Александр Снисаренко.

"Последняя загадка сфинкса".

"Техника - молодёжи". 1983 год.

 

Тот, кто знаком с древнегреческим мифом об Эдипе, помнит, конечно, встречу Эдипа со Сфинксом. Чудище поселилось неподалёку от Фив и развлекалось тем, что задавало загадки прохожим. Тот, кто не мог дать на них вразумительный ответ, чудище проглатывало.

 

Большой Сфинкс в Гизе и схема его расположения относительно пирамиды Хуфу и Хефрена.

Большой Сфинкс в Гизе и схема его расположения относительно пирамиды Хуфу и Хефрена.

В конце концов Сфинкс нарвался на Эдипа, ответившего на все вопросы и вынужден был покончить самоубийством, бросившись в море со скалы: таково было условие игры, установленное богами.

Большой Сфинкс в Египте.

Но есть ещё один Сфинкс: загадка, заданная им много веков назад, по сей день не разгадана. Речь идёт о так называемом Большом Сфинксе фараона III династии Хафра (греки называли его Хефреном), правившего, по очень приблизительным подсчётам в 2700-х годах до н. э.

Большой Сфинкс в Египте.

Собственно, на первый взгляд никакой загадки нет. В статье «Сфинкс», помещённой в Большой Советской Энциклопедии (3-е издание), читаем: «Крупнейший из сохранившихся Сфинкс – так называемый Большой Сфинкс в Гизе, близ пирамиды Хефрена (XXVIII век до н. э.)». Специальные статьи и монографии, посвящённые этому вопросу, незначительно дополняют энциклопедическую фразу.

Египет, Большой Сфинкс.

На левом берегу Нила расположена пирамида. В километре к юго-востоку от неё покоится Сфинкс, вырубленный из цельной скалы. Его высота – 20 м, длина – 57. Весь этот комплекс принадлежит одному и тому же фараону, сыну великого Хуфу (Хеопса).

Египет, Большой Сфинкс

Но если вдуматься в это описание и сопоставить его с известными нам бесспорными фактами из жизни Древнего Египта, возникнет ряд вопросов. Действительно ли Сфинкс был создан при Хефрене? И ему ли он «посвящён»?

Глиняная табличка, Египет.

1. Достоверно известно, что древние египтяне, как и многие современные им народы, фиксировали вначале на глиняных табличках, а позднее на папирусе события, связанные с хозяйственной, строительной и дипломатической деятельностью. В Египте существовало довольно многочисленное сословие писцов, пользовавшихся большим почётом и уважением. Храмовые писцы вели специальные «книги», где дотошно регистрировали доходы и убыль, расходы на строительство культовых и ирригационных сооружений, на празднества и прокорм рабов. О значении, которое придавалось таким записям, говорит хотя бы то, что египетская библиотека Аменхотепа III, ассирийская – Ашшурбанипала, критская, финикийская и многие другие хранились в царских сокровищницах. Наиболее же выдающиеся деяния увековечивались на скалах и памятниках. Геродот, например, сообщает, что на пирамиде Хуфу «египетскими письменами было обозначено, сколько редьки, лука, чеснока съели рабочие» (строители пирамиды). На пирамиде! На царской гробнице, равной которой не видел мир!

Египет, Большой Сфинкс

В свете этого по меньшей мере странно, что ни один хозяйственный документ, касающийся строительства Сфинкса, сооружения, несомненно, незаурядного, до нас не дошёл.

Древний Египет.

2. Египтяне, как правило, украшали стены заупокойных храмов надписями, повествующими о деяниях усопшего. Текст мог быть подробным, а мог – кратким. Таковой обнаружен в гробнице зодчего Инени, строителя усыпальницы Тутмоса I и карнакско-луксорского храмового комплекса: «Я один управлял всеми работами, когда в скале высекали гробницу для Его Величества, так что никто ничего не видел и никто ничего не слышал».

 

Инени (слева вверху разрушено) в сцене охоты в его гробнице.

Инени (слева вверху разрушено) в сцене охоты в его гробнице.

Любопытно здесь следующее. Тутмос I правил много веков спустя после Хафра, когда технические возможности строительства далеко опередили примитивные приёмы создателей первых пирамид. Инени же, на счету которого было немало грандиозных сооружений, пишет о возведении гробницы как о чём-то сверхвыдающемся. Так вот, мог ли Хафра проигнорировать такое событие, как превращение скалы в уникальную скульптуру?

 

Пирамида Хафра.

Пирамида Хафра.

Но ни самом Сфинксе, ни в пирамиде Хафры о строительстве нет ни малейшего упоминания.

3. В Египте в разное время побывало немало греческих и римских историков и географов. Вот имена лишь некоторых из них.

Гккатей Милетский.

Гекатей Милетский (546-480 гг. до н. з.). в его «Землеописании», вторая часть которого посвящена Египту и Ливии, Сфинксу не уделено ни слова.

Геродот.

Геродот, путешествующий по Египту примерно в 445 году до н. э. и скрупулёзно записавший во второй книге своей «Истории» всё, что он видел и слышал, даже не обмолвился о Сфинксе. Гекатей Абдерский, автор «Истории Египта», живший на рубеже IV и III веков до н. э., ничего не говорит об этой скульптуре. Географ Страбон также бывал в Гизе, но и он не «заметил» Сфинкса. Единственный раз упоминает о скульптуре Плиний Старший в своей «Естественной истории».

Что за странный многовековой заговор молчания?

Большой Сфинкс, Египет.

Тот, кто читал сочинения упомянутых историков, знает, как подробны и обстоятельны их записи. Не заметить Сфинкса они как будто бы не могли. Сфинкса, которого даже местные жители, привыкшие к его виду, именовали Отцом Ужаса. Сфинкса, с именем которого связаны трагичнейшие страницы греческой мифологии и который уже в силу этого не мог не вызвать естественного любопытства греков. Вывод может быть только один: они его не видели.

Семь чудес света.

4. В III веке до н. э., при жизни Гекатея Абдерского, греки составили список семи «чудес света». Он широко варьировался, но неизменно открывался хорошо известными пирамидами. В список включались иногда и другие египетские «чудеса»: водяные часы клепсидра, колоссы (в том числе широко известные Колоссы Мемкона), Меридово озеро, Лабиринт и другие. Сфинкс – никогда.

Вывод тот же.

 

Фараон Хефрен (Хафра).
Египетский музей, Каир.

Фараон Хефрен (Хафра).

5. Известно, что со времени правления Хуфу и до смерти Хафра жрецам были запрещены богослужения. Роль верховных жрецов исполняли сами фараоны, и они предпочитали наполнять не храмовую казну, а собственный карман. Отправление культа восстановилось только при преемнике Хафры Менкауре (Микерине), имена же его безбожных предшественников были преданы проклятию. «Египтяне так ненавидят этих царей, что только с неохотой называют их имена. Даже и пирамиды эти называют пирамидами пастуха Филитиса, который в те времена пас свои стада в этих местах», - писал Геродот.

Большой Сфинкс, Египет.

Может быть, жрецы по этой причине скрывали Сфинкса от чужеземцев?. Вряд ли. Служители культа и местные жители, с которыми Геродот беседовал, даже не сделали попытки что-либо от него скрыть, рассказали ему о весьма незначительных храмах, статуях и фараонах. Ему любезно показали чуть ли не все пирамиды, поведали историю царствования фараонов-еретиков. Объяснили методы строительства, назвали количество камней, даже количество съеденных рабами овощей. И ни слова об уникальном, единственном в мире сооружении?

Большой Сфинкс, Египет.

6. Все эти «чудеса египетские» заставляют задуматься над главным. Почему, собственно, египтологи считают Сфинкса портретным изображением Хафра? И почему его строительство относят ко времени правления этого фараона, то есть к XXVIII веку до н. э.?

Большой Сфинкс, Египет.

 

Тутмос IV.
Лувр.

Тутмос IV? KEDH/

В сохранившейся части текста говорится о том, что молодой царевич Тутмос, охотясь в Гизе, сильно устал, уснул в тени, отбрасываемой Сфинксом, и получил во сне откровение, что станет фараоном только в том случае, если очистит чудище от песка. На стеле удалось разобрать имя Хафра, но контекст неясен. На этом основании Сфинкса и стали считать изображением этого фараона, тем более что расположен он в непосредственной близости от его гробницы. Сработала инерция мышления: пирамиды древние, это бесспорно; следовательно, всё, что расположено рядом, относится к тому же времени.

 

Жан-Леон Жером.
«Бонопарт перед Сфинксом».
Около 1868.

Жан-Леон Жером. "Бонапарт перед Сфинксом". Около 1868.

Отсюда и мнение о портретном сходстве Сфинкса с Хафрой. Сходство нетрудно отыскать там, где есть на то желание. В начале века, между прочим, Сфинкса считали портретным изображением Аменемхета III, твёрдо относили к XII династии и неплохо всё это аргументировали.

 

Жан-Леон Жером.
«Бонапарт перед Сфинксом».

Жан-Леон Жером. "Бонапарт перед Сфинксом".

Таковы шесть вопросов, содержащихся в последней загадке, предложенной Сфинксом. Можно ли на них ответить? Думается, да.

Древний Египет.

Фараон, как известно, считался живым богом. Поэтому после смерти его тело помещали в пирамиду – грандиозную усыпальницу, свидетельствующую о мощи и величии покойного. Пирамиды можно было видеть на много километров кругом. Их складывали из известняка, а позднее из кирпича. Однажды освоенная техника строительства совершенствовалась и оттачивалась веками, но в основе оставалась неизменной – такой, какой её узаконили жрецы.

В Египте «свершилось невозможное» - народ сверг фараона.

Так продолжалось до XII династии, когда в Египте произошла какая-то крупная катастрофа. Вот как описал её жрец Ипувер: «Вся страна бедствует… Всё залито кровью… Почва вращается подобно гончарному кругу… Кажется, что Земля хочет окончить своё существование в буре и пламени, чтобы прекратилось это бедствие». Восстание стихий дополнилось восстанием людей. В Египте «свершилось невозможное» - народ сверг фараона.

 

Гиксосы.

Гиксосы.

В обессиленную страну ворвались гиксосы. После их 200-летнего господства пирамиды строить перестали. Теперь фараоны высекали свои усыпальницы в скалах, облюбовав для этой цели местность на левом берегу Нила, названную позднее Долиной царей. Для таких работ была нужна уже иная техника строительства.

 

Скальные гробницы Среднего царства.

Скальные гробницы Среднего царства.

Итак, во времена III династии и позднее возводились пирамиды, с XVIII династии – скальные гробницы, требующие совершенно иной техники обработки материала. Но при чём здесь Сфинкс?

Большой Сфинкс в Египте.

А вот при чём.

Древний Египет.

Во времена Хафры обработка скал была неизвестна: в ней не было необходимости. Редки даже скальные рельефы. Вряд ли египтяне могли осилить постройку гигантской скульптуры.

Династии и основные правители в Египте.

В период же правления XVIII династии техника скального строительства становится обыденной. Далее, при IV династии невозможно было создать что-либо, противоречащее строго определённым правилам, увековеченным позднее в «Предписаниях для стенной живописи и канона пропорций». Регламентировались позы, одежды, атрибуты, раскраска – буквально всё.

 

Карнакский храмовый комплекс, Луксор.

Карнакский храмовый комплекс, Луксор.

Во времена же XVIII династии в египетском искусстве происходят коренные изменения. Именно в этот период в архитектуре начинаются поиски необычного, нового, получившего наивысшее воплощение в храмах Карнака и Луксора. Большой же Сфинкс уникален.

 

Аллея сфинксов с бараньими головами, Карнак.

Аллея сфинксов с бараньими головами, Карнак.

Достоверно известно, что сфинксы изготовлялись при XII и XVIII династиях. Аллея сфинксов устанавливается у храма Хетшепсут. Аллея сфинксов с бараньими головами (символ бога Амона) соединяет Карнакский храм с берегом Нила. И наконец, как объяснить гигантский разрыв во времени между постройкой Большого Сфинкса (2700-е годы до н. э.) и первыми сфинксами XII династии (конец 1900 годов до н. э.)? Именно с этого времени «сфинксостроение» становится вполне привычным явлением. Ответ может быть только одним: Большой Сфинкс был создан не в XXVII, а в XV веке до н. э.

 

Большой Сфинкс в Египте.

Однако, остаются вопросы. Зачем был создан Сфинкс? Почему его не видели путешествующие историки?

Большой Сфинкс в Египте.

По поводу первого можно высказать следующие предположения.

Сфинкс – своеобразная «проба пера» зодчих и скульпторов периода XVIII династии, поиск возможности обработки огромных скальных массивов, памятник их мастерству. Иными словами, он был сделан «между делом», и если это так, то становится понятным отсутствие хозяйственных документов – ведь фиксировалось только официальное строительство. Сфинкса же, видимо, отнесли в разряд обычной портретной скульптуры, учёт которой не вёлся.

Большой Сфинкс в Египте.

Второй вопрос значительно проще. Обратимся вновь к надписи на стеле. Тутмос VI уснул в тени, отбрасываемой Сфинксом. Во сне ему было сказано, что он должен очистить Сфинкса от песка. Следовательно «монумент» был полузанесен. Иначе с какой стати такое торжественное пророчество?

Большой Сфинкс в Египте.

Памятник заносило песком постоянно! Его раскапывали при Птолемеях, при римских императорах, расчищают и сейчас. Не потому ли его не заметил ни один путешественник вплоть до Плиния? В самом деле, зачем Геродоту или Страбону упоминать бесформенный песчаный холм? Их много в пустыне. Да и жрецы, множество поколений которых сменилось со времени сооружения Сфинкса, могли забыть о нём. Вполне вероятно, что изваяние обнаружили случайно, после прочтения какого-нибудь забытого папируса, который потом погиб при пожаре Александрийской или храмовой библиотеки?

Древний Египет.

Ещё одна гипотеза создания Сфинкса. По мнению некоторых американских историков, основу скульптуры подготовила сама природа многовековым выветриванием (рис. А, В, С). Человеку оставалось только «довести» основу до завершения (рис. Д). Однако это не так. Сфинкс вырублен внутри обширной монолитной известняковой плиты толщиной 15 м, служащей фундаментом всего комплекса пирамид. Тело его заглублено так, что над верхней плоскостью плиты выступает только его голова.

Древний Египет.

Пример причудливой работы ветра: эта выветренная скала в Аризоне удивительно похожа на верблюда.

Выветривание скал.

 

... 2

 

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: