Селище Рябики.
Рисунок современного художника.
Прошлое Рябиков уходит в глубь времён. Согласно преданию, ещё во времена Новгородской земли в 13 – 14 веках здесь находилась верфь, на которой ремонтировали и смолили проходившие по Ловати суда (как известно, в древности река входила в знаменитый водный путь «из варяг в греки» и много столетий играла роль важнейшей транспортной артерии русского государства). Просмоленные корабли становились пятнистыми – «рябыми». Отсюда, якобы, и произошло название населённого пункта. Подтверждением того, что люди издавна селились в этом месте, является отмеченное на археологических картах селище (неукреплённое поселение 15 – 17 веков в районе Набережной Рябики). Правда, некоторые считают, что название своё Рябики получили от фамилии помещика Рябиковского, которому принадлежали. Но в архивных документах такой помещик не обнаружен.
Рябики.
2014 год.
С Ловатью было связано не только рождение, но и вся последующая жизнь Рябиков.
Заготовка льда на реке Ловать для ледников.
Начало ХХ века.
После того, как река потеряла транспортное значение, они превращались в обычную небольшую деревушку. В справочнике Н. Н. Василева «Опыт географического статистического словаря Псковской губернии. Великолуцкий уезд», изданном в 1884 году, отмечено: «Рябики. Деревня стана Спасо-Никольской волости, Золотковского сельского общества, при р. Ловати, в одной версте от уездного центра, 8 дворов».
Вид на реку Ловать в районе Рябиков. Слева – так называемый «сплав».
Начало ХХ века.
Но по Ловати начинают сплавлять лес, и на рубеже 19-20 веков известный великолукский богатей и предприниматель купец первой гильдии Вульф Аронович Вязьменский открывает в Рябиках оснащённый современной для того времени техникой лесопильный завод.
Рябики.
2014 год.
А в 1901 году рядом с Рябиками прошла линия Московско-Виндавской железной дороги, в результате чего возникает маленькая железнодорожная станция Рябики. Любопытно, что согласно воспоминаниям, в 1915 году на ней останавливался царский санитарный поезд, на котором последняя русская царица Александра Фёдоровна с дочерьми инспектировала тыловые госпитали. Для встречи царского семейства были собраны нарядно одетые жители окрестных деревень и прилегающей окраины Великих Лук, в том числе учащиеся женской учительской семинарии (находилась на месте нынешней кадетской школы). После милостивого выступления перед собравшимися на станции «матушка-государыня» поехала дальше на великолукский вокзал.
Еврейское кладбище.
К дореволюционному периоду Рябиков стоит отнести и появление еврейского кладбища (ныне не существующего). Было оно небольшим и находилось на земле, принадлежащей Вязьменскому. Может быть, там были похоронены его родные и близкие? Этого мы не знаем.
Послереволюционный период ознаменовался для Рябиков большими изменениями и новшествами. Завод Вязьменского был сразу же национализирован МОВИУ (Мобилизационным военно-инженерным управлением). Рядом с уже существующим железнодорожным мостом через Ловать в 20-е годы построили ещё один, и железнодорожная линия до Новосокольников стала двухпуткой. Мосты обнесли колючей проволокой в виде спирали, установили бетонную будку для часовых, и местность, к мостам прилегающая, стала запретной зоной. Вдоль линии начали строить шоссейную дорогу…
Рябики.
2014 год.
Но самое главное заключалось в том, что расширилась территория, носящая имя Рябики. В связи с тем, что в начале 1930-х годов рядом с бывшим заводом Вязьменского начали строить новый лесообрабатывающий завод «Пролетарий», жителей, которые проживали на месте строительства, выселили в район нынешней телевышки. Так появилось поселение Новые Рябики. Рябиками стали называть и территорию, на которой сейчас находятся заводы «Лесхозмаш», «Велмаш», ПАТП, подстанция и картонная фабрика. Там разместился военный городок №5, который занимали артиллерийская и зенитная части. Пара построек этого городка сохранились до настоящего времени.
Завод «Пролетарий» в Старых Рябиках был крупным, по тем временам предприятием. Помимо производственных помещений, над которыми возвышалась большая труба с флагом и датой 1932 год, он имел склады, магазин, столовую, хороший клуб, рабочее общежитие, баню. На заводской территории имелась узкоколейка. Изготавливались на предприятии различные доски, а также щиты для «финских домиков».
Связан с довоенным периодом истории Рябиков и ещё один интереснейший факт, который, при другом стечении обстоятельств, мог бы привести к изменению всего хода мировой истории. В 1939 году зенитная батарея военного городка №5 обстреляла самолёт министра иностранных дел фашистской Германии фон Риббентропа, летевшего в Москву заключать Пакт о ненападении. Произошло это, по воспоминаниям бывшего сотрудника НКВД, из-за обычного разгильдяйства. Дежурный офицер ПВО отправился на квартиру по личным делам, оставив вместо себя младшего командира. Получив сообщение о подлёте к Великим Лукам «Юнкерса» Риббентропа, сержант, то ли не поняв смысла переданного, то ли не дослушав его до конца, дал сигнал боевой тревоги. Зенитчики открыли огонь по самолёту с крестами на крыльях, посылая снаряды вокруг него, принуждая к посадке. Что самолёт и вынужден был сделать на великолукском аэродроме. Позднее, в Москве, в его бортах обнаружили несколько пробоин от осколков. Разбирать «великолукский инцидент» из Москвы приехала специальная комиссия. Но его виновники, что удивительно, отделались довольно легко – немцы, желая как можно скорее заключить с СССР выгодный им договор, никакого протеста не заявили и никуда жаловаться не стали. Комиссия приняла решение наказать провинившихся властью командира великолукского гарнизона. А если бы самолёт Риббентропа был сбит?
Великая Отечественная война – самый суровый период в жизни Рябиков. Летом 1941 года более месяца жестокие бои шли на Воробецких или Сигорицких высотах, т. е. совсем рядом. Взяв Великие Луки, фашисты устроили в казармах военного городка концлагерь, в котором в нечеловеческих условиях содержалось свыше 8000 советских военнопленных.
Воробецкие или Сигорицкие высоты.
2014 год.
Взяв Великие Луки, фашисты устроили в казармах военного городка концлагерь, в котором в нечеловеческих условиях содержалось свыше 8000 советских военнопленных. Расстрелы, побои, издевательства охраны, ужасная пища, отсутствие медицинской помощи, тяжёлая работа (пленных гоняли на восстановление разрушенного железнодорожного моста через Ловать, взорванного нашими отступающими войсками) привели к тому, что за один месяц в концлагере погибло более 1000 человек.
Взорванный железнодорожный мост через реку Ловать.
Расстрелы, побои, издевательства охраны, ужасная пища, отсутствие медицинской помощи, тяжёлая работа (пленных гоняли на восстановление разрушенного железнодорожного моста через Ловать, взорванного нашими отступающими войсками) привели к тому, что за один месяц в концлагере погибло более 1000 человек. Только нескольким пленным удалось бежать. Переправившись на другой берег Ловати, они скрылись в так называемом «шляпниковском саду». «Лагерь смерти», как его называли местные жители, просуществовал до 1 ноября 1941 года, после чего оставшихся в живых заключённых эшелонами отправили в Витебск и Полоцк.
А что пережили во время установления в нашем городе гитлеровского «нового порядка» мирные жители, это хорошо описано в книгах, посвящённых Великим Лукам. Характерно, что многие ветераны на расспросы о периоде оккупации не хотят говорить на эту тему, произнося одну только фразу: «Это было очень страшно».
Во время Великолукской операции 1942-43 гг. через Рябики проходила немецкая линия обороны. Любопытно, что после войны большое количество оставшихся здесь бетонных колпаков вражеских дотов было использовано для строительства плотины у железнодорожного моста.
Дмитрий Петрович Панов (1923-1976).
Завершая тему войны надо ещё сказать, что одно время в Рябиках жили родственники Героя Советского Союза Д. П. Панова, который приезжал к ним. Старший сержант Дмитрий Петрович Панов был награждён Золотой Звездой Героя за мужество и героизм при форсировании реки Западная Двина и удержании плацдарма летом 1944 года.
В послевоенное время по Ловати продолжился сплав леса, но сожжённый немцами завод «Пролетарий» уже не восстанавливался, просто была поставлена лесопилка. А в начале 60-х годов брёвна стали возить на машинах в другое место. В память о сплаве существовала в Великих Луках улица Сплавная, затем её переименовали в улицу Маршала Жукова, остался Сплавной проезд. Железнодорожный мост на Ловати восстановили только один новый, действующий и поныне. В бывшем военном городке вначале содержали немецких военнопленных (позднее их перевели в специально построенный лагерь в крепости), затем обычных заключённых, а с 50-х годов там начинают строить промышленные предприятия «Торфмаш», «Лесхозмаш» и другие.
Из наиболее памятных событий 1950-60-х годов старожилы вспоминают также нашествие в 1951 году на Рябики волков, загрызших всех собак. Посадка пионерами школы №8 на так называемом «сплаве» существующей и сейчас рощи, бурение на углу улиц Высокой и Водной артезианской скважины.
В настоящее время название Рябики сохранилось только для территории, ограниченной с севера линией Балтийской железной дороги, с востока и юга – Ловатью. Через Рябиковский переезд туда ведёт асфальтовая дорога. В Рябиках одна набережная, две улицы, несколько проездов и переулков, застроенных частными домами. В 1990-х годах на «сплаве» и в сторону кладбища «Мордовичи» началось строительство коттеджей. В Рябиках много зелёных насаждений, рядом на Ловати прекрасные пляжи, которыми охотно пользуются горожане.
ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ ОРЛОВ (1954)
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: