Венеция

в живописи и литературе

 

А. Каналетто.
«Отъезд венецианского Дожа на обручение с Адриатическим морем».
 1730-е.

Каналетто. "Отъезд венецианского Дожа на обручение с Адриатическим морем". 1730-е.

После угрюмого Милана, наводнённого испанской военщиной, «светлейшая владычица Адриатики», как тогда ещё называли этот удивительный город, предстала перед путниками во всей красе, всплыв из морских глубин со своими каналами и мостами, великолепием дворцовых фасадов из мраморного кружева и праздничной разноязыкой толпой. Всё это ошеломило юнца в первый же день их приезда. Город ещё не пришёл в себя после недавно закончившегося карнавала, когда все жители от мала до велика на время впадают в безумное веселье, забыв обо всём на свете. Даже последний бедняк или нищий и тот не отказывал себе в удовольствии, надев карнавальный костюм и нацепив маску, бражничать и веселиться вместе со всеми до упаду днём и ночью. Карнавальная маска уравнивала всех, и на время люди становились чуть ли не членами единой семьи, одинаково радовавшимися жизни.   
Венецианский карнавал пользовался широкой известностью, и на него съезжались гости из других городов и стран. Как правило, накануне в лагуне высаживался многочисленный десант проституток, которых в дни предстоящей безумной вакханалии ждала настоящая работа. По традиции всё начиналось с поросячьей «корриды» — заранее привезённых свиней держали в специальных загонах на внутреннем дворе Дворца дожей, и под звон колоколов как по команде всех разом выпускали на волю. На площади Сан-Марко и прилегающих улицах происходило всеобщее столпотворение и шла охота на визжащих от страха свиней. Само это празднество получило название «карнавал» от итальянского слова carne — мясо, когда наступает мясоед перед Великим постом, пора поголовного обжорства и пьянства.

Александр Махов. «Караваджо».

* * *


Александр Николаевич Мордвинов.
«Вид Венеции».
1851.

А. Мордвинов. Вид Венеции. 1851.

 

Валентин Александрович Серов.
«Площадь Св. Марка в Венеции».
1887.

В. Серов. Площадь Святого Марка в Венеции. 1887.

Венеция (Venezia), главный город провинции Венеция и области Венето, Северная Италия. Крупный порт на Адриатическом море. 348,2 тысячи жителей (1960). Расположен на 118 островах, разделённых каналами (около 400 мостов). Мостами Венеция соединена с материком. В Венеции и её пригородах верфи, электромашиностроение, производство турбин, котлов, вооружения, цветная металлургия, нефтеперегонная, химическая, текстильная промышленность. Кустарное производство художественных изделий из стекла, мозаика, кружева и др. Венеция основана в 452. В средние века – олигархическая Венецианская республика. Архитектурный ансамбль Венеции сложился в средние века и в эпоху Возрождения. Центр города образует площадь св. Марка с выходящими на неё собором св. Марка (10-11 века) и зданиями Прокураций (15-16 века). В ансамбль центра Венеции входят также колокольня, Дворей дожей (14-15 века), библиотека Сан-Марко (16 век), выходящие на площадь Пьяцетту. Вдоль берегов Большого канала расположены дворцы (Ка д’Оро, Редзонико, Пезаро и др.).

 

Энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия». 1963.

* * *

 

Василий Иванович Суриков.
«Венеция. Собор Святого Марка».
1884.

В. Суриков. Венеция. Собор Святого Марка. 1884.

Блок писал о Венеции (1909):

Холодный ветер от Лагуны,
Гондол безмолвные гроба.
Я эту ночь – больной и юный –
Простерт у львиного столба.

На башне, с песнею чугунной,
Гиганты бьют полночный час.
Марк утопил в лагуне лунной
Узорный свой иконостас…

О Венеции же Блок говорил в письме к своей матери:

«Я здесь очень много воспринял, живя в Венеции уже совершенно, как в своём городе, и почти все обычаи, галереи, церкви, море, каналы для меня – свои, как будто я здесь очень давно… Вода вся зеленая. Это все известно из книг, но очень ново, однако – новизной не поражающей, но успокоительной и освежающей».

Гумилев – о Венеции (1912):

…Город, как голос наяды,
В призрачно-светлом былом,
Кружев узорных аркады;
Воды застыли стеклом…

…Лев на колонне, и ярко
Львиные очи горят,
Держит Евангелье Марка,
Как серафимы, крылат…

Теперь Ахматова – о Венеции (1912. В этот год она была женой Гумилева):

Золотая голубятня у воды,
Ласковой и млеюще зеленой;
Заметает ветерок соленый
Черных лодок узкие следы…

…Как на древнем выцветшем холсте,
Стынет небо тускло-голубое…
Но не тесно в этой тесноте,
И не душно в сырости и зное.

 

Юрий Анненков. «Дневник моих встреч». Москва, «Художественная литература». 1991.

* * *

 

Василий Иванович Суриков.
«Венеция. Палаццо дожей».
1900.

В. Суриков. Венеция. Палаццо дожей. 1900.

 

Василий Иванович Суриков.
«Венеция. Палаццо Дорио».
1900.

Василий Суриков. Венеция. Палаццо Дорио. 1900.

 

Василий Иванович Суриков.
«Собор Св. Марка в Венеции».
1900.

В. Суриков. собор Св. Марка в Венеции. 1900.

 

Василий Иванович Суриков.
«Венеция».

В. Суриков. Венеция.

 

Василий Игоревич Нестеренко.
«Уголок старой Венеции».
1992.

В. Нестеренко. Уголок старой Венеции. 1992.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Вид на Венецианскую лагуну».
1841.

И. Айвазовский. Вид на Венецианскую лагуну. 1841.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Венеция».
1842.

И. Айвазовский. Венеция. 1842.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Мхитаристы на острове св. Лазаря. Венеция».
1843.

И. Айвазовский. Мхитаристы на острове св. Лазаря. Венеция. 1843.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо».
1844.

И. Айвазовский. венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо. 1844.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Венеция».
1844.

И. Айвазовский. Венеция. 1844.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Вид Венеции со стороны Лидо».
1855.

И. Айвазовский. Вид Венеции со стороны Лидо. 1855.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Ночь в Венеции».
1861.

И. Айвазовский. Ночь в Венеции. 1861.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Вид Венеции с лагуны при закате».
1873.

И. Айвазовский. Вид Венеции с лагуны при закате. 1873.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Дворец дожей в Венеции при луне».
1878.

И. Айвазовский. Дворец дожей в Венеции при луне. 1878.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Дворец Ка д-Ордо в Венеции».
1878.

И. Айвазовский. Дворец Ка д-Ордо в Венеции. 1878.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Венеция».
1870-е.

И. Айвазовский. венеция. 1870-е.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Венецианская ночь».

И. Айвазовский. Венецианская ночь.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Ночной пейзаж. Венеция».

И. Айвазовский. Ночной пейзаж. Венеция.

 

Исаак Ильич Левитан.
«Венеция. Рива дельи Скьявони».
1890.

И. Левитан. Венеция. Рива дельи Скьявони. 1890.

 

Исаак Ильич Левитан.
«Канал в Венеции».
1890.

И. Левитан. Канал в Венеции. 1890.

 

Ольга Александровна Крестовская.
«Венеция. Мостик».
1997.

Ольга Крестовская. Венеция. Мостик. 1997.

 

Ольга Александровна Крестовская.
«Венеция. Век маски».
2003.

Ольга Крестовская. Венеция. Век маски. 2003.

 

Ольга Александровна Крестовская.
«Венеция. Ночные огни».
2003.

Ольга Крестовская. Венеция. Ночные огни. 2003.

 

Эдуард Мане.
«Большой канал, Венеция».
1874.
Частная коллекция.

Эдуард Мане. "Большой канал, Венеция". 1874.

 

Эдуард Мане.
«Большой канал в Венеции».
1875.
Городской музей Шелборна.

Эдуард Мане. "Большой канал в Венеции. 1875 год.

 

ВЕНЕЦИЯ

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: