2014 год.
Троицкий собор в том виде, в каком он предстает ныне нашим глазам, стоит уже без малого три века. Это четвертый по счету храм, носящий это имя и сооруженный на месте ему предшествовавших. Первый Троицкий собор из камня был построен в конце XII века (на его месте до той поры стоял, по преданию, деревянный храм). По дошедшим до нас изображениям на старинных иконах можно судить о внешнем виде собора XII века. Он имел одну главу, вытянутый вверх основной объем, к которому с запада примыкала пониженная часть. Собор был одноапсидным и имел вертикальное членение стен и позакомарное покрытие.
В 1363 году рухнул свод Троицкого собора, и в 1365-1367 годах на старом основании был возведен из плиты новый одноглавй храм. Угловые соединения основного объема собора были понижены, более сложной стала и верхняя, подглавная часть: позакомарное покрытие основных поверхностей сочеталось с частичным плоскостным. Все эти архитектурные усложнения придали собору, при его известной монументальности, облегченный живописный вид. В XV веке собор оброс притворами, приделами и галереями, волнистые крыши были заменены прямоскатными – собор, таким образом, приобрел черты, присущие общему типу псковских церквей.
Ныне существующий Троицкий собор строили с 1682 по 1699 год. Материалом для него послужила белая тесаная плита. Первоначально собор выглядел еще более просто и безыскусно, нежели ныне. И замыслы строителей, и свойства строительного материала – крупноразмерной плиты – определили незамысловатую композицию собора. Основной объем его имеет форму параллелепипеда, вытянутого с запада на восток; крыша четырехскатная, главы несколько смещены к востоку, в сторону алтаря, где снаружи к основной стене примыкают три апсиды с гиперболическими крышами на половине ее высоты. Вблизи апсид к северу и югу от собора, стоят приделы с собственными апсидами и главками.
В свое время нижний этаж собора имел боковые галереи, однако в конце XVIII века, ввиду нарушения прочности стен, вызванного неравномерной осадкой основных конструкций храма, они были заложены. Сверх того снаружи к ним были пристроены мощные контрфорсы. Эти переделки привели к тому, что собор в нижней своей части утратил легкость и стройность, а внутренние помещения – дополнительный свет, проникавший до закладки галерей через специальные проемы.
Нынешняя входная крытая лестница, ведущая к паперти собора, чуть ли не упирается в крепостную стену. Она подверглась переделке в XIX веке, когда крутой всход с высокими ступенями был заменен пологим, а боковые крылья прежней нижней площадки заложены. Снаружи Троицкий собор не имеет особого обилия украшений, а имеющиеся, близкие к характеру сложившегося архитектурно-художественного стиля границы XVII-XVIII веков, далеко отошли от древней псковской орнаментики. В 1895 году собор был оштукатурен, стены получили дополнительные лепные украшения. К высеченным из плиты наличникам окон нижнего яруса добавились оконные наличники верхнего; закомары-кокошники в оконечности четверика и подкрышечный карниз получили позднейшее декоративное «подкрепление» в виде кружевного узорочья у окон верхнего яруса. Интересен поясок ширинок с изразцами цветных поливов, сохранившийся еще в некоторых местах верха галереи.
Внушительно выглядит внутреннее помещение собора – высокое, просторное, хорошо освещенное. Шесть граненых подкупольных колонн из тесаной плиты поддерживают своды храма. Среди множества вещей интерьера имеются редкие по своему художественному значению произведения древнерусского прикладного искусства и живописи.
В пору Псковской вечевой республики детинец, и прежде всего его главный собор, служил средоточием государственных ценностей, местом, где устраивались все наиважнейшие общественные дела. В Троицком соборе совершалось торжественное посажение князей на княжество, здесь находилась усыпальница выдающихся деятелей Псковской земли.
На первый взгляд несколько громоздкой выглядит соседствующая с собором крупномасштабная колокольня, однако строгая композиция, обширные проемы нижнего и особенно верхнего ярусов, облегчающие здание, создают впечатление большого соответствия ее монументальному собору. Колокольня первоначально была деревянной и имела высокую тесовую крышу в форме пирамиды. После одного из пожаров в конце XVIII века верхний ярус сложили из кирпича, над ним возвели типичную для башен того времени крышу и граненый шпиль, увенчанный четырехконечным крестом. Над нижним ярусом звона надстроили парапет. Внутристенная лестница ведет от основания колокольни до колокольных площадок; некоторые колокола датируются XVI веком.
А. А. Бологов. «Псков на ладони». Путеводитель по памятникам древности. Псков. 2002 год.
* * *
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: