Л. Правоверова.

"Женщины тридцатых годов".

"Юный художник" №3 1983 год.

 

В 1934 году на выставке в Ленинграде впервые предстали перед зрителем десять акварелей на тему «Девушки Метростроя» кисти Александра Николаевича Самохвалова. Героини отмечены красотой и грацией движений, несколько неожиданной оттого, что художник намеренно преувеличил физическую стать девушек, придал им почти титаническую мощь. Автор так запечатлел сцены каждодневного нелегкого труда, что они воспринимаются празднично, приподнято, символизируя собой уверенную радость свободного созидания.

В новой работе А. Самохвалов стремился эстетически осмыслить эпоху комсомольского энтузиазма, пафос и энергию коллективного труда первых пятилеток, осознать связь человека и современной техники, единство высокого духовного подъема строителей и ответного волнения художника, его сопричастности жизни страны. Летописцем зарождающихся социалистических отношений, растущего сознания масс и творческой целеустремленности советской молодежи 30-х годов предстает автор серии «Девушки Метростроя». Созданные им акварели дают обобщенный коллективный портрет времени, его новых героев, доносят до нас особенности нравственной атмосферы комсомольских строек.

 

Александр Николаевич Самохвалов.
Шпульница.
Акварель.
1930.

Александр Николаевич Самохвалов. Шпульница. 1930. Акварель.

Единство действия, общее настроение превращают серию в своеобразную сюиту, воспевающую те черты современницы, которые казались Самохвалову наиболее характерными и притягательными. Это и увлеченность делом, и одержимость мечтой о прекрасном будущем страны. Почти все метростроевки изображены на рабочих местах, но художник вовсе не стремился с педантичной точностью показать самый процесс строительства. Его увлекала задача раскрыть образ героинь, достойных стать символом эпохи.

Впоследствии мастер, определяя место серии в своем творчестве, указывал, что она была завершением определенного этапа работы, итогом «образов напряженного труда и борьбы». Подобно многим собратьям по искусству, он ощущал себя художником особенной эпохи, когда невозможно ограничиваться лишь фиксацией событий. Важнейшую задачу пионеры советского искусства видели в том, чтобы в делах современников предугадать картины грядущего. Одной из самых ярких примет будущего воспринималось появление нового типа женщины – бодрой, уверенной в своих силах и прекрасной этой уверенностью. светлые оптимистические образы современниц рождались под кистью Г. Ряжского и Н. Касаткина, А. Пахомова и А. Дейнеки. Поражает их созвучность героиням картин и акварелей Самохвалова.

 

Александр Николаевич Самохвалов.
Ремонт паровоза.
Акварель.
1932.
Публикуется впервые.

Александр Николаевич Самохвалов. Ремонт паровоза. 1932. Акварель.

Но если жизнь дала советскому искусству небывалую доселе тему, то поиски художественного языка, способного выразить величие эпохи, обрели особую остроту в эти годы, породив различные дискуссии. Многие художники были убеждены, что о героическом времени можно рассказывать только соответствующим языком. Поэтому они использовали в станковых картинах принципы монументального искусства, что придавало своеобразие живописи тех лет.

В серии «Девушки Метростроя» автор прикоснулся к значительному пласту исторической действительности. Он подошел к тому новому и волнующему в жизни, что требовало новизны и искренности в искусстве. Только представим себе начало 30-х годов. Появление первой шахты Метростроя в столице, работа на стройке тринадцати тысяч комсомольцев, добровольно, горячо, с молодым задором взявшихся за незнакомое трудное дело. Строительство Московского метро объявляется Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. За пуск первой очереди метро Московская комсомольская организация награждается орденом Ленина.

 

Александр Николаевич Самохвалов.
Стакан молока.
Из серии «Девушки Метростроя».
Авкварель.
1934.

Александр Николаевич Самохвалов. Стакан молока. Серия "Девушки Метростроя". 1934.

Велико значение создания метро в столице молодой Страны Советов. Понятен и закономерен интерес советского художника к людям стройки, ее динамике и размаху, к образной сути коллективного созидания.

Ракурсы акварелей Самохвалова энергичны, в композициях преобладают женские фигуры. Могучая сила, воскрешающая в памяти доблестных воительниц древнерусского эпоса, покоряет в «Несущей арматуру», - упруг и решителен ее шаг, а контуры арматуры, расчленяющие плоскость листа, усиливают внутреннюю динамику композиции.

 

Александр Николаевич Самохвалов.
Несущая арматуру.
Из серии «Девушки Метростроя».
Акварель.
1934.

Александр Николаевич Самохвалов. Несущая арматуру. Серия "Девушки Метростроя". 1934.

Героиню акварели «Перед душем», почти без изменений перешедшую в картину «Девушка со сверлом», отличает волевая собранность. Она так величественна и прекрасна, что А. Дейнека сравнил ее с богиней, заметив, однако, что «все-таки она наша, русская девчонка».

 

Александр Николаевич Самохвалов.
С отбойным молотком.
Из серии «Девушки Метростроя».
Акварель.
1934.

Александр Николаевич Самохвалов. С отбойным молотком. Серия "Девушки Метростроя". 1934.

В акварели «У крана» девушка в красной футболке, кажется, взмывает в небо, словно освободилась на миг от власти земного притяжения.

Столь точно найденная художественная пластика не могла возникнуть как по мановению волшебной палочки из одних только наблюдений за работой строительниц, хотя именно реальная действительность и в этом случае была главным источником вдохновения. Язык произведений, достаточно сложный, образный, представляется яркой особенностью творческого метода художника, сложившегося в 20-е годы и органически сочетавшего непосредственные контакты с натурой и их глубокое осмысление. Как у всякого большого мастера, метод Самохвалова не был чем-то раз и навсегда застывшим, а изменялся в зависимости от темы и поставленных задач.

Работая в начале 1930-х годов в сельскохозяйственной коммуне «Ленинский путь», Самохвалов подолгу наблюдал заинтересовавших его людей в поле и на току, в труде и отдыхе. И когда становился ясен характер той или иной личности, с натуры писались портреты – картины, где черты реального человека давали художнику возможность говорить о современнике вообще. Этот принцип работы привел чуть позднее к созданию «Девушки в футболке» (1932 г.), одной из самых удачных картин художника.

В «Метростроевках» живописца привлекла возможность показать человека в работе, передать глубокую одухотворенность труда. В этом случае позирование могло внести статичность в образы, которые невозможно себе представить иначе как в движении. К тому же обстановка строительной площадки не позволяла спокойно расположиться с мольбертом. По впечатлениям и по памяти рождались акварели уже в мастерской художника.

 

Александр Николаевич Самохвалов.
С лопатой.
Из серии «Девушки Метростроя».
Акварель.
1934.

Александр Николаевич Самохвалов. С лопатой. Серия "Девушки Метростроя". 1934.

Сознательно утверждая стиль эпохи, Самохвалов ясно понимал, что при этом нельзя не учитывать опыт мастеров прошлого. Изучение традиции могло оказать неоценимую помощь в поисках новой изобразительности. Так, в произведениях, выполненных в 20-е годы, Самохвалов стремился осмыслить художественные возможности, таящиеся в особенностях новгородской и псковской фресковой живописи. Отчасти и работа по расчистке росписей в соборах Старой Ладоги помогла узнать и почувствовать высокий пафос образов, созданных безвестными русскими мастерами, понять, что многие их достижения можно использовать и в рассказе о современности.

В «Метростроевках» угадывается конкретный классический образец: это великий флорентиец Микеланджело, любовь к которому Самохвалов пронес через всю жизнь. Еще в годы учебы в Академии художеств он копировал рисунки итальянского художника, постигая законы высочайшего мастерства. Думается, именно Микеланджело помог ему понять, что человеческое тело – совершеннейший инструмент, помогающий художнику выразить сложные нравственные проблемы.

 

Александр Николаевич Самохвалов.
У лебедки.
Из серии «Девушки Метростроя».
Акварель.
1934.

Александр Николаевич Самохвалов. У лебёдки. Серия "Девушки Метростроя". 1934.

В работах на производственные темы Самохвалов сумел показать не просто физическое совершенство героев. Ему удалось сделать зримым высказанное однажды убеждение: «Труд, который возникал как необходимый труд, был трудом не только лопаты и молотка, но также и ума, и души человеческой, и торжество в сознании достигнуто влекло к новым преодолениям». Здесь сказалось умение художника, подобно многим современникам, живописцам и поэтам, говорить о сегодняшнем дне страны, адресуясь к потомкам.

 

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ САМОХВАЛОВ (1894-1971)

ЖЕНЩИНА

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: