- 2 -

Лошадь

в живописи и литературе

 

Александр Осипович Орловский.
«Лежащая лошадь».
1813.
Музей «Собрание» Д. М. Якобашвили, Москва.

Александр Осипович Орловский. "Лежащая лошадь". 1813. Музей "Собрание" Д. М. Якобашвили, Москва.

Он был стар, они были молоды; он был худ, они были сыты; он был скучен, они были веселы. Стало быть, он был совсем чужой, посторонний, совсем другое существо, и нельзя было жалеть его. Лошади жалеют только самих себя и изредка только тех, в шкуре кого они себя легко могут представить. Но ведь не виноват же был пегий мерин в том, что он был стар и тощ и уродлив?.. Казалось бы, что нет. Но по-лошадиному он был виноват, и правы были всегда только те, которые были сильны, молоды и счастливы, те, у которых было все впереди, те, у которых от ненужного напряженья дрожал каждый мускул и колом поднимался хвост кверху. Может быть, что и сам пегий мерин понимал это и в спокойные минуты соглашался, что он виноват тем, что прожил уже жизнь, что ему надо платить за эту жизнь; но он все-таки был лошадь и не мог удерживаться часто от чувств оскорбленья, грусти и негодованья, глядя на всю эту молодежь, казнившую его за то самое, чему все они будут подлежать в конце жизни.

Лев Толстой. «Холстомер. История лошади».

* * *

 

Александр Осипович Орловский.
«Два крестьянина на лошади».
1824.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Александр Осипович Орловский. "Два крестьянина на лошади".

Иван Андреевич Крылов. «Крестьянин и Лошадь».

Крестьянин засевал овёс;
То видя, Лошадь молодая
Так про себя ворчала, рассуждая:
«За делом столько он овса сюда принёс!
Вот, говорят, что люди нас умнее.
Что может быть безумней и смешнее,
Как поле целое изрыть,
Чтоб после рассорить
На нём овёс свой попустому?
Стравил бы он его иль мне, или гнедому;
Хоть курам бы его он вздумал разбросать,
Всё было б более похоже то на стать;
Хоть спрятал бы его: я видела б в том скупость;
А попусту бросать! Нет, это просто глупость».
Вот к осени меж; тем овёс тот убран был,
И наш Крестьянин им того ж Коня кормил.
Читатель! Верно, нет сомненья,
Что не одобришь ты конева рассужденья;
Но с самой древности, в наш даже век,
Не так ли дерзко человек
О воле судит Провиденья,
В безумной слепоте своей,
Не ведая его ни цели, ни путей?

* * *

 

Карл Верне.
«Казак с лошадью на площади Людовика XV в Париже».
1815.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Карл Верне. "Казак слошадью на площади Людовика XV в Париже". 1815. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Государь сильно натянул повод, закусил губы, плашмя и свободно опустил вниз палаш и сдержанным троттом* отъехал на ближайшую дистанцию к полку, на то место, с которого обыкновенно пропускал полки мимо себя церемониальным маршем. (*Тротт – в выездке лошадей шаг за шагом (нем.).)

Всеволод Крестовский. «Деды».

* * *

 

Карл Павлович  Брюллов.
«Раненый грек, упавший с лошади».
1835.

Карл Павлович Брюллов. "Раненый грек, упавший с лошади". 1835.

У некоторых домашних животных дикие предки в природе исчезли. Пример – лошадь. Но домашние лошади, лишённые человеческой опеки, в природе не пропадут.

Виталий Песков. «Приобщение ко двору». «Комсомольская правда». 21 января 1994 год.

* * *

 

Жозеф Йодокус Мёренхаут.
«Извозчик, кормящий лошадей».
1836.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Жлзеф Йодокус Мёренхаут. "Извозчик, кормящий лошадей". 1836. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

На конях надо оставлять оброти или уздечки и связывать их чембурами*. (*Оброть – кожаное наголовье лошади без удил; чембур – ремень, идущий от уздечки, для привязывания лошади.)

Василий Ян. «Нашествие Батыя».

* * *

 

Адольф Менцель.
«Запряжённая лошадь».
Около 1840.
Музей Берггрюна, Берлин.

Адольф Менцель. "Запряжённая лошадь". Около 1840. Музей Берггрюна, Берлин.

Тихо лошадь трусит.
Будто вижу себя на картинке
Средь летних полей…

Басё.

* * *

 

Альбрехт Адам.
«Лошади у крыльца».
1843.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Альбрехт Адам. "Лошади у крыльца". 1843. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

«Крепки, как ногти». «Время. События. Люди. Загадочные животные».

 

Гюстав Курбе.
«Пейзаж с мёртвой лошадью».
Вторая половина 1850-х.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Гюстав Курбе. "Пейзаж с мёртвой лошадью". Вторая половина 1850-х. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

«Умный Ганс и другие мыслящие животные». «Время. События. Люди. Загадочные животные».

 

Василий Григорьевич Перов.
«Генерал, требующий лошадей».
Эскиз картины «Сцена на почтовой станции».
1866.

Василий Григорьевич Перов. "Генерал, требующий лошадей". Эскиз картины "Сцена на почтовой станции". 1866.

Мала ростом, нестроевичка*, полвершка нету, а уж резва – неподобно! (*Нестроевичка – нестроевая лошадь. В царское время казак должен был отбывать военную службу на своей лошади, ростом не меньше двух аршин и полвершка.)

Михаил Шолохов. «Поднятая целина».

* * *

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Швейцарский пейзаж с лошадьми».
Не позже 1867.

Алексей Кондратьевич Саврасов. "Швейцарский пейзаж с лошадьми". Не позже 1867.

Лошадка-мама –
как она сторожит у ручья,
пока жеребёнок пьёт!..

Исса
* * *

 

1 ... 3 4 5

 

ЛОШАДЬ

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: