На холсте запечатлена самая обычная сценка: в мастерской художника встретились за чашкой чая друзья. Люди примерно одного возраста, одних, наверное, интересов. Но обратите внимание, какие они все разные при кажущейся одинаковости, какие у них просветленные и одухотворенные лица. С каждым из них наверняка интересно было бы познакомиться, поговорить. Типажи остро характеризованы по манере держаться, одеваться, по их внутреннему состоянию.
Татьяна Сергеевна Фёдорова.
«Гости в мастерской».
1981.
Частное собрание.
Это работа молодого живописца из Ленинграда Татьяны Федоровой. Картина экспонировалась в Москве на Всесоюзной выставке «Молодость страны», посвященной XIX съезду ВЛКСМ. Она удивительна по своей профессиональной сработанности. Название полотна – «Гости в мастерской». Посмотрите, как тонко, мастерски выполнены детали! Какое любование очаровательным миром подробностей – не только бытовых, но и художественных – при соблюдении гармонии целого! Холст скомпонован очень безыскусно. Ребята собрались в небольшой уютной комнатке. Развешанные по стене афиши, репродукции приоткрывают мир увлечений ее хозяина. Немудреный интерьер выполняет роль своеобразного посредника во взаимоотношениях между героями полотна. Картина спокойна, уравновешенна по колориту. Тонко соотнесены теплые охристые тона, они создают лирическую цветовую мелодию, без диссонансов и контрастов. Краски словно поют.
Татьяна Сергеевна Фёдорова.
«Гости в мастерской». Фрагмент.
1981.
Частное собрание.
Работа Татьяны Федоровой – групповой портрет. Вернее, это портрет-картина, которая имеет в мировом искусстве глубокую и давнюю традицию. Автор ставит перед собой задачу соединить в одной композиции несколько портретных изображений современников, сгармонировать различные по настроению характеры в одно, единое состояние душевной сосредоточенности. Задача сложная. Но художница решает ее легко и уверенно.
Однако легкость эта всего лишь кажущаяся. Ведь подобного впечатления от картины нельзя добиться, если просто составить людей в группу на определенном фоне и срисовать их. Решение проблемы – во всестороннем изучении натуры, проникновении в нее, в поиске и фиксации тех физических и духовных черт, которые определяют характер человека.
Т. Федорова.
«Вера с чашкой чая».
Масло.
1980.
- Когда я делаю эскиз, то всегда представляю себе конкретного человека со свойственными ему чертами, жестами, манерой держаться, - делиться мыслями Татьяна Федорова. – Почти все время пишу с натуры: без этого образ не будет жить. Думаю, что даже над одной моделью можно работать всю жизнь. Ведь каждый человек – огромный мир, тем более с точки зрения художника. Не учитывать этого – значит заранее обречь себя на неудачу: фигуры не будут ничего выражать, эскиз получится пустой. В худшем случае, когда нет натуры, я должна поставить себя на место того или иного человека. Только тогда можно найти образ, слитый из разнообразных черт и черточек единый характер.
Федорова работает много и трудно. Пытается довести до уровня образности каждую деталь фигуры, складку одежды, решить фон. Она ищет и творит образ через деталь.
Т. Федорова.
«Вечер в Петергофе». Фрагменты.
Масло.
1981.
Увлеченность портретным искусством пришла к Татьяне в годы студенчества, в мастерской замечательного мастера и выдающегося педагога, народного художника СССР Андрея Андреевича Мыльникова. Именно у него научилась она воспринимать окружающий мир в светлой, радостной гамме. Она вдумчиво интересовалась техникой мастеров XVII-XVIII веков – как прекрасно владели они всеми секретами художественного ремесла, как бережно обращались с грунтом, холстом, красками. Живопись у них получалась бархатистая, благородная, долговечная.
Неподдельный, искренний интерес к богатому духовному миру нашей молодежи характерен для творчества Татьяны Федоровой.
Годы самостоятельной работы укрепили ее в мысли, что именно портрет как раз та область искусства, в которой стоит работать, где можно добиться интересных достижений. Ведь когда о художнике говорят «портретист», это звучит гордо!
ХУДОЖНИКИ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: