Владимир Орлов.

"Там, за мостом, Богдановское".

Из книги "Окнов исчезнувший мир. Великие Луки".

 

Владимир Орлов. Окно в исчезнувший мир. Великие Луки.

На одной из опор бывшего железнодорожного моста через Ловать, возле Казанского кладбища, выбита дата: 1898. Больше века прошло с того времени, когда акционерное общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги приступила к проведению через Великие Луки магистральной линии Москва-Виндава (ныне порт Вентспилс в Прибалтике).

В память о деятельности этой мощной организации остались в нашем городе две бывшие водокачки по обеим сторонам железнодорожного полотна, нижний Лазавицкий железнодорожный мост, Корпуса Главных железнодорожных мастерских (ныне погибший локомотиворемонтный завод) да техническое железнодорожное училище (железнодорожный техникум).

Великолукский железнодорожный техникум.
1935.

Великолукский железнодорожный техникум. 1935.

 

Великолукский железнодорожный техникум.

1944 год.

Великолукский железнодорожный техникум. 1944.

 

Великолукский железнодорожный техникум.
2014 год.

Великолукский железнодорожный техникум. 2014 год.

Строило вышеупомянутое АО без особого комфорта, но быстро и качественно. И уже 28 сентября 1901 года через Великие Луки прошёл первый поезд.

Но вернёмся к Богдановскому железнодорожному мосту, названному так по близлежащему имению. Сохранились его старинные фотографии.

 

Богдановский железнодорожный мост и группа учащихся женской учительской семинарии.

Богдановский железнодорожный мост и группа учащихся женской учительской семинарии.

Краевед А. П. Лопырёв пишет о нём: «Это был одноколейный, однопролётный мост на решётчатой ферме равного сечения с ездой поверху. Мост был покрашен зелёной краской, как все сооружения Виндавской дороги. В старые добрые времена великолучане имели привычку гулять по этому мосту, смотреть с его высоты, как шумит вода, падая с плотины, как с железным лязгом гулко проходят по мосту товарные составы, и мечтать, что по этим рельсам, от которых пахнет железом и нефтью, можно уехать далеко-далеко от провинциальной скуки и мелочных повседневных забот…».

Рядом с мостом, на правом берегу Ловати, сверху находилось Казанское кладбище и через линию имение Ратмановых – Богдановское.

 

Старинные водокачки у Богдановского моста.
1980 год.

Старинные водокачки у Богдановского моста. 1980.

А снизу две водокачки, одна из которых обслуживала железную дорогу, а другая город. Они сохранились до наших дней.

На левом берегу была построена небольшая деревянная станция Рябики, деревня с тем же названием, располагалась здесь же за линией.

 

2025 год.

Великие Луки, Богдановский мост. 2025 год.

 

Великие Луки, Ловать.
1909.

Великие Луки. Ловать. 1909.

А внизу, на так называемом «сплаве» (по реке долгие годы сплавляли лес), стоял лесопильный завод крупнейшего великолукского купца Вульфа Ароновича Вязьменского.

Великие Луки. Богдановский мост.

Поезда через Богдановский мост шли довольно часто. Составы, обычно, были небольшие, 10-15 вагонов. Тащили их хорошие и надёжные отечественные паровозы серии «О» («овечки») и «Щ» («щуки»).

 

Паровоз серии «О» («овечка»).

Паровоз серии "О" ("овечка").

 

Паровоз серии «Щ» («щука»).

Паровоз Серии "Щ" ("щука").

Гудок этих локомотивов, действующих под воздействием пара в 12-14 атмосфер, был настолько мощный, что слышали его издалека.

После революции в окружающей мост местности произошли определённые изменения. В разорённом Богдановском разместилась МТС (машинно-тракторная станция). Возле западной ограды Казанского кладбища появилось много безымянных холмиков – могил несчастных людей, расстрелянных «за связь с контрреволюцией» и как заложников в годы Гражданской войны. Национализированное предприятие Вязьменского вначале именовалось военно-лесопильным заводом МОВИУ (мобилизационного военно-инженерного управления), а затем заводом «Пролетарий».

Но более всего изменился сам мост. Переход и гуляния по нему категорически запретили, подходы опутали колючей проволокой, а часовые красноармейцы, для которых была сооружена железобетонная будка (существующая и поныне), готовы были открыть огонь по любому, нарушившему запретную зону. Поскольку перебираться на другой берег через город было далеко и неудобно, выше «сплава» была устроена так называемая «запонь» (плавучая преграда из связанных концами брёвен) с выходом на Богдановское и пешеходный мостик от Рябиков на правый берег поверх плотины.

В 20-е годы движение на данном участке железной дороги резко возросло, граница находилась совсем неподалёку. Очевидно, в связи с этим, в 1929 году (эта дата также сохранилась на опоре) рядом со старым был построен новый железнодорожный мост. Теперь через Ловать проходило две линии, и двухпутка, по некоторым данным, шла до самых Новосокольников. Охрана мостов ещё более усилилась. И, не напрасно, особенно в конце 1930-х годов. Старожилы вспоминают, как выстрелом из проходящего поезда убили солдата, охранявшего мост. Были диверсии и в военном городке №5 (на месте нынешнего завода «Велмаш» и картонной фабрики), где перед войной размещалась зенитная часть.

 

Богдановский мост через реку Ловать.
Лето 1943 года.

Богдановский мост через реку Ловать. Лето 1943 года.

Летом 1941 года  оба железнодорожных моста были взорваны нашими отступающими войсками.

 

Немцы восстанавливают Богдановский мост, подорванный нашей специальной командой подрывников.

Немцы восстанавливают Богдановский мост, подорванный нашей специальной командой подрывников. 23 августа 1941 года.

Немцам удалось восстановит и использовать только новый мост. А старый, дореволюционный, так больше и не восстанавливался.

 

Парламентёры Михаил Дмитриевич Шишкин и Иван Васильевич Смирнов.

Парламентёр Михъаил Дмитриевич Шишкин. Парламентёр Иван Васильевич Смирнов.

В период Великолукской операции, согласно воспоминаниям, именно в этом месте перешли линию фронта парламентёры М. Д. Шишкин и И. В. Смирнов, направленные советским командованием на переговоры о капитуляции окружённого вражеского гарнизона.

После войны мост, который фашисты не успели разрушить, продолжал выполнять свои функции. В начале 1950-х гг. всего за один день на прежние опоры поставили новую металлическую конструкцию моста, которая стоит и по сей день.

 

2025 год.

Великие Луки. Богдановский мост через Ловать. 2025 год.

Что касается пригородного имения Богдановского (судя по названию, пожалованное его первым владельцем – Богом данное), то первые сведения о нём относятся к 20-м годам 19 века, когда оно было приобретено помещиками Лукомскими.

В 1838 году семнадцатилетняя Екатерина Ниловна Лукомская вышла замуж за отставного полковника Михаила Алексеевича Ратманова. У супругов родилось шестеро детей. Ратмановы в 19 – начале 20 вв. постоянно проживали в усадьбе. На Казанском кладбище у северной стены церкви сохранились захоронения представителей этого дворянского рода.

 

Казанское кладбище. Семейное захоронение дворян Ратмановых.

Казанское кладбище. Семейное захоронение дворян Ратмановых.

Как выглядело Богдановское и какова его судьба? В письме Почётного гражданина г. Великие Луки Андрея Павловича Лопырёва к автору данных строк есть ответы на эти вопросы. «Со стороны Виндавской железной дороги Богдановское было ограждено хорошим деревянным забором на кирпичных столбах.

Сразу за забором начинался старый парк.

 

Аллея парка в Богдановском.
Начало ХХ века.

Аллея парка в Богдановском. Начало ХХ века.

В центре его был пруд, а на середине пруда был романтический остров с античными развалинами.

 

Пруд в имении Богдановском.

Пруд в имении Богдановском.

 

Великие Луки, Казанское кладбище. Могила Ратмановой Екатерины Ниловны.

Великие Луки, Казанское кладбище. Могила Ратмановой Екатерины Ниловны.

Последняя владелица Богдановского, Екатерина Ниловна Ратманова умерла в 1909 году на 89 году жизни и была похоронена на Казанском кладбище. С тех пор имение было заброшено. Отсюда и родилась легенда, будто владелец Богдановского не мог переносить запаха дыма и пыхтения паровозов, проходивших мимо ворот его парка, и сбежал в Ниццу, подальше от тревог наступающей технической революции.

После 1917 года парк Богдановского стал излюбленным местом гуляний великолукской молодёжи. Вначале гуляющие обходили стороной тёмный и немой господский дом. Затем начали робко подниматься на ступеньки террасы и заглядывать в окна. Затем кто-то выбил одно из стёкол, кто-то открыл окно, потом застеклённую дверь. Стали шастать по комнатам и начался грабёж помещичьего дома. Внутри всё было или поломано, или украдено. Когда как-то я вошёл через выломанную дверь с террасы, в комнатах уже ничего не было, со стен свисали клочки обоев, а весь паркет гостиной был усеян какими-то бумагами. Выходя из дома, я увидел в траве, неподалёку от террасы, небольшой сейф с развороченной боковой стенкой.

А как-то ночью, это был, вероятно, двадцатый или двадцать первый год, мы увидели над Богдановским большое зарево: это горел господский дом. А вместе с ним сгорела и старая Россия и ушла в безвозвратное прошлое».

К печальному повествованию добавим, что Богдановский парк погиб в годы последней войны. Сейчас от имения остался только заросший пруд, да ещё название этого небольшого уголка Великих Лук.

 

ВЕЛИКИЕ ЛУКИ, ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ ОРЛОВ (1954)

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: