Народ

в живописи и литературе

 

А. А. Попов.
Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге.
1853.

А. Попов. Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге. 1853.

 

А. Плотнов.
Мир народам.
1969.

А. Попов. Мир народам. 1969.

Великое множество племен и народов на земле назывались по месту их преимущественного обитания, многие отставшие в общественном развитии в зависимости от этого обстоятельства называют себя и до сего дня. Самоназвание приморских чукчей - ан калын («морские жители»), эвенков-оленеводов и охотников-дункан («жители сопок»), бедуины - значит «степные», «жители пустынь», селькупы-шёш куль («таежный человек»), африканские тервины -"лесные", индейцы сенека-нунда-вэ-о-но («великий народ холмов»), индонезийские батаки - «живущие на воде». А восточнославянские раннесредневековые поляне - это «жители полей», дреговичи - «жители болот», древляне - «жителя дебрей, лесов».

Владимир Чивилихин. Память. Собрание сочинений в 4-х томах. Москва, «Современник». 1985. Т. 4.

* * *

 

Александр Иванов.
Явление Христа народу.

Александр Иванов. Явление Христа народу.

Народ:

1. Население, жители той или иной страны, государства.

Всюду в них [городах и посёлках страны] трудятся и обитают люди, разные, самобытные, со своими нравами, характерами и стремлениями. Вместе они составляют народ – могущественный, богатырский. (Кочетов. Журбины.)

2. Нация, национальность, народность.

[В нашей стране] объединились в тесный союз русские, украинцы, белорусы, грузины… и многие другие народы. (С. Вавилов. Советская наука на службе Родине.)

3. Основная трудовая масса населения страны (в эксплуататорских государствах – угнетаемая господствующими классами).

Старик Златовратский любил приютить у себя талантливую молодёжь из народа, из рабочих. (Телешов. Записки писателя.)

4. Люди.

Загуляли мы у градского головы – разный народ был: учителя, чиновники из семинаристов. (А. Островский. Трудовой хлеб.)

Простой народ и чёрный (или подлый) народ – в классовом, эксплуататорском обществе: люди, принадлежащие к неимущим слоям населения (крестьяне, рабочие, ремесленники и т. п.).
На народе – в обществе, при людях, с людьми.

Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1982.

* * *

 

Б. В. Иоганскон.
Наш мудрый вождь, учитель дорогой (И. В. Сталин среди народа в Кремле).
1952.

Б. Иогансон. Наш мудрый вождь, учитель дорогой (И. В. Сталин среди народа в Кремле). 1952.

 

В. Вихтинский, Б. Жуков, Е. Левин, Л. Чернов, Л. Шматько.
Во имя мира. Подписание договора между Советским Союзом и Китайской народной Республикой.
1950.

В. Вихтинский, Б. Жуков, Е. Левин, Л. Чернов, Л. Шматько. Во имя мира. Подписание договора между  Советскийм Союзом и Китайской народной республикой. 1950.

 

В. Ефанов.
Портрет народной артистки СССР Е. Н. Гоголевой.
1946.

В. Ефанов. Портрет народной артистки СССР Е. Н. Гоголевой. 1946.

 

Василий Шульженко.
Ленин и народ.

Василий шульженко. Ленин и народ.

 

Виктор Маторин.
Казнь Пугачева. Прости, народ православный.

Виктор Маторин. Казнь Пугачёва. Прости, народ православный.

 

Д. Налбандян.
Для счастья народа (Заседание Политбюро ЦК ВКП(б)).
1949.

Д. Налбандян. Для счастья народа (Заседание Политбюро ЦК ВКП(б)). 1949.

 

Джованни Баттиста Тьеполо.
Христос перед народом («Се человек»).

Джованни Баттиста Тьеполо. "Христос перед народом" ("Се человек").

Начало истории народа должно обозначаться какими-либо более явственными, уловимыми признаками. Их надобно искать прежде всего в памяти самого народа. Первое, что запомнил о себе народ, и должно указывать путь к началу его истории. Такое воспоминание не бывает случайным, беспричинным. Народ есть население, не только совместно живущее, но и совокупно действующее, имеющее общий язык и общие судьбы. Поэтому в народной памяти обыкновенно надолго удерживаются события, которые впервые коснулись всего народа, в которых весь он принял участие и через это совокупное участие впервые почувствовал себя единым целым. Но такие события обыкновенно не проходят бесследно не только для народной памяти, но и для народной жизни: они выводят составные части народа из разрозненного состояния, соединяют его силы для какой-либо общей цели и закрепляют это соединение какой-либо связующей, для всех обязательной формой общежития. Таковы, по моему мнению, два тесно связанных между собою признака, обозначающих начало истории народа: самое раннее воспоминание его о самом себе и самая ранняя общественная форма, объединившая его в каком-либо совокупном действии.

В. О. Ключевский. Русская история. Москва, «Эксмо». 2005.

* * *

 

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Повсюду благовест гудит, Во Храмы все народ валит; Христос воскрес, Христос воскрес! И звон несётся до небес.

Елизавета бём (Эндаурова). Повсюду благовест гудит, Во Храмы все народ валит; Христос воскрес, Христос воскрес! И звон несётся до небес.

 

И. В. Сталин. Молодые годы. Выступление перед грузинским народом.

И. В. Сталин. Молодые годы. Выступление перед грузинским народом.

 

И. Ропен.
Абрамцево. Интерьер в народном стиле.
1873.

И. Ропен. Абрамцево. Интерьер в народном стиле.

 

Иван Константинович Айвазовский.
Крещение армянского народа. Григорий Просветитель (IV век).

Иван Айвазовский. Крещение армянского народа. Григорий Просветитель (IV век).

 

Исконные народы Сибири. Алтайцы.
Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв. Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.

Исконные народы Сибири. Алтайцы. Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв. Москва. "ОЛМА-ПРЕСС Образование". 2003.

 

Исконные народы Сибири. Нивхи.
Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв. Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.

Исконные народы Сибири. Нивхи. Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв. Москва. "ОЛМА-ПРЕСС Образование". 2003.

 

Исконные народы Сибири. Орочи.
Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв. Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.

Исконные народы Сибири. Орочи. Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв. Москва. "ОЛМА-ПРЕСС Образование". 2003.

 

Исконные народы Сибири. Удегейцы.
Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв. Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.

Исконные народы Сибири.Удегейцыи. Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв. Москва. "ОЛМА-ПРЕСС Образование". 2003.

 

Квентин Массейн.
Пилат выводит Христа к народу.

Квентин Массейн. Пилат выводит Христа к народу.

 

Константин Маковский.
Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге.
1869.

Константин Маковский. Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869.

 

Михаил Нестеров.
На Руси. Душа народа.
1914-1916.

Михаил Нестеров. На Руси. Душа народа. 1914-1916.

 

Н. Ульянов.
Народный артист СССР К. С. Станиславский за работой.
1947.

Н. Ульянов. Народный артист СССР К. С. Станиславский за работой. 1947.

 

Народная женская одежда. Великороссы Архангельской и Вологодской губерний.

Народная женская одежда. Великороссы Архангельской и Вологодской губерний.

 

Народная женская одежда. Великороссы Владимирской и Нижегородской губерний.

Народная женская одежда. Великороссы Владимирской и Нижегородской губерний.

 

Народная женская одежда. Великороссы Курской и Орловской губерний.

Народная женская одежда. Великороссы Курской и Орловской губерний.

 

Народная женская одежда. Великороссы Московской и Тверской губерний.

Народная женская одежда. Великороссы Московской и Тверской губерний.

 

Народная женская одежда. Великороссы Псковской и Новгородской губерний.

Народная женская одежда. Великороссы Псковской и Новгородской губерний.

 

Народная женская одежда. Великороссы Ярославской и Костромской губерний.

Народная женская одежда. Великороссы Ярославской и Костромской губерний.

 

Народное празднество на девичьем поле во время коронации Николая I в 1826 году.
Раскрашенная литография.

Народное празнество на девичьем поле во время коронации Николая I в 1826 году. Раскрашенная литография.

 

Николай Петрович Богданов-Бельский.
Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского.
1895.

Николай Богданов-Бельский. Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского. 1895.

 

... 2

 

НАРОД

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: