидемию чумы. Говорили, что его привёз на родину граф Дуглас, вернувшийся из Святой Земли, куда он отвозил сердце Роберта Брюса, и легенда гласит, что этот камень нельзя терять.
Ещё один знаменитый талисман известен под названием «Счастье Иденхолла», он принадлежал семейству Масгрейвов, проживавшему в окрестностях Пенрита. Это был старинный «каменный потир» (в древности потиры иногда делали из камня или рога), отличавшийся редким изяществом.

Легенда гласит, что дворецкий Масгрейвов, придя однажды ночью набрать воды из родника Св. Катберта в саду замка Иденхолл, увидел группу фей, резвившихся рядом с источником, на краю которого стоял потир. Он тут же схватил его за ручки и кинулся разгонять фей. Они обратились в бегство, крича на лету:

«Если чаша упадёт –
Ваше счастье пропадёт!»

В связи с этим предупреждением владельцы Иденхолла всегда старались сохранить своё счастье целым и невредимым. Говорят, что неистовый герцог Уортон едва не разрушил это «счастье», выпустив его из рук, но положение спас находчивый дворецкий, поймавший его в салфетку. Но замок Иденхолл давно уже разрушен. А в конце 1946 г. «Счастье Иденхолла» пошло с молотка, и сейчас хранится в музее.

В Шотландии накануне Дня Всех Святых люди зажигали костры, и вокруг них выкладывали кольца из камней – по одному камню на каждого участника обряда. На следующий день к расположению камней внимательно присматривались: если камень сдвигался со своего места, то человек, которому он принадлежал, объявлялся «fey», и считалось, что в течение года он умрёт. Подобные поверья бытовали в некоторых районах Англии и в Уэльсе.

Во многих местах России были известны камни, которым приписывалась особая целительная сила. Особенно часто их использовали для «снятия» порчи: «Камни, обладающие чудотворной силой, ничем не отличаются от обыкновенных булыжников. Сливая с них воду, врачуют болезни, приключившиеся от дурного глаза».

Вместе с тем о происхождении некоторых валунов сложились целые легенды. Так, по всей России известно множество камней, на которых якобы остался запечатленным след какого-нибудь Святого. В Ярославской губ. «есть камни, на которых , будто бы, стояла Пр. Феодора. Камни эти – обыкновенные валуны. На одном из этих камней находится несколько чашеобразных углублений. Эти углубления и почитаются следами, оставленными Св. Феодорой на камне. В углублениях скопляется дождевая вода, вода эта почитается целебною. От самих камней откалывают кусочки и держат их на зубах во время зубной боли. Уродливые камни с дырочками (куриный бог) употребляются при лечении лихорадки или, по местному, «комохи»: их обливают водою и водою этою поят больного. Камни, известные под названием чёртовых пальцев (фульгуриты), употребляются в виде порошка при лечении порезов.

Энциклопедия суеверий. Москва, «Локид» - «Миф». 1995.

* * *

 

Иван Иванович Шишкин.
«Валаам. Лес на камнях».
1859.

Иван Шишкин. Лес на камнях. 1859.

В XVII-XVIII вв. проверкой сообщений о падающих с неба камнях занимались Лавуазье, Гассенди и другие видные учёные. Они щупали эти камни, брали пробы, расспрашивали свидетелей их падения и… ничего не могли понять. «В небе нет камней, - докладывал Академии наук Лавуазье. – Поэтому камни не могут падать с неба».

13 сентября 1768 г. камень весом в семь с половиной фунтов с грохотом упал в местечке Люс во французском департаменте Мен. Лавуазье сначала расспросил свидетелей, потом исследовал камень и решил, что тот имеет вполне земное происхождение и возник, быть может, от удара молнии. «Что бы там ни говорили древние, - писал он, - истинные физики всегда сомневались в существовании таких камней». К счастью, ни одного «истинного физика» не оказалось поблизости, когда 7 ноября 1492 г. в Энзисхайме, на глазах всей армии императора Максимилиана I упал огромный камень.

Метеоритная теория получила всеобщее признание только в начале нашего столетия, однако нас прежде всего интересуют имеющие неметеоритную природу «небесные» камни, падение которых сопровождается другими не менее странными явлениями. Дхурмсаллайский метеорит, представлявший собой огромный, покрытый льдом камень, упал 28 июля 1860 г. Заместитель британского представителя в Дхурмсалле (Индия) сообщал в трудах Канадского института, что в течение нескольких месяцев после падения камня наблюдались выпадения с неба рыбы в Бенаресе, неведомое красное вещество падало на Фуррукабад, произошло землетрясение, на солнце было обнаружено тёмное пятно, вдруг на некоторое время стало темно, и, наконец, наблюдалось странное свечение неба. На следующий вечер после падения камня он сам видел множество огней в небе, которые бы сегодня назвали НЛО. В каталоге метеоритов Грэга Джурмасаллайский метеорит характеризуется как настолько холодный, что «при прикосновении к нему немеют пальцы» («Отчёт Британской ассоциации за 1860 год»).
Редкие, необычные падения камней зафиксированы в большом количестве источников, поэтому мы приведём лишь несколько взятых наугад рассказов. Газета «Таймс» от 1 мая 1821 г. пишет, что на один из домов в местечке Труро (Корнуолл, Англия) всё время падали камни. Сообщения о подобных камнепадах восходят ещё к тем временам, когда господь «бросал с небес большие камни» на аморитов (Нав. 10 : 11). Ливий сообщает, что когда Тулл Гостилий покорил сабинов, камни начали падать с неба на священную рощу на вершине горы Альбан. Римляне послали наблюдателей, и те видели падение камней своими глазами…

В Чарлстоне, штат Южная Каролина, 4 сентября 1886 г. камни застучали по мостовой прямо под окнами редакции газеты «Чарлстон ньюс энд курьер». Случилось это в 2 часа 30 минут ночи, поэтому злоумышленника, если таковой существовал, никто не обнаружил. Камни оказались тёплыми… Ещё более странную историю опубликовала «Рэнд дейли мейл» от 29 мая 1922 г. В Йоханненсбурге, Южная Африка, в течение нескольких месяцев камни падали на одну аптеку, да так, словно хотели поразить работавшую там девушку-готтентотку. Полиция оцепила сад вокруг дома, а девушку послали в магазин, и пока она шла, вокруг неё отвесно падали камни. Отвесность падения была зафиксирована полицией, которая по траектории камней надеялась обнаружить «преступника». Тем не менее полицейские прочесали все окрестности, но никого не обнаружили, хотя камни так и не перестали падать вблизи девушки. Несколько недель полиция продолжала наблюдение и удостоверилась, что большие камни падали именно там, где появлялась девушка…

Интересны камнепады, которые происходят в комнатах и замкнутых пространствах. Мы хотим упомянуть о сравнительно недавнем случае. Целых пять дней камни падали вокруг молодого аборигена, работавшего на ферме неподалеку от города Памфрей, Западная Австралия. Учёные не смогли придумать ничего лучшего, как объяснить происшедшее «причудами ветра». Однако куда девалось их самомнение, когда двое очевидцев под присягой показали, что, находясь в закрытой палатке с указанным молодым человеком, они видели камни, падавшие прямо к их ногам. Фокуса здесь никакого не было, как и дырок в палаточной ткани, через которые могли бы проникнуть «причудливые ветры»… («Дейли экспресс», 22 марта 1957 г.).

Дж. Мичелл, Р. Рикард. Феномены книги чудес. Москва, Издательство политической литературы. 1988.

* * *

 

Иван Иванович Шишкин.
«Камни».
1859.

Иван Шишкин. Камни. 1859.

Разумеется, китайцы, как и другие народы, придавали особое значение свойству вина ввергать человека в опьянение. В народе бытовали поверья о неких чудесных винах, от которых люди становятся мертвецки пьяными на целую тысячу дней. С эпохи раннего Средневековья опьянение стало аллегорией духовного блаженства и свободы, и удовольствия винной чарки воспеты многими лучшими китайскими поэтами, в особенности Тао Юаньмином и Ли Бо. В каллиграфии и даже в искусстве фехтования и рукопашного боя существовал особый «пьяный» стиль, где опьянение выступало знаком самого чистого вдохновения и потому высшей просветлённости сознания. Ибо, ослабляя рассудочный самоконтроль, вино открывает необыкновенную чувствительность духа. И не случайно с лёгкой руки поэта и сановника времён династии Тан Ли Дзюя в китайскую традицию вошло понятие «отрезвляющего камня», то есть прозрения истины после хмельного веселья. Вульгарное же пьянство вовсе не свойственно жизненному укладу китайского народа.

Владимир Малявин. «Китайская цивилизация».

* * *

 

Иван Иванович Шишкин.
«Камни в лесу. Валаам».
Между 1858 и 1860.

Иван Шишкин. Камни в лесу. валаам. Между 1858 и 1860.

При сломе старых построек во время прокладки новой улицы для соединения Сорбонны с Пантеоном и Школой правоведения очередь дошла до одного старинного одноэтажного дома. Каждый вечер и каждую ночь этот дом осыпается градом камней такой величины и силы, что стены дома вконец испорчены, оконные рамы и двери разбиты вдребезги. Дом выглядит так, будто он выдержал продолжительную ожесточённую осаду…

Тщетно полицейские агенты и комиссары под личным надзором устанавливали тщательное наблюдение за домом, тщетно в ночных бдениях участвовал сам начальник парижской полиции, тщетно спускались с цепи сторожевые собаки. Ничто не помогло раскрыть причину происходящего. Камни продолжали падать с большой высоты и расстояния, перелетая через головы прохожих и зевак и поражая свою цель с математической точностью.

«Газетте де трибуна». 1846.
«Чудеса и приключения» №7 1993 год.

* * *

 

Иван Иванович Шишкин.
«Камни в лесу».
1865.

Иван Шишкин. Камни в лесу. 1865.

Речь пойдёт о камнях-следовиках.

Следовики представляют собой валуны с высеченными на них изображениями человеческой стопы, руки, реже следами лап животных. Условно к следовикам относят и камни с прочими изображениями: вилами, мечами, подковами, кувалдами, фаллическими символами, ножницами. Следовики не представляют редкости в России, Белоруссии, Малороссии, Польше, восточно-германских землях, населённых славянами.

Впервые камни-следовики как памятники камнетёсного искусства древних славян упоминаются Н. М. Карамзиным в «Истории государства Российского». Поэт-декабрист Фёдор Глинка в своём поместье Кузнецове Бежинского уезда Тверской губернии собрал целый музей подобных камней. Среди его коллекции были уникальные экземпляры. Вот описание одного из них: «Чёрный камень небольшой в объёме, но весьма тяжёлый, обвит весь разнообразно как бы тесьмою или лентою, на нём же выпукло изсечённою. На одном конце этого камня явственно обозначена стопа, как бы обутого человека (ибо виден каблук и след); на другом противоположном: узел с раскинутыми концами. Середина вся опутана часто пересекающимися выпуклыми линиями. Весь камень имеет вид «спеленатой мумии». Ничего подобного исследователям больше обнаружить не удалось. К сожалению, вся коллекция Глинки, даже те экземпляры, которые он передал Тверскому музею, пропали в годы революции, гражданской и Великой Отечественной войн…

Поклонение камням со следами человеческой стопы известно с глубокой древности, и не только среди славянских народов.
В V веке до н. э. Геродот, описывая своё путешествие в Скифию, утверждал, что местные жители показывали ему на скале близ реки Тираса отпечаток ступни Геракла. В Мекке, неподалёку от священной Каабы, есть белый камень с углублением, похожим на человеческий след, который мусульмане приписывают Ибрагиму (пророку Аврааму). В Иерусалиме есть следы ступней Христа, а на Мандалайской горе в Бирме «стопа Будды». В горах Цейлона есть каменный след, на который претендуют Адам, Шива, Будда и местный бог Саман. По преданиям мордовского народа, следы на камнях оставила богиня Анге-патяй, мать всех богов. Подобные легенды отмечены исследователями у африканских племён и у народов Кавказа…
Считают, что вода, накапливающаяся в «божьих следках», может излечивать от некоторых заболеваний…

Но в некоторых местностях жители именовали камни-следовики «чёртовыми следами», «следами дьявола». Места, где находились эти валуны, пользовались дурной славой, очень часто их связывали со случившимися в далёкие времена преступлениями. Иногда, по народным преданиям, под камнями скрывались заговоренные клады. В Поволжье ещё в XIX веке краеведы довольно часто фиксировали легенды о кладах Стеньки Разина и атамана Кудеяра, связанные с отдельными камнями-следовиками на берегах Волги…

Так называемые «речные камни», во множестве встречаются по берегам русских рек. Эти валуны обычно серого гранита с чашеобразными углублениями в верхней части всегда расположены так, чтобы их было хорошо видно издалека плывущему по реке на лодке. Судя по всему, это и правда остатки языческих капищ, где путешествующие по рекам приносили благодарственные жертвы богам. Возможно, они обозначали и места сезонных ярмарок, где торгующие по рекам продавали или обменивали свои товары местному населению. Не исключено, что здесь встречались вожди и старейшины соседних племён.

Местные жители, как правило, не любят места, где расположены «речные камни». Не то, что они испытывают какой-то страх, просто эти места считаются дурными. Около подобного камня стараются не пасти скот, и даже существует поверие, что мужчина, заснувших на земле возле «речного камня», может потерять детородную силу. В туманные ночи вокруг «речных камней» иногда заметно странное слабое белое свечение, а в полнолуние и перед грозой по поверхности валунов часто пробегают жёлтые блики, напоминающие электрический разряд. Человек, проведший в полнолуние некоторое время у «речного камня», переживает состояние лёгкой, пьянящей эйфории, но на следующее утро впадает в депрессию, часто сопровождаемую головными болями и общей слабостью.

Виталий Смирнов. «Следы истории, врубленные в камни». «Чудеса и приключения» №3 1997 год.

* * *

 

Иван Иванович Шишкин.
«Камни».
1880-1890-е.

Иван Шишкин. Камни. 1880-1890-е.

В тайге Терского берега, на сопках в окрестностях Мурманска, по всему Кольскому полуострову, как и на территории северных стран Европы, разбросано великое множество каменных валунов самых разных размеров. Местные жители называют их бараньими лбами, а чаще летучими камнями. Древнее поверье утверждает, что у них есть душа…
Самые большие каменные святилища саамов открыты в Белом море, на островах Большой Немецкий Кузов и Русский Кузов. Здесь насчитывается до 450 композиций из валунов прямо-таки гигантских размеров…

В ХХ веке в Южной Америке была найдена громадная каменная глыба яйцевидной формы, имеющая 100 метров в длину, 80 – в ширину и 30 – в высоту. Камню были приданы весьма своеобразные обтекаемые формы, но главная его особенность – рисунки, нанесённые на поверхность в 600 квадратных метров. Здесь есть надписи, которые индейцы называют магическими или шаманскими, а также изображения, напоминающие египетские. Среди символических знаков нередко встречается свастика, символизирующая обращение в мировом пространстве энергий, порождающих материю, и знак Солнца, в виде кружка с отростками, искривлёнными против часовой стрелки, что намекает на движение светила вперёд по Космосу.
Если камни язычников Севера, посвящённые духам или богам, сохранились и их можно изучать, то более древние камни – египтян, ассирийцев, шумеров, которые также были связаны с божественными ритуалами – стали известны по описаниям древних авторов. Может, о них не следовало бы упоминать, но именно камни, считающиеся священными, побуждали появление интересных гипотез об искусственном создании человечества. Это подталкивает к признанию силы «священных камней», например тех, что находились в храме Амона, в оазисе Сива и привлекали внимание философа Квинта Куртия, полководца Александра Македонского и жрецов Древнего Египта. Философ писал: «Эта вещь, которой поклоняются, словно богу, имеет форму, которую ремесленники обыкновенно придают статуэткам богов. Более всего этот предмет походит на пуп и изготавливается из изумруда и самоцветов, спаянных воедино». Камень «пуп» из нубийского города пирамид Напате описан в 1916 году как конический объект, который по необъяснимым причинам древние называли также «центром Земли». Другой сходной чертой камней из оазиса Сива и храма Амона в Напате, помимо происхождения из драгоценных минералов, было признание, что он дарует человеку бессмертие, к которому стремились и нубийские царицы, и Александр Великий, и древний герой Шумера Гильгамеш, и персидский царь Камбис. Древние историки отмечают присутствие здесь оракула, который «шептать способен. И речь его, что людям не услышать, земные толпы смертных не поймут…».

Филолог Вильгельм Х. Рош, изучавший корневые основы слова «пуп», доказал, что слова, обозначающие камни оракулов, в индоевропейских языках происходят от санскритского слова «исходить, истекать» или семитского «предсказывать». Это может означать, что магический камень «пуп» и есть предсказатель – оракул, тождественный шумерскому слову «камень, который объясняет». Если учесть, что в месопотамских сказаниях рассказывается о войне бога Баала за камень Величия, который обеспечивал связь с небом и разными точками земли, то всё становится очень похожим на «ковчег завета» Моисея, который получал указания от своего бога из собранного, устроенного «аппарата», руководившего всеми действиями израильтян, ушедших из Египта. Кто знает, не представлялся ли камень «пуп», камень Величия – блистающий и светящийся – неким устройством для переговоров богов-нефилимов, координирующих свои действия среди первобытных народов Земли…

О том, что в высказанном предположении есть так называемый техногенный элемент, свидетельствуют Ганнибал, Нонн и другие, писавшие, что святилища оракулов в Египте и Додоне (другом центре пророчеств) могли сообщаться друг с другом. Камень «пуп» считался самым священным в Дельфах и стоял на специальном постаменте во внутреннем святилище храма Аполлона. Эти подлинные божественные камни настолько ценились, что с них делались копии римлянами, их изображали на монетах. И снова мы встречаемся с мифом о богах, причастных к перемещению камня – центра Земли. Греческая легенда рассказывает, как глава пантеона Зевс разыскивал центр Земли, чтобы установить там магический камень. Для такого важного дела он выпустил орлов из двух противоположных точек планеты навстречу друг другу. Птицы встретились в Дельфах. На позднейших рисунках и скульптурах два орла изображались как посланцы верховного бога, сидящие по сторонам конического вертикального камня. Однако задолго до греческой цивилизации египетский фараон Сети I приказал своим ремесленникам изобразить на стенах своей гробницы камень «пуп», связанный с могущественными покровителями людей.

Юрий Гоголицын. «Летучие камни Севера». «Чудеса и приключения» №3 2005 год.

* * *

 

Иван Иванович Шишкин.
«Камни».
Этюд.
1880-1890-е.

Иван Шишкин. Камни. Этюд. 1880-1890-е.

В Дьяковом овраге, что пересекает территорию нынешнего музея-заповедника Коломенское, лежат два древних культовых камня. Некоторые исследователи считают, что им не менее полутора тысяч лет. Видимо, когда-то они лежали на краю оврага, но он расползся, и теперь один камень оказался на его дне, другой – на склоне. Есть у камней и имена – Гусь-камень, считается «мужским», второй называется Девичьим. Поверхность камней обработана. На Гусь-камне есть небольшая выемка, на Девичьем – множество полусфер.

Камни исстари считаются лечебными, приносящими благополучие. По древним обычаям люди приходят сюда с подарками для камней – ленточки, бусинки, лоскутки навязывают на ветви близстоящих деревьев.

«Чудесный камень в Коломенском». «За семью печатями», июнь 2005 год.

* * *

 

Иван Иванович Шишкин.
«Группа лиственных деревьев и камни».
Набросок.

Иван Шишкин. Группа лиственных деревьев и камни. Набросок.

Среди астрологов нет единого мнения о распределении камней по знакам Зодиака. В наше время многие пользуются биолокационным методом определения своего камня: перед сном привяжите камень к середине наружной стороны левой руки. Если вам будут сниться кошмарные сны – это не ваш камень, если хорошие – камень можно спокойно носить, он должен принести счастье. Ночь, прошедшая без снов, свидетельствует о нейтральности камня.

Календарь.

* * *

 

Илья Ефимович Репин.
«Лошадь для сбора камней в Вёле».
1874.

Илья Репин. Лошадь для сбора камней в Вёле. 1874.

Обладают ли тонкой энергией камни, иными словами, есть ли они живые объекты? Этот вопрос для древних решён однозначно. Не случайно они в качестве оберегов и талисманов использовали различные каменные украшения. И своё жилище украшали статуэтками из камня. «У тебя над ночным ложем я повешу смарагд, прекрасная моя: пусть он отгоняет от тебя дурные сны, утешает биение сердца и отводит чёрные мысли», - писал А. Куприн в поэме «Суламифь». Итак, камни и люди могут ощутить друг друга, благодаря наличию биополей.

Совсем недавно (март 1993 г.) учёные Ришар Даман и Бертран Эсколье объявили о том, что долгое и тщательное исследование образцов, взятых в разных точках земного шара, окончательно подтвердило их предположение о том, что камни являются живыми существами с очень медленными процессами жизнедеятельности. «Камни дышат, и на один вдох у них уходит от трёх дней до двух недель, - считает доктор Деман. – Они имеют пульс, обнаружить который можно только при помощи очень чувствительной аппаратуры. Каждый «удар сердца» длится у камня около суток, и поэтому его нельзя почувствовать или услышать без специальных приборов…»

Ф. К. Величко пишет, что «многовековой опыт наблюдательных людей, обобщённый астрологией, говорит о том, что камень может помочь справиться с недугами. Кораллам приписывается способность затягивать раны и снимать одышку, аметистам – помогать при нервных заболеваниях. Аквамарин, оказывается, эффективен при морской болезни, лазурит действует как снотворное, жемчуг и изумруд врачуют меланхолию, лунный камень – профилактическое средство против апатии. Народная мудрость утверждает, что изумруд улучшает память, бирюза полезна при головных болях, рубин лечит сердце, а нефрит – почки.

Учение о контактном врачевании камнями особенно развито в Индии. Болезнь, согласно древнеиндийским представлениям, возникает, когда колебания живой ткани не гармонируют с соответствующими космическими излучениями, и вылечить её можно с помощью конденсатора этих излучений, каковым и является кристалл.

В. Луговенко, И. Бычкова. «Поля Земли и Космоса». «Книга тайн-9».  Москва, «Мистерия». 1995 год.

* * *

 

Марио Нуцци или Марио ди Фиори (Цветочный).
«Цветы в золочёной вазе на каменном выступе».

Марио Нуцци. Цветы в золочёной вазе на каменном выступе.

С древнейших времён как драгоценные, так и "обычным" камни считаются носителями необычайных свойств и служат неотъемлемой частью множества культов. Драгоценные и полудрагоценные камни стали частью магической практики уже в начале Железного Века - тогда это были в основном различные минералы: яшма, горный хрусталь, жадеит и т. д., которые использовались как амулеты для ношения на шее. В то же время весьма почитаемы с древнейших времён и обычные с виду валуны, и простые камни, в которых по различным причинам образовались отверстия или глубокие лунки, а также застывшая вулканическая лава и камни оплавленные молнией. В Египте как один из атрибутов могущественной Изиды особо почитался песчаник. Во многих областях Африки считается, что некоторые камни служат местом обитания духов. Таким камням поклоняются, с ними обращаются как с фетишами. У австралийских аборигенов есть обычай, согласно которому для каждого новорожденного выбирается особый камень, на который наносятся магические знаки. Эти камни считаются чрезвычайно сильными охранными амулетами, способными защитить своего хозяина от всех возможных бед. Их держат в специально отведенных укромных местах и тщательно охраняют. Предметами же особого культа становятся части метеоритов. Один из них - это знаменитый камень Мухаммеда в Мекке. Не имея возможности увидеть его воочию, позволю себе привести описание этого загадочного камня, сделанное Маркесом Ривьерой: "Внутри храм Каабы представляет собой собственно темный зал, где три колонны поддерживают крышу, под которой множество свисающих вниз серебряных и золотых светильников. На полу мраморные плиты. У двери в восточном углу, на высоте около полутора метров от пола, у двери находится знаменитый черный камень "аль-хаджар аль-асвад", состоящий из трех больших частей. Камень красновато-черного цвета с красными и желтыми пятнами…".

2.

Древние предания, в которых в качестве одного из ключевых элементов фигурируют камни, удивительно разнообразны как по своей географии, так и символичности.

В древнегреческой мифологии бог-прародитель Кронос, низвергнувший своего отца Урана, боясь его участи, одного за другим проглатывал своих детей. Потеряв пятерых, его супруга Рея, чтобы сохранить последнего ребенка, пошла на хитрость: по совету отца Урана и матери Геи, она тайно удалилась на остров Крит, где и родила Зевса, а Кроносу дала проглотить длинный камень, завернутый в пеленки камень. Возмужав, Зевс восстал против отца и заставил его вернуть проглоченных детей-богов, а камень, извергнутый из уст Кроноса вместе с ними, был выставлен позже в Дельфах, где, помазанный оливковым маслом и обернутый шерстью, был почитаем как пуп земли.

В другом греческом мифе о всемирном потопе, которым Зевс покарал людей за неповиновение богам, двое оставшихся в живых - сын Прометея Девкалион и его жена Пирра, принеся благодарственную жертву Зевсу на вершине двуглавого Парнаса, обрели его милость. В ответ на просьбу Девкалиона вновь населить землю людьми, Зевс повелел им набрать камней и бросать, не оборачиваясь, через голову: из камней, которые бросал Девкалион, создались мужчины, а из тех, что были брошены Пиррой - женщины. Так после потопа Землю заселил новый род людей, произошедших из камня.
В Древнем Риме камень Lapis Lineus, изменявший свой цвет, использовался для получения пророчеств.

Древнеирландское предание гласит о том, что "камень знания" на холме города Тара издает громкие звуки, если его касается истинный король. Согласно легенде, в Таре находились также два широких камня, которые стояли так близко друг от друга, что между ними нельзя было даже просунуть руку. Но если эти камни признавали мужчину в качестве будущего короля, то расступались перед ним.

Издревле камням приписывалось свойство накапливать в себе силы земли и при прикосновении передавать ее людям. В Бретани на дольмены - каменные плиты древних захоронений - садились бесплодные женщины, прижимая к ним низ живота - считалось, что эти "горячие камни" могли вернуть способность производить потомство.

Удивительным образом особый статус и необъяснимое значение нетронутого человеком камня были засвидетельствованы и во второй Книге Моисея: "Если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тёсаных, ибо, как скоро наложишь на них тёсло твое, то осквернишь их".

3.

Любопытно, что камни драгоценные таинственным образом фигурируют и в культах языческих, и в астрологической символике - там они распределены по двенадцати знакам зодиака и в качестве "камней месяца", и например, в Откровении Святого Иоанна Богослова,  где основания стен Небесного Иерусалима украшены двенадцатью видами драгоценных камней. Наперсники иудейских первосвященников также украшали двенадцать драгоценных камней: рубин, топаз, берилл, бирюза, лазурит, яшма, гиацинт, агат, аметист, хризолит, сердолик и нефрит. На каждом из этих камней было выгравировано название одного из двенадцати колен Израилевых. Кресты в восточной церкви украшались двенадцатью различными малыми драгоценными камнями и одним большим в центре. В раннехристианском гностическом "Гимне о душе" царственное одеяние, коим одарена возвратившаяся во град небесный душа, описывается так: "Сверкает оно от агатов, бериллов и ониксов, от жемчугов светом чистым. Посреди голубоватых сапфиров лик высочайшего Господа сияет, переливаясь, в убранстве этом..."
Барон Жиро в "Философии истории" замечает, что, когда произошло падение Люцифера, ангельский свет получил своё вещественное выражение в сиянии звёзд и блеске драгоценностей. Однако книга о природе благородных камней "Liber subtilitatum" гласит: "Пред драгоценными камнями дьявол пугливо отступает; он ненавидит и остерегается их, ибо они напоминают ему о том, что их блеск сиял раньше, чем он со всем блеском своим низвергнут был... и поскольку отдельные камни возникли от того огня, в котором кара ему предстоит... Драгоценные камни возникают на Востоке, а особенно в горячих зонах. От Солнца там горы имеют жар, подобный огню, и реки вскипают... Там, где вода касается пылающих горячих гор, они извергают пену. По мере остывания у них образуется цвет и сила... Горы, в которых таким образом образуются камни столь великой драгоценности, ясны, как день. Так, происходят драгоценные камни от воды и огня. Поэтому получают они жар, влажность прозрачность и всякие свойства, а также служат ко многому благу, приличию и нужде... Но есть однако и другие камни; они образуются не в этих горах и не по описанному способу, а неким другим, никчемным путем. Такими камнями, согласно их природе, по Божьему установлению как добро, так и зло причиняются...".

5.

Использование драгоценных камней в медицине практиковалось с древнейших времен. Существует предположение, что их использование в этом качестве пришло к Европу из Индии, откуда происходили камни. Однако имеется доказательство их более раннего существования в Египте. Иберийский Папирус, например, рекомендует использование некоторых вяжущих субстанций, например лазурита, в составе глазной мази; гематита, окиси железа - в качестве кровоостанавливающих и противовоспалительных средств. Однако важную роль в рекомендациях по использованию отдельных камней для лечения тех или иных болезней играла символика их цвета. Камни с красным оттенком, такие как рубин, гранат, карнеол, кровавик считались великолепными кровоостанавливающими и противовоспалительными средствами; также им приписывалось успокаивающее воздействие, снимающее приступы гнева и дискомфортное состояние. Пригодность их использования определялась по принципу similia similibus curantur (подобное лечится подобным). Таким же образом желтые камни рекомендовались для лечения расстройств желчного пузыря, желтухи во всех формах и других болезней печени. Использование зеленых камней для лечения глазных болезней объяснялось благотворным влиянием этого цвета на зрение. Одно из самых ранних упоминаний в греческих источниках о терапевтическом использовании драгоценных камней, в частности, о влиянии зеленого изумруда на зрение, принадлежит трудам Теофраста, написанным в III веке до н. э. Считалось также, что при ношении драгоценных камней для лечения или предупреждения болезни важно их прикосновение к определенным частям тела. Гиацинт следовало носить на шее; бриллиант - на левой руке, сапфир - на безымянном пальце: изумруд или гиацинт - на указательном пальце, рубин или бирюзу - на указательном пальце или мизинце.
Есть объяснение и тому, что сапфир и по сей день считается особо подходящим камнем для колец священников: сапфир, лазурит и другие синие камни, или камни с голубым оттенком оказывают тонизирующее влияние, противостоят духам зла и тьмы и поддерживаются светлыми и мудрыми духами.


Рихтер. «Архитектура забвения».

* * *

 

Марио Нуцци или Марио ди Фиори (Цветочный).
«Цветы в золочёной вазе на каменном выступе».

Марио Нуцци. Цветы в золочёной вазе на каменном выступе.

 

Николай Константинович Рерих.
«Каменный век. Север. Охота на моржей».
Проект декоративного фриза.
1904.

Николай Рерих. Каменный век. Север. Охота на моржей. Проект декоративного фриза. 1904.

Камень знай. Камень храни.
Огнь сокрой. Огнём зажгися.
Красным смелым.
Синим спокойным.
Зелёным мудрым.
Знай один. Камень храни.

Эти строчки, написанные в 1911 году, перебрасывают мостик к дальнейшей работе Рериха-художника, к дальнейшим исследованиям Рериха-учёного. Он тщательно собирает легенды о Камне. На разных языках у разных народов они говорят об одном и том же. Как хвост кометы, тянется за камнем счастье, но недолго, ибо он подвижен, ибо он появляется там, где намечается единение людское. Волшебный камень Соломона (частицу камня царь отколол и вставил в свой серебряный перстень), горюч-камень горы Арарат, камень, о который разбился новгородский богатырь в наказание за то, что не поверил в силу камня, камень, хранившийся в ковчеге средневекового Роттенбурга, камень, заповеданный стране, прокладывающей новые пути, - можно подумать, что речь идёт о разных камнях, если б описания не сходились даже в деталях. Рерих высказывает предположение, что камень не просто выдумка, не просто символ, что он – реальность.

Валентин Сидоров. «На вершинах». Роман-газета для юношества №11 1990 год.

* * *

 

Николай Константинович Рерих.
«Белый камень».

Николай Рерих. Белый камень.

 

Николай Константинович Рерих.
«Камни Ладакха».

Николай Рерих. Камни Ладакха.

 

Николай Константинович Рерих.
«Три меча. Рисунки на камне. Лахул».

Николай Рерих. Три меча. Рисунки на камне. Лахул.

 

Гравёр: Якоб ван дер Шлей. Автор рисунка: Юрий Матвеевич Фельтен.
«Вид Гром-камня во время перевозки его в присутствии Екатерины II 20 января 1700 года».
1770-е.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Гравёр: Якоб ван дер Шлей. Автор рисунка: Юрий Матвеевич Фельтен. "Вид Гром-камня во время перевозки его в присутствии Екатерины II 20 января 1700 года". 1770-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Пётр Верещагин.
«Камень Писанный на реке Чусовой».
1877.

Пётр верещагин. Камень Писанный на реке Чусовой. 1877.

 

Питер Брейгель Старший.
«Операция по извлечению камня глупости».

Питер Брейгель Старший. Операция по извлечению камня глупости.

 

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ